Сквозь снег цитаты из фильма

Обновлено: 28.03.2024

Мы ценим корейские фильмы за тот реализм, который нам предлагают представить с максимальной жестокостью и бескомпромиссностью. И если смириться с условностями показанной ленты, то самый большой недостаток это концовка. Режиссером фильма выступил Пон Чжун ХО, который попытался раскрыть, как бы общество смогло существовать в замкнутом пространстве и ограниченными ресурсами.

Фильм сквозь снег рассказывает о неудачной попытке людей остановить глобальное потепление, путем распыления специального агента в атмосфере, после распыления температура резка начала падать и через 500 дней наступил новый ледниковый период.

фото из Яндекса фото из Яндекса

Горстке людей удается спастись в огромном поезде, который представляет из себя закрытую экосистему, настоящий ковчег, с производством питания как для богатых, так и для бедных, поезд циркулирует по всей планете, в «голове» живет аристократия и богатеи, в «хвосте» нищета, которая рассматривается режиссером как пролетариат в капиталистическом обществе.

карта следования поезда фото из Яндекса карта следования поезда фото из Яндекса

И уже на этом этапе начинаются проблемы, где вымысел автора далеко не логичен, вопрос напрашивается сам собой – зачем был построен такой поезд, кто построил железную дорогу, тем более в такой короткий срок. Почему бы не остановить поезда в крупном городе, и обустраивать жилище вокруг него, греться энергией работающего на холостом ходу локомотива, но нет это видимо так не работает. На таком сложном техническом изделии практически никто не работает, не ведется изнуряющее обслуживание элементов поезда, не производится медицинское обслуживание, отсутствует уборка помещений и прочие жизненно важные мероприятия. Из работников поезда были показаны разве что производители пищи и естественно полиция, она же служба безопасности, которая не занимается ничем иным как притесняет местную бедноту.

фото из Яндекса фото из Яндекса

С момента старта поезда прошло 18 лет, однако уже происходит ритуализация отношений к движущим элементам поезда и возведение в сан святых управляющего поездом – Уилфорда.

Лидер бедноты - Кёртис поднимает восстание с целью восстановления социальной справедливости, у лидеров сопротивления есть сочувствующие в головных вагонах, и периодически сопротивление получает сведения о состоянии охраны.

фото из Яндекса фото из Яндекса

Во время очередного рейда представитель элиты – Мэйсон унижает бедноту, и заставляя одного из пассажиров высунуть руку наружу, что бы показать что творится за бортом, рука превращается в ледышку, и служба охраны отрубает ее молотом, позднее под предлогом медицинских осмотров из последних вагонов забирают детей, это и служит началом бунта. Люди пробираются в пищевой блок и узнают чем же их кормят, однако непонятно, откуда берется так много сырья, для производства протеиновых батончиков, которыми кормят всех, кто в корме.

Фото из Яндекса Фото из Яндекса

По ходу действия фильма героям все же удается добраться до локомотива, и главный герой Кёртис получает предложение от главного злодея Уилфорда занять его место и управлять поездом, хотя сам антагонист жарит стейки и у него нет никаких элементов управления, как производится контроль за движением поезда - не ясно. В это же самое время выясняется, что поезд движется за счет рабского труда детей, которых уводят из хвостовых отсеков. В это же время спутники Кёртиса взрывают дверь локомотива, и поезд сносит лавиной, все кроме девочки наркоманки и маленького мальчика погибают. Они выходят на улицу, выясняется, что там не так уж и холодно и им попадается белый медведь, выживание человечества ставится под вопрос…

фото из Яндекса фото из Яндекса

Режиссер после премьеры, во время одного из интервью Пон Чжун ХО признался, что хотел снять аллегорию на современное общество, и на возможность возрождения человечества новыми Адамом и Евой. На мой взгляд получилось так себе.

Если бы концовку сняли немного по другому, допустим прошло не 18 лет со дня старта поезда, а 90 лет, то есть произошла смена поколений, это бы объяснило возведения в культ техническую часть поезда, и двигатель и Уилфорд стали бы святыми. Если бы Уилфорд был не тем, кто построил поезд, а к примеру это его сын или иной человек, преемник, который называет себя Уилфордом, стал бы понятен тот трепет, который испытывают к нему не посвященные служители веры, по совместительству местная знать, если бы Кёртиз принял предложение Уилфорда, стал управлять поездом, и выяснилось бы к примеру что вся полиция, это выросшие украденные дети, с промытыми мозгами, стало бы значительно интереснее.

Несмотря на все недостатки, если отбросить условности, фильм удачен своей идеей анти утопии, оценка 5,5/10. Делитесь мнениями каким бы вы хотели видеть концовку данного фильма, всем удачи.

Следующая цитата

Для изображения фантастического будущего режиссер использует оригинальный приём: отсылки к распространённым конспирологическим теориям; ими пронизана буквально вся показанная история.

Химтрейлы

Уже первые кадры фильма заставляют зрителя вспомнить о так называемых химтрейлах. Это следы от самолетов, которые, как считают некоторые, содержат химические вещества для воздействия на окружающую среду или даже людей.

В предыстории фильма нам сообщают, что в борьбе с «глобальным потеплением», при помощи распыления в атмосфере реагентов, человечество не учло всех факторов и последствий своей «борьбы» и получило в результате совершенно обратный эффект.

Позднее станет понятно, что эффект был вполне закономерный. Так что поговорка «за что боролись, на то и напоролись» в контексте фильма приобретает характер неизбежного закона функционирования социума.

Впрочем, тема борьбы с глобальным потеплением при помощи распыления реагентов имеет непосредственное отношение к реальности. Как известно, ученые при финансовой поддержке Билла Гейтса собираются провести эксперимент и выбросить в атмосферу мельчайшие частицы мела, чтобы блокировать часть солнечных лучей и таким образом снизить температуру в атмосфере земли.

Но вернёмся к фильму.

Главный герой по имени Кертис, вдохновившись идеями своего «духовного наставника» Гилиама, мобилизует «протестные настроения», царящие в хвосте поезда. Цель протестующих – добраться до головы состава, где находится уникальный «вечный двигатель» поезда и откуда всем управляет мистер Уилфорд.

Уилфорд является создателем и самого поезда, и железной дороги, по которой тот курсирует, огибая за год весь мир. 1:09:10

Воля к жизни

Спасти планету?

Фильм также напоминает нам, что действие происходит на умирающей планете.
Человечество уже давно себя считает королём и завоевателем планеты, постоянно сначала разрушая планету, а потом пытаясь её спасти. Но сама по себе планета не умрёт после того, как человечество сгинет, и ни одна машина, которую мы можем построить, не сможет уберечь нас от катастрофы. Фильм является напоминанием этому. Как говорит сам режиссер: «Внутри поезда детям говорят, что на улицу нельзя выходить, иначе погибнешь. Но на самом деле жизнь возвращается. Вечна только природа, а не поезд и не двигатель. Именно поэтому мы видим полярного медведя в конце». Более того, именно природа заковала человека во льдах после неудачного эксперимента, а не те действия, которые происходили в конце. Да, люди были способны поддерживать жизнь внутри поезда на протяжении нескольких поколений после холодного апокалипсиса, но в конце всё равно все отправились к праотцам. Всё верно: погибли все. Это подтверждает сам Чжун Хо. «В конце все погибают, и это довольно жестоко. Но это же – научная фантастика. Если не рассматривать подобные идеи в контексте научной фантастики, то где же ещё?» Если он видит в этом один из возможных вариантов развития человечества, то это будет весьма печальное будущее. Но не теряйте надежды.

Мэйсон

Между Уилфордом, который находится в верхней точке социальной иерархии и остальным обществом, помещается Министр Мэйсон, которая поддерживает установленный в обществе порядок.


«У всех предопределенное место» 18:21

Нетрудно догадаться, что говорящее имя министра, Мэйсон, это отсылка к конспирологической теории о том, что миром управляют масоны. На принадлежность министра к масонам также намекает формула «И это так», которую она постоянно повторяет. Это отсылка к масонской формуле «Да будет так».

По мере продвижения, Кертис получает анонимные записки с подсказками, необходимыми для перемещения между вагонами. Ведь путь от социальных низов к вершине власти весьма тернистый и тщательно охраняемый, поэтому без инсайдерской информации не обойтись.

К отсеку водоснабжения повстанцы добираются как раз в канун нового года. Силы, с которыми они сталкиваются, демонстративно вспарывают живот рыбе, что, вероятно, должно символизировать переход от эры Рыб (ассоциируемой с христианством) к эре Водолея, в которую должен произойти синтез научного мировоззрения и различных религиозных учений.

Несмотря на помощь неизвестного «доброжелателя», протестующим приходится преодолевать ожесточенное сопротивление «силовых структур». Но что поделать: революция требует жертв! В фильме даже озвучивается конкретное число людей, которыми необходимо пожертвовать во имя «успеха революции».

«Ровно 74% из вас должны умереть». 48:40

В связи с этим уместно вспомнить об одном загадочном сооружении, построенном неизвестным заказчиком в 1979 году в США. Так называемые Скрижали Джорджии.


Первые два пункта этих скрижалей гласят:

  1. Пусть земное население никогда не превышает 500.000.000, пребывая в постоянном равновесии с природой
  2. Разумно регулируйте рождаемость, повышая ценность жизненной подготовки и многообразия человечества

И последний пункт:

10. Не будьте раковой опухолью для земли, природе тоже оставьте место!

Как видим, идея о контроле над популяцией – это не фантастика, а заповедь, высеченная в камне.

Контроль воды

Далее фильм затрагивает тему контроля водных ресурсов. 38:55

Повстанцы хотят получить контроль над водой, чтобы получить преимущество. Но затем выясняется, что источник воды тоже находится в голове состава, то есть, контролируется элитами. 57:57

Идею передать в руки корпораций контроль за расходом мировых запасов воды высказывал бывший генеральный директор корпорации Nestle Питер Брабек. Так что это один из реалистичных вариантов развития экономики.

Уилфорд и его убеждения


Ведь низами общества легко манипулировать. Не имея окон в своих вагонах, находясь в состоянии постоянного голода и стресса от произвола надсмотрщиков, эти люди готовы пойти на любые жертвы, дабы хоть как-то изменить существующий порядок вещей. Тем более, если сам протест проходит под благовидными лозунгами.

Что характерно, Уилфорд даже предлагает Кертису занять его место и тот почти соглашается на его предложение. Это показывает, как легко еще вчерашнего революционера можно вовлечь в систему управления обществом, против которой он и боролся.

Как уже говорилось в видео по фильму «Матрица», лидер — не тот, кто ведёт людей на баррикады. Это делает герой, а лидер остаётся в тени и руководит. Выполнив задачу, поставленную лидером, герой может занять его место.

Уилфорд убеждён, что поезд должен продолжать нестись сквозь снег, пространство и время, поочередно сменяя смотрителей за двигателем. А их главной задачей должно быть поддержание баланса «страха и ужаса» или их искусственное создание с помощью революций, войн и прочих мерзостей.

«Перед и хвост должны работать сообща» 1:39:50

Уилфорд вкладывает в эти слова только тот смысл, который позволяет ему сохранять статус кво. Он, как и те борцы с «глобальным потеплением», берет на себя явно не принадлежащие ему обязательства по «естественному отбору». При этом выставляя «пассажиров» хвостовых вагонов как главных виновников и «глобального потепления», и нарушенного «баланса» в поезде.

Но даже если допустить, что подобной идеологии можно найти оправдание в пределах поезда, как вынужденного способа спасения человеческой расы, то есть ли ей какое-либо обоснование для существования уже во внешнем мире?

Вероятно, Уилфорд сколотил свою империю еще до начала «Апокалипсиса» именно благодаря определенному мировоззрению и подходу к делу. Такие как он и сейчас строят свои капиталы за счет людей и их рабского труда в странах третьего мира (в хвосте поезда), реализуя затем их дешевую продукцию в развитых странах (головных вагонах). Это они называют «свободным рынком».

Есть ли она вообще в рамках этого поезда, если вне зависимости от того, кто им управляет, пункт назначения остается неизменным? Разве не удивительно, что человечество в фильме совместными усилиями смогло построить «вечный двигатель», но при этом ему не хватило ума создать общество изобилия для каждого из «пассажиров»?

Заключение

Описанная в фильме система контроля не стоит на месте. Она учитывает изменения настроений в обществе, ведь все больше людей начинают понимать, что проблема лежит не столько в том, кого олицетворяет Уилфорд, сколько в выстроенной им системе и самом «поезде».

Пока общество не созрело для очередного «спускания пара», этих протестующих будут демонстративно «разгонять водометами» и отправлять в места не столь отдаленные. А заодно и пиарить, делая своего рода «скрытую рекламу» для продвигаемых ими идей.

Впрочем, сам формат проведения революций скорее всего тоже изменится. В интернет-эпоху уже появляются такие термины как «диванные-войска», и все Кертисы давно уже по эту сторону монитора. Кто нынче готов идти «сражаться» за чьи-то идеалы, поставив под удар собственную «зону комфорта»? Все «противостояния» теперь происходят исключительно медийно, в интернете. Так что и революции будущего будут происходить тут же.

Как бы то ни было, суть контролируемых революций останется неизменной – обеспечить возможность поезду ехать дальше.

Радикальное послание

Но одно мы поняли наверняка. Фильм Сквозь снег – это не просто интересная научная фантастика. Он является лакмусовой бумажкой глобальной структуры социоэкономики, а также смелым взглядом на извечную борьбу человека против сил природы. Но в основу фильма, всё же, легло радикальное послание, скрытое в глубине: единственным способом восстановить общество является разрушение всех его основ. И это проявляется не только в том, что все обитатели поезда погибают после лавины – сам по себе поезд уже умирал. Двигатель отказывает, система разрушается и вымирание неизбежно. Вне зависимости от того, насколько усердно главные герои пытаются пробиться к первому вагону – нет надежды на решение механических проблем поезда. Он не должен был служить вечно, а фильм намекает на то, что холодная перезагрузка – это единственный способ решить проблемы общества. Само собой, эта идея никогда бы не сработала на большом экране без элемента развлечения аудитории, поэтому даже учитывая серьёзные жизненные вопросы, фильм всё равно остаётся хорошим триллером.

Великая сила двигателя

На протяжении всего фильма нам говорят, что великий двигатель, который даёт жизнь поезду, вечен, поэтому зрители верит в то, что это какой-то сверхтехнологичный механизм. Но в конце мы узнаём, что дело вовсе не в этом. Двигатель поезда на самом деле работает за счёт детской силы.
Под полами машинного отделения скрываются дети рабы. Это может выглядеть карикатурно на первый взгляд, но некоторые зрители углядели в этом более глубокое послание. В XIX веке и в начале XX-го, к примеру, в Соединённых Штатах, Европе и нескольких колониях по всему миру широко использовали детский труд, а Международная организация труда утверждает, что 152 млн детей по всему миру до сих пор являются заложниками этой ситуации. Учитывая, что режиссёр Пон Чжун Хо с помощью своего фильма делал своеобразный срез общества, концепция детского труда явно не была совпадением.

Следующая цитата

Довольно быстро приходит понимание того, что социальная структура внутри поезда отражает современное мировое сообщество. Здесь есть те, кто довольствуется всем, и те, кому почти ничего не достаётся. Располагаются они в определенной социоэкономической последовательности. Богатая элита поезда живет ближе к началу, а бедные его обитатели находится в хвосте. У всех очень ограниченное пространство, также как и на Земле, только в других масштабах. Режиссёр сказал Vulture, что эти параллели не случайны: «Я хотел подчеркнуть идею того, что поезд является тюрьмой на колёсах для всех. Здесь очень много персонажей, но все они застряли в одном месте. Они говорят, что хотят продвигаться к началу и сражаются за это место, но, всё равно, они остаются внутри поезда». Это физическое распределение социально-экономических классов довольно интересное: чем ближе к началу, тем лучше условия, Но чем ближе к концу, тем хуже сами люди. И это – не единственный аспект, которой режиссер позаимствовал у реального мира.

Следующая цитата

Согласно сюжету, известный нам Мир стал снежной пустыней с температурой, не предполагающей никакой жизни.

Ок, допустим. Но почему?

В начале сериала жуется что-то о техногенной катастрофе. Однако на подробности рассчитывать не приходится. Обычно сценарии всемирного обледенения и холодного апокалипсиса предполагают проблемы с Солнцем (оно трагически гаснет или Земля меняет свою траекторию - в любом случае они становятся как дельфин и русалка "не пара"). В нашей же истории мы неоднократно видим, что за окном - прекрасная солнечная погода и пасторальные картинки в духе горнолыжных курортов.

Что тогда произошло? Секрет. Может, сценаристы сосредоточили все свое внимание на логике жизни внутри нашего железного ковчега, а не снаружи?

Ошибка №2 - отсутствие логики в социальной стратификации общества внутри поезда

Что же мы видим внутри?

Чинные приемы пищи в вагоне-ресторане, меха, вечерние платья - а не пора ли отдать свои места в первом классе новой элите? Чинные приемы пищи в вагоне-ресторане, меха, вечерние платья - а не пора ли отдать свои места в первом классе новой элите?

Наш паровозик Чух-Чух снабжен 1001 вагоном и ездит прямо как в детской железной дороге по кругу уже 7 лет. За эти годы беспрестанного путешествия сложившееся еще в начале пути классовое распределение не подверглось никаким явным изменениям.

В первом классе со всем комфортом едут спонсоры, благодаря которым был построен поезд. Хотя какой теперь от них прок? Свои деньги они уже однажды отдали, а ни к какой другой работе более не приспособлены. Не было бы более логичным избавиться от этого избалованного балласта, не имеющего толком ни оружия, ни реальной власти, обеспечив возможность социального лифта новым героям: агрономам, врачам, учителям, инженерам? Т.е. тем, кто реально жизненно необходим, и без кого путешествие вмиг станет голодным, холодным и в принципе невозможным?

Но нет: все те, кто обеспечивают реальное выживание человечества как вида живут в стесненных условиях 3-го класса. Правда, есть размещение и похуже - это хвост.

Ошибка №3 - зачем вообще Хвост?

Какой смысл постоянно подвергать себя опасности и тратить драгоценный ресурс на "хвостовиков"? Какой смысл постоянно подвергать себя опасности и тратить драгоценный ресурс на "хвостовиков"?

Не считая того, что именно недовольные создают движуху (как в сериале, так и в истории человечества), зачем в поезде хвост?

Хвост - это последние вагоны, в которых зачем-то продолжают везти тех, кто попал на ковчег незаконно, т.е. без билета. Там влачат свое голодное, грязное и практически бесперспективное существование "зайцы" поезда, проникшие в него самозахватом мест, причем в приличном таком количестве.

Обитатели хвоста, что странно, практически не привлекаются к работе, однако, постоянно обеспечивают поезд революционной пассионарностью.

Зачем сохранять жизнь этим дармоедам-экстремистам остается еще одной загадкой, т.к. особым гуманизмом в поезде вроде никто не страдает? Очередной вопрос без ответа.

Читайте также: