Седьмой день богу своему цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Декабрь — сказочный месяц, но как показывает практика, он же и самый сложный в рабочем плане. Надо все успеть, сдать все отчеты, отчитаться перед самим собой, подведя итоги года. И в этой круговерти уже не остается праздничного настроения. Мы обессилены, обесточены, действуем на автомате, вычеркивая радость, как эмоцию, занимающую слишком много « оперативной памяти». В вечер воскресения, когда все готовятся к очередному обжигающе холодному погружению в рабочую неделю, эти чувства достигают максимума. Постарайтесь не омрачать конец выходных напряженными и мрачными мыслями.
Проведите этот вечер в кругу семью, в тепле и любви.
"Храни тебя Господь!"
Пусть день святого Воскресенья
Благие вести принесет!
Очистит душу и теплом согреет,
От всех ненастий мир спасет!
« Христос воскресе! — Воистину воскресе!»
иногда понедельник хочется назвать воскресеньем… так как приходится в который раз Воскрешаться после бурных выходных)))
Нравится! 6 Сохранить 1 Опубликовала Татьяна Яркова 24 августа 2012 КомментироватьВоскресение прощённое - это каждый Божий день!
Воскресение прощённое — это каждый Божий день!
И зачем себя губить?
С болью жить, как с сердцем выжженным,
чтобы раз в году обиженных
и обидчиков простить.
И зачем с грехом ходить?
Гнёт тяжёлый непрощения
нам носить до воскресения,
раны сердца теребить?
И зачем душе страдать?
Перед Богом с сердцем искренним
… показать весь текст …
Воскресенье. Погода отличная. Хотела куда-нибудь выйти. Оказалось, что некуда. В итоге вышла из себя.
Нравится! 4 Сохранить Опубликовала Black caviar 08 декабря 2014 КомментироватьСколько не валяй его в постели, утро воскресенья всегда имеет привкус понедельника.
Нравится! 7 Сохранить 2 Опубликовала Вредню-щ-щ-щ-ая 01 марта 2015 2 комментария«Христос воскрес! Воистину воскрес!» —
Звучат по всей России поздравления,
День Светлого Христова Воскресенья
Приносит людям радостную весть:
Христос во имя Жизни смерть попрал,
Служа Любви, распять себя позволил,
… показать весь текст …
Что ты не получил в среду, получишь в воскресенье. Если не получил — значит не готов. Мы имеем лишь то, что нам действительно нужно на сегодня.
Нравится! 6 Сохранить Опубликовала Eni 25 июля 2012 КомментироватьПроснулся рано в воскресенье,
признаться , что-то не спалось.
И , чтоб не разбудить соседей,
я в стенку вбил огромный гвоздь.
На этот гвоздь тотчас повесил
коньки , пуанты и сюртук.
И пару-тройку околесиц,
что вам так искренне несу.
Первое правило хороших выходных- не вставать рано с постели
Нравится! 7 Сохранить Опубликовала Ольга Гесс 13 марта 2016 КомментироватьА у меня сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ
А у меня сегодня клёвый выходной!
А у меня сегодня праздник « ВОСКРЕСЕНЬЕ»!
Я наслаждаюсь жизнью и весной!
Ловлю за хвост счастливое мгновенье!
А у меня сегодня вновь каникулы души,
С утра до вечера блаженством наслаждаюсь.
Сегодня мой девиз: «Живи и не спеши!»
И я, как в море, в удовольствии купаюсь.
А у меня сегодня день: «Мне пофиг всё»!
Проблемы в отпуску… Фортуна у руля!
На сто процентов я в друзьях с судьбой
И пусть весь мир до завтра ждёт меня!
© Copyright: Таня Черненко
Нравится! 5 Сохранить Опубликовала Таня Черненко 30 апреля 2014 КомментироватьВоскресенье как прошедшая любовь — остались только воспоминания , о том , как тебе было хорошо!
Нравится! 6 Сохранить Опубликовала Ангел во тьме 08 апреля 2018 КомментироватьВ жестокости, словно в пещерной утробе,
Дороги к рассвету никак не видать.
Не стоит блудить в мраке бесов и злобе.
Старайтесь друг другу обиды прощать.
Прощайте во всем: и в великом, и малом,
И даже когда ну никак не простить!
Прощайте и верьте, что звездочкой алой
Дорогу к рассвету Господь осветит!
Это воскресенье не нормально какое-то… ( 11.03.12) Рабочий день до 18−00, но все слиняли еще до обеда, а меня, как самого младшего, оставили в офисе на телефоне.
Сейчас сижу, время 17−45, заглядывает охранник и с таким удивлением, а Вы что ту делаете?!
— Работаю, ответил я. На что он кричит в коридор своему напарнику, — ПОГОДИ, ТУТ ЕЩЕ ОДИН СОТРУДНИК СИДИТ.
Интересно, он там собак хотел выпускать уже на ночь или воздух откачивать?
Воскресенья даны нам для сна. Воскресенья просто созданы для прогулок в мешковатой одежде, просмотра фильмов, головных болей или тусовок с друзьями в кафе.
предназначены для походов в худший район в городе, чтобы найти ребёнка, который, возможно, предоставит тебе информацию, необходимую для проникновения в могущественный культ, который собирается получить контроль над всей вселенной.
Для этого существуют понедельники.
загадка
Сегодня не воскресенье, а завтра не среда. Вчера была не пятница, а позавчера был не понедельник. Завтра не воскресенье, и вчера было не воскресенье. Послезавтра не суббота и не воскресенье. Вчера был не понедельник, и не среда. Позавчера была не среда, а завтра не вторник. Да, и сегодня не среда. Какой же сегодня день недели, если учесть, что одно утверждение в списке — ложно?
Следующая цитата
У четвёртой заповеди две части. В первой Господь Бог велит нам трудиться шесть дней — делать то, к чему мы призваны в зависимости от наших талантов. Нарушают четвёртую заповедь не только те, кто работает и не ходит в храм в воскресенье, но и те, кто ленится работать в будние дни и уклоняется от своих обязанностей. Заповедь говорит: «Шесть дней работай», — а мы, выйдя на работу в понедельник, с нетерпением ждем пятницу. В воскресенье же вместо того, чтобы благодарить Бога за то, что мы живы, здоровы и можем трудиться, плачем, что скоро снова выходить на работу. Нарушают заповедь и те, кто не работает в воскресенье, но и не посвящает этого дня Богу, а проводит его в житейских заботах, развлечениях, разгуле и всяческих излишествах.
Вторая часть заповеди призывает оставить седьмой день для Бога и богоугодных дел. Какие же это дела? Забота о спасении души, молитва в храме и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными знаниями, благочестивые беседы, помощь бедным, посещение больных и заключённых, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
Суббота или воскресенье?
Может возникнуть вопрос: почему православные чтут воскресный день, а не субботний, как, собственно, и было заповедано? Давайте разбираться. В Ветхом Завете суббота была днём воспоминания о творении Богом мира: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).
Суббота была днём, когда евреи оставляли все дела и посвящали время Богу, благодарили Его за благодеяния, за то, что они — свободный и любимый Им народ, который Он вывел из египетского рабства. Однако ещё в ветхозаветные времена пророк Иеремия писал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).
Для христиан более важным днём стало воскресенье — день памяти о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Из Деяний и посланий апостолов мы узнаём, что в этот день они причащались («В первый же день недели, …ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7)), творили милостыню. Иоанн Богослов называет это день не «первый», а «воскресный»: «Я был в духе в день воскресный» (Откр. 1:10). С тех пор христиане тоже проводят этот день благочестиво и радуются ему, потому что это память о Воскресении Христовом и об обещанном спасении.
Господь принёс нам Новый Закон, который основывается не на запретах, а на любви. Он даровал нам эту любовь. Все великие правители и полководцы знают, что силой и оружием власть долго не удержать. Христос удерживает власть любовью — и она непоколебима вот уже более двух тысяч лет. Сила, основанная на страхе и ненависти, со временем разрушает. Христос же принёс заповедь любви, которая помогает людям многие века жить в радости.
Чтут ли православные субботу?
Православные христиане придерживаются Священного Писания и Предания, стараются исполнить данные Богом законы. У нас есть заповедь чтить субботу — и мы чтим её. Например, в Великий пост не совершают полную литургию в течение всей недели — кроме субботы и воскресенья. Как и в воскресенья, в субботы Четыредесятницы нет строгого поста. Литургия в субботу такая же торжественная, как и в воскресенье. Наконец, воскресный день начинается с вечернего богослужения в субботу. Ни в коем случае православие ничего не урезает и не добавляет, но соблюдает всё то, что сказано в Священном Писании и Священном Предании. Это очень тяжело делать в современном мире, потому что вокруг немало радикальных сил, которые стараются расколоть нашу веру, но мы держимся и верим: Господь с нами — так кого убоимся?
Как провести день седьмой?
Заповеди сами по себе не спасают, спасает Господь. Они — как флажки, за которые нам не стоит заходить. Это духовные рамки, которые нас сдерживают, это подсказки, которые помогают пройти жизненный путь достойно и получить спасение.
Конечно, не всегда нам удаётся не работать в седьмой день. Если человек ради кого-то другого работает — в этом нет ничего дурного. Например, если в воскресенье вы пойдёте и уберёте в доме больного человека, потрудитесь ради него хорошенько — это не будет нарушением заповеди. Если же вы посвящаете этот день тому, чтобы дров нарубить — и в храм не идёте, и не молитесь, то есть сознательно относитесь к этому дню с пренебрежением, то это, конечно, грех.
Богу и ближнему
Воскресный день нужно посвятить Богу и ближнему. Можно, помолившись и причастившись, провести время с семьёй, позвонить родителям или друзьям. Можно сесть с семьёй и обсудить вопросы, которые не успевали решить в будние дни. Разобраться с ними вместе, прийти к общему знаменателю — и дальше идти по жизни будет легче.
Может возникнуть вопрос, почему нужно воскресный день посвящать не себе, а ближним. Дело в том, что для православного человека это очень важно. Мы ведь для того и молимся, и причащаемся, чтобы возлюбить ближнего. Четвёртая заповедь призывает нас седьмой день посвятить Богу, однако святитель Иоанн Златоуст пишет: кто Бога любит, а ближнего ненавидит, тот лжец. Потому мы должны деятельно проявить свою любовь. Если мы любим Бога, то должны служить людям. У нас ведь на Страшном Суде не спросят ничего по основам богословия, там очень простые материи будут значимы: накормил ли ты голодного, одел ли бедного, позвонил ли одинокому — ведь порой даже обычный звонок может очень поддержать человека. Мы все сидели в изоляции во время карантина и знаем, как тяжело переживать ограничения в одиночестве. Вместе намного проще преодолевать проблемы и беды.
Христос не отменял никаких заповедей, Он исполнил ветхозаветный закон в полной мере, но помимо этого принёс нам главную заповедь — заповедь любви. Именно потому Он в субботний день исцелял и кормил, чтобы показать людям: главное — это наши ближние, потому и сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:30). Чтобы исполнить четвёртую заповедь, не обязательно искать нуждающегося где-то далеко, им может быть каждый человек, которого Бог привёл к нам в этот момент.
Время как жертва
Помнить день субботний — это значит, помимо перечисленного, ценить время, которым мы обладаем. Мы можем дарить его Богу и людям. Временем мы все богаты, но даже при этом Бог не требует от нас больших жертв, предлагая посвятить Ему только один день. Но странный человек готов в холод и дождь идти или ехать куда угодно для удовлетворения своих нужд — и не может преодолеть себя, чтобы позаботиться о своей душе. Богу не нужны наши деньги, Он ждёт нашей благодарности. А мы не находим и двух часов, чтобы прийти в храм, поблагодарить Его за всё, очистить душу от ран, которые мы за шесть дней сами себе нанесли. В заботах о теле нужно помнить, что тело наше надето на душу, именно она — главное, что у нас есть. А душа обновляется в церкви. Поэтому — будем соблюдать четвёртую заповедь, она очень важна для каждого, кто хочет оставаться человеком.
Следующая цитата
Каждому человеку Богом дана жизнь – время для дел и спасения. Однако многие оглянувшись в прошлое, замечают, как же скоротечно время, как ускользают дни – проходят печали и радости. Мы собрали изречения святых и старцев Святой Горы Афон о времени, его быстротечности и о том, как к этому относиться.
1. «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц, ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков».
(Преподобный Нил Мироточивый Афонский)
2. «Время нашей жизни бежит, проходит и не возвращается назад. А время нынешней жизни – это время жатвы и собирания плодов. И каждый собирает пищу, насколько возможно чистую, и откладывает для другой жизни».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
3. «Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что, если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Считай потерянным тот день, в который хоть и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий».
(Преподобный Никодим Святогорец)
4. «Как сказано в Священном Писании, всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1). А потому пора и нам пристально рассмотреть и оценить дух нынешней эпохи, к чему побуждают нас многие из возлюбленных братии. Знамения времен, приковывающие внимание всех, кто размышляет о проблемах современного общества, — знамения эти ныне очевидны. Ибо они, как мы думаем, указывают на явления эсхатологического порядка и внушают умозаключения, которыми нельзя пренебречь как пустыми догадками. Основание веры нашей — и не нашей только, но и всех православных христиан в настоящем, прошедшем и будущем — твердо и незыблемо».
(Старец Иосиф Ватопедский)
5. «…мое время ограничено. И мне придется допустить небольшое упущение, потерять ради того, чтобы поговорить ночью один или два часа».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
6. «Пройдет время, и люди оценят то, что христиане хранят сегодня честь, веру и величие Церкви. Вот увидите — люди опять вернутся к старому».
(Преподобный Паисий Святогорец)
7. «Без Христа пространство и время, в которых пребывает наш мир, становятся неподъемным бременем. Страшно и ужасно ярмо человека, и ноша его неподъемна. Только с помощью Всеблагого и Всесильного Богочеловека Христа это иго становится благим, а бремя - легким (ср.: Мф. 11,30)».
(Старец Иосиф Ватопедский)
8. «Итак, имей терпение, чтобы каждый день приобретать, сберегать награду, упокоение и радость в Небесном Царствии. Ибо приближается ночь смерти, «егда никтоже может ктому делати» (Ин. 9:4). Поэтому поспеши. Времени мало».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
9. «Посещение костницы напоминает о быстротечности жизни, невольно чувствуешь горечь собственных грехов, испытываешь потребность в покаянии и духовном трезвении. К этому призывают и проникновенные строки, начертанные на видном месте усыпальницы: “Мы все были такими, как вы, и вы все будете такими, как мы”»
(Афонский иеромонах Серафим (Веснин))
10. «И снова, в конце, прошу, дитятко мое: понуждай себя и не теряй времени».
Следующая цитата
Мы с детства слышим множество крылатых выражений, поговорок, пословиц, и каждому из нас обычно ясно, что они значат. Нам кажется, что эти устойчивые выражения существовали всегда. Многие выражения становятся «притчей во языцех»… Каково же истинное происхождение многих известных всем и часто употребляемых словосочетаний и фраз и каково их использование в современной речи.
На самом деле первоисточник их -– в библейских выражениях. Библия – это духовная сокровищница человечества. Слово Священного Писания – творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культурах и языках народов мира. В языки мира вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза “великое множество” — тоже оттуда).
Вот некоторые крылатые библейские выражения:
Происхождение фразы «Да будет свет» — из Библии: «И сказал Бог: “Да будет свет!” И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро».
Кто с мечом придет, от меча и погибнет. – «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).
Кто не работает, тот не ест. – «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3, 10).
Хам. – Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых населилась вся земля после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу и подвергся его проклятию.
«Голубь мира» появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. – Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). – «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».
От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). -– «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37), слова Иисуса Христа.
Грехи молодости. -– «Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24, 7).
Тьма кромешная (символ ада). – «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».
Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. – «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета!» (Еккл. 1, 2).
В поте лица (тяжким трудом). – «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). – «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1, 6) (по-церковнославянски «на круги своя»).
Внести свою лепту (внести посильный вклад). -– Лепта была мелкой медной монетой. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41-44; Лук. 21, 1-4).
Во главу угла (главное, приоритетное). – «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1-е Петра 2, 7).
Корень зла (источник зла). -– «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).
Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). – «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.
Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. -– «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только один выбор: добра или зла, Бога и отвержения Его. Третьего не дано.
Молочные реки, кисельные берега. -– Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3, 8; Чис. 13, 28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.
Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).
Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). – «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).
Всякой твари по паре. -– Из повествования о Всемирном потопе, об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется часто в ироническом смысле.
Глас вопиющего в пустыне. -– Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). -– Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он… камнем преткновения и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1-е Петра 2, 7).
Умывать руки (устраниться от ответственности). – «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).
Камня на камне не оставить (разрушить до основания). – «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
Манна небесная (неожиданная помощь). -– Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).
Метать бисер перед свиньями – понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл. – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – это бисер.
Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). – Рожон – это заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом.
Не от мира сего. – «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).
Не судите, да не судимы будете. -– Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1 ).
Не хлебом единым. – «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4).
Невзирая на лица. – «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица» (Иак. 2, 1).
Книга за семью печатями (нечто недоступное). – «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).
Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). – Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16, 21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.
Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
Отделять зерна от плевел (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). – Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24-30; 36-43).
Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). – «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои -– на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало -– плуг.
Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). – Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел» (Есф. 4, 1).
Плоть от плоти (родственная близость). – «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).
Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). – «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).
Власть тьмы (торжество зла). – «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22, 53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.
Бог дал, Бог и взял. -– «Господь дал, Господь и взял» (Иова 1, 21).
Не рой яму другому, сам в нее попадешь. -– «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» (Книга Притчей Соломоновых 26, 27).
Нет пророка в своем отечестве. -– «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).
Что посеешь, то пожнешь. -– «Что посеет человек, что и пожнет» (Гал. 6, 7).
Посеешь ветер, пожнешь бурю. – «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Книга Пророка Осии 8, 7).
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. – «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).
Соль земли. -– «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).
Это неисчерпаемое словесное сокровище Книги книг можно замечательно использовать для того, чтобы заинтересовать в чтении Священного Писания, для «погружения» в библейский материал подрастающего поколения: можно вместе с детьми прочитывать определенные места из книг Ветхого и Нового Завета и выписать попавшиеся крылатые словосочетания, выражения и фразы; вспоминать пословицы и поговорки, считающиеся народными, находить их библейский первоисточник; зачитывать цитату из Библии и разбирать это место в книге с его истинным значением в контексте Священного Писания; проводить разного рода словесные викторины, игры «знатоков библейского слова»; проводить конкурсы иллюстраций к тем или иным крылатым выражениям.
Этот процесс познания истинности употребляемых нами в повседневной речи слов и выражений, а также нахождение их первоосновы может оказаться очень увлекательным для юных исследователей.
Таким образом и знакомство с Библией станет мотивированным и увлекательным, пусть это будет сначала лишь поиск уже знакомых слов и выражений, но со временем эта удивительная, главная Книга человечества, хранящая в себе бесценные сокровища Духа, Книга Книг, может стать самым верным другом для молодых душ на все случаи жизни, и они будут с интересом и радостью обращаться к ней; и уже не только в поисках крылатых выражений, но «с жаждой» припадать к этому вечному источнику живых истин.
Анна Шляпко
Использованные источники:
Лилия Ратнер. Что такое христианское искусство. Интернет-журнал «Решение».
Вечные истины. Крылатые слова библейского происхождения. По оригинальному изданию (г. Новосибирск). Валерий Мельников.
Читайте также: