Русские писатели о либералах цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Фёдор Михайлович прошёл сложный жизненный путь, от социалиста-утописта, до монархиста и религиозного консерватора. Достоевский одинаково негативно относился к либерализму и социализму, считая, что они являются антихристианскими учениями и мечтают построить рай на земле, опираясь лишь на материализм и науку. Обращаясь к русским либералам, он писал:
1. «Они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся».
2. «Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями человечества. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов. Европа отвергает Христа, мы же, как известно, обязаны подражать Европе».
3. «Вся наша либеральная партия прошла мимо дела, не участвуя в нем. Она только отрицала и хихикала». Хорошо смеяться в стенах сильного государства, которое построили не вы, «нет, вы полиберальничайте, когда это невыгодно, вот бы я на вас посмотрел».
4. «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы нравственной? Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спаси животишки»? Ничего не получится. «Спасение животишек» есть самая бессильная и последняя идея из всех идей, единящих человечество. Это уже начало конца».
5. «Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу. Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору: вера, кротость, подчинение воле Божией. Для либералов русский народ «косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей и к содержанию интеллигенции».
6. «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
7. «Да, вы будете представлять интересы вашего общества, но уж совсем не народа. Закрепостите вы его опять! Не только сказать против вас, да и дыхнуть печати при вас нельзя будет».
8. «Западничество - это партия, готовая к бою против народа. Она стала над народом как опекующая интеллигенция, она отрицает народ. Она гнушается идеей солидарности народа с Царём. Русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России».
9. «Герцен отрицал собственность и был обеспеченным. Он заводил революции и любил комфорт. Наши «скитальцы» продавали крестьян и, получив денежки, уезжали в Париж способствовать изданию радикальных газет. Кто мешал им просто освободить своих крестьян?».
10. «По моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь своё особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже».
11. «Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадётся или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую».
12. «Либералы, вместо того, чтобы стать свободнее, связали себя либерализмом, как веревками. И когда надо высказать свободное мнение, трепещут прежде всего: либерально ли будет? И выкидывают иногда такие либерализмы, что и самому страшному деспотизму и насилию не придумать».
13. «Русский либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм».
14. «Эту ненависть к России, ещё не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова «любовь к отечеству» стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное».
15. «Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это всё объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, — тем, что русский либерал есть покамест ещё не русский либерал; больше ничем, по-моему».
Александр Александрович Блок
Владимир Владимирович Бортко, режиссёр
Лев Николаевич Толстой
Анна Каренина. 1873—1877
Фёдор Иванович Тютчев
Нет, их не вразумишь:
Чем либеральней, тем они пошлее;
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы.
Андрей Дай, писатель
Из фантастического романа «Поводырь» («Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2013).
2. Лев Николаевич Гумилёв.
Великий русский историк упомянул тогдашнюю "элиту мысли" не самыми приятными словами:
Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия…
Точь в точь либерал сегодняшний. Если что-то не подходит их идее и пути мышления, они поднимают бучу и отказываются даже замечать тот факт, что сели в лужу. Ну и, взять того же Дудя, говорят обо всем как эксперты, даже если не разбираются в предмете ни разу. У меня на канале полно таких примеров.
Следующая цитата
Во многих цитатах говорится об интеллигенции, подразумевая под этим словом особую прослойку людей преимущественно нефизического труда. Интеллигент — не равен либералу. Но почти всегда: либерал — это интеллигент. Именно в этом аспекте об интеллигенции и писали многие авторы, чьи цитаты приведены здесь.
Встречаются, разумеется, в природе разумные либералы и достойные интеллигенты: патриоты России, которыми мы можем гордиться и восхищаться. Но в этом сборнике цитат речь идёт не о них, а о тех, кого сейчас называют «либерастами», дошедших до того, что они себя возомнили русским большинством.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Из статьи в Литературной газете № 9 (6406) (2013-03-06)[26]
В. И. Ленин
Если вчитаться в него внимательнее, выходит, что мозг нации — это-таки рабочие и крестьяне. Агитка налицо, особенно учитывая, что крестьяне были почти неграмотны, а ультралевые деятели по заветам Маркса с помощью такого рода демагогии всего-навсего использовали рабочих для продвижения своих политических идей. Впрочем, если посмотреть на контекст цитаты [3] , то видно, что под «интеллигентиками и лакеями капитала» здесь имеются в виду не «креаклы», а всего лишь те, кто был против гражданской войны и при этом частично оправдывал участие России в Первой мировой войне.
Василий Осипович Ключевский, историк
1) Люди с лоскутным миросозерцанием, сшитым из обрезков газетных и журнальных.
2) Сектанты с затверженными заповедями, но без образа мыслей и даже без способности к мышлению: <. >, толстовцы etc.
Содержание
Иоанн Кронштадтский, священник, богослов
Иван Андреевич Куклин, писатель, публицист
Иван Куклин. Быть патриотом / там же, с. 76; также см. Православие и культура. Открытый журнал № 1 (
Пётр Яковлевич Чаадаев, историософ
Василий Васильевич Розанов, философ, журналист, писатель
(1914 год, О некоторых русских интеллигентах [16])
Александр Александрович Зиновьев, учёный, писатель
Зиновьев А. А. Исповедь отщепенца. [24]
Зиновьев А. А., Гомо советикус / в Сб.: Мой дом — моя чужбина, М., «Коринф», 1991 г., с. 299—300. [25]
Иван Александрович Ильин, философ
Иосиф Александрович Бродский, поэт
И. Бродский. Диалоги с Соломоном Волковым.
Семён Людвигович Франк, философ и религиозный мыслитель
3.Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский почтил глупую(подчеркиваю, глупую) часть оппозиции того времени упоминанием в Братьях Карамазовых:
Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придёт, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».
Вот до смешного актуально. Сегодня с трибун часто слышны призывы армию распустить и уничтожить, а о том, что кто-то ностальгирует по нашествию Гитлера и говорить не приходится.
1. Евгений Иванович Мартынов.
А вот невероятно актуальное наблюдение от русско-советского генерала и историка:
Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война — преступление, патриотизм — пережиток старины, армия — главный тормоз прогресса, военная специальность — позорное ремесло, воинская доблесть — проявление глупости и зверства.
Вот такие вот были либералы в то время. Да и, что уж там, остались такими же.
Ярослав Мещеряков, Студент о политике. Поддержать автора материально можно ниже:
Известные исторические личности и статьи давних лет
Богдан Александрович Кистяковский, философ
Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании
А. И. Герцен
Известный своим лондонским сидением и русофобскими взглядами видный представитель белоленточных XIX века здесь критикует собственно идеи либерализма в хорошем смысле.
Наши современники
Лев Александрович Тихомиров, русский общественный деятель
Космополитизм нашего образованного класса должен был выродиться в нечто еще худшее. Анархист французский или немецкий ненавидит вообще современное общество, а не специально свое — немецкое или французское. Наш космополит, в сущности, даже не космополит, для его сердца не все страны одинаковы, а все приятнее, нежели отечество. Духовное отечество для него — Франция или Англия, вообще «Европа»; по отношению к ним он не космополит, а самый пристрастный патриот. В России же все так противно его идеалам, что и мысль о ней возбуждает в нем тоскливое чувство. Наш «передовой» образованный человек способен любить только «Россию будущего», где от русского не осталось и следа.
Статья из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 1861 г
Лев Николаевич Гумилёв, историк
Евгений Иванович Мартынов, генерал-майор, военный историк
Александр Сергеевич Пушкин
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести.
Иностранцы
Джавахарлал Неру
Николай Семёнович Лесков
Из статьи «Деспотизм либералов», 1862 год. [11]
Андрей Ильич Фурсов, социолог, историк
Из беседы о Сталине [27]
Джордж Оруэлл
Ложные цитаты
Некоторые высказывания следует воспринимать с осторожностью, так как в них речь идёт о критике либералов и либерализма в хорошем смысле слова.
Александр Исаевич Солженицын, писатель
Михаил Осипович Гершензон, литературовед, публицист, философ
Николай Михайлович Языков, поэт
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослёзный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он божий глас, -
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
Следующая цитата
Но особенно-
Для наших "многомудрых" ,интернет-"просвещенных",
так.наз.либералам.
Ау! Либералы! Ответьте классикам!Вы-же любите пинать тех,
кто вам ответить не может или не умеет.В силу своего отсутствия в
мире живых.Вы-же скачете на костях предков.Лягаете
Историю.Поливаете грязью мою,а не вашу-Родину.Так вот-опровергайте
тех, чьи имена в Истории сохранились.Не поклонников гейропы.
Истинных носителей нашей культуры и истории её.
Цитируйте Резунов,Солженицыных,Аксёновых и прочих.
Покопайтесь в интернет-помойке.Опровергните Пушкина,например.
Но,лишь ни меня,разумеется.Я ,как и вы-никто в Истории.Просто знак
у меня другой.И нет ваших гейропейских амбиций.Да и рядом с
Великими я и
именоваться не достоин.А именами резуново-подобных страничку
свою марать не хочется.Слишком уж вонюче.
/Подборка цитат людей ,весьма известных .О русских либералах ./
Александр Сергеевич Пушкин /Российскому либералу/
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести.
Фёдор Михайлович Достоевский
«Бесы»:
Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.
— …по моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь своё особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже…
из «Братьев Карамазовых»:
"Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придёт, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».
Антон Павлович Чехов
«Письмо Орлову И. И., 22 февраля 1899 г., Ялта»:
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. [5]
Фёдор Иванович Тютчев
Напрасный труд!
Нет, их не вразумишь:
Чем либеральней, тем они пошлее;
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы.
Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей… Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа… А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, все более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления общественной мысли в России. Что же касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к ней… Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не может быть и речи, действуют только инстинкты…
Евгений Иванович Мартынов, генерал-майор, военный историк
Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война — преступление, патриотизм — пережиток старины, армия — главный тормоз прогресса, военная специальность — позорное ремесло, воинская доблесть — проявление глупости и зверства.
]Лев Николаевич Гумилёв, историк
Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия…
Я — не интеллигент, я — солдат и дворянин…[1]
]Василий Осипович Ключевский, историк
Есть такая слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не может помолчать, ничего не может донести до места, а через газеты валит наружу все, чем засорится её неразборчивый желудок. [11]
Николай Александрович Бердяев, философ
В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью и со слабостью самоценной умственной жизни… Сама наука и научный дух не привились у нас, были восприняты не широкими массами интеллигенции, а лишь немногими. Учёные никогда не пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они были политическими индифферентистами, то сама их наука считалась ненастоящей…
Интеллигенция скорее напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями… Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями… интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности…
Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы существования России. [13]
Виссарион Григорьевич Белинский, писатель, философ
Я питаю личную вражду ко всякого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего…
Письмо Белинского Анненкову, 1847 год. [16]
Иоанн Кронштадтский, священник, богослов
Демократия -- в аду, а на небе -- Царство. [19]
А что такое свобода в вере, которая допущена даже правительством? Свобода исповедовать веру, какую кто хочет; при этом даже православным не возбраняется оставлять свою веру и идти хоть бы в магометанство и идолопоклонство; свобода в вере по-нынешнему допускает хулить всячески — кто только захочет — и свою веру православную, потому что исповедники других вер уважают и хвалят свою веру или иноверие. Писатели неблагонамеренные, по крещению православные, действительно свободно, без зазрения совести дурно отзываются о православной вере и о ее Церкви, о пастырстве ее… Это ли свобода, чтобы вконец убить веру и надежду народа? Грешили наши предки, но грех грехом называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, как бы законное дело. Грехи похоти плотской, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, её требования. Находятся между ними такие, которые боготворят и самую страсть плотскую, как в древности поклонники Артемиды, устраивающие оргии с беззаконными смешениями. И вся эта мерзость печатается, и ее читают, и о ней рассуждают без омерзения, без отвращения, как будто о достойном внимания! Это ли свобода? Нет, это не свобода, а ужасное рабство греху и страстям, имеющее последствием страшную казнь Божию, истребление рода и муку вечную [20]
Николай Михайлович Языков, поэт
К не нашим
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослёзный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он божий глас, -
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
Пётр Яковлевич Чаадаев
Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это — солнце Запада. [22]
Владимир Владимирович Бортко, режиссёр
Странная вещь – русский либерал. Это единственный человек в мире, который ненавидит и бьёт свою мать, свою землю. И малейшая её ошибка — он начинает хохотать, потирать потные ручонки, дико радуется по этому поводу, забывая, что это его мать. Если спросить наших либералов: вам что, действительно хочется, чтобы тут всё пошло прахом? Боюсь, что мы получим ответ: мы Родину любим, но пусть тут хоть всё сгорит, лишь бы торжествовала либеральная идея.
Андрей Дай, писатель
. у них есть свойство нехорошее – они на Запад любят смотреть, и ещё как-то так умудряются извернуться, чтобы и задницу туда же подставить. Стоит этих господ к власти пустить, как тут же забугорники все самое вкусное в России скупают.
Иван Андреевич Куклин, писатель, публицист
Дом наиболее эффективно разрушается с фундамента. Если бить по крыше, то есть еще шанс восстановить здание в прежней красе. Но удар снизу лишает всяких надежд. Но страшнее удара – подрыв, когда в фундамент вводят вредоносные вещества или организмы. Так разрушился Австралийский парламент, когда в нем поселились термиты. И их деяния хотят повторить либералы с Православной Верой, подорвав изнутри ее главные понятия.
/ Куклин И. А. О вере и прелести. Новосибирск, 2016 — с. 20 — 21 ; также см. Православие и культура. Открытый журнал № 1 (декабрь 2016)
Могла бы возродиться Русь святая. Хотя, разумеется, либералы, интеллигенты и другие слуги бесов не дадут этого сделать. Но это не повод отступать в борьбе со злом!
Иван Куклин. Об одной древней профессии / там же, с. 36 ; также см. Православие и культура. Открытый журнал № 2 (март 2018)
Они (либералы) уважают для приличия некоторых русских святых (особенно древних, после которых не осталось творений, или современных, не выступавших активно в силу разных причин против ересей, например католицизма, протестантизма или меломании). Но как только Св. Отцы высказывают мнение о еретичности Запада, эти господа сразу переходят на хамство и брань (см. доклад Петра Мещеринова «Вызовы сегодняшнего дня: взгляд из России», Милан, 2010). Либералы иногда проявляют театральное, натянутое уважение к русским государственным деятелям, причисленных к лику святых. Чтят свято они Петра Первого, подорвавшего русский традиционный жизненный уклад. Ненавидят Русскую государственность, Русскую армию, визжат про «дедовщину» и т.д., забывая про традиции послушания, про аналогичные ситуации из древних Патериков).
Иван Куклин. Быть патриотом / там же, с. 76; также см. Православие и культура. Открытый журнал № 1 (
Ф.М. Достоевский в 1868 году говорил о либералах устами одного из героев романа "Идиот" следующее:
"Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё".
Ф.М. Достоевский, в "Дневнике писателя", 1877 г.:
[Русские либералы ненавидят Россию], "так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят".
Ф.М. Достоевский, в романе "Бесы", 1871 г.:
"Наш либерал - это, прежде всего, лакей, который только и смотрит кому бы сапоги вычистить".
Ф.И. Тютчев, 1867 год.:
"Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей. Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа. А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления общественной мысли в России.
Что же касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к ней. Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не может быть и речи, действуют только инстинкты. ".
Ф.И.Тютчев, 1867 г.:
"Напрасный труд - нет, их не вразумишь,
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы".
Свидетельство о публикации №219111401543 Рецензии
Видимо,какого-то, мрачно-замаскированного,без имени либераста не слабо зацепила данная тема.О русских либералах.Наверное,уже сотню раз открывает её на моей страничке.Вроде-бы мелочь,а приятно!Наверное, тему надо развивать далее.Конкретно для Вас,многонеуважаемый либераст.Ну что-же,придётся вернуться.Хотя-много чести для этой гейропейской братии.Но ничего не поделаешь.Нужно поощрять подобный интерес.Заходите,любезный!Можете не читать,даже.Типа-не умеете.Зашёл-вышел!Зашёл-вышел!Но впервые, кого-то или чего-то так зацепили русские классики,высказавшие свои мнения о, как-бы русских либералах.И это вдвойне приятно!
Так что,господа безымянные либерасты-пишите письма!Желательно-на пипифаксе!По случаю пандемии барановируса, Вы непременно должны были запастить серьёзным объёмом пипифакса.Дабы иметь возможность выразить свои не традиционные взгляды.Засим-жду очередных визитов.
P.S.Если Вы не либераст-прошу прощения!Значит-просто не понял смысла Ваших действий.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
4. Александр Сергеевич Пушкин.
Солнце Русской Поэзии в своем творчестве не обошел радикальную либеральную оппозицию, хоть и сам, как известно, симпатизировал декабристам. Но, видимо, видел фальш в словах некоторых из них и не мог согласиться даже учитывая собственные оппозиционные взгляды:
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести.
Иван Бунин, писатель, нобелевский лауреат
Георгий Петрович Федотов, историк, философ, религиозный мыслитель и публицист
Антон Павлович Чехов
«Письмо Орлову И. И., 22 февраля 1899 г., Ялта»:
«Письмо СУВОРИНУ А. С., 16 августа 1892 г., Мелихово»:
Николай Александрович Бердяев, философ
Следующая цитата
Вот вы (да и я, грешным делом) думаете, что то, что творят российские оппозиционеры-либералы сегодня вообще ни в какие ворота не лезет, что это все вопиюще и ужасающе, такого не было никогда? Как бы не так! Вы в этом не первые, еще прославленные русские классики замечали такие черты за поведением своих современников.
Виссарион Григорьевич Белинский, писатель, философ
Письмо Белинского Анненкову, 1847 год. [17]
Борис Николаевич Чичерин, философ
Сергей Николаевич Булгаков, философ, богослов, священник
Героизм — вот то слово, которое выражает, по моему мнению, основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм самообожания… Интеллигент, особенно временами, впадал в состояние героического экстаза с явно истерическим оттенком. Россия должна быть спасена, и спасителем ее может и должна явиться интеллигенция вообще и даже имярек в частности — и помимо его нет спасителя и нет спасения… Героический интеллигент не довольствуется поэтому ролью скромного работника (даже если он и вынужден ею ограничиваться), его мечта быть спасителем человечества или по крайней мере русского народа… Для него необходим (конечно, в мечтаниях) не обеспеченный минимум, но героический максимум… Даже если он и не видит возможности сейчас осуществить этот максимум и никогда его не увидит, в мыслях он занят только им. Он делает исторический прыжок в своем воображении, и, мало интересуясь перепрыгнутым путем, вперяет свой взор лишь в самую светлую точку на краю исторического горизонта… Во имя веры в программу лучшими представителями интеллигенции приносятся жертвы жизнью, здоровьем, свободой, счастьем… [2] Хотя все чувствуют себя героями, одинаково призванными быть провидением и спасителями, но они не сходятся в способах и путях этого спасения… С интеллигентским движением происходит нечто вроде самоотравления… Интеллигенция, страдающая якобинизмом, стремится к «захвату власти», к «диктатуре», во имя народа, неизбежно разбивается и распыляется на враждующие между собой фракции, и это чувствуется тем острее, чем выше поднимается температура героизма… Герой есть до некоторой степени сверхчеловек, становящийся по отношению к ближним своим в горделивую и вызывающую позу спасателя, и при всем своем стремлении к демократизму интеллигенция есть лишь особая разновидность сословного аристократизма, надменно противопоставляющая себя «обывателям». Кто жил в интеллигентских кругах, хорошо знает это высокомерие и самомнение, сознание своей непогрешимости и пренебрежения к инакомыслящим… Вследствие своего максимализма интеллигенция остается малодоступна к доводам исторического реализма и научного видения…
Фёдор Михайлович Достоевский
критик о Смердякове из «Братьев Карамазовых»:
Источник цитаты неизвестен:
Читайте также: