Сенека о милосердии цитаты

Обновлено: 20.05.2024

В наше время очень ценны такие качества, как милосердие и доброта. Очень важно оставаться человеком с добрым сердцем и душой, чтобы наш мир становился добрее и светлее в окружении разврата материальных ценностей и неосознанности. Очень важно помогать слабым и беспомощным, и это добро обязательно вернется. Цитаты про милосердие и доброту представлены в этом разделе нашего сайта.

Добрые — не могут созидать: они всегда начало конца.

Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.

Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны..

Добро не лежит на дороге, его случайно не подбе¬решь. Добру человек у человека учится.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Без пользы жить – безвременная смерть.

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума.

Большое сердце, как океан, никогда не замерзает.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Благодеяние меряется не величиной, а доброй волей, которой порождено.

Как солнце — красота и украшение неба, так ве-личие души — блеск и светоч всякой добродетели.

Мы добродушны, как сами же говорим про себя. Но когда присмотришься к русскому добродушию, видишь его очень похожим на азиатское безразличие.

Благодеяние состоит не в том, что дается, а в душе дающего.

Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Благотворительность — стерилизованное молоко человеческой доброты.

Трудное быстро забывается, помнится доброе.

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.

Большое сердце, как океан, никогда не замерзает.

Величайшее удовольствие, какое только может чув¬ствовать честный человек, это — доставлять удовольствие своим друзьям.

Добро по указу — не добро.

Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего.

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем нена¬видеть зло.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.

Делать добро легче, чем быть добрым.

Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность.

Будьте щедры на добрые слова, особенно по отношению к тем, кто этого не делает.

Подлинное сострадание есть сопереживание нрав¬ственной оправданности страдающего.

Доброта в женщине, а не соблазнительные взоры завоюют мою любовь.

В добро верят лишь те немногие, кто его творит.

Доброта лучше красоты.

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду.

Добрый находит на земле рай для себя, злой уже здесь предвкушает свой ад.

Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит.

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.

Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла.

Добру доступно все и все с руки, Добру ничто не чуждо и не странно, Окрестности добра столь велики, Что зло в них проживает невозбранно.

Везде где есть человек, есть возможность для добра.

Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания.

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло.

Великие люди способны на великую доброту.

Все добрые люди невзыскательны.

Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе.

Величайшее удовольствие, какое только может чув¬ствовать честный человек, это — доставлять удовольствие своим друзьям.

Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви.

Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе — не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость.

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.

Всем, сколько можешь, помогай.

Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом.

Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам.

Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с собой борьба за то, что любишь.

Вы можете верить или не верить в религию, вы можете верить или не верить в возрождение, но нет тех, кто не ценит доброту и сострадание.

По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен!

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь.

Следующая цитата

― Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра.

― Жизнь — как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна.

Сенека - цитаты из писем с 21 по 40.

Все цитаты Сенеки (Все, что дано нам, может быть и отнято. )

Зачем стоит перечитать цитаты Сенеки?

Чтобы найти ответы на самые интересные вопросы — как избавиться от страха смерти, чем умный человек отличается от дурака, и почему частые наказания не идут на пользу.

В двух словах

Четвертая часть цитат, письма с 61 по 80. Как обрести спокойствие и безмятежность. Как довести любую вещь до совершенства. И как сделать свою душу стойкой.

Чему как бы учат нас цитаты Сенеки?

Люди больше всего ненавидят тех, кому больше обязаны. Малая ссуда делает человека твоим должником, большая — врагом.

Жить свободным от дел и жить в праздности — не одно и то же.

Читайте хорошие книги - и будет вам счастье.
И помните: Нам дорого обходится не голод, а тщеславие.

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Все цитаты Сенеки (Все, что дано нам, может быть и отнято. )

. живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.

А теперь - цитаты

― Я стараюсь, чтобы каждый день был подобием целой жизни. Я не ловлю его, словно он последний, но смотрю на него так, что,. пожалуй, он может быть и последним.

― Все предстоящее предстоит по необходимости тому, кто сопротивляется; в ком есть охота, для того необходимости нет. Я утверждаю: кто добровольно исполняет повеленье, тот избавлен от горчайшего в рабской доле: делать, чего не хочется. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли. Научим же нашу душу хотеть того, чего требуют обстоятельства; и прежде всего будем без печали думать о своей кончине.

― Лгут те, кто хочет показать, будто куча дел не оставляет им времени для свободных наук. Такие притворяются занятыми, множат дела и сами у себя отнимают дни.

― Делам я себя не отдаю, а уступаю на время и не ищу поводов тратить его впустую.

― Предав себя друзьям, я не покидаю себя самого и подолгу остаюсь не с теми, с кем свели меня время или гражданские обязанности, а лишь с самыми лучшими: к ним я уношусь душой, в каком бы месте, в каком бы веке они не жили.

― Ты спросишь, откуда берутся стенанья, откуда безудержный плач? Мы ищем в слезах доказательства нашей тоски и не подчиняемся скорби, а выставляем ее напоказ. Никто не печалится сам для себя. Злосчастная глупость! И в скорби есть доля тщеславия!

― Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда они были со мной, я знал, что их утрачу, когда я их утратил, я знаю, что они были со мной.

― Ты схоронил, кого любил; ищи, кого полюбить! Лучше добыть нового друга, чем плакать.

― Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы, и любимые нами.

― Теперь я думаю так: все смертны, и для смерти нет закона. Что может случиться всякий день, может случиться и сегодня. Так будем, мой Луцилий, помнить о том, что скоро сами отправимся туда, куда отправились оплаканные нами. И быть может, — если правдивы разговоры мудрецов и нас ждет некое общее для всех место, — те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед.

― Мне хочется, чтобы было над чем взять верх, на чем закалить терпеливость. Ведь у Секстия замечательно еще и то, что он и показывает величье блаженной жизни, и не лишает надежды на нее. Ты узнаешь, что она хоть и высоко, но для желающего достижима. Тут так же, как с самой добродетелью: ты ей дивишься — и все же надеешься. А у меня всегда много времени отнимает само созерцание мудрости: я гляжу на нее с изумлением, словно на вселенную, которую подчас вижу как будто впервые.

― Да, я преклоняюсь перед всем, что создала мудрость, и перед самими создателями; мне отрадно видеть в ней наследие многих, накопленное и добытое их трудом для меня.

― Много дела есть и теперь, и останется всегда, и даже тот, кто родится через сто тысяч лет, не лишен будет возможности что-нибудь прибавить к завещанному. Но пусть даже все открыто древними всегда будет ново и применение открытого другими, и его познание и упорядоченье.

― Могущественнее и выше то, что действует, то есть бог, нежели материя, лишь претерпевающая действие бога. То же место, что в этом мире бог, занимает в человеке душа; что в мире материя, то в нас — тело.

― Что такое смерть? Либо конец, либо переселенье. Я не боюсь перестать быть — ведь это все равно, что не быть совсем; я не боюсь переселяться — ведь нигде не буду я в такой тесноте.

― Только добровольное — честное. Прибавь к нему лень, жалобы, попытки увильнуть, страх — и погибнет самое лучшее в нем: самоудовлетворение. Не может быть честным то, что несвободно: где страх — там рабство. Все честное спокойно, все безмятежно. Если же оно что-нибудь отвергает, если оплакивает, если считает злом, значит, в него проникают волнение и разлад с самим собой. Видимость справедливости зовет туда, опасенье беды тянет назад. А если кто намерен поступать честно, он любое препятствие, даже считая его за неприятность, бедою не сочтет, а поступит по-своему — добровольно, с охотой. Все честное делается без приказа и принуждения, искренно и без примеси зла.

― Хочу, чтобы ты знал: добродетель на все дела смотрит одинаково, как на свое порожденье, и все равно лелеет, но больше те, которые труднее; так родительская любовь сильнее к тем из детей, которых жалко. И добродетель те свои дела, которые видит в муке и угнетении, не то что больше любит, но по обычаю хороших родителей больше ласкает и греет.

― Я не настолько безумен, чтобы жаждать болезни; но если случится мне болеть, я пожелаю и сдержанности, и стойкости. Итак, желать следует не бедствий, а добродетели, помогающей их одолеть.

― Исполнись духом великого человека, отойди ненадолго от мнений толпы, постигни в должном величии прекрасный образ добродетели, которую надлежит чтить не венками и ладаном, а потом и кровью.

― Не иметь повода ни встряхнуться, ни взволноваться, не знать ни угрозы, ни нападения, чтобы на них испытать крепость духа, но бездействовать в ненарушаемой праздности — это не покой, а мертвый штиль.

― Сохрани в себе мои слова: мудрец никогда не бывает так деятелен, как в те часы, когда перед его глазами предстает все божественное и человеческое.

― Звери, чтобы их нельзя было найти, путают следы у самого логова; то же надо сделать я тебе, а не то ты не избавишься от преследователей. Многие проходят мимо явного, но копаются в скрытом и тайном; вора влечет то, что под замком. Если что перед глазами, оно не ценится; открытую дверь взломщик минует. Таков же обычай и у толпы, таков и у всех невежд: каждый хочет ворваться туда, где заперто.

― Внуши себе, что лжет общий голос невежд, утверждающих, будто «самое лучшее — умереть своей смертью». Чужой смертью никто не умирает.

― Своего времени ты не потеряешь: ведь что ты оставляешь после себя, то не твое.

― Только непрестанное бдение и усердие доводят любую вещь до совершенства, да и то с трудом.

И ведь что интересно.

Ссылки по теме

Почитать про Сенеку на Википедии.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Виктор Пелевин. Любовь не преображает. Она просто срывает маски.

Цитаты из книг Терри Пратчетта. Сказать, чем заканчивают нехорошие посохи?

Следующая цитата

― Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.

― Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить.

― Нам дорого обходится не голод, а тщеславие.

Сенека цитаты

Все цитаты Сенеки (Все, что дано нам, может быть и отнято. )

В двух словах

Луций Анней Сенека был философом и одновременно богатейшим человеком Римской империи.

А теперь - цитаты

― Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.

― Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить.

― Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

― . живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.

― и тебе советую несколько дней подряд довольствоваться скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем. И тогда ты скажешь сам: "Так вот чего я боялся?"

― Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно — это всем доступно, жить долго — никому.

― Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить, а если бы оно и продавалось, все равно, я думаю, не нашлось бы покупателя. Зато низость покупается ежедневно.

― Тот дошел до предела несчастья, кого постыдное не только услаждает, но и радует. Нет лекарства для того, у кого пороки стали нравами.

― Благородны мы не потому, что наш атрий полон закопченных портретов.

― Нет рабства позорнее добровольного.

― Нам дорого обходится не голод, а тщеславие.

― Благо — не сама жизнь, а жизнь достойная.

― Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра.

― Жизнь — как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна.

Чему как бы учат нас цитаты из 4 части "Нравственных писем" Сенеки?

Прежде всего стоит избавиться от страха смерти и страха бедности. Вы сразу почувствуете себя лучше! Правда, придется немного поработать над собой.

Функциональность важнее красоты. Ну, по мнению Сенеки. Это важно для хорошего корабля, хорошего меча, и любой другой вещи. С людьми дело обстоит так же.

Читайте хорошие книги - и будет вам счастье.
И помните: Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра.

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Все цитаты Сенеки (Все, что дано нам, может быть и отнято. )

. живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.

Из трактата "О милосердии"

― Частые наказания, усмиряя гнев немногих, пробуждают гнев во всех… точно так же, как деревья, если их подрезать, вновь выпускают бесчисленные ветви

И тогда ты скажешь сам:

И ведь что интересно.

Даже в смерти Сенека остался верен себе.

Он покончил с собой по приказу императора Нерона. И даже в этом он очень точно и достойно следовал принципам, которые проповедовал в своих сочинениях.

Его жена, Паулина, захотела умереть вместе с ним. Он возражал, но с женщинами разве договоришься? И тогда Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой».

После этого они вскрыли себе вены на руках. Паулина умерла, но у Сенеки кровь текла очень медленно. Тогда он вскрыл себе вены и на ногах. Смерть все не наступала. Тогда он попросил своего друга и врача Стация Аннея дать ему яду. Яд тоже не подействовал — температура тела уже снизилась, и его эффект замедлился. Чтобы ускорить его действие, Сенека вошел в горячую ванну. Он обрызгал водой окружавших его рабов и сказал: "Это — возлияние Юпитеру Освободителю".

Он был уже очень стар - и сама смерть его не брала! У него была хорошая жена — которая даже не захотела жить без него. У него были хорошие друзья — которые помогли ему в самом сложном деле, в котором может помочь друг.

Сенека был богатейшим жителем Римской империи.

Его состояние оценивалось в 300 миллионов динариев. Чтобы лучше понять, много это или мало: в тот же период Иуде заплатили тридцать динариев, эквивалент месячной зарплаты, за то, что он предал Иисуса.

Сенека часто отправлялся в путь, имея при себе, можно сказать, только то, что осталось бы у него после кораблекрушения, – включая простыню, чтобы спать на земле, поскольку найти гостиницу в то время было трудно. Правда, тут нужно оговориться, что, как было заведено в ту эпоху, Сенека брал с собой «всего одного или двух рабов».

Ссылки по теме

Почитать про Сенеку на Википедии.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Уильям Шекспир. Все цитаты. О, вспомните о славных мертвецах! Их подвиги для мира воскресите!

Там, где нас нет. Михаил Успенский. Ты смотри - сироту всякий норовит обидеть!

Следующая цитата

Сенека это весьма известная личность, ставшая культовой, родом из древнего Рима. Он исповедовал философское направление стоицизма, создавал литературные произведения и занимался государственной деятельность. Пускай жил Сенека очень давно, но многие его афоризмы актуальны и поныне. Убедиться в этом можно ознакомившись с представленной подборкой цитат.

Чем больше человек склонен обижать других, тем хуже он сам переносит обиды.

Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру.

Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их.

Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки. Добро забывается, а обиды упорно держатся в памяти.

Давайте говорить то, что думаем; думать то, что говорим; пусть слова будут в согласии с жизнью.

Зачем стоит перечитать четвертую часть цитат Сенеки?

Чтобы узнать, почему в притворстве мало пользы; и как узнать, что ты еще не стал мудрым; и каков самый гнусный порок жадных.

Больше всего хлопот ты доставляешь себе сам, ты сам себе в тягость: чего хочешь — не ведаешь, все честное хвалишь, но к нему не стремишься, видишь, где счастье, но дойти до конца не решаешься.

Содержание:


Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.

Письмо 70. Благо - не сама жизнь, а жизнь достойная

― Одних жизнь скоро-скоро привела туда, куда они пришли бы, даже если бы медлили, других долго била и допекала. Впрочем, как ты знаешь, за это не всегда нужно держаться: ведь благо — не сама жизнь, а жизнь достойная. Так что мудрый живет не сколько должен, а сколько может.

― Что же делает нас ленивыми и бессильными? Никто из нас не думает, что когда-нибудь да придется покинуть это жилище. Так старых жильцов привычка к месту делает снисходительными и удерживает в доме, как бы плохо в нем ни было. Хочешь быть свободным наперекор этой плоти? Живи так, словно завтра переедешь!

― Кто захочет, тому ничто не мешает взломать дверь и выйти.

― Едва захочешь узнать, чего следует избегать, к чему стремиться, — смотри на высшее благо, цель всей твоей жизни: с ним должны согласоваться все твои поступки.

― В том и наш грех, что жизнь по частям обдумывают все, а целиком — никто.

― Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра.

― А бывает и так: некоторые сами не знают, что знают что-нибудь. Как мы ищем нередко тех, кто рядом, так еще чаще мы не знаем, что высшее благо — наша цель — совсем недалеко.

― Важно не только то, что ты видишь, но и как: наша душа видит слишком смутно, чтобы разглядеть истину.

― Мудрый всегда и везде спокоен. Ведь он от чужого не зависит и не ждет милости ни от фортуны, ни от людей. Счастье у него как дома: будь это счастье в его душе пришлым, оно бы и ушло оттуда, но ведь оно в ней и родилось.

― Какая-нибудь неприятность, повторяю, обдаст его своим дыханьем, но величайшее его благо непоколебимо. Итак, все неприятное остается вовне: так порой на здоровом, крепком теле вскакивают прыщи или язвочки, но внутри нет никакой болезни.

― Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница, что между здоровым и оправляю щимся от долгой и тяжелой болезни, у которого нет еще здоровья, а есть облегчение недуга. Не будет он внимателен — наступит ухудшение, и все начнется сначала. А мудрец не может ни заболеть снова, ни занемочь тяжелее.

― Кто думает, как бы получить, забывает о полученном, и самый гнусный порок жадных — неблагодарность.

― Это общий порок честолюбцев: они не оглядываются. И не только честолюбие не знает покоя, но и вообще алчность: всякий конец для нее — лишь начало.

― Тому и учит философия: быть благодарным за благодеяния и платить за них благом; но порой сама признательность служит платой.

― Юпитер всем владеет, — но все отдает другим во владение. И одним только правом пользуется он один быть подателем всего, чем пользуются люди. Мудрый с таким же презрительным спокойствием видит все в чужих руках, как и сам Юпитер, и ценит себя еще выше потому, что Юпитер не может всем этим пользоваться, а мудрец не хочет.

― Кто считает благом нечто иное, переходит под власть фортуны и зависит от чужого произвола; а кто ограничил благо пределами честности, — у того счастье в нем самом.

― Одного печалит утрата детей, другого тревожат их болезни, третьего мучит их позор или обида, им нанесенная. Того изводит любовь к чужой жене, этого — к своей собственной; найдутся и такие, кого терзает провал на выборах, и такие, кому сама почетная должность не дает покоя. (3) Но самую многолюдную толпу несчастных из числа смертных составят те, кого томит ожидание смерти, отовсюду угрожающей нам, ибо нет такого места, откуда бы она не могла явиться. Вот и выходит, что нам, словно на вражеской земле, надо озираться во все стороны и на всякий шум поворачивать голову. Если не отбросить этот страх, придется жить с трепещущим сердцем.

― Не может быть блаженным тот, кто поверил пустому мненью. Ведь нет блаженства без неустрашимости, а жить среди опасений плохо.

― Иногда добродетель распространяется вширь, — правит царствами, городами, провинциями, законодательствует, щедра на услуги детям и близким; иногда стеснена узкими пределами бедности, изгнанья, одиночества; но она не становится меньше, сведенная с вершин в частную жизнь, из царских чертогов в низкую хижину, (29) лишенная обширных прав в государстве и запертая в одном доме, в тесном углу. Она не теряет величия, когда уходит в себя, отовсюду изгнанная, потому что вопреки всему велик и несгибаем ее дух, совершенна мудрость, непреклонна справедливость.

― Добродетель сильна последовательностью: все ее дела согласны и созвучны с нею, но это созвучие гибнет, если дух,. которому надлежит быть высоким, угнетен тоской или скорбью. Всякий трепет и тревога, и леность в любом деянии несовместимы с честностью. Ибо честность спокойна и неустрашима, она всегда налегке, всегда наготове.

― То же самое, когда души, которые наслаждаются своей болезнью и сами ищут поводов для скорби, печалятся из-за того, что давно прошло и забыто. Что минуло, что настанет, этого сейчас нет, и мы ни того, ни другого не чувствуем. А больно только тогда, когда чувствуешь.

― Если мы выберемся из этой грязи на высокие вершины, нас ждет спокойствие духа и, по избавлении от всех заблуждений, полная свобода. — Ты спросишь, в чем она? — В том, чтобы не бояться ни людей, ни богов; чтобы не желать ни постыдного, ни лишнего; чтобы стать полновластным повелителем самого себя. А принадлежать самому себе — неоценимое благо.

― Знание никому не достается случайно. Деньги придут сами собой; почести тебе предложат; милостями тебя осыплют, в сан возведут. Но добродетель с неба не свалится; ее не познать ценою малых стараний и ничтожного труда. А потрудиться ради нее стоит: ведь ты разом получишь все блага.

― А что лучшее в человеке? Разум, который его выделяет среди животных и приближает к богам. Значит, совершенный разум есть благо, присущее именно человеку, ибо все прочие он делит с животными.

― С людьми дело обстоит так же, как с вещами. Хорошим называют не тот корабль, который раскрашен драгоценными красками, у которого нос окован золотом или серебром, а бог-покровитель изваян из слоновой кости, и не тот, что глубоко сидит под тяжестью казны и царских богатств, но тот, который устойчив, надежен, сбит так прочно, что швы не пропускают воду, а стенки выдерживают любой натиск волн, послушен рулю, быстроходен и не чувствителен к ветру.

― Ты назовешь меч хорошим не за то, что у него золоченая перевязь или ножны украшены самоцветами, а за то, что лезвие его отточено для рубки и острие пробивает любые доспехи. Про линейку спрашивают не о том, красива ли она, а о том, пряма ли. Всякую вещь хвалят за то, ради чего ее берут и что ей присуще.

― Удар предвиденного несчастья не так жесток. А глупцам, доверяющим фортуне, всякий поворот обстоятельств кажется нежданным и новым, и немалая доля несчастья для невежд — в его новизне. Знай же, что пережитые в мыслях тяготы благодаря привычке переносятся мужественнее.

― Нельзя считать путешествие совершенным, если ты остановился на полпути и не доехал до места; а жизнь не бывает несовершенной, если прожита честно. Где бы ты ни прервал ее, она вся позади, лишь бы хорошо ее прервать. А прерывать ее часто приходится и не по столь уж важным причинам, так как и то, что нас держит, не так уж важно.

― Жизнь — как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна. К делу не относится, тут ли ты оборвешь ее или там. Где хочешь, там и оборви только бы развязка была хороша!

/* Луцилий приболел, и Сенека его подбадривает

― Благое утешение становится целительным снадобьем; что поднимает дух, то помогает и телу.

― Никто не может страдать и сильно, и долго: любящая природа устроила все так, что сделала боль либо переносимой, либо краткой.

― Вот что помни, вот что удержи прочно: не падай духом в несчастье, не верь удачам, всегда имей в виду произвол фортуны, словно она непременно сделает все, что может сделать. Чего мы ждем задолго, то для нас легче, когда случается.

/* Лцилий посетил вулкан Эдну, впечатлился и пишет о ней стихи

― Помимо прочих, есть у мудрости и такое достоинство: тебя могут победить, только пока ты взбираешься вверх; когда достигнута вершина, все там равное, все стоит на месте, и возрастание невозможно.

― В притворстве мало пользы: кое-как надетая личина немногих обманет. Истина в каждой своей части одна и та же. Что обманчиво, то непрочно. Ложь тонка, а потому прозрачна, если вглядеться пристальней.

― Я подумал про себя: как много людей упражняют тело и как мало — душу! Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощны духом те, чьими плечами и руками мы любуемся!

― Упражнениями можно приучить тело к такой терпеливости, что она позволяет сносить и удары, и пинки многих людей, проводить целые дни под палящим солнцем, в горячей пыли, обливаясь кровью, — то насколько же легче закалить душу, чтобы она была стойкой перед всяким даром и ударом фортуны. Чтобы, сброшенная наземь и растоптанная, она поднималась вновь? Ведь телу для здоровья нужно многое, а душа растет сама собою, сама себя питает, сама себя закаляет.

― Освободись прежде всего от страха смерти, потом от страха бедности.

― Хочешь знать, что ты весишь, — отставь в сторону деньги, дом, сан. Сам разберись в себе! А покуда ты судишь о себе, приняв на веру чужое мненье.

Нет лекарства для того, у кого пороки стали нравами.

Читайте также: