Сергей студенников форбс цитата
Обновлено: 24.11.2024
Дело шло ни шатко ни валко, пока предприниматель не нашел «свою тему» и не открыл в 2006-м первый магазин «Красное & Белое». Алкоголь по ценам значительно ниже, чем у конкурентов, моментально разлетался в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Бутылка водки за 29 рублей и нехитрая закуска — что еще нужно простому человеку, чтобы отдохнуть после смены. Успех был ошеломляющим и неожиданным. «Сергей действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из местных бизнесменов. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».
Реклама на ForbesКак все просто! Ему принадлежит 49% акций объединенной компании «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», 51% — Кесаеву и Кациеву. При этом каждой из трех объединившихся сетей продолжает управлять своя команда, и пока для Студенникова ничего не изменилось. По итогам 2019 года выручка «Красного & Белого» составила 420 млрд рублей, а в 2020-м, по прогнозам, вырастет до 530 млрд. Состояние Студенникова после сделки, по оценке Forbes, увеличилось с $850 млн до $1 млрд.
В России главное — вовремя найти правильных, серьезных партнеров и не жадничать. Но в то же время доля даже 49% в частной компании мало что значит — все, что меньше контрольного пакета, не считается, и карета Студенникова может моментально превратиться в тыкву стараниями тех же правильных старших партнеров.
Следующая цитата
Выбор напитка
После одной из самых громких сделок в российском ретейле прошло больше полутора лет, и Сергей Студенников впервые согласился поговорить с журналистом. Бизнесмен встретил корреспондента Forbes в своем московском офисе, расположенном в золотой башне «Меркурий тауэр» Игоря Кесаева в «Москва-Сити».
Выпускник Саткинского горно-керамического техникума занялся бизнесом в конце 1980-х. Лично ездил за товаром, стоял в очередях, покупал и перепродавал продукцию возле ресторана «Уральские пельмени» в Челябинске. Позже Студенников участвовал в запуске уральской розничной сети «Монетка» Романа Заболотнова и Александра Жеребцова, был директором представительства в Челябинске. «Сергей там был младшим партнером, а Заболотнов — его боссом», — рассказывает старый знакомый Заболотнова и Студенникова.
Реклама на ForbesЗаработав первые деньги, Студенников основал собственный «SPS-Холдинг», куда в разное время входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем и пивом. «Мне сильно повезло в жизни, — признается бизнесмен. — Я общался с людьми, которые начали заниматься ретейлом уже в конце 1990-х. Они вдохнули в меня идею ретейла, расширили мировоззрение». В начале 2000-х Студенников с региональным партнером компании «Р-Модуль» из Нижнего Тагила основал фирму «Ролис», которая управляла сетью строймаркетов «Евроград». Через несколько лет партнер погиб в ДТП, в одиночку Студенников бизнес не потянул и свернул его.
Внимание предпринимателя переключилось на другое направление — в его холдинг входила фирма по оптовой торговле алкоголем «Азимут». Ее Студенников зарегистрировал в 2003 году вместе с тремя основателями продуктовой сети «Три богатыря» из закрытого города Озерска в Челябинской области. «Это было собрание свободных художников: оптовое направление было общим, а розницу каждый мог развивать свою отдельно», — рассказывает знакомый челябинских бизнесменов. Позже интересы партнеров разошлись, но именно тогда Студенников окончательно определился, чем займется дальше.
В 2006 году он открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Продажи в точке, специализирующейся на торговле алкоголем, сразу же превысили ожидания. Успех был неожиданным для местных бизнесменов. «Сергей не менеджер, он предприниматель 1990-х, который действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из них. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».
За первый год сеть выросла до 64 алкомаркетов. Небольшие магазины площадью в среднем 80 кв. м вмещали несколько сотен товарных позиций, в основном алкоголя, пива и сигарет. С самого начала была задача дать лучшее ценовое предложение, например пол-литровую бутылку водки в магазине продавали за 29 рублей.
В середине 2013 года в одной только Челябинской области работало 470 магазинов «Красное & Белое». Уже тогда Студенников начал раздражать конкурентов и регуляторов. «Это больше, чем магазинов «Пятерочка» и «Магнит», вместе взятых! «Красное & Белое» нас всех уже… монополизировала», — возмущалась руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. По данным ведомства, в 2012-м сеть занимала в области самую большую долю продуктовой розничной торговли — 5,9%.
По итогам 2014 года «Красное & Белое» вошла в топ-15 продовольственных ретейлеров страны с выручкой 47 млрд рублей. К этому времени число магазинов выросло до 1700, а через год превысило 2500. В чем секрет столь быстрого роста? На рынке считали, что здесь не обошлось без влиятельных покровителей: чиновников, сотрудников федеральных силовых ведомств. Студенников никогда не стремился опровергать слухи о себе и своем бизнесе, его устраивала роль малозаметного регионального предпринимателя, ни на что не претендующего. «Все думали, что мы ведем бизнес как-то нечисто, с этим связывали успех, — говорит он. —Очень хорошо, когда тебя недооценивают. Важно создать иллюзию слабого игрока, чтобы большие не задавили».
Фото Семена Каца для ForbesНеуправляемый размер
В последние 14 лет жизнь Сергея Студенникова напоминала гонку. Он признается в интервью: «Мы вышли на рынок с опозданием почти на 10 лет и поставили задачу занять сколько-нибудь значимую долю. Поступательными шагами этого не удалось бы, только интенсивно, без остановки». К 2016 году сеть выросла почти до 4000 магазинов в 40 регионах, через год открылось еще 1290 новых.
Бизнес рос, вопреки строгим ограничениям и контролю за продажей алкогольной продукции. Потребление алкоголя в стране планомерно снижалось: по данным ВОЗ, с 20,4 л чистого алкоголя на душу населения в 2003 году до 11,6 л в 2016-м. «Эффективная работа с алкогольным ассортиментом, эксклюзивные бренды (в том числе в винной категории) и самые низкие цены позволили «Красному & Белому» задавать тренды и влиять на ценообразование не только в алкомаркетах, но и в федеральных сетях FMCG, — считает генеральный директор агентства Infoline Михаил Бурмистров. — Кроме того, сеть вовремя начала расширять ассортимент, чтобы обеспечить полноту потребительской корзины». С 2010 года «Красное & Белое», помимо алкоголя, начала продавать бакалею, молочные продукты и даже детские игрушки. «Сеть заняла перспективную нишу в ретейле — «магазин у дома» с ограниченным ассортиментом, но явным фокусом на одну определенную категорию — спиртное», — добавляет Бурмистров. На сегодняшний день структура продаж сети выглядит так: 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино, 25% — продукты питания, остальное — табак, пиво и непродовольственные товары. При этом постоянно растет доля вина в общем объеме продаж, а доля крепкого алкоголя, наоборот, постепенно снижается.
Но Студенникова уже не радовало лидерство, к которому он стремился много лет. «С самого начала я понимал, что придется терпеть: во всем себе отказать и заниматься делом 25 часов в сутки. Но не знал, что придется терпеть так долго», — устало признается бизнесмен. К тому времени сеть «Красное & Белое» достигла таких масштабов, что стало сложно ею управлять. Кредитная нагрузка росла, а прибыль почти нет. Кроме того, все чаще возникали проблемы с госорганами в разных регионах присутствия. Летом 2018 года межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Челябинской области вынесла решение о взыскании с ООО «Абсолют» (входит в ГК «Красное & Белое») 1,95 млрд рублей за налоговое правонарушение. В течение месяца с момента получения решения компания претензию оплатила. «Бизнес, которым мы занимаемся, — алкоголь, табак — на 100% контролируется государством. Это сказывается и на развитии, и на эффективности в целом, — говорит основатель «Красного & Белого». — Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали».
Правильные партнеры
На помощь челябинскому предпринимателю пришли Игорь Кесаев и Сергей Кациев, которые с начала 1990-х занимаются в основном продажей сигарет. За это время они накопили лучшую в России экспертизу на сложном рынке табака и алкоголя. В декабре 2013 года партнеры продали 40% акций «Мегаполиса» международным производителям сигарет Philip Morris и Japan Tobacco за $1,5 млрд. На тот момент «Мегаполис» контролировал 70% российского табачного рынка.
В 2019 году выручка табачного дистрибьютора составила 752 млрд рублей. По словам Студенникова, с Кесаевым и Кациевым он знаком по меньшей мере 10 лет. «Мы давно друг друга знаем, — говорит он. — С 1990-х знакомы заочно, потом уже были очные рабочие встречи, где мы обменивались опытом. Обыкновенная рабочая рутина».
Реклама на ForbesОбсуждали ли предприниматели объединение бизнеса? По словам источника Forbes, предложения о слиянии поступали Студенникову давно. Сам он на вопрос о переговорах отвечает уклончиво: «Гипотетически в разговоре [с Кесаевым и Кациевым] такие темы, естественно, затрагивались. Но таких разговоров и предложений от разных игроков случается по 10 штук в год. Но чтобы давайте кровь из носу объединимся, такого желания не было ни у нас, ни у акционеров «Мегаполиса». Получить комментарии Кесаева и Кациева Forbes не удалось.
«Что нас с партнерами роднит? Это вовлеченность акционеров в операционную деятельность каждой из трех компаний, — рассуждает Студенников. — Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее. Все стратегические решения принимаются акционерами совместно, а оперативные вопросы в дальнейшем дошлифовываются разными командами».
Реклама на ForbesСегодня сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» управляют разные команды. Тем не менее преимущества от слияния есть. Например, Студенникову, по его словам, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» (до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го) и увеличить прибыль, открыть около 700 новых магазинов (всего сеть насчитывает 8800 точек). Пандемия ретейлера практически не задела: трафик в магазинах упал, зато средний чек вырос с 260 до 300 рублей. По итогам года Студенников прогнозирует рост выручки на 25–27%. В объединенной компании планируется довести оборот до 1,1 трлн рублей до конца года. По словам предпринимателя, развиваться в России ему уже не так интересно — через три-пять лет челябинец хочет вывести «Красное & Белое» на внешние рынки, в частности в США, Китай и Индию.
В марте 2020 года Forbes оценил состояние Сергея Студенникова в $1 млрд. Предприниматель к новому статусу миллиардера равнодушен. «Вы спрашиваете, как я себя ощущаю? Никак. Для меня нет разницы, — пожимает плечами Студенников. — Если ты ретейлер, для тебя действует закон природы — развиваться. А деньги — это лишь следствие, я работаю не ради них».
Следующая цитата
Во вторник, 7 апреля, журнал Forbes опубликовал 34-й ежегодный рейтинг богатейших людей мира. Туда включают только долларовых миллиардеров. В золотом списке указаны 102 россиянина, среди них — южноуральцы Сергей Студенников, Виктор Рашников, Константин Струков и Игорь Рыбаков.
Самым богатым человеком мира назван основатель Amazon Джефф Безос, наиболее состоятельным россиянином стал совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. Финансовая элита заметно обеднела: ни у одного из наших соотечественников состояние не превысило $20 миллиардов. В прошлом году их было пятеро.
Миллиардеры тоже пострадали от коронавируса
— Самые богатые люди на Земле не имеют иммунитета к коронавирусу. Когда пандемия усилила свое влияние на Европу и Америку, глобальные фондовые рынки взорвались, погубив многие состояния. По состоянию на 18 марта, когда мы завершили этот список, Forbes насчитал 2095 миллиардеров. Это на 58 меньше, чем год назад. Из оставшихся миллиардеров 51% стали беднее, чем в прошлом году, — сообщают авторы исследования. — В сырьевом выражении мировые миллиардеры стоят $8 трлн, что на $700 млрд меньше, чем в 2019 году.
По данным Forbes, владелец Магнитогорского меткомбината Виктор Рашников за год потерял 1,6 миллиарда долларов. Ранее его состояние оценивалось в 8,9 миллиарда, а сейчас в 7,3 миллиарда. Теперь Рашников занимает 200-е место (год назад — 178). Но он, как и раньше, входит в топ-20 самых богатых россиян.
Старожил всевозможных рейтингов Виктор Рашников за год немного обеднел
Фото: Илья Бархатов
Президент УК «Южуралзолото Группа компаний» (ЮГК) Константин Струков, чье состояние оценили в два миллиарда долларов, занимает 1063-е место рейтинга Forbes.
Владелец золотых рудников Константин Струков — один из самых богатых не только на Южном Урале, но и в мире
Фото: Илья Бархатов
Создателя сети «Красное&Белое» Сергея Студенникова ранее уже называли новым российским долларовым миллиардером по версии Bloomberg Billionaires Index (но это рейтинг состояний в реальном времени, то есть возможны разовые подъемы. — Прим. ред.).
В глобальный рейтинг богатейших людей мира, по версии американского Forbes, наш земляк попал впервые. Составители золотого перечня оценивают состояние Сергея Студенникова в миллиард долларов.
— Сергей Студенников основал сеть винных магазинов самообслуживания «Красное и белое» (Red & White) — крупнейшего ликёро-водочного ритейлера в России. Свой первый магазин он открыл в Копейске в 2006 году. В 2019 году он объединил её с сетью супермаркетов «Дикси», принадлежащей миллиардерам Игорю Кесаеву и Сергею Кацеву, чтобы сформировать DKBR Mega Retail Group. Ему принадлежит 49% компании DKBR, которая стала третьим по величине ритейлером в России с годовым объёмом продаж более $12 млрд, — кратко пересказывают историю «К&Б» авторы рейтинга.
Американский журнал Forbes поставил Сергея Студенникова на 1990-е место, всего в рейтинге 2095 мировых миллиардеров.
О реальной стоимости «К&Б» можно судить по недавнему спору челябинского холдинга с налоговиками. Речь тогда шла о доначислении налогов одному из предприятий — ООО «Абсолют» — на два миллиарда рублей.
Совладелец корпорации «Технониколь» магнитогорец Игорь Рыбаков не все деньги пустил по ветру
Следующая цитата
«Меркурий Ритейл Холдинг Лимитед», в который входит основанная Сергеем Студенниковым сеть алкомаркетов, оказалась третьей в списке крупнейших частных работодателей России. По числу сотрудников — больше 123 тысяч человек — компания уступает только X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») и «Магниту». Выручка организации оценивается в 577 миллиардов рублей
— Компания создана владельцами табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым, а также основателем «Красного&Белого» Сергеем Студенниковым, — пишет Forbes. — Осенью 2019-го они объединили активы. Так в России появился третий по обороту розничный игрок, куда вошли ГК «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое». В мае 2021-го Кесаев и Кациев продали «Магниту» все магазины «Дикси» и «Мегамарт» [в пресс-службе холдинга уточнили, что в сделке также участвовал Студенников].
— Дело в том, что компании, живущие на природной ренте, не нуждаются в большом количестве сотрудников, — прокомментировал эксперт. — Там работает очень мало людей. Мало кто знает, но нефтедобывающие города — Когалым, Лангепас, Сургут — очень маленькие, на самом деле. Там людей — кот наплакал. Выручка огромная, прибыль огромная, владельцы этих компаний — очень богатые люди, но сотрудников много там не надо. Чуть иная ситуация в металлургии: там нужно сотрудников чуть больше, но всё равно не так много, как в ритейле. А вот ритейл предполагает огромное количество сотрудников: это продавцы, кладовщики, водители грузовиков, все, кто связан с логистикой, с закупками, а также занимается учетом.
В прошлом году Forbes составлял рейтинг крупнейших частных бизнесов, и «Красное&Белое» тогда обогнало металлургические предприятия Челябинской области.
Весной основатель сети алкомаркетов Сергей Студенников оказался в числе богатейших бизнесменов России.
Читайте также: