Сатин на дне характеристика с цитатами

Обновлено: 22.12.2024


В драматическом произведении авторская характеристика персонажей ограничена невозможностью подробного описания героя, рассуждения о его прошлом и настоящем. Короткие ремарки дают только некоторый толчок к пониманию авторской позиции.

Характеристика образа Сатина, как и других героев пьесы, формируется в основном через монологи и диалоги героев, их действия и развитие сюжета.

Главный сюжет драмы «На дне» составляет философский спор героев о том, как остаться человеком перед лицом жестокой действительности. В этом споре определяются три точки зрения: Бубнова (бесперспективная и циничная «правда жизни»), Луки (утешительная и бескорыстная помощь) и Сатина, направленная против этих двух.

Что же проповедует Сатин?

В монологах Сатина выражена позиция автора, он официальный резонёр пьесы. Важно вспомнить, что драма «На дне» была создана в 1902 г., когда Горький разделял ницшеанские взгляды, в том числе идею о сверхчеловеке. Но это слишком сложный вопрос, чтобы затрагивать его в данной статье. Скажем лишь, что Сатин отвергает любовь к ближнему, которую проявляет Лука, но проповедует в своих монологах любовь к дальнему, абстрактному человеку.

Все герои драмы противоречивы, особенно отличается этим Сатин.

Сатин как личность

Константину Сатину около 40 лет. Он постоялец ночлежки, в которой, кроме него, находятся и другие обитатели, попавшие туда в силу разных обстоятельств.

Но так было не всегда. По его воспоминаниям, в молодости он работал телеграфистом, был весёлым, хорошо пел и танцевал.

А сейчас это пьяница и шулер. Он почти 5 лет отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей сестры, там научился заниматься шулерством и теперь жить честно не хочет. Но в то же время именно он говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества.

Человек он неглупый и даже довольно образованный, бывший телеграфист. Он много читал — это отличает его от остальных обитателей ночлежки.

По его мнению, а также по мнению автора, в людях, даже в самых простых, заложена потребность творчества, т. е. творческого отношения к жизни.

Взгляды Сатина

Сатин — скептик и нигилист. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест выражается в страстных монологах о Человеке, но на деле он ничем полезным не занимается и призывает к этому других: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Πросто – обременяй землю. »

На «дне жизни» Сатин оказался добровольно, обосновался там и чувствует себя вполне нормально, пропивает и проигрывает свои возможности.

И кто говорит о правде? Человек, который сам живёт ложью, шулерством! Который не стыдится просить денег на выпивку у вора!

Сатин не только не сочувствует людям, он подталкивает к окончательной гибели других жителей ночлежки. Например, он как бы в шутку советует Ваське Пеплу убить содержателя ночлежки Костылева, а затем сам участвует в его избиении и призывая других: «Бей его… Лупи их. »

Он равнодушен к людям, что проявляется в проповеди презрительного отношения к нравственным ценностям. Для многих ночлежников работа является единственной возможностью честно заработать себе на жизнь, он же не только сам отвергает такую возможность, но настраивает на это и других: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым. Человек — выше! Человек — выше сытости. » Сатин считает, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовлетворение. С этим вполне можно согласиться. Но тут же он говорит следующее: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать … да! Μожет быть!» То есть, кто-то должен сделать для него работу приятной. А почему не самому это сделать? И вот это дважды повторенное «может быть» говорит о том, что и тогда ещё не факт, что он будет работать.

«Κогда труд удовольствие, жизнь хороша! Κогда труд обязанность, жизнь рабство!» — тоже правильная формула. Но только формула, потому что не всегда труд может быть удовольствием, а вот обязанностью — всегда.

Произнося высокопарные слова, Сатин оправдывает собственную аморальность, утверждая, что честь и совесть нужны только богатым и тем, у кого есть власть. Философию «свободного человека» Сатин доводит до крайности. Он сам уже является человеком, свободным ото всего, в том числе и от морали. Поэтому и «дно» для него — норма существования.

Вывод

Образ Сатина недостаточно убедителен. Его страстные монологи не соответствуют его поступкам, его образу жизни, поэтому и не убеждают. Горький писал, что больше некому было выразить эти идеи, поэтому он вложил их в уста Сатина.

Сам себя Сатин декларирует человеком свободным и сильным, презирает тех, кто живёт рядом с ним в ночлежке, считая их слабыми. Но на самом деле его пафос ложный, сильной личностью он не является хотя бы потому, что тюрьма его сломила. Сатин не смог вернуться к прежней нормальной жизни, а пошёл по более лёгкому пути — жульничеству, ничегонеделанию, его устраивает теперешнее состояние, он готов и дальше «обременять землю», и такой образ жизни советует другим.

Он считает, что в жизни всё зависит от самого человека, но сам с собой не справился — значит, его убеждения расходятся с его действиями.

Да, можно согласиться с тем, что монологи Сатина несут в себе истину, но они никак практически в его жизни не реализованы, а потому и остаются только лозунгами.

Характеристика образа Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Следующая цитата

Барон - 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.

(см. Характеристика Барона) Настя - 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь "непристойной работой". Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли. (см. Характеристика Насти)

Бубнов - 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).

(см. Характеристика Бубнова) Клещ - 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.
(см. Характеристика Клеща)

Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, "зачахла" из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
(см. Характеристика Анны)

Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.

(см. Характеристика Квашни) Медведев - 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает "темные дела", в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.
(см. Характеристика Медведева) Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка - запутавшийся, несчастный молодой человек.

(см. Характеристика Алешки)

Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин - законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб - обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.

Это была краткая характеристика героев пьесы "На дне" Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки, информация о том, как персонажи попали в ночлежку, кем они были до этого и т.д.

Следующая цитата

В прошлом Актер работал в театре, играя в спектаклях. Так например, он играл эпизодическую роль могильщика в пьесе Шекспира "Гамлет":

Из-за пьянства у Актера ухудшилась память, и теперь он не помнит наизусть даже любимое стихотворение:

С некоторых пор Актер нигде не работает и вместо этого пьянствует со своим приятелем Сатиным и другими обитателями ночлежки:

При этом Актер пьянствует на чужие деньги - например, на деньги вора Васьки Пепла:

Актер называет себя конченным человеком. Он признает, что алкоголизм погубил его жизнь:

Актер должен хозяевам ночлежки крупную сумму за проживание, но не выплачивает свой долг, а продолжает пьянствовать и ничего не делать:

Актер считает, что главное для успеха - это талант, а не образование. При этом Актер поясняет, что талант - это вера в себя и в свою силу:

Судя по всему, Актер является небезразличным человеком. Так например, он помогает больной Анне выйти из комнаты, когда той становится душно:

"Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?

Анна. Душно.

Актер (задумчиво). Куда? Где это?

Актер искренне верит в существование города с бесплатной больницей. Когда его приятель Сатин говорит ему, что это ложь, тот отказывается это признавать:

Актер. Врешь!"

После разговора с Лукой Актер действительно бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в несуществующий город с бесплатной лечебницей:

Сатин считает, что Лука зря "навинчивает" Актера, давая ему ложную надежду. За это же Барон называет Луку шарлатаном:

В конце концов Лука исчезает из ночлежки, судя по всему, так и не назвав тот самый город. После этого Актер снова начинает пить:

Вскоре Актер кончает жизнь самоубийством:

Это был цитатный образ, характеристика Актера в пьесе "На дне" Горького: описание персонажа в цитатах.

Следующая цитата

Среди персонажей есть герой, который наиболее близок автору. Образ и характеристика Сатина – это возможность классика передать свои мысли, высказать их и представить на обсуждение широкому кругу читателей нескольких эпох.

История появления в ночлежке

Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:

Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что

«…смешили людей…славно».

Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:

«арестант, убийца, шулер…», нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.

Положительная характеристика персонажа

Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:

    Умение увидеть правду. Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых.

Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.

Отрицательные черты

В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

    Шулерство и обман. Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.

Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

Особенности образа

Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.

Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.

Читайте также: