Самые мудрые цитаты адвайта

Обновлено: 21.11.2024

С точки зрения божеств, существуют другие критерии добра, зла, правильного или неправильного. Правильным является то, что осознает себя, неправильным является бессознательное состояние. Если мы не осознаем себя, то любые наши действия – неправильные;

Есть такая поговорка: «Если ты правильно созерцаешь, даже если земля и небо поменяются местами, не теряй осознанности».

в зависимости от времени, места, обстоятельств одно может быть добром, а другое – злом.

Абсолютная истина (парамартха-сатья) относится к воззрению. Относительная истина (самвритти-сатья) относится к поведению.

С точки зрения божеств, существуют другие критерии добра, зла, правильного или неправильного. Правильным является то, что осознает себя, неправильным является бессозна

Что означает «единый вкус» или всеобщая равностность? Это не означает, что мы обретаем тотальное безразличие ко всему. Скорее это означает, что святой видит весь мир священным, он не разделяет на то или это, он все видит абсолютно чистым и священным. Это означает принцип «единого вкуса».

Один монах медитировал в горах и был погружен в глубокое созерцание. Некий дух горы решил его прогнать с этого места или погубить. Этот дух сделал так, чтобы на монаха обвалился большой валун. Когда монах шел, примерно в метре позади него с вершины другой горы упал большой камень. Но монах был погружен в созерцание. Сначала он подумал: «Повернуться и посмотреть?» а затем: «Ну, не на меня же упал» – и пошел дальше.

В случае с обычным человеком радость или горе легко могут поразить его сердце – его сознание дестабилизируется. Джняни занимает третью точку.

Следующая цитата

Восприятие реальности есть лучшая форма поклонения. Когда Бог существует как собственное Сознание, только неумный человек поклоняется чему-либо другому. Поклонение богам, путешествия к святым местам, истощение тела и т.д. приносят свои результаты, если выполняются мудро. Несомненно, это именно эта мудрость является во всем этом движущей силой. Не лучше ли тогда поклоняться Сознанию самой мудростью?

С этой мудростью избавься от сознания, сосредоточенного на теле, избавься от стыда, страха, разочарования, удовольствия и боли. Мудрость показывает сознание как собственную сущность; и в отсутствии объектов, подобных телу и т.д., это сознание входит в неописуемое бесконечное спокойствие.

Описать его - значит уничтожить.

Нравится Показать список оценивших Сначала старые

но почему же оно попадает в тела и обусловленности. Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Ярослав Мускарин ответил DELETED Шеша, так случается, а почему бы и нет? Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Йога Васиштха. Просветляющие цитаты Адвайта-Веда запись закреплена

«Я есть высший Брахман, вечный, вездесущий, чистый, спокойный, неделимый и свободный от движения, лишенный обладания и не обладания, чьи мысли материализуются, свободный от грехов и добродетелей, источник этой вселенной и высший свет, единый без существования не-единства», - так надо созерцать.

Так разум перестает волноваться.

Когда движение разума прекращается, сознание сияет в своем собственном свете.

В этом свете прекращаются все страдания и остается блаженство Сознания, сознающего Сознание.

Остается непосредственное ощущение истины, что «нет ничего, кроме Сознания».

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Йога Васиштха. Просветляющие цитаты Адвайта-Веда запись закреплена

Все эти движения и т. д. случаются в едином бесконечном сознании, которое всегда бесконечно и осознано; движение и т. д. — это только воображаемые выражения.

Нет ни движения, ни неподвижности, ни единого, ни множественного — есть то, что есть, и оно есть как есть.
Показать полностью.

Многообразие возникает в непробужденном состоянии и пропадает с началом анализа и наблюдения.

Наблюдатель существует вне всяческих сомнений, и это и есть высшее состояние.

Спокойствие называется миром, только спокойствие и ЕСТЬ этот кажущийся мир.

Разум может воображать дефект у луны, но его, как такового, нет. Бесконечное сознание имеет только сознание в качестве своего «тела», или проявления, или формы.

О Рама, оставайся всегда твердым в этом состоянии полной свободы от движения мысли, уединись в "молчании глубокого сна".

Нравится Показать список оценивших

Йога Васиштха. Просветляющие цитаты Адвайта-Веда запись закреплена

Рама спросил:
Я слышал о молчании речи, молчании глаз и других чувств, и я также слышал о жестком молчании внешнего аскетизма. Но что такое молчание глубокого сна?

Показать полностью.
Рама, есть два типа мудрых, соблюдающих молчание.

Один тип — жесткий аскет и второй — освобожденный мудрец. Первый укрощает свои чувства усилиями и фанатически погружается в сухие (лишенные мудрости) действия.

Освобожденный мудрец, с другой стороны, знает, что есть что (истину он знает как истину, а нереальность — как нереальность), он владеет само-осознанием и тем не менее ведет себя как обычный человек.

То, что называется молчанием, основано на природе и поведении этих молчаливых мудрых.

Описывается четыре вида молчания — 1) молчание речи, 2) молчание чувств, 3) насильственное обуздание, и 4) молчание глубокого сна.

Есть еще одно молчание, известное как молчание разума. Оно, однако, возможно только для умершего или для того, кто практикует молчание глубокого сна. Первые три вида включают в себя элементы жесткого молчания.

Только четвертый тип на самом деле способствует освобождению. Потому, даже рискуя вызвать гнев и неудовольствие тех, кто практикует первые три типа, я говорю, что в них нет ничего желательного.

Следующая цитата

Jurij Abazov перейти к странице

Jurij Abazov запись закреплена
На земле Баяна

100 самых мудрых цитат в мире

В цитатах скрыта правда, они заставляют задуматься…

2. Не всегда прощения просит тот, кто виноват. Прощения просит тот, кто дорожит отношениями.

Эрих Мария Ремарк

3. В молодости мы ищем красивое тело - с годами родную душу.

4. Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед. Кому-то мелочь дашь, навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.

5. Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет?

6. Самое бесполезное жить для других когда не просят.

7. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

8. Я все равно ни о чем не жалею — хотя бы потому, что это бессмысленно.

10. У иных людей мозгов — кот наплакал, зато амбиций — слон наложил.

11. Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.

12. В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить

13. Когда тебя предали — это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже НИКОГДА не получится.

Лев Николаевич Толстой

14. Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею.

15. Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать.

16. Я всегда ищу в людях только хорошее. Плохое они сами покажут.

17. Бывает лед сильней огня, зима — порой длиннее лета, бывает ночь длиннее дня и тьма вдвойне сильнее света. Бывает сад громаден, густ, а вот плодов совсем не снимешь. Так берегись холодных чувств, не то, смотри, совсем застынешь.

Иосиф Александрович Бродский

19. Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены.

Станислав Ежи Лец

20. Не бойтесь кого-то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан вам судьбой.

22. Перед тем как излить душу, убедитесь что «сосуд», не протекает.

Джордж Бернард Шоу

23. Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…

Януш Леон Вишневский

24. Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то.

Антуан де Сент-Экзюпери

25. Если все сложилось не так, как вы ожидали, не расстраивайтесь. Божьи планы всегда лучше наших.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

26. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен.

27. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Франсуа Де Ларошфуко

28. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Антон Павлович Чехов

29. Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой.

Федор Михайлович Достоевский

30. Две самые ужасные фразы в мире, это: „Мне надо с тобой поговорить“ и „Надеюсь, мы останемся друзьями“. Самое смешное, они всегда приводят к противоположному результату, ломая и беседу, и дружбу.»

31. Что толку трогать ножкой омут, когда ныряешь с головой?

32. В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство.

33. B мою жизнь входят те, кто хочет, и кто хочет уходит, но есть общие правила для всех гостей: заходя — вытирайте ноги, уходя — закрывайте за собой дверь.

34. Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.

Луций Анней Сенека

35. Есть такие слезы, которые надо выплакать обязательно, в любое время дня и ночи, выплакать, чтобы все внутри перегорело…

36. Всё приходит в своё время для тех, кто умеет ждать.

Оноре де Бальзак

37. В молодости мужчина хочет секса, а женщина любви. В зрелости он хочет любви, а она секса. И только в старости они хотят одного и того же: покоя.

39. Когда человеку по-настоящему тяжело, он не плачет и голос его звучит почти спокойно. Боль уходит вглубь. Истерика и слезы — спутники скорее слабой или показной боли, чем истинной.

40. Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

41. Я презираю свое Отечество с головы до ног, но если с этим соглашаются иностранцы, мне становится очень обидно.

Александр Сергеевич Пушкин

42. У каждого мужчины где-то на свете есть женщина, созданная только для него. Она не лучше других, но она единственная, кто ему по-настоящему нужен. И у каждой женщины тоже обязательно есть такой мужчина. Мало кому выпадает счастье встретиться. Или же люди встречаются и проходят мимо, не распознав своей судьбы. Это тайна, у которой нет объяснений.

Габриэль Гарсиа Маркес

44. Любовь в браке сохраняется до тех пор, пока муж и жена продолжают интересоваться мыслями друг друга.

45. Умный человек не обижается, а делает выводы.

46. Депрессия не признак слабости — это признак того, что вы пытались быть сильным слишком долго.

47. Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.

48. Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего не случилось.

49. У женщины действительно есть такое место, прикоснувшись к которому, можно свести ее с ума… это Душа…

50. Не спрашивай о том, что тебя не касается, не услышишь того, что тебе не понравится.

51. Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел.

52. Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.

53. Перед самым рождением младенца ангел прижимает палец к его губам и шепчет: «Забудь все свои прошлые жизни, воспоминания о них не должны смущать тебя в жизни настоящей». И над верхней губой новорожденного остается ложбинка.

54. Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.

55. Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Марк Туллий Цицерон

56. Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

Михаил Юрьевич Лермонтов

57. Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

58. Одна большая любовь, которая произошла один раз за всю жизнь, оправдывает все те бесконечные приступы отчаяния, которым человек бывает обычно так подвержен.

Михаил Афанасьевич Булгаков

60. Прощать надо молча — иначе какое же это прощение.

61. Стараться забыть кого-то-значит все время о нем помнить…

Жан де Лабрюйер

62. Счастлив тот, кто умеет быть простым в сложных отношениях.

63. То как ты поступаешь по отношению к другим людям, вернется к тебе рано или поздно. Это закон Окончательного Возврата. Он не имеет ничего общего с наказанием или вознаграждением. Так устроен мир. Ты получаешь то, что посылаешь. Это неизбежно.

Нил Доналд Уолш

64. Вот она, жизнь…Вечно всё то же: один ждёт другого, а его нет и нет. Всегда кто-нибудь любит сильнее, чем любят его. И наступает час, когда хочется уничтожить то, что ты любишь, чтобы оно тебя больше не мучило…

65. Слова, предназначенные для одного человека, ничего не дадут другому.

67. Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

68. Счастье — это когда ты хочешь то, что можешь, и можешь то, что хочешь.

69. Брак без любви — чреват любовью без брака.

70. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.

71. Каждый человек — кузнец своего счастья, причем голова служит ему то молотом, то наковальней.

72. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.

Иван Сергеевич Тургенев

74. Войско баранов, возглавляемое львом всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

76. Знаешь, что такое верность? Умение себе запрещать.

Александр Александрович Блок

78. Грех отдаваться без любви, грех не отдаваться, если любишь.

Михаил Ефимович Литвак

79. У каждого в жизни есть кто-то, кто никогда тебя не отпустит, и кто-то, кого никогда не опустишь ты.

80. Есть люди, как наркотик — знаешь, что нельзя, а тянет… А есть люди, как торт — сладко, вкусно, но уже тошнит…

81. Умная девушка целует, но не любит, слушает, но не верит и уходит до того, как ее оставили.

82. Брак — это единственный вид тюрьмы, из которой тебя выпустят на свободу за плохое поведение.

83. Душа, в отличие от разума, не думает и не рассуждает — она чувствует и знает, поэтому не ошибается.

84. Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

85. Всегда помни, что толпа, рукоплещущая твоей коронации— та же толпа, которая будет рукоплескать твоему обезглавливанию. Люди любят шоу.

86. Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

87. Потерять любимого человека — это страшно, но еще страшнее так никогда его и не встретить.

88. Диких зверей можно не бояться, нужно бояться плохого друга. Ибо дикий зверь ранит только тело, а плохой друг ранит душу.

Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)

89. У её ног лежат 10 мужчин, а ей нужен одиннадцатый, который стоит и смотрит в другую сторону.

90. Для создания семьи достаточно полюбить, а для её сохранения нужно научиться терпеть и прощать.

91. Слабые никогда не прощают. Умение прощать — свойство сильных.

92. Многоточие — это следы на цыпочках ушедших слов.

93. Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

94. Умен не тот, кто не делает ошибок, Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Владимир Ильич Ленин

95. Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без которого плохо …

96. Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак.

97. Самый большой обман — обещать любить одного человека всю жизнь.

98. Деревья обнажили плечи, скрывает маски желтый бал, Кто говорит, что время лечит, тот никогда любви не знал.

99. Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Могут ли все ваши тревоги вместе взятые продлить вашу жизнь хоть на мгновение? Зачем волноваться о том, что будет завтра? Есть ли жизнь после смерти? Буду ли я жить после того как умру? Кто-то когда-то сказал: Жизнь-это то что случается с нами пока мы составляем планы.

Следующая цитата

И снова поговорим о Единстве. На этот раз цитаты собраны из священных писаний кришнаитов, и большинство цитат - от самого Кришны.

Учение о недвойственности (адвайта-веданта) считается высшим знанием, недоступным для понимания большинству людей, поэтому существуют разнообразные практики, очищающие сознание человека, чтобы затем он мог познать Единство, адвайту. Тем не менее, нет никаких причин скрывать высшее знание, пусть даже оно и будет многим непонятно. Поэтому предлагаю вашему вниманию подборку цитат, которые сфокусируют ваше внимание на весьма интересных и важных моментах.

В индуизме есть множество направлений, одним из которых является вайшнавизм, в котором, в свою очередь, есть группа религиозных течений под общим названием «кришнаизм». Кришнаиты считают личностный Аспект Бога (в данном случае Кришну) высшим, возводя его над другими аспектами Бога – Брахманом (безличным аспектом Бога) и Параматмой (сверхдушой, высшей душой). На этом избирательном отношении к Аспектам Бога и строится их философия и практика поклонения Кришне.

Тем не менее, в священных писаниях кришнаитов (Шримад Бхагаватам и других книгах) ясно говорится, что Абсолютная Истина (Бог) – это недвойственная субстанция, которую воспринимают в трех аспектах – Брахман, Бхагаван (Личностный Аспект Бога) и Параматма. Вот цитата: «ШБ 1.2.11: Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.» Это означает, что Бога нельзя разделить на части, назвав одну из них выше или важнее других. Любые такие разделения весьма условны и не соответствуют действительности, однако для практических целей такое разделение приемлемо и полезно, о чем мы поговорим чуть позже.

Итак, давайте посмотрим, что Кришна сам говорит об адвайте в Шримад Бхагаватам и других официальных авторитетных писаниях кришнаитов. Большинство цитат взяты из предпоследней, 11-й песни ШБ. Некоторые цитаты (они идут в виде стихов) я буду сокращать, убирая то, что не относится к теме недвойственности, чтобы не отвлекать ваше внимание на другие моменты, которые пришлось бы долго пояснять.

Что говорит Кришна об адвайте

«ШБ 11.13.24: В этом мире, что бы ни воспринималось умом, речью, глазами или иными чувствами, суть Я один и ничего кроме Меня. Пожалуйста, поймите это, исходя из простого анализа фактов.»

Итак, в этом стихе Бог (в личностном аспекте; в данном случае - в образе Кришны) говорит, что нет ничего, кроме Него. Есть только Бог. Вы можете называть его Кришной, или называть любым другим именем, или вообще никак не называть, суть от этого не меняется – есть только Одно, нет двоих. «Нет двоих» – в этом суть адвайты, учения о недвойственности. «Адвайта» так и переводится: недвойственность.

Здесь Абсолютная Истина (Бог) принимает одну из своих форм (образ Кришны), чтобы поведать Абсолютную Истину, указав на недвойственность. Более того, здесь Он говорит, что не только Бог недвойственен (несмотря на то, что его воспринимают в трех аспектах), но и всё воспринимаемое в этом мире тоже недвойственно, несмотря на видимость множества разных вещей и явлений. Другими словами, Творец и Творение суть Одно. Для пояснения этого, в писаниях часто проводятся аналогии с золотом и украшениями, сделанными из него. Украшения имеют форму, но по сути своей они остаются золотом. Если обращать внимание только на внешние формы, мы видим двойственность (множественность, разнообразие форм), но если смотреть в корень, на суть вещей, то мы видим, что все эти формы состоят из одного и того же материала. Еще одна хорошая аналогия – волны на поверхности океана: волны имеют форму, но, по сути своей, волна неотлична от океана, потому что и волна, и океан состоят из одного и того же материала – воды. В этом суть философии одновременного тождества и различия.

В конце стиха Кришна предлагает постичь адвайту (Абсолютную Истину), анализируя факты. Не слепо веруя во что-то, а просто анализируя факты. Другими словами, Истину вполне можно постичь путем исследования и анализа фактов. Об этом же говорится и в базовой книге кришнаитов – Бхагавад-гите. То есть, если мы начнем тщательно исследовать, из чего состоит всё, исследовать всё глубже и глубже, мы обнаружим тот самый «единственный материал», из которого всё «сделано». И наука уже подошла к этому довольно близко. Вы можете и сами исследовать это, вооружившись знаниями и инструментами, предложенными в книге «Просветление за полчаса».

Этот стих я бы назвал одним из самых важных, так как он прямо и однозначно указывает на недвойственность. Но почему он дан чуть ли не в конце многотомного Шримад Бхагаватам, на изучение которого уходят годы? Потому что адвайта – для зрелых душ, а не для широкой публики. Сознание человека должно быть в достаточной мере очищено, прежде чем он сможет воспринять это хотя бы на аналитическом уровне, как учение. Именно поэтому новичкам дают материал «попроще». Поклоняться Богу проще, чем осознать адвайту, потому что поклонение Богу подразумевает двойственность, в которую человек и так уже свято верит. Как бы то ни было, поклонение Богу очищает сознание, и в конце концов человек становится способен осознать недвойственность.

«ШБ 11.28.36: Всякая видимая двойственность – это просто неведение ума, основанное лишь на заблуждении души.»

В чем же заблуждается душа? В том, что она отдельна от Бога. На самом деле, душа – это неотъемлемая «частичка» Бога, это чистое сознание, осознающее себя как сознание. Вот несколько цитат по этому поводу. «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная» (источник). «Душа никогда не была создана» – поэтому она не может быть отделенной от Бога. «Бог входит в различные тела как душа и как Сверхдуша» («Источник вечного наслаждения», глава 47). Это еще одно указание на адвайту – недвойственность души и Бога.

А теперь про «неведение ума», упомянутое в цитате выше. Фактом является то, что ум не знает Истину и не может ее познать «по определению». Почему? Потому что ум может функционировать исключительно в рамках двойственности (множественности) и потому неспособен осознать адвайту. Постижение Истины происходит не с помощью ума. Вот почему во многих религиях говорится, что нужно выйти за пределы двойственного ума, чтобы познать Бога.

«ШБ 7.15.63: Если человек понял, что следствие и причина суть одно, и что различие между ними в конечном счете нереально, как нереально отличие ткани от нитей, из которых она соткана, значит, он обрел восприятие единства, называемое бхава-адвайтой.»

Если взять одну длинную нить, сделать из нее ткань, и этой же нитью вышить на ткани узоры и сделать всякие завитушки, то, глядя на это, можно подумать, что всё это сделано из множества нитей. Но, если тщательно исследовать такое изделие, можно обнаружить, что здесь нет двойственности, она лишь кажущаяся. Это еще одна аналогия, в дополнение к вышеупомянутому золоту и океану.

«ШБ 11.7.47: Подобно тому, как огонь проявляется по-разному в дровах разного вида и размера, всемогущий Высший Дух, проникающий в тела высших и низших форм, сотворённых Его энергией, проявляется чтобы принять обличие каждой из них.»

Здесь ясно говорится, что все тела, высших и низших форм, а также их сознание – это проявление Высшего Духа, или, другими словами, Бога. Бог проявляет себя как всё воспринимаемое, а также как сознание, воспринимающее всё проявленное.

«ШБ 11.28.6-7: Только Сверхдуша является и творцом этого мира, и самим творением. Она – хранитель и хранимый, разрушитель и разрушаемое. Ни одно существо не может быть отделено от Неё, Верховной Души, которая, тем не менее, отлична от всего. Следует понимать, что материальная природа, состоящая из трёх гун – это всего лишь порождение Её иллюзорной энергии.»

Это еще одно предельно ясное указание на недвойственность Творца и творения. Тем не менее, в этой цитате говорится, что Сверхдуша (как Творец) все же отлична от творения. Как понять это кажущееся противоречие? Это несложно. Бог вечен и неизменен, а творение, созданное Его иллюзорной энергией – временно и изменчиво; этим Творец и отличается от своего творения. Вспоминаем аналогии, приведенные выше – с нитью, океаном и золотом. Формы временны, но «материал», из которого они созданы – Бог – вечен.

«ШБ 11.16.9: Творя, поддерживая и уничтожая все живые существа, Я не отличен от них.»

«ШБ 11.29.12: С чистым сердцем человек должен видеть Меня, Верховную Душу, не осквернённую ничем материальным, во всех существах и в самом себе, как снаружи, так и внутри, подобно вездесущему небу.»

В этом переводе используется слово «должен», что может быть воспринято не совсем правильно. Речь о том, что, если у человека чистое сердце (достаточно очищено сознание), то он будет видеть Бога везде и во всём. Он будет воспринимать всё, как проявление Бога, и при этом понимать, что любые воспринимаемые проявления Бога временны, в то время как Сам Бог вечен и независим от Своих временных проявлений, то есть, не осквернен ими.

«ШБ 11.3.55: Нужно признать, что Господь всепроникающ, и поклоняться Ему через Его присутствие в огне, Солнце, воде, других элементах, в сердце гостя, которого принимаешь в своем доме, а также в собственном сердце. Так поклоняющийся очень скоро достигнет освобождения.»

Что значит «поклоняться Ему»? Есть множество разных видов и способов поклонения Богу, например, слушать о Боге, думать и говорить о Нем, помнить о Нем, что-то делать для Него (посвящать ему свою деятельность), повторять Имена Бога, проповедовать и т.д. Каждый может выбрать для себя любой способ поклонения, который ему нравится, или совмещать несколько, что еще лучше, так как это ускорит путь освобождения.

«ШБ 11.29.17: Пока человек не разовьёт способность видеть Меня во всех живых существах, он должен продолжать поклоняться Мне, используя свою речь, ум и тело.»

Эта цитата дает ответ на вопрос, зачем нужны практики поклонения Богу: чтобы достичь осознания присутствия Бога во всём и во всех живых существах. Когда человек обретает способность видеть Бога во всём, он начинает осознавать недвойственность, несмотря на огромное множество божественных проявлений. Но пока этого не случилось, Кришна рекомендует своим последователям поклоняться Ему, используя ум (думать о Нем), речь (говорить о Нем) и тело (что-то делать для Него).

«ШБ 11.29.19: Я считаю этот процесс – использование ума, слов и функций тела для осознания Меня во всех живых существах – лучшим из возможных методов духовного просвещения.»

Под словом «просвещение» здесь имеется в виду в первую очередь собственное просвещение, ведущее к просветлению – осознанию адвайты, недвойственности. Но как использовать ум, слова и тело для осознания Бога во всех живых существах? Начинается всё на уровне ума: можно просто почаще вспоминать эти цитаты и думать о Боге. Больше читать подобной литературы. Обдумывать, анализировать, исследовать эти темы. На уровне слов – общаться на эти темы с духовными учителями и единомышленниками. На уровне тела – делать что-то, исходя из понимания, что всё есть Бог, посвящать свою деятельность Ему, действуя на благо всех, на благо Единого Целого.

«ШБ 12.5.11: Ты должен осознавать: «Я неотличен от Абсолютной Истины, высшей обители, и эта Абсолютная Истина, высшее место предназначения, неотлична от меня»»

Здесь под словами «я» и «меня» подразумевается не то ложное я, к которому мы привыкли. Ложное я – это ложное отождествление души (чистого сознания) с телом-умом-личностью. Ваше Истинное Я (чистое сознание) неотлично от Абсолютной Истины, от Бога. Исследовав и отбросив ложное я (ложное отождествление с телом-умом-личностью), человек (чистое сознание) достигает освобождения, или просветления, что и является высшей целью духовной практики. Подробно об этом рассказано в книге «Просветление за полчаса».

«ШБ 11.9.31: Хотя Абсолютная Истина единственна и неповторима, мудрецы описывают её разными способами. Поэтому невозможно получить фундаментальное и полное знание от одного духовного учителя.»

Как уже говорилось в первой цитате в самом начале статьи, Абсолютную Истину можно постичь в трех Её аспектах – как Брахман, Бхагаван и Параматму. Именно поэтому существуют и разные Её описания. Более того, личностный аспект Бога – Бхагаван – может проявлять себя в разных образах (формах, аватарах, воплощениях), таких, например, как Кришна, Будда, Иисус и т.д., поэтому существует так много религий с «разными» Богами. И чтобы понять, что Бог Един, но проявляет себя в разных образах, нужно достаточно чистое сознание. Так или иначе, в данной цитате рекомендуется не ограничиваться описанием с одного источника, так как информация будет, скорее всего, не полной.

«ШБ 11.3.37: Изначально единый Абсолют, то есть Брахман, известен, как тройственный, проявляя себя в качестве гун материальной природы — благости, страсти и невежества. Далее Брахман проявляет энергию действия и силу сознания вместе с ложным эго, которое покрывает обусловленное живое существо. Так, посредством экспансии многочисленных энергий Абсолюта, проявляются полубоги как воплощение знания, материальные чувства, их объекты (то, что чувствуется, воспринимается) и результаты кармической деятельности, а именно счастье и несчастье. Брахман, который является источником всех тонких и грубых проявлений, трансцендентен к ним, будучи абсолютным.»

Вы можете заметить, что в приведенных цитатах авторство творения приписывается то Сверхдуше, то Бхагавану, то Брахману. Здесь нет ошибки и противоречия, потому что, как мы уже прояснили, эти три аспекта Бога недвойственны. Это подобно тому, как человек может рассматривать три фотографии одного и того же предмета, снятые с трех разных сторон, и эти изображения будут настолько разными, что ему и в голову не придет, что на снимках одно и то же. Бог Един и Абсолютен, и Его три аспекта не создают никакой двойственности или множественности, кроме как кажущейся. Что же касается практики поклонения Богу, то проще всего поклоняться Богу в Его личностном аспекте, потому как личностный аспект имеет форму и качества, в отличие от Брахмана и Параматмы. Уму гораздо легче сосредоточиться на объекте, который имеет форму и качества, чем на вездесущем Брахмане, который не имеет ни формы, ни качеств.

«ШБ 6.16.24 (из комментария): Верховный Господь известен под именем Хришикеши, и это значит, что Он единственный повелитель органов чувств. Пока Он Своей энергией не приведет наши чувства в движение, они останутся безжизненными. Другими словами, Он – единственный наблюдатель, единственный вершитель всех дел, единственный слушатель, единственное движущее начало и верховный повелитель.»

В кришнаизме Богу дают разные имена, каждое из которых символизирует какое-то из Его качеств или деяний. В данном случае, имя Хришикеши означает «повелитель чувств». Нам может казаться, что наши чувства «работают» сами по себе и являются независимыми, однако это не так. Все наши чувства, без исключения, находятся под контролем Бога, как и всё остальное также контролируется Им. Одно из имен Бога – Прадьюмна, что означает «повелитель разума». Еще одно имя – Анируддха, «повелитель ума». Еще одно из имен – Рудра, «повелитель ложного эго». И таких имен очень много, но все эти имена указывают на одного и того же Единого Недвойственного Бога, являющегося повелителем всего. Важный момент в этой цитате, указывающий на адвайту – «Он – единственный наблюдатель, единственный вершитель всех дел, единственный слушатель, единственное движущее начало и верховный повелитель». Человек обычно воспринимает себя как отдельное независимое существо (отдельный наблюдатель, слушатель, деятель и т.д.), однако это чувство отделенности создается ложным эго, которое тоже находится под контролем Бога, как и всё остальное. Другими словами, человек не является автономной (независимой) причиной «своих» мыслей, эмоций и действий.

Как уже говорилось, обычному человеку тема недвойственности сложна для понимания, поэтому необходима практика, очищающая сознание от множества иллюзий, мешающих видеть Истину. И если вам интересны эти темы, на сайте вы найдете множество других статей и практик, позволяющих очистить сознание и приблизиться к понимаю адвайты. Когда человек с очищенным сознанием достигает осознания недвойственности (постигает адвайту), это называется просветлением, чему и посвящен данный сайт.

На форуме (по ссылке в оригинальной статье) можно задать вопросы, обсудить статью, или дополнить тему другими цитатами о недвойственности. Принимаются цитаты из любых источников. В этой статье я привел цитаты из священных писаний кришнаитов только потому, что мне доводилось читать их литературу. Но я знаю, что указания на адвайту есть и во многих других религиях, и было бы неплохо собрать их в одном месте.

Источник: Цитаты Кришны о недвойственности на сайте самопознания.

Дополнить эту подборку цитат можно на форуме. Там же можно обсудить материал или задать вопросы.

Читайте также: