Смерть старухи процентщицы цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Пришел к старухе Алене Ивановне, убил ее, тут вернулась беременная Лизавета, сестра процентщицы, он и ее убил.

Раскольников звонит в дверь старухи три раза. Старуха спрашивает, кто пришел, и настороженно открывает дверь. Раскольников входит в квартиру старухи. Он в волнении проходит без приглашения в комнату старухи, чтобы показать то, что принес заложить. Старуха с испугом следует за ним. Раскольников дает старухе подделанный "заклад". Он отворачивается к окну, чтобы раскрыть обертку. Раскольников достает топор из петли в пальто и ударяет по голове старухе. Старуха вскрикнула, "осела к полу", поднесла руки к голове, держа в одной руке "заклад" Раскольникова. Раскольников ударяет старуху топором еще 2 раза по темени. Старуха упала. Раскольников кладет топор возле убитой. Достает из ее правого кармана ключи и побежал с ними в спальню. Возвращается в комнату, чтобы убедиться, что старуха мертва. Он замахивается над старухой топором, но опускает его. Ему очевидно, что старуха мертва. На шее у старухи он замечает шнурок. Он замахивается топором, чтобы сорвать шнурок, но не решается. Он разрезает шнурок с помощью топора, не касаясь тела топором. На шнурке он находит два креста (кипарисный и медный), "финифтяный" образок и набитый кошелек. Кресты он сбрасывает на старуху, кошелек засовывает в карман. Он забирает с собой топор и снова идет в спальню старухи. Он пытается открыть комод ключами, которые достал из кармана старухи. Ему не удается. Он лезет под кровать в поисках "укладки" (сундука). Найдя укладку, он открывает ее одним из ключей. Между одеждой он находит золотые драгоценности. Он набивает ими карманы пальто и панталон, но не успевает много взять. Он слышит шаги в комнате, где лежит старуха. Он слышит легкий крик, потом молчание. Раскольников берет топор и выбегает из спальни. Лизавета, сестра старухи, стоит в комнате и сморит на убитую сестру. Она молча в оцепенении начинает отодвигаться от Раскольникова. Раскольников убивает ее топором, ударяя по голове. Бежит в прихожую, замечая на кухне ведро с водой. Опускает топор в ведро, чтобы отмыть кровь. Берет на окошке мыло и отмывает руки прямо в ведре. Оттирает кровь с топора. Вытирает топор бельем, которое сушится на веревке. Вкладывает топор в петлю в пальто. Он осматривает одежду и сапоги. Вытирает пятна на сапогах намоченной тряпкой. Он бежит в переднюю и обнаружил, что входная дверь была все это время открыта. Он закрывает дверь, затем снова открывает ее и выходит. Начав спускаться, он слышит голоса людей в подъезде. Люди поднимаются на его этаж. Раскольников успевает спрятаться в квартире и закрывает дверь. Неизвестный человек звонит в дверь старухи. Затем к квартире подходит еще один человек. Они возмущаются тем, что старуха не открывает дверь. Уходят. Раскольников спускается по лестнице и пережидает какое-то время в пустой открытой квартире. Раскольников выходит из дома и идет на улицу. Приходит домой, возвращает топор в дворницкую и идет к себе в каморку. Бросается на диван в изнеможении. Засыпает

как?Ученик (184) 3 года назад В какой это главе и сцене? Остальные ответы

Часть I. Глава VII

Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. Тут Раскольников потерялся и сделал было важную ошибку.

Опасаясь, что старуха испугается того, что они одни, и не надеясь, что вид его ее разуверит, он взялся за дверь и потянул ее к себе, чтобы старуха как-нибудь не вздумала опять запереться. Увидя это, она не рванула дверь к себе обратно, но не выпустила и ручку замка, так что он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу. Видя же, что она стоит в дверях поперек и не дает ему пройти, он пошел прямо на нее. Та отскочила в испуге, хотела было что-то сказать, но как будто не смогла и смотрела на него во все глаза.

Может я, конечно, сейчас ляпну глупость с вашей точки зрения.. .Но все равно скажу. Почитайте-ка ВСЮ книгу, ей-богу, полезное дело! Потому что если вы прочтете только сцену убийства, ничерта смысла происходящего в ней не поймете.

Следующая цитата

Сцена преступления Раскольникова в романе "Преступление и наказание": сцена убийства процентщицы

  • подготовка Раскольникова к преступлению
  • убийство старухи и ее сестры Лизаветы и ограбление
  • побег Раскольникова с места преступления
1. Подготовка к преступлению Перед тем как совершить преступление, Раскольников готовится к нему. Он заранее обдумывает как и с помощью чего совершить задуманное. Перед преступлением Раскольников делает петлю для топора, чтобы скрыть его под пальто. Также он делает подобие заклада, фальшивый заклад, который затем несет старухе-процентщице. Молодой человек незаметно берет топор в дворницкой и идет к старухе. Недоверчивая старуха с осторожностью пускает его в квартиру. Она думает, что Раскольников, как и все клиенты, снова хочет что-то заложить у нее. 2. Сцена преступления Раскольникова Войдя в квартиру старухи, Раскольников отдает ей свой ненастоящий, фальшивый заклад. Когда женщина поворачивается спиной к нему, он замахивается на нее топором и попадает прямо в темя. Затем он еще 2 раза ударяет жертву по голове. Убедившись, что старуха убита, Раскольников снимает кошелек с ее шеи. В ее спальне он отыскивает драгоценности и деньги, спрятанные в сундуке. Вдруг в этот момент в квартиру возвращается Лизавета. Раскольников видит, что она стоит возле тела убитой сестры. Молодой человек боится, что она испортит его план. Он убивает бедную Лизавету топором. 3. Побег с места преступления

На кухне у старухи Раскольников быстро отмывает топор от крови в ведре воды. Он также моет руки с мылом. Затем он вешает топор в петлю под пальто, после чего вытирает пятна крови на сапогах.

Родион готовится уйти, но слышит чьи-то голоса на лестничной площадке. Какие-то люди поднимаются наверх к квартире процентщицы. Раскольников запирает квартиру изнутри и стоит у двери. Вдруг два человека стучатся в дверь к старухе. Не получив ответа, они подозревают что-то странное (так как старуха обычно сидит дома) и уходят, чтобы позвать кого-то на помощь.

Тем временем Раскольников идет на отчаянный шаг и выбегает из квартиры старухи. Он замечает пустую квартиру на втором этаже, где работают маляры, и прячется в этой квартире за дверью. Он ждет, когда те люди снова поднимутся к старухе и таким образом он не пересечется с ними. Убедившись, что свидетелей нет, Раскольников покидает здание и возвращается к себе домой.

Вернувшись в свой дом, Раскольников незаметно возвращает топор в кухню хозяйки, поднимается в свою каморку и ложится спать.

Следующая цитата

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает, что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том, что сможет реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело: “Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”. Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления. Раскольниковым теоретически был продуман каждый его практический шаг. Были сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи. Была сделана "проба", во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Все шаги к преступлению, которое готовил герой, приводят его к мысли: он прав, отступать нельзя. Но Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы ("он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на лестницу"). Стихийность и в самом убийстве ("расстегнул пальто и высвободил топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось, как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова как бы закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом" Состояние страха и ужаса, которые ощущает герой, закономерны. Само действие убийства человеком человека уже противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил ошибку. На мгновение герою захотелось всё бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелёк; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на пробе. Старуха убита. Вроде всё, что хотел герой, сделано. Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал "кровь по совести". Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Получается, что Раскольников ударил топором не только по старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и Лизавету - ту самую “униженную и оскорбленную”, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор. С этого времени в душе Раскольникова, раздираемой муками совести, поселяется страх перед разоблачением, который травит его изо дня в день и не дает почувствовать ту свободу, к которой он так стремился.

Остальные ответы

Боюсь подумать, чем соска соска отплатит за такую услугу.

Я тут как раз оперетту сочиняю по этому эпизоду.
На музыку Юрия Антонова.
Раскольников. Если выйдешь ты мне навстречу, топором тебя покалечу.
Алена Ивановна. Если в дождь такой ждать ты будешь, значит топором ты зарубишь.

Следующая цитата

В измученном мозгу главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова родилась страшная теория, основная мысль которой оправдывает убийство ради общего блага представителем «высшей» категории людей человека «ненужного».

Образ старухи-процентщицы

Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет. Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение. Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.

Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог.

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души.

Роль в сюжете

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и отвращение. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок». Отвратительную, болезненную бабку, которая итак скоро распрощается с жизнью, вряд ли кому-то станет жалко. К несчастью, незапланированной жертвой становится Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности. Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».

Спор студента с офицером о старухе

. Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

Читайте также: