Русские мальчики достоевский цитата

Обновлено: 21.11.2024

Слова Фёдора Павловича Карамазова в разговоре с младшим сыном Алексеем Федоровичем Карамазовым. Фёдор Карамазов говорит о своей греховной жизни (книга IV, II).

Бог женщине послал истерику любя

Слова Ивана Федоровича Карамазова в разговоре с младшим братом Алексеем Федоровичем Карамазовым. Алексей Карамазов рассказал Ивану об истерике, которая случилась с Катериной Ивановной. На это Иван и ответил этой фразой (книга V, III).

Будьте веселы как дети, как птички небесные.

Слова Старца Зосимы из его бесед и поучений, записанных Алексеем Федоровичем Карамазовым (книга VI, III).

В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем. Да и мы сами тоже.

О поведении Фёдора Павловича Карамазова, который узнал о смерти своей жены (книга I, I).

В горе счастья ищи

Слова Старца Зосимы, обращенные к Алексею Карамазову. Старец Зосима объясняет, почему Алексей должен уйти из монастыря, после смерти старца (книга II, VII).

В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры
В России пьяные люди у нас самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные

Слова штабс-капитана Снегирева в разговоре с Алексеем Федоровичем Карамазовым. Штабс-капитан рассказывает, что он запил с горя, после того, как Дмитрий Фёдорович Карамазов (брат Алексея Карамазова) публично оскорбил штабс-капитана (книга IV, VII).

Во всякой женщине можно найти чрезвычайно интересное, чего ни у которой другой не найдешь, — только надобно уметь находить, вот где штука!

Слова Фёдора Павловича Карамазова в разговоре со своими сыновьями. Сильно опьяневший Фёдор Карамазов говорит о своих отношениях с женщинами (книга III, VIII).

Времени бог мало дал, всего во дню определил только двадцать четыре часа, так что некогда и выспаться, не только покаяться.
Всякий порядочный человек должен быть под башмаком хоть у какой-нибудь женщины
Греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил господь воистину кающемуся

Слова Старца Зосимы, обращенные к женщине, совершившей греховный поступок (книга II, III).

Дать взаймы значит поссориться

Слова помещицы Хохлаковой Екатериной Осиповной, обращенные к Дмитрию Фёдоровичу Карамазову. Хохлакова отказывается занять Дмитрию 3 000 рублей (книга VIII, III).

Дети в школах народ безжалостный, порознь ангелы божий, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны

Слова штабс-капитана Снегирева в разговоре с Алексеем Федоровичем Карамазовым. Штабс-капитан рассказывает, что его сына Илью дети стали дразнить в школе, после того, как Дмитрий Фёдорович Карамазов (брат Алексея Карамазова) публично оскорбил штабс-капитана (книга IV, VII).

Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно уходит в себя и молчит. Но есть горе и надорванное: оно пробьется раз слезами и с той минуты уходит в причитывания. Это особенно у женщин. Но не легче оно молчаливого горя.

О горе женщины, которая пришла к Старцу Зосиме за советом и помощью (книга II, III).

Есть минуты, когда люди любят преступление

Слова Алексея Федоровича Карамазова в разговоре с Лизой Хохлаковой (книга XI, III).

Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, — эти силы: чудо, тайна и авторитет.

Слова Инквизитора в разговоре с Иисусом, сошедшим за землю, из поэмы "Великий инквизитор", написанной Иваном Федоровичем Карамазовым.

Жалкие слова надо прощать, непременно. Жалкие слова тешат душу… без них горе было бы слишком тяжело у людей

Мысли Алексея Федоровича Карамазова во время прощания с умершим Старцем Зосимой. Алексей Карамазов думает о том, как поступит Грушенька (Аграфена Александровна Светлова), которая грозилась убить своего обидчика, но отказалась от этой мысли раскаявшись (книга VII, IV).

Зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток

Слова Ивана Федоровича Карамазова в разговоре с братом Алексеем Федоровичем Карамазовым. Иван поделился с братом своими мыслями о жестокости человека (книга V, IV).

К историческому методу изложения очень любят прибегать все нервные ораторы, ищущие нарочно строго поставленных рамок, чтобы сдерживать собственное нетерпеливое увлечение.

Об обвинительной речи прокурора в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, IX).

Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!

Слова Алексея Федоровича Карамазова (младший из братьев Карамазовых) из разговора с мальчиками, на похоронах Илюши (Эпилог, III).

Какие страшные трагедии устраивает с людьми реализм!

Слова Дмитрия Фёдоровича Карамазова, когда он, долго разыскивая купца Лягавого для решения с ним важного вопроса, нашел купца сильно пьяным (книга VIII, II).

Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей.

Слова Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в разговоре с Алексеем Федоровичем Карамазовым (младший брат), книга III, III.

Кто любит людей, тот и радость их любит

Слова Старца Зосимы, которые вспомнил Алексей Федорович Карамазов во время прощания с умершим старцем (книга VII, IV).

Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим
Люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц

Слова одного человека, которые приводит Старец Зосима, в разговоре с помещицей (книга II, IV).

Любовь деятельная — это работа и выдержка

Слова Старца Зосимы, обращенные к помещице (книга II, IV).

Любовью всё покупается, всё спасается

Слова Старца Зосимы, обращенные к женщине, совершившей греховный поступок (книга II, III).

Мирская наука, соединившись в великую силу, разобрала всё, что завещано в книгах святых нам небесного, и после жестокого анализа у ученых мира сего не осталось изо всей прежней святыни решительно ничего. Но разбирали они по частям, а целое просмотрели.

Слова Отца Паисия в разговоре с Алексеем Федоровичем Карамазовым о вере в Бога и науке. Этот разговор состоялся перед тем, как Алексей Карамазов ушел из монастыря в мирскую жизнь (книга IV, I).

Мы натуры широкие, карамазовские, способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения.

Слова прокурора в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, VI).

Не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле

Слова Старца Зосимы из его бесед и поучений, записанных Алексеем Федоровичем Карамазовым (книга VI, III).

Невозможно даже представить себе всего позора и нравственного падения, с которыми способен ужиться ревнивец безо всяких угрызений совести.

Из размышлений автора о ревности Дмитрия Фёдоровича Карамазова, который любил Грушеньку и ревнует ее к своему отцу Фёдору Павловичу Карамазову (книга VIII, III).

Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее

Слова Инквизитора в разговоре с Иисусом, сошедшим за землю, из поэмы "Великий инквизитор", написанной Иваном Федоровичем Карамазовым.

Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.

Слова Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в разговоре с Алексеем Федоровичем Карамазовым (младший брат), книга III, III.

Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома

Слова Алексея Федоровича Карамазова (младший из братьев Карамазовых) из речи у камня, на похоронах Илюши. В этой речи Алексей Карамазов обращается к мальчикам, друзьям Илюши (Эпилог, III).

Нынче почти все люди со способностями ужасно боятся быть смешными и тем несчастны

Слова Алексея Федоровича Карамазова в разговоре со школьником Колей Красоткиным (книга X, VI).

Один гад съедает другую гадину

Слова Ивана Федоровича Карамазова о конфликте своего брата Дмитрия Фёдоровича Карамазова и отца Фёдора Павловича Карамазова. Иван Карамазов презирает обоих (книга III, IX).

От народа спасение Руси

Слова Старца Зосимы (книга VI, III).

Отвлеченно еще можно любить ближнего и даже иногда издали, но вблизи почти никогда

Слова Ивана Федоровича Карамазова в разговоре с братом Алексеем Федоровичем Карамазовым. Иван поделился с братом своими мыслями о человеке (книга V, IV).

Платить мы ужасно не любим, зато получать очень любим, и это во всем

Слова прокурора в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, VI).

Покажите вы русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною

Слова немца, который жил в России, которые привел Алексей Федорович Карамазов в разговоре со школьником Колей Красоткиным (книга X, VI).

Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок

Слова Старца Зосимы (книга VI, III).

Правосудие и земная казнь облегчают казнь природы, даже необходимы душе преступника

Слова из обвинительной речи прокурора в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, IX).

Пред одною только церковью современный преступник и способен сознать вину свою, а не то что пред государством

Слова Старца Зосимы из разговора о роли церкви и государства (книга II, V).

Предан как семьсот пуделей

Слова Дмитрия Фёдоровича Карамазова на суде о показаниях Григория и о слуге Павле Смердякове (книга XII, II).

Раньше, чем не сделаешься в самом деле всякому братом, не наступит братства. Никогда люди никакою наукой и никакою выгодой не сумеют безобидно разделиться в собственности своей и в правах своих. Всё будет для каждого мало, и всё будут роптать, завидовать и истреблять друг друга.

Слова Таинственного посетителя в разговоре со Старцем Зосимой (книга VI, II).

Русский суд есть не кара только, но и спасение человека погибшего!

Слова из речи защитника (адвоката) Фетюковича в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, XIII).

Русского мужика надо пороть

Слова Фёдора Павловича Карамазова в разговоре со своими сыновьями. Фёдор Карамазов говорит о своем слуге Смердякове (книга III, VIII).

Смирение любовное — страшная сила изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего

Слова Старца Зосимы из его бесед и поучений, записанных Алексеем Федоровичем Карамазовым (книга VI, III).

Социалист-христианин страшнее социалиста-безбожника

Слова Миусова Петра Александровича (книга II, V).

Странность и чудачество скорее вредят, чем дают право на внимание, особенно когда все стремятся к тому, чтоб объединить частности и найти хоть какой-нибудь общий толк во всеобщей бестолочи

Писатель пишет про Алексея Федоровича Карамазова (От автора).

Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить

Слова Инквизитора в разговоре с Иисусом, сошедшим за землю, из поэмы "Великий инквизитор", написанной Иваном Федоровичем Карамазовым.

Таков наш русский современный человечек: без санкции и смошенничать не решится, до того уж истину возлюбил…

Слова чёрта в разговоре с Иваном Федоровичем Карамазовым (чёрт померещился больному воображению Ивана) (книга XI, IX).

У меня деньги — аксессуар, жар души, обстановка

Слова Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в разговоре с Алексеем Федоровичем Карамазовым (младший брат). Дмитрий Карамазов рассказывает о своём отношении к деньгам и женщинам (книга III, IV).

У тех Гамлеты, а у нас еще пока Карамазовы!

Слова из обвинительной речи прокурора в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, IX).

Убегайте лжи, всякой лжи, лжи себе самой в особенности

Слова Старца Зосимы, обращенные к помещице (книга II, IV).

Человек был устроен бунтовщиком; разве бунтовщики могут быть счастливыми?

Слова Ивана Федоровича Карамазова в разговоре с братом Алексеем Федоровичем Карамазовым. Братья обсуждают поэму Инквизитор, написанную Иваном. Иван говорит о том, что человечество произошло от Адама, который, по сути, был бунтовщиком, так как нарушил запрет Бога и съел запретный плод (книга V, V).

Человек ищет не столько бога, сколько чудес

Слова Ивана Федоровича Карамазова из написанной им книги "Великий инквизитор", которую он зачитал своему брату Алексею Федоровичу Карамазову (книга V, V "Великий инквизитор"). В книге Ивана Карамазова эти слова произносит Великий инквизитор в разговоре с Иисусом.

Человек с деньгами — везде человек

Слова из обвинительной речи прокурора в суде, по обвинению Дмитрия Фёдоровича Карамазова (старшего из братьев) в убийстве своего отца Фёдора Павловича Карамазова (книга XII, IX).

Чем беднее и ниже человек наш русский, тем и более в нем сей благолепной правды заметно, ибо богатые из них кулаки и мироеды во множестве уже развращены, и много, много тут от нерадения и несмотрения нашего вышло!

Слова Старца Зосимы (книга VI, III).

Чем глупее, тем и яснее. Глупость коротка и нехитра, а ум виляет и прячется. Ум подлец, а глупость пряма и честна.

Слова Алексея Федоровича Карамазова в разговоре с братом Иваном Федоровичем Карамазовым. Иван поделился с братом своими мыслями, а в конце своей речи объяснил, почему он начал этот разговор фразой «глупее нельзя начать» (книга V, III).

Я в скверне моей до конца хочу прожить. В скверне-то слаще: все ее ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто.

Слова Фёдора Павловича Карамазова в разговоре с младшим сыном Алексеем Федоровичем Карамазовым. Фёдор Карамазов говорит о своей греховной жизни (книга IV, II).

Следующая цитата

Федор Михайлович Достоевский был истинным патриотом. Он любил Россию, верил в нее и скучал по ней, находясь за границей.

Романы, статьи и письма Достоевского пропитаны духом патриотизма и верой в особенное предназначение русского народа.

В этой статье собраны цитаты Достоевского о России и русских людях.

Смотрите: Интересные цитаты Достоевского

Цитаты Достоевского о России и русском народе


"Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих."

"Никакой Китай, никакая Япония не могут быть покрыты такой тайной для европейской пытливости, как Россия, прежде, в настоящую минуту и даже, может быть, еще очень долго в будущем. "

"Я не боюсь онемечиться, потому что ненавижу всех немцев, но мне Россия нужна. " (мысли Достоевского во время жизни за границей)


". Россия же вся открыта перед Европою, русские держат себя совершенно нараспашку перед европейцами. "

"В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы. <. >У него инстинкт общечеловечности."

(цитаты из "Ряда статей о русской литературе" Достоевского, 1861 г.)


"Да их [иностранцев] жизнь так устроилась! А мы в это время великую нацию составляли, Азию навеки остановили, перенесли бесконечность страданий, сумели перенести, не потеряли русской мысли, которая мир обновит, а укрепили ее, наконец, немцев перенесли, и все-таки наш народ безмерно выше, благороднее, честнее, наивнее, способнее и полон другой, высочайшей христианской мысли, которую и не понимает Европа с ее дохлым католицизмом и глупо противуречащим себе самому лютеранством. Но нечего об этом! А то, что так тяжело по России, такая тоска по родине, что решительно чувствую себя несчастным. " (из письма Майкову 1867 г.)

(письмо Майкову в 1867 г.)

"Жить же за границей очень скучно, где бы то ни было. "

(письмо к С. А. Ивановой, 1867 г.)


"Наши соотечественники во множестве едут за границу; там они воспитывают детей и прилагают все старания, чтобы заставить их забыть русский язык. Есть такие, которые живут здесь подолгу, например Тургенев. Он мне напрямик заявил, что не хочет больше быть русским, что хотел бы забыть, что он русский, что он себя считает немцем и гордится этим5. Я его с этим поздравил и расстался с ним. "

(письмо к Яновскому в 1867 г.)


". отчасти и выгодно нам, что Европа нас не знает и так гнусно нас знает. "

". Россия тоже отсюда выпуклее кажется нашему брату. Необыкновенный факт состоятельности и неожиданной зрелости русского народа при встрече всех наших реформ (хотя бы только одной судебной) и в то же время известие о высеченном купце 1-й гильдии в Оренбургской губернии исправником."

". русский народ, благодаря своему благодетелю и его реформам, стал наконец мало-помалу в такое положение, что поневоле приучится к деловитости, к самонаблюдению, а в этом-то вся и штука."

"Ей-богу, время теперь по перелому и реформам чуть ли не важнее петровского. А что дороги? Поскорее бы на юг, поскорее как можно; в этом вся штука. К тому времени везде правый суд, и тогда что за великое обновление! (Обо всем об этом здесь думается, мечтается, от всего этого сердце бьется)."

(письмо Майкову в 1867 г.)

Но чтоб это великое дело совершилось, надобно чтоб политическое право и первенство великорусского племени над всем славянским миром совершилось окончательно и уже бесспорно. "

(письмо к Майкову в 1868 г.)

(письмо к С. А. Ивановой, в 1869 г.)
"Дай только бог России не вступиться ни во что европейское, благо у нас своего дела довольно. " (о войнах и конфликтах в Европе)

"Я в немецкой земле умирать не хочу; приеду помирать на родину. "

(письмо к С. А. Ивановой, в 1870 г.)

"Поверь, голубчик Верочка, что к тому времени, когда твои дети будут большими, не будут у нас в гостиных говорить по-французски. Да и теперь это начинает казаться смешным. Знать язык, читать на нем - дело другое. Можно и говорить, если понадобится за границей, но для этого довольно только понимать язык и читать на нем. " (Достоевский Ф. М. - Ивановым А. П. и В. М., 1 (13) января 1868)

"Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь. "

(Свидригайлов в романе "Преступление и наказание")

Следующая цитата

Вы читали "Кандид"* Вольтера?
А Коля Красоткин читал. И Достоевский, верно, читал.
А Егор Жуков вряд ли.

*- «Канди́д, или Оптими́зм» ( Candide, ou l’Optimism e ) — наиболее часто публикуемое и читаемое произведение Вольтера . Повесть была написана, вероятно, в 1758 году и год спустя появилась в печати сразу в пяти странах под видом «перевода с немецкого». Она тут же стала бестселлером и была на многие годы запрещена под предлогом непристойности . Сам Вольтер считал её безделкой и в некоторых случаях даже отказывался признавать своё авторство.

Из последнего слова Егора Жукова на суде (приводится по «Медиазоне»)

[. ]
Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей.
Много внимания уделяется институту семьи и патриотизму.
А ключевой традиционной ценностью называют христианскую веру.
Ваша честь, и мне кажется, может быть, что это даже хорошо, потому что христианская этика
действительно включает в себя две ценности, которые мне близки.
Во-первых, это ответственность.
В основе христианства лежит история про человека,
который решился взвалить страдания всего мира на свои плечи,
история про человека, который взял на себя ответственность
в максимально возможном смысле этого слова.
По сути, центральная идея всей христианской религии — идея личной ответственности.
Во-вторых, любовь: «Возлюби ближнего твоего как самого себя».
Это главная фраза христианской религии. Любовь есть доверие, сострадание, гуманизм, взаимопомощь и забота.
Общество, построенное на такой любви, есть общество сильное,
пожалуй наиболее сильное из всех в принципе возможных.
Для того чтобы понять мотивы моей деятельности,
достаточно всего лишь взглянуть на то, как нынешнее российское государство,
гордо выставляющее себя защитником христианских, а значит и этих ценностей, на самом деле их защищает.
Перед разговором об ответственности сперва надо ответить на вопрос,
что из себя представляет этика ответственного человека, какие слова он произносит себе в течение жизни.
Мне кажется, такие: «Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями, подчас невыносимыми, все твои близкие умрут, все твои планы нарушатся, тебя будут обманывать и бросать и ты никуда не убежишь от смерти. Жизнь — это страдания.
Смирись с этим.
Но смирившись с этим, смирившись с неизбежностью страдания,
все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой.
Потому что иначе все станет только хуже.
Стань примером. Стань тем, на кого можно положиться.
Не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа и строй страну, в которой твои дети смогут стать счастливыми».
Разве такому нас учат?
Разве такую этику усваивают дети в школах?
Разве таких героев мы чествуем? Нет.
Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности для человеческого процветания.
10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили в своих руках 90% благосостояния страны.
Среди них, конечно, есть весьма достойные граждане, но основная их часть,
вернее основная часть благосостояния, получена не честным трудом на благо людей, а банальной коррупцией.
[. ]

Судья никогда не прерывает "последнее слово".
Прервать подсудимого - значит создать основание для кассационной жалобы его адвокатов.
Небезызвестный Полонский разглагольствовал в своём "последнем слове" несколько часов.


Небольшой этюд (цитирую)
который я решаюсь предложить вниманию читателей, представляет собою
анализ одного диалогического фрагмента из романа «Братья Карамазовы».
Занимающий нас (меня тоже. - nikipavl) диалог находится в десятой книге четвертой части романа –
в главе «Мальчики».
Разговаривает Алеша Карамазов и Коля Красоткин.
Я позволю себе напомнить фрагменты этого диалога.

– «Я давно научился уважать в вас редкое существо, – пробормотал опять Коля, сбиваясь и путаясь. – Я слышал, вы мистик и были в монастыре. Я знаю, что вы мистик, но… это меня не остановило. Прикосновение к действительности вас излечит… С натурами, как вы, не бывает иначе.
– Что вы называете мистиком? От чего излечит? – удивился немного Алеша.
– Ну, там бог и прочее.
– Как, да разве вы в бога не веруете?
– Напротив, я ничего не имею против бога. Конечно, бог есть только гипотеза… но… я признаю, что он нужен, для порядка… для мирового порядка и так далее… и если б его не было, то надо бы его выдумать, – прибавил Коля, начиная краснеть»…
– «Я, признаюсь, терпеть не могу вступать во все эти препирания, – отрезал он, – можно ведь и не веруя в бога любить человечество, как вы думаете? Вольтер же не веровал в бога, а любил человечество»…
– «Вольтер в бога верил, но, кажется, мало, и, кажется, мало любил и человечество, – тихо, сдержанно и совершенно натурально произнес Алеша, как бы разговаривая с себе равным по летам: или даже со старшим летами человеком»… – «А вы разве читали Вольтера? – заключил Алеша».
– «Нет, не то чтобы читал… Я, впрочем, Кандида читал в русском переводе… в старом, уродливом переводе смешном»…
– «И поняли?»
– «О, да, все… то-есть… почему же вы думаете, что я бы не понял? Там, конечно, много сальностей… Я, конечно, в состоянии понять, что это роман философский, и написан, чтобы провести идею… – запутался уже совсем Коля. – Я социалист, Карамазов, я неисправимый социалист, – вдруг оборвал он ни с того, ни с сего».
– «Социалист? – засмеялся Алеша, – да когда это вы успели? Ведь, вам еще только тринадцать лет, кажется?» Колю скрючило.
– «Во-первых, не тринадцать, а четырнадцать, через две недели четырнадцать, – так и вспыхнул он, – а, во-вторых, совершенно не понимаю, к чему тут мои лета. Дело в. том, каковы мои убеждения, а не который мне год, не правда ли?»– «Когда вам будет больше лет, то вы сами увидите, какое значение имеет на убеждение возраст. Мне показалось тоже, что вы не свои слова говорите, – скромно и спокойно ответил Алеша, но Коля горячо его прервал».
– «Помилуйте, вы хотите послушания и мистицизма. Согласитесь в том, что, напротив, христианская вера послужила лишь богатым и знатным, чтобы держать в рабстве низший класс, не правда ли?»
– «Ах, я знаю, где вы это прочли, и вас непременно кто-нибудь научил! – воскликнул Алеша».
– «Помилуйте, зачем же непременно прочел? И никто ровно не научил. Я и сам могу… И если хотите, я не против Христа. Это была вполне гуманная личность, и живи он в наше время, он бы прямо примкнул к революционерам и может быть, играл бы видную роль… Это даже непременно».
– «Ну где, ну где вы этого нахватались! С каким это дураком вы связались? – воскликнул Алеша»…
Конец цитаты.

Следующая цитата

Цитата из романа «Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.) русского писателя Достоевского Федора Михайловича (1821 – 1881). Слова Алексея Федоровича Карамазова (младший из братьев Карамазовых) из речи у камня, на похоронах Илюши. В этой речи Алексей Карамазов обращается к мальчикам, друзьям Илюши (Эпилог, III):

— Господа, мы скоро расстанемся. Я теперь пока несколько времени с двумя братьями, из которых один пойдет в ссылку, а другой лежит при смерти. Но скоро я здешний город покину, может быть очень надолго. Вот мы и расстанемся, господа. Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать — во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, — все-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? — а потом так все его полюбили. Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую и восстал. Итак, во-первых, будем помнить его, господа, во всю нашу жизнь. И хотя бы мы были заняты самыми важными делами, достигли почестей или впали бы в какое великое несчастье — всё равно не забывайте никогда, как нам было раз здесь хорошо, всем сообща, соединенным таким хорошим и добрым чувством, которое и нас сделало на это время любви нашей к бедному мальчику, может быть, лучшими, чем мы есть в самом деле. Голубчики мои, — дайте я вас так назову — голубчиками, потому что вы все очень похожи на них, на этих хорошеньких сизых птичек, теперь, в эту минуту, как я смотрю на ваши добрые, милые лица, — милые мои деточки, может быть, вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение. Может быть, мы станем даже злыми потом, даже пред дурным поступком устоять будем не в силах, над слезами человеческими будем смеяться и над теми людьми, которые говорят; вот как давеча Коля воскликнул: «Хочу пострадать за всех людей», — и над этими людьми, может быть, злобно издеваться будем. А все-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту! Мало того, может быть, именно это воспоминание одно его от великого зла удержит, и он одумается и скажет: «Да, я был тогда добр, смел и честен». Пусть усмехнется про себя, это ничего, человек часто смеется над добрым и хорошим; это лишь от легкомыслия; но уверяю вас, господа, что как усмехнется, так тотчас же в сердце скажет: «Нет, это я дурно сделал, что усмехнулся, потому что над этим нельзя смеяться!»

Читайте также: