Сгруппируйте цитаты в зависимости от того к какому персонажу горе от ума они относятся
Обновлено: 06.11.2024
Цитаты
1 Блажен, кто верует, тепло ему на свете
2 Счастливые часов не наблюдают
3 Не знаю-с, виноват; Мы вместе не служили
4 Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом.
герои
А. Чацкий
Б. Софья
В. Фамусов
Г. Скалозуб
Лучший ответ
1 Блажен, кто верует, тепло ему на свете - Чацкий
2 Счастливые часов не наблюдают-Софья
3 Не знаю-с, виноват; Мы вместе не служили-Скалозуб
4 Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом-
Фамусов
Следующая цитата
Итоговая контрольная работа по литературе за 9 класс п роводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 9 класса и в целях их перевода в 10 класс.
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_za_9_klass.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по литературе за 9 класс
Цель: оценка качества подготовки по литературе учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Продолжительность контрольной работы по литературе: 80 минут.
Задание 1. Укажите основные черты литературного направления.
Задание 2. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся:
- Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол! А. Молчалин
- Хрипун, удавленник, фагот, Б. Скалозуб
Созвездие маневров и мазурки! В. Чацкий
- Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума…
Пересмеять умеет всех;
- Вот он, на цыпочках и не богат словами.
Задание 3. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:
- …но я привык А. Ольга
К его язвительному спору, Б. Онегин
И к шутке с желчью пополам, В. Татьяна
И злости мрачных эпиграмм. Г. Ленский
- Кругла, красна лицом она, Д. Ларин
Как эта глупая луна Е. Ларина
На этом глупом небосклоне.
- Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
- Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
- Он был простой и добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый.
- Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
- Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы.
Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени»:
1) «Княжна Мери» 2) «Тамань» 3) «Максим Максимыч» 4) «Бэла» 5) «Фаталист»
Задание 5. Назовите имена помещиков поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Задание 6. Определите средство художественной выразительности в следующих строчках:
А) Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья. («К Чаадаеву» А.С.Пушкин)
Б) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье … («Родина» М.Ю. Лермонтов)
В) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной. ( «Анчар» А.С.Пушкин)
Г) Гаснут красные крылья заката ,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Д) Не тоскуй, моя белая хата ,
Что опять мы одни и одни. (С.А.Есенин)
Е) Я видывал, как она косит -
Что взмах - то готова копна. (Н.А.Некрасов)
Задание 7. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов
- В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
- Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
- Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
- Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор».)
Задание 1. Укажите основные черты литературного направления.
Задание 2. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся:
- Он слова умного не выговорил сроду. А. Молчалин
- Он вольность хочет проповедать! Б. Скалозуб
- Кто другой так мирно все уладит! В. Чацкий
Там моську вовремя погладит!
Там в пору карточку вотрет!
- И золотой мешок, и метит в генералы.
- Был острый человек, имел душ сотни три.
Задание 3. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:
- Он застрелиться, слава богу, А. Ольга
Попробовать не захотел, Б. Онегин
Но к жизни вовсе охладел. В. Татьяна
- Как поцелуй любви мила, Г. Ленский
Глаза как небо голубые; Д. Ларина
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
- Никто б не мог ее прекрасной
- Он верил, что друзья готовы,
За честь его принять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
- Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть на развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
- …Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?
- Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива.
Задание 4. Сколько повестей составляют роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? Перечислите их в той последовательности, в которой они расположены в романе.
Задание 5. Назовите имена помещиков поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Задание 6. Определите средство художественной выразительности в следующих строчках:
А) Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья. («К Чаадаеву» А.С.Пушкин)
Б) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье … («Родина» М.Ю. Лермонтов)
В) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной. ( «Анчар» А.С.Пушкин)
Задание 7. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов
- В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
- Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
- Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
- Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор».)
Кодификатор элементов содержания, проверяемых контрольной работой
Проверяемые элементы содержания
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Верные ответы в заданиях 1-6 оцениваются одним баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов
Выполнение задания 7 оценивается по следующим критериям:
1. Глубина раскрытия темы и убедительность суждений
а) учащийся раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют
б) учащийся раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
но не все тезисы убедительно обосновывает; и (или) допускает 1-2 фактические ошибки
в) учащийся раскрывает тему поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла);
и (или) не обосновывает свои тезисы;
и (или) допускает 3-4 фактические ошибки.
г) учащийся не раскрывает тему;
и (или) допускает более 4-х фактических ошибок
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) учащийся использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют
б) учащийся включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения, и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении
в) учащийся не использует теоретико-литературные понятия; или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.
3. Обоснованность привлечения текста произведения
а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)
б) текст привлекается,
но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)
в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются
4. Композиционная цельность и логичность изложения
а) ответ характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности
б) есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, мысль повторяется;
и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания);
и (или) есть отступления от темы
в) не прослеживается композиционного замысла; и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;
и (или) нет связи между частями и внутри частей
5. Следование нормам речи
а) допущено не более 2-х речевых ошибок
б) допущены 3 речевые ошибки
в) допущены 4 речевые ошибки
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
Следующая цитата
Данный мытериал включает в себя основные разделы произведения. Благодаря тому, что материал представлен в виде таблицы, ученики его легче воспринимают. Практика показала, что использование таблиц на уроке помогает лучше усвоить тему. Этот материал очень хорошо использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе, так как ученику нет необходимости перечитывать заново произведение.
Вложение | Размер |
---|---|
"Горе от ума" таблица | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"
1821 г. Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку. »
Середина октября 1824 г. Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).
15 декабря1824 г. в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие.
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы.
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.
2. Особенности жанра
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма
Правила трех единств:
• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).
• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Признаки комедии реализма
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
3. Герои пьесы, расстановка сил. Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Павел Афанасьевич Фамусов
Софья Павловна, его дочь
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич
Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович
Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми
Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка
Антон Антонович Загорецкий
Старуха Хлестова, свояченица Фамусова
Петрушка, слуга Фамусова
Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:
Александр Андреевич Чацкий
Двоюродный брат Скалозуба
Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»
Краткая характеристика героев
Павел Афанасьевич Фамусов
фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный
- Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.
- По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного.
- Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.
- Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,
- Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.
- Не лишен практического житейского ума, добродушия.
- Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.
- Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.
- В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье
Алексей Степанович Молчалин
- Низкопоклонник и делец.
- Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя.
- Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
- Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
- Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благополучия.
- У него два таланта: «умеренность и аккуратность».
- Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
Сергей Сергеевич Скалозуб , полковник.
Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»
- Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».
- В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).
- Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению, осуждая своего двоюродного брата.
- «Созвездие маневров и мазурки».
- Не лишен апломба и высокомерия
Антон Антонович Загорецкий
- «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».
- «Лгунишка он, картежник, вор».
- Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.
- Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник
- «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.
(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)
- Стремится прослыть передовым человеком.
- Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.
- Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.
По своему собственному определению - «пустомеля».
Софья Павловна Фамусова
- Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.
- Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.
- Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».
- «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)
Александр Андреевич Чацкий
Лиза: «. так чувствителен, и весел, и остер. »
Софья: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив. »
- Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.
- В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.
- Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.
- Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».
- Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.
- Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
4. Конфликты пьесы
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:
Лиза - буфетчик Петрушка
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий и внесценические персонажи
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный.
Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью.
Идеалы и ценности
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
- «Кто служит делу, а не лицам».
- Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве живут и умирают».
- Я перед родней, где встретиться, ползком.
- Ну как не порадеть родному человечку. По отцу и сыну честь.
Чацкий о Фамусовском обществе
Фамусовское общество о Чацком
-Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
- Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
- Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.
- О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?
- Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?
- Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
- Как платья, волосы, так и умы коротки.
- Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.
«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».
- Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев.
Философский конфликт (вневременной)
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.
Ум с сердцем не в ладу.
Два таланта - «умеренность и аккуратность».
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).
Софья о Молчалине:
- Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.
- А он безмолвием обезоружит.
- От старичков не ступит за порог.
- . Молчит, когда его бранят.
- Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.
- Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- Надеждами я мало избалован
- Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;
- А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа.
Чацкий о Молчалине:
- Ума в нем только мало.
- И не богат словами.
- Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Литературные критики о характере и роли Чацкого:
- А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)
«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки. У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».
- О. М. Сомов 1825 г. «. он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две: заносчивость и нетерпимость».
Молчалин о своих принципах и правилах:
- . частенько там мы покровительство находим, где не метим.
- И награжденья брать и весело пожить.
- Не смею моего сужденья произнесть.
- В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.
- Ведь надобно ж зависеть от других.
- «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. »
- Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.
- Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.
Следующая цитата
а/ Унизить рад, кольнуть: завистлив, горд и зол!
слова Софьи о Чацком после слов Чацкого о Молчалине:
б/ Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!
Это Чацкий рисует социальный портрет Скалозуба
такими словами.
Но слова "хрипун, удавленник, фагот"употреблены здесь
не в своем прямом значении. Они тут выступают
как иронические обозначения типических черт
представителя внешне вымуштрованного,
столичного, привилегированного офицерства
царской России начала XIX века.
Хрипунами прозывали офицеров-фанфаронов,
которые старались иметь хватский и высокомерный вид,
стремились отличиться светской ловкостью и
выработали у себя своеобразное произношение
на французский манер, сопровождаемое,
насильственною хриплостью голоса.
в/ Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума…
Софья о Молчалине
г/ Он славно Пересмеять умеет всех: Болтает, шутит…
Софья в разговоре с Лизой о Чацком
д/ "Вот он, на цыпочках и не богат словами.
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!" -
такую характеристику даёт Молчалину Чацкий.
е/ Он слова умного не выговорил сроду.
София о Скалозубе
Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду,
– Мне все равно, что за него, что в воду".
Софья выбирает "бедного, но безгрешного" Молчалина
и не глядит в сторону "золотого мешка" Скалозуба,
который "метит в генералы".
ж/ И золотой мешок, и метит в генералы.
Лиза о Скалозубе и Фамусове:
"Ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами.
Вот, например, полковник Скалозуб: и золотой мешок,
и метит в генералы"
з/ Он вольность хочет проповедать!
Фамусов о Чацком
и/ Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
Чацкий о Молчалине
к/ Был острый человек, имел душ сотни три.
Хлёстова о Чацком
Что объединяет всех трех героев?
(Молчалин, Чацкий, Скалозуб)
Не витая в облаках и здраво рассуждая, Павел Афанасьевич,
присматривал жениха для дочери из близкого окружения.
При этом, конечно же, он имел в виду некие качества,
которые на его взгляд должен был иметь этот человек.
Вот человек с "говорящей" фамилией - Молчалин.
Именно такой зять, как Алексей Степанович, казалось
бы и нужен Павлу Афанасьевичу: тихий, безликий,
жаждущий лишь чинов и карьеры.
Чем не жених, а впоследствии муж, для единственной дочери?
Никаких противоречий у тестя с таким зятем не будет,
ведь он живёт и будет жить по его, Фамусова, законам.
Но какая же пара бедняк?
Он отклоняет и Чацкого, несмотря даже на то, что и у него,
на его взгляд, имеется положительная черта.
Но что это за черта: "славно пишет, переводит",
когда за идеал Александр Андреевич принимает
"врага исканий и чинов"?
Нет уж, поищем ещё.
Вот- Скалозуб. Полковник, "золотой мешок" - значит дочь не
прибежит к отцу за помощью.
Да и поведение традиционное для московских женихов:
грубый, самодовольный.
Одним словом - перевес в его пользу весомый.
Жаль только, что доченьке он не по сердцу пришёлся.
Читайте также: