Символичность пьесы вишневый сад с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

Русский писатель Антон Павлович Чехов является автором произведений, которые, по оценкам литературных критиков, относятся к классическим сочинениям русской литературы. Одним из произведений Чехова является пьеса «Вишневый сад». Это произведение в среде литературных критиков считается заметным среди разных сочинений писателя. В критических работах о произведениях Чехова поднимаются разные вопросы и обсуждаются разные темы вокруг пьесы «Вишневый сад». Одной из таких обсуждаемых тем является смысл названия пьесы.

Есть сведения, что сам Чехов придавал большое значение названию произведения «Вишневый сад». Можно найти информацию, согласно которой автор особенно обращал внимание, что пьеса называется именно «Вишнёвый сад», что слово вишнёвый нужно произносить и писать через букву ё. Можно встретить мнение, что это объясняется предполагаемыми критиками разными пониманиями слова «вишневый», когда оно пишется через букву е или через букву ё.

Автор придумал разных героев пьесы, и все они выражают свое отношение к вишневому саду. По сюжету произведения вишневый сад находится в имении главной героини Раневской. Этот сад продается. Его собирается купить купец Лопахин. Это событие Чехов использует, чтобы написать, как герои пьесы относятся к вишневому саду. Через вишневый сад автор хочет раскрыть характеры придуманных им героев. Например, Чехов пишет, для Раневской и ее брата Гаева с садом связаны воспоминания детства, поэтому они не хотели бы его продавать. Автор придумал несколько монологов об этом саде. Но продажа по сюжету должна состояться. Этим, как считают литературные критики, Чехов хотел показать, что наступают изменения, приходит новое. Автор пишет, что более молодые герои в целом достаточно спокойно воспринимают продажу вишневого сада, у них не так уж много воспоминаний об этом саде. В разговорах о вишневом саде автор озвучивает разные мнения и по тем другим темам, которые затрагиваются.

В пьесе Чехов от имени героев пишет об этом саде. Как считают литературные критики, автор таким путем не только раскрывает характеры персонажей, но и высказывает свое мнение по разным волнующим его вопросам. В начале двадцатого века в литературе обсуждались разные темы. И Чехов в пьесе через разговоры о вишневом саде тоже обращается к разным темам. Такие мнения можно встретить о смысле названия пьесы «Вишневый сад».

2 вариант

«Вишневый сад» - комедийная пьеса А. П. Чехова. Эта пьеса стала одной из самых известных среди русских пьес. Для А. П. Чехова она стала завершением его творчества, так как была написана незадолго до его смерти.

Действие пьесы разворачивается в имении Раневской Любови Андреевны, вернувшейся на родину вместе с дочерью после продолжительного проживания во Франции. Гордостью имения является тот самый вишневый сад, в честь которого не только была названа сама пьеса, он также стал символом России того времени в целом. Написание пьесы пришлось как раз на переломный момент в истории страны, который характеризовался наступлением новой эпохи, временем, когда прежние устои уже устарели, а новый жизненный уклад еще не сложился. Казалось, будто в это время жизнь затихла в ожидании чего - то нового и неизвестного.

Герои пьесы принадлежат к двум разным поколениям и именно поэтому представители разных поколений по-разному относятся к ожиданию перемен, одни с надеждой на светлое будущее, а другие с опаской.

Через описание того, как каждый из героев воспринимает вишневый сад Чехов показывает характеры героев.

Вишневый сад Любови Андреевны символизирует то самое прощание с прошлым, которое предстоит пережить всей стране, ведь ей придется за долги расстаться со своим имением. Избежать этого можно лишь вырубив вишневый сад, который так дорог героине и сдавать участки земли дачникам. Именно таким способом ей предлагает решить проблему знакомый купец. Любовь Андреевна поражена таким предложением, ведь в этом имении прошли ее лучшие годы, здесь же она потеряла своего сына. Но купец Лопахин продолжает настаивать на то, что это единственный выход, ведь он думает лишь о прибыли. Петя Трофимов относится к судьбе сада неоднозначно. C одной стороны он признает красоту сада, а с другой считает, что сад является пережитком времен крепостничества и его необходимо уничтожить. Такое же отношение к саду он старается привить и дочери Любови Андреевны – Ане. Аня считает, что начать новую жизнь не представляется возможным до тех пор, пока не покончено с этим садом. Аня старается уговорить мать съехать и положить начало новому саду, что позволить начать жить в соответствии с реалиями нового времени.

Кроме того, с вишневым садом тесно связана жизнь Фирса, который всю свою жизнь прослужил в имении. Безвозвратно ушедшее прощлое показано через смерть Фирса, которая приходится как раз на момент вырубки сада.

Сочинение 3

Последнее и самое неоднозначное произведение А. П. Чехова. Литературные критики наряду с обычными читателями по сей день спорят о том, что же хотел сказать сам автор своими персонажами и событиями, которые описаны в книге. Конечно же, важное место занимает вопрос о названии пьесы, которое неслучайно и очень символично.

Вишнёвый сад - центральный персонаж произведения, судьбой которого так обеспокоены главные герои. Действие в пьесе происходит именно там, и разговоры ведутся только вокруг него. Пьеса начинается с описания красоты вишнёвого сада, а заканчивается его вырубкой.

Здесь решающую роль играет этимология слов вишневый и вишнёвый. Неспроста Чехов выбрал название вишнёвый, которое означает плоды, варенье. Оно символизирует то, что дорого сердцу его владельцев и ценно для них. Это место, где прошла их молодость, где они были счастливы, где долгое время жила их семья.

Раневская Любовь Андреевна - главная героиня пьесы и владелица имения с садом, не хочет продавать его , так как выросла в нем и любила любоваться его красотой и тешить себя воспоминаниями о былой беспечной жизни. Но потребность в деньгах и многочисленные долги вынуждают ее продать участок. Покупателем земли оказывается Евгений Лопахин-предприимчивый коммерсант, для которого главная цель-прибыль. Поэтому он решает построить дачные участки на месте сада и сдавать их.

Вишнёвый сад олицетворяет конец дворянской эпохи. Сословие, которое абсолютно не задумывалось о будущем и жило одним днем, сменит новое - более практичное и деятельное - купцы. Они знают, как они хотят жить и делают все возможное, чтобы их планы осуществились.

Закат целой эпохи дворянства и его образа жизни символизирует вырубка вишнёвого сада. Антон Павлович понимал, что Российской империи нужны перемены и они не за горами. Так как данная пьеса была написана незадолго до 1917 (в 1903 году). Автор как будто бы предчувствовал это.

Таким образом, вишнёвый сад - центральный объект произведения, символизирующий образ дворянства, развитие которого зашло в тупик, и, которое необходимо "искоренить", и на его месте возвести новое, молодое и полное сил что-то менять, поколение.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия пьесы Вишневый сад

Популярные сегодня темы

В одном болоте жила себе лягушка. Ничем она не отличалась от других. Ловила мух, жуков, пауков и бабочек, а также умела громко квакать.

В цикл произведений Максима Горького На Руси входит произведение Страсти-мордасти, который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы

Данная работа поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

Я родился в городе Екатеринбурге, и поэтому он самый любимый и лучший для меня. У этого города очень много достопримечательностей, памятных мест, здесь побывало много уникальных, знаменитых людей

Следующая цитата

Образовательная: расширение представления о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова; выявление символики в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», определение их роли в тексте, причин использования; закрепление теоретических знаний - образ, символ

Развивающая: развитие ассоциативного, образного мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; развитие навыков работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения

Воспитательная: формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся

Задачи урока: закрепить знания учащихся о литературном понятии «символ», определить роль символов и причины их использования в пьесе «Вишневый сад».

Тип урока: урок-беседа, урок-исследование

Методы изучения: эвристический, репродуктивный, исследовательский

Методические приемы: постановка проблемы, совместный диалог учителя и учащихся, дискуссия, подбор аргументов, для подтверждения собственной позиции.

Виды учебной деятельности : чтение художественного текста, составление таблицы, беседа

Оборудование: текст произведения, компьютер, звуковоспроизводящая аппаратура, проектор, доска, мел.

Эпиграф: «Вся Россия наш сад». (А. П. Чехов)

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем работать с пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад». Вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» - это последнее произведение писателя, поэтому в нём его самые сокровенные мысли. Это тревога умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.

Основная часть

Для начала давайте вспомним, что такое символ? Какова его художественная роль в произведении?

Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним). В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.

Образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова – метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.

Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских подсказок выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.

Кроме того, символы в произведении создают более точные, емкие характеристики и описания; делают текст более глубоким и многогранным; позволяют затронуть важные проблемы, не афишируя это; вызывают у каждого читателя индивидуальные ассоциации.

Давайте поговорим о символике названия.

Какова роль вишневого сада в композиции пьесы?

Что мы узнаем о поместье и вишневом саде в первом действии? Как события вокруг вишневого сада развиваются в дальнейшем?

Дома вы должны были выписать цитаты о вишневом саде. Что говорят о нем герои пьесы?

Давайте для наглядности составим в ваших тетрадях таблицу, и, проанализировав и осмыслив высказывания главных героев, кратко обозначим отношение каждого героя к вишневому саду.

Отношение к саду героев комедии

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

«И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад».

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

«Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».

Сад - надежды на будущее.

«Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

«Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»

Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

Постарайтесь обобщить все вышеперечисленное. Как вы понимаете образ вишневого сада?

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

А как относится к вишневому саду автор? Символом чего является вишневый сад для А. П. Чехова?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине.

Играет звукозапись: вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова

Какие эмоции вызывает у вас это мелодия? Может ли она выступать в роли символа?

Давайте вспомним, какие звуки прописаны в ремарках.

В произведениях А. П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и аудио и визуальный ряд. За счет звуковых и цветовых символов писатель достигает наиболее полного осмысления своих произведений читателем.

Найдите во втором действии момент, где звучит крик совы. Как вы думаете, что он символизирует?

А звук лопнувшей струны? Стук топора? Другие звуки? Прокомментируйте.

И снова обратимся к таблице.

Крик совы – несет реальную угрозу.

«Фирс. Перед несчастьем тоже так было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II).

Звук свирели – фоновое оформление нежных чувств, испытываемых персонажем.

«Далеко за садом пастух играет на свирели. … Трофимов (в умилении) Солнышко моё! Весна моя! (действие I).

Звук лопнувшей струны – воплощение надвигающейся беды и неотвратимость гибели.

«Вдруг …, звук лопнувшей струны, замирающий,

печальный» (действие II).

Звук топора – символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России.

«Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV).

Вы обратили внимание, какой цвет чаще всего повторяется в пьесе?

Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый».

При этом сад в пьесе еще только назван, показан лишь за окнами, как намечена, но не конкретизирована потенциальная возможность его гибели. Белый цвет – предощущение визуального образа. О нём неоднократно говорят герои произведения: «Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О сад мой! Направо, на повороте к беседке, белое деревце склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов».

Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый» (действие I),

«Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О мой сад!» (действие I),

Цветовые пятна – детали костюма персонажей.

«Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке» (действие I),

«Шарлотта Ивановна в белом платье … проход через сцену» (действие II),

«Любовь Андреевна. Посмотрите… в белом платье!» (действие I),

«Фирс. Надевает белые перчатки» (действие I).

Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.

Искусство писателя, демократическое в самом высоком смысле этого слова, ориентировалось на обыкновенного человека. Автор доверяет уму, тонкости читателя, способности откликнуться на поэзию, стать сотворцом художника. Каждый находит в произведениях Чехова что-то свое. Поэтому он читаем и любим до сих пор.

Вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили следующие ученики…. (озвучивание отметок)

Домашнее задание: в рамках подготовки к итоговому сочинению по пьесе А. П. Чехова, в 7-8 предложениях прокомментируйте эпиграф сегодняшнего урока: «Вся Россия наш сад».

Следующая цитата

Русского писателя А.П.Чехова называют «мастером символической детали». Одним из основных произведений автора, подтверждающих данный факт, является пьеса «Вишневый сад».

Сам сад - главный герой пьесы и ее основной символ, несущий определенный смысл для каждого героя. Раневская и Гаев связывают его с прошлым, для них сад – олицетворение благополучия и минувшего счастья. Для Лопахина – источник богатства, актуальный в настоящем и обещающий светлое будущее. Он стремится заполучить его, чтобы в дальнейшем продать. Для Ани и Пети Трофимова вишневый сад – надежда на светлое будущее, причем не только личное. «Вся Россия наш сад», - говорит герой, задумываясь над тем, что ждет его Родину. Вишневый сад – это символ родного дома: его прошлого, настоящего и будущего.

Одним из ключевых символов пьесы является время. Лопахин постоянно посматривает на часы, дабы не пропустить удачный момент для покупки сада. Время сливается в единый образ, сопровождающий героев в течение всей пьесы. Оно и символ исторического пути России, и связующее звено между героями, и механизм, разделяющий образ на разные идеологические категории.

Интересен также символ «золотой деньги» как растраченного богатства, ослабленной воли героини (Раневской) и отсутствия ее связи с реальностью. Когда Любовь Андреевна роняет портмоне и из него высыпаются золотые, она не придает этому значения.

В качестве мелких символов выступают ключи и книга. Ключ подчеркивает главенствующую роль хозяйки дома и сада. Пока он в собственности у героев, они не могут избавиться от бремени ответственности за погибающее имение. Трофимов предлагает Ане выбросить ключи и стать «свободной, как ветер». Однако Аня непреклонна, ведь она привязана как к саду, так и к хозяйству в целом. Здесь также важен образ домоправительницы Вари, которая всегда носит на поясе связку ключей. Девушка осознает, что она в ответе за благополучие имения. Пока в доме спокойно, спокойно и у нее на душе. Ключ – это символ нужности героини, ее восстребованности в качестве хозяйки.

Книга же – символ уюта и домашнего очага. Аня и Любовь Андреевна, после продажи вишневого сада, собираются вместе читать книги. Так они смогут вернуться в состояние покоя после сильного потрясения. Лопахин же, в одном из действий, говорит о том, что читая книгу ничего не понял. Будучи практичным человеком, он не в состоянии оценить важность имения – как неотъемлемой части прошлого героев.

Образы-символы пронизывают все действия пьесы «Вишневый сад», создавая емкие характеристики для большей полноты сюжета.

2 вариант

Рассказ Чехова «Вишневый сад» считается очень символичным. Символов в рассказе много, как первостепенных героев, так и второстепенных. К примеру Раневская и Гаев, изображают старую беспечную богатую жизнь. Их юность протекала плавно, и в свое удовольствие. Их не научили экономии, и труду. Из-за этого герои кажутся не интересными, и им на замену является образ, надёжного, целенаправленного, и успешного человека. В произведении это образ Лопахина.

Персонаж Ермолай Лопахин, родился, и вырос в обычной семье, он вырос на глазах Любови что тоже является символом. Из-за своего упорного труда, и старания, мужчина стал богатым. Хоть образ торговца очень противоположный , но все равно он символизирует бесконечные шансы людей.

Ермолай был из небогатой семьи, которая все время была «в рабстве». После того как отменили крепостное право, Ермолай, имея «прожилки бизнесмена», начал много работать. Его труды были не зря, вскоре он создал целое состояние.

Автор сразу представил читателям этого героя. Ермолай, ждущий когда приедет Раневская, уснул в кресле, в одной из комнат. Этим писатель говорит о том, что если человек уставший, заснёт в любом месте и положении.

Ермолай тоже символ чего-то нового. Он мгновенно предлагает, как можно решить люблю проблему. Но это ни кому не нравится.

Вишневый сад, рассказ символичный, он напоминает Россию того времени, которая находится в упадке. Нужны большие изменения, что б у горожан жизнь была лучше. Убрать этот сад нужно всем, но просто избавиться от деревьев будет мало. Его заменить нужно тем что бы соответствовало саду, и приносило финансовый достаток.

То что Раневская боится попрощаться с усадьбой, говорит о том что она трудно привыкает к новому, и боится неясности. Свою хорошую жизнь никто не хочет изменять, но в данном рассказе придется это сделать на благо новой жизни, и будущего процветания.

В пьесе есть герой Петр, он является символом разногласия. Мужчина рекомендует, избавляться от «старого», кинув ключи в колодец. У него нет своего места жительства, он жил в усадьбе, и полностью зависит от этих ключей. Он говорит о том, что ни за что не хватается в этой жизни. Что ему далеки все проблемы в мире, но сам он расстроился, когда потерял свою обувь, а Варя нашла и отдала ему. Его поведение показывает его мелочность, он хочет казаться не таким как все. Он рассказывает о хорошей жизни которую никогда не видел. Но его слушает только юная наивная девушка Анна.

Писатель описывает разных героев, но ни про кого нельзя сказать положительный, или отрицательный. Из-за этого писатель смог в одном произведении вместить много разных символов.

Рассуждение

В 1903 году была написана пьеса замечательного русского писателя А.П.Чехова «Вишневый сад». Эта комедия является одним из символичных творений того времени. Основной темой произведения является рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем России. На начало 20 века пришелся один из сложных периодов в жизни страны. Рушится старый уклад общественной жизни, на смену ему быстро приходит что-то абсолютно новое, пугающее, но дающее надежду на будущее для всей страны.

Главное место Чехов отвел вишневому саду, образ которого неоднозначен и сложен. Сад не просто символ красоты природы, он еще и внутренний мир владельцев и всех, кто причастен к саду. При этом сад является неким порталом, позволяющим встретиться людям разных поколений. Именно через отношение героев к вишнёвому саду происходит знакомство с их мироощущением: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Всех героев Антон Павлович собирает вокруг усадьбы, которые волею случая должны решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Символом прошлого выступают аристократы Любовь Андреевна, ее брат Леонид Андреевич Гаев и старый слуга Фирса. Именно они вспоминают прошлое, как время, в котором было все хорошо и прекрасно. Для старого Фирса отмена крепостного права явилось большой трагедией. Он всей душой любил семью, был предан ей до конца. Для Раневской и Гаева их сад связан с ушедшей молодостью и прошлой жизнью. Хотя они чуткие и образованные люди, способные ценить красоту, но, в тоже время, полностью лишены ответственности и чувства реальности, и поэтому не могут позаботиться ни о себе ни о близких им людях.

Символом нового времени выступает целеустремленный и удачливый Ермолай Лопахин. Благодаря упорству и силе характера Ермолаю удалось «сколотить» приличное состояние. Образ Лопахина противоречив, в нем борются человек действия и жажды наживы. Ермолай восхищается садом, но не может просто любоваться и сожалеть о нем. Для него сад только земля, которую можно купить, заложить и продать.

Будущее России показано образами семнадцатилетней Ани Раневской и студента Пети Трофимова. Петю не волнует судьба сада. Для него нет воспоминаний и нет прошлого. Молодые люди одержимы идеями освобождения от рабства и жаждут всей душой новой жизни.

Избавиться от сада, хотят все Гаев, Любовь Андреевна, Лопахин и Аня с Трофимовым. Но просто вырубить вишневый сад для них не достаточно. На его месте должно обязательно появиться что-то способное заменить былую красоту и приносить финансовое благополучие.

Также читают:

Картинка к сочинению Символы в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.

Легко ли быть добрым в наше время, скорее да, чем нет. Понятно, что добро, которое ты совершаешь, будет возвращаться в десяти кратном размере, но и есть большой минус, когда ты добрый человек

Одной из героинь романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, играющей важную роль в произведении, является Маша Троекурова.

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.

Следующая цитата

Образовательная – анализ художественного содержания главного образа пьесы – вишневого сада, определение его связи с сюжетом и системой образов пьесы; развитие представлений учащихся о художественном своеобразии «новой драмы» А.П. Чехова

Развивающая – развитие ассоциативного, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы

Воспитательная – формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся

Основные задачи:

1) познакомить учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ

2) определить основные значения символического образа ВИШНЁВОГО САДА в соответствии с авторским замыслом

3) развивать навыки работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения

4) развивать умение видеть в произведении авторское отношение к героям

5) развивать навыки работы с таблицей, кластером

6) формировать представление о нравственных идеалах времени А.П. Чехова

Оборудование:

тексты пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

слайд с изображением цветущего сада №1.

звукозапись «Вокализ №5 Нежность. Сад Эдема» С.В. Рахманинова

1. Создание условий для восприятия темы урока.

-Демонстрация слайда №1.

-Звукозапись (С.В. Рахманинов. Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема).

2. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, целей урока. Вступительное слово учителя.

- На прошлом уроке мы начали знакомство с драматургическим наследием А.П. Чехова, и вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» -это последнее произведение писателя, поэтому в нём - его самые сокровенные мысли. Это тревога

умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.

Цель нашего сегодняшнего урока - проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада, образа, в котором воплотилась судьба России и её непреходящие духовные ценности.

3. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос. «Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении»?

- Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо повторить материал прошлого урока. Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении? (Разорение дворянских гнёзд; разрыв духовной связи с Родиной; ответственность за будущее страны; отношение к национальному достоянию как к предмету торга; духовная разобщённость русских людей; отсутствие социальной силы, способной возродить Россию; проблема национального характера: русскому человеку трудно найти золотую середину между возвышенными стремлениями примитивным прагматизмом.)

2.Какие социальные моменты России, эпизоды из личной жизни автора нашли отражение в пьесе? ( Активная продажа и покупка дворянских имений под дачи, разорённый отец в 1876 году тайно уезжает с семьёй из Таганрога, оставив 16 летнего Антона самостоятельно доучиваться в гимназии, а друг отца, обещавший продать дом, сам потом выкупил его по дешёвке).

- Мы начали наш урок с прослушивания вокализа Рахманинова.Кому-нибудь он знаком? Его полное название «Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема». А что связывает Рахманинова и Чехова? Во время гастролей театра в Ялте произошла встреча Рахманинова с А.П.Чеховым. Рахманинов рассказал Чехову, работавшему в это время над замыслом "Вишневого сада", историю из своей жизни. Однажды, вот так же, в потерянное за долги родительское имение пришли деловитые мужики с топорами и пилами и стали вырубать их тенистый сад. Какие страдания пришлось тогда пережить семье, невозможно объяснить. Позже Рахманинов отразил их в Вокализе №5.

- Давайте в этом контексте попробуем проследить связь образа вишнёвого сада с сюжетом и композицией пьесы. Однако прежде необходимо познакомиться с новым для вас литературоведческим понятием СИМВОЛ.

4. Формирование новых понятий.

Знакомство учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ.

- Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ . (Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий некоторое иное содержание в обобщенной, неразвернутой форме).

- Как вы думаете, какая графическая форма больше всего подойдёт для изображения образа-символа? (Кластер.)

- Теперь переверните листы, которые вы получили в начале урока. К концу урока мы должны заполнить этот кластер, определив основные значения символа вишнёвого сада.

5. Первичное закрепление и применение новых знаний в стандартных ситуациях. Перенос новых знаний в новые условия.

Работа с текстом комедии. Выяснение значений символического образа вишнёвого сада. Работа с кластером.

- Какова роль вишнёвого сада в композиции пьесы? (С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.)

- Что читатель узнаёт о вишнёвом саде из 1 действия? (Это родовое имение Гаева и Раневской, и оно продаётся за долги. Уже определена дата аукциона. Лопахин предлагает план по спасению имения.)

Выразительное чтение по ролям. (Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное… Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.)

- Чья позиция кажется вам более приемлемой? Аргументируйте.

Дискуссия учащихся. (Слабость обеих позиций.)Л.А. жалко сад, с ним связана вся жизнь семьи. Лопахин тоже прав, потому что сад продать необходимо).

- Дома вы выписывали цитаты о саде. Какие цитаты выписали из 1действия? ( Аня : «Птицы поют в саду». Фирс :«В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было. ». Лопахин : «…может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…». Варя : «Уже взошло солнце, не холодно. Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья. Боже мой, воздух! Скворцы поют!». Гаев: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи». Раневская : «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, отсюда глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Посмотрите, покойная мама идёт по саду в белом платье. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо… ».)

- Какие значения символического образа сада есть в этих цитатах? Обобщим эту информацию в кластере. (Детство, красота, Райский сад, благополучие, дачи, источник дохода)

- Как развиваются события, связанные с вишнёвым садом, во 2 действии ? (Время идёт, хозяева сада не предпринимают никаких решительных действий; Лопахина, напоминающего о торгах, никто не слышит; постепенно приближается срок продажи сада – кульминационное событие).

- Какие цитаты о саде выписали из 2 действия? ( Лопахин : «Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете… И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, - аукцион на носу. Напоминаю вам, господа, 22 августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом. » Аня : «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я его любила так нежно, мне казалось на земле нет лучше места, как наш сад». Трофимов : «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Вся Россия – наш сад»).

- Как по новому раскрывается символический образ сада во 2 действии ? (Оказывается, сад был свидетелем угнетения, красота как бы осквернена человеком, его жестокостью и несправедливостью; образ сада постепенно наполняется философским смыслом, становится понятно, что он обречён на гибель не только из-за сегодняшних хозяев, но и из-за их предков.)

- Что добавим в кластер? (Имение, место угнетения.)

- Чтобы глубже понять причины гибели сада, давайте послушаем монолог Пети Трофимова из 2 действия, где он говорит о неустройстве жизни и необходимости перемен. (Выразительное чтение монолога Пети, с 331).

- Согласны вы с мнением Пети? В чём слабость его позиции? Аргументируйте.( Петя прав, говоря о бездеятельности интеллигенции, но он только обличает, а ничего не предлагает

- Что о судьбе сада мы узнаём в 3 действии? (Сад продан; 15 тысяч, присланных ярославской бабушкой, чтобы купили сад на её имя, не хватило даже на уплату процентов; новым владельцем сада становится Лопахин).

- Давайте посмотрим цитаты. ( Трофимов : «Продано сегодня имение, или не продано – не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка». Раневская : «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Аня : «А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишнёвый сад уже продан сегодня». Лопахин : « Я купил… (рассказывает, как торговался)… Вишнёвый сад теперь мой! Мой. Если бы отец и дед мой встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню… Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишнёвому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада… За всё могу заплатить». Аня : «Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа. Пойдем со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама».)

- Почему Лопахин вспоминает отца и деда? (Это объясняет, почему именно он купил вишнёвый сад – он единственный герой, чьи предки были «рабами» в этом имении, совершается справедливое возмездие.)

- Как раскрывается характер Лопахина в 3 действии? (Делец, предприниматель в нём побеждает, однако смысла в его жизни больше не становится, не случайно он после первого порыва радости и гордости произносит слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».)

- Что добавим в кластер? (Родина, надежда, покупка, предмет гордости).

- Мы подошли к 4, заключительному действию. Можем ли мы утверждать, что Чехов остался верен традициям «новой драмы»? Аргументируйте. (Да, эффект последовательного нарастания сменяется эффектом последовательного спада, действие после взрыва возвращается в обычную колею; будничное течение жизни продолжается, развязки как завершения человеческих судеб нет.)

- Докажете текстом? ( Гаев : «До продажи вишнёвого сада мы волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…»)

- Какие ещё цитаты выписали из 4 действия? ( Раневская : «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! Прощай. »; в ремарках – …в саду топором стучат по дереву.)

- Итак, родовое гнездо продано, сад рубят, а все успокоились и повеселели. Можем ли мы объяснить это только беспечностью старых владельцев вишнёвого сада? (Нет, свершилось должное, вишнёвый сад пал жертвой за грехи своих хозяев. Теперь остаётся только одно – как говорит Аня, насадить новый сад и трудиться в нём, беречь его от всего несправедливого и злого.)

Мы пронаблюдали, как образ вишнёвого сада связан с судьбами героев, с Родиной. . А теперь посмотрим ещё одну грань этой связи. Давайте подберём однокоренные слова к слову РОДИНА ( род, родник, природа, родня).

Любовь Андреевна мать Ани, они родня. Но вот пришло время прощаться. Встретятся ли когда-нибудь? Давайте посмотрим сцену их прощания.

(инсценировка сцены прощания).

В чём главный смысл этой сцены? (Всепрощение, любовь к матери, какая бы та ни была).

- Мы проследили связь образа сада с сюжетом пьесы, теперь давайте выясним, как связан этот символ с системой образов. Попробуйте сгруппировать основные образы в зависимости от их отношения к вишнёвому саду. На какие группы их можно разделить? Сформулируйте кратко их отношение к саду и сделайте вывод.

Систематизация и обобщение. Диагностика освоения учащимися новых

знаний и овладения предметными и универсальными учебными действиями.

Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада».

Гаев и Раневская

Петя Трофимов и Аня

Любят сад, это их воспоминания о детстве и юности. Понимают его поэтическую красоту, не способны представить его предметом торга. Тяжело переносят потерю сада, однако ничего не могут сделать для его спасения, поскольку всегда жили за счёт чужого труда. Потеря сада – закономерный итог всей их прошлой жизни.

Гордится приобретением имения, в котором его «отец и дед были рабами», но сад для него лишь имущество и способ преумножения капитала. Он не чувствует его поэтической красоты, эстетической и духовной ценности. Покупка сада не делает Лопахина счастливым и не прибавляет в его жизнь смысла. Ради выгоды он вырубает сад.

Понимают, что старый сад не вернуть и нужно «насадить новый сад». Петя, безусловно, прав в своих рассуждениях о неустроенности старой жизни, но в нём нет личной силы, он «вечный студент» и «облезлый барин», не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами её. Аня же молода и неопытна, совсем не знает жизни.

Вывод:Все герои вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Сад высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Однако ни один из героев, несмотря на свои положительные качества и авторское сочувствие, не может претендовать на роль достойного хозяина вишнёвого сада.

Заключительное слово учителя:

- Всё так: Россия, как она виделась А.П. Чехову на рубеже веков, ещё не выработала в себе действенный идеал человека. Лучики правды, красоты и человечности есть в каждом из героев «Вишнёвого сада», но они так разрознены и раздроблены, что не в силах осветить будущее. Герои чеховской комедии не поднялись на ту высоту, которой требует от них жизнь. Создаётся ощущение, что в житейской суете, помимо их воли, им приходится прощаться с самым дорогим, без чего жизнь невозможна. Это дорогое и воплотил писатель в образе вишнёвого сада, ставшего вершиной его творчества и символом соборности, о котором пророчествовала русская литература. «Вишнёвый сад» – это тревога умирающего писателя о судьбе России, его духовное завещание будущим поколениям.

Читайте также: