Роль сони в жизни раскольникова цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Первая встреча и откровенный разговор главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой происходит на следующий день после смерти господина Мармеладова, отца Сони, который попал под повозку.

Эта встреча описывается в части 4, главе IV.

Поздно вечером (уже после одиннадцати часов) Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Эпизод начинается с описания нищенской комнаты, в которой жила Мармеладова. Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места духовно чистой Соне. К тому же девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но постепенно она раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова:

— С Полечкой, наверно, то же самое будет, — сказал он вдруг.
— Нет! нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее вдруг ножом ранили.
— Бог, бог такого ужаса не допустит.
— Других допускает же.
— Нет, нет! Ее бог защитит, бог. — повторяла она, не помня себя.

Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

— Да, может, и бога-то совсем нет, — с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.
Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо.

— Вы говорите, у Катерины Ивановны ум мешается; у вас самой ум мешается, — проговорил он после некоторого молчания.

Прошло минут пять. Он всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.

В разговоре с Соней Раскольников неожиданно для себя осознает, что не смотря на всю тяжесть положения в котором находится девушка, она сумела сохранить чистоту души:

«Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву…»

Заметив лежащий на столе у «блудницы» Новый Завет, он просит прочесть ему отрывок о воскресении Лазаря. Девушка сначала отказывается, но молодой человек практически заставляет ее:

— Зачем вам? Ведь вы не веруете. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.

«Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.

Соня Мармеладова читает Раскольникову отрывок из Евангелия


Соня Мармеладова читает Раскольникову отрывок из Евангелия. Кадр из сериала «Преступление и наказание» (2007)

После чтения молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня — ради благосостояния семьи. Соня не понимает загадочные слова Раскольникова:

Она смотрела на него, и ничего не понимала. Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен.
— Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, — продолжал он, — а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел.
— Не понимаю… — прошептала Соня.
— Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!

Уходя, молодой человек говорит, что, вероятно, завтра придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету:

Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету. Прощай!
Соня вся вздрогнула от испуга.
— Да разве вы знаете, кто убил? — спросила она, леденея от ужаса и дико смотря на него.
— Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу. Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал. Прощай. Руки не давай. Завтра!

Раскольников уходит, оставив Соню в замешательстве. Родион показался ей «помешанным», но она «сама была как безумная». Раскольников вновь разбудил в ней думы о Полечке, матери, Лизавете, которые приснились Соне ночью:

«В лихорадке и в бреду провела всю ночь Соня. Она вскакивала иногда, плакала, руки ломала, то забывалась опять лихорадочным сном, и ей снились Полечка, Катерина Ивановна, Лизавета, чтение Евангелия и он… он, с его бледным лицом, с горящими глазами… Он целует ей ноги, плачет… О господи!»

Значение

Эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

Одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь — молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.

Об окружающих людях героиня говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким людям, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.

Таким образом, разговор Сони и Родиона «в нищенской комнате» открыл новую страницу в жизни обоих героев. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории. И, несмотря на возникшие разногласия, еще крепче и духовно ближе стали друг к другу «убийца и блудница».

Следующая цитата

Соня – доверчивая девушка. Она наивно верит, что господин Лужин желает ей помочь деньгами от чистого сердца:

  • “Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.”

“безответная она, и голосок у ней такой кроткий белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое”

Соня – малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам:

  • (Соня) “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!” (Соня – Раскольникову)

У Сони нет матери. Из кровных родных у нее есть только отец. Когда Соне было 14 лет, ее отец женился на молодой женщине, Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину:

“что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная”

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу:

“Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел (ибо дочь моя по желтому билету живет-с)..”

  • “.дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела.”

Из-за своего постыдного ремесла Соня вынуждена жить отдельно от семьи – на квартире у портного Капернаумова:

“Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает. ”

“Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с!”

“О, молчите, молчите! От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал! Не смейтесь, богохульник, ничего, ничего‑то вы не понимаете! О господи! ”

  • “И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? ”

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

«Зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.»

  • «Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими Милые. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут. Они всё отдают глядят кротко и тихо Соня, Соня! Тихая Соня. »

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел»

  • В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла Марина Влади, но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.

В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила Полина Филоненко.

«И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь. »

«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Цитатная характеристика Сони Мармеладовой

“Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”.

Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!”

Несмотря на грустную историю своей жизни, Соня Мармеладова сохраняет женственность, внешнюю и душевную привлекательность:

“Зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.”

“Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими Милые. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут. Они все отдают глядят кротко и тихо Соня, Соня! Тихая Соня. ”

Следующая цитата

На протяжении всего романа «Преступление и наказание», его главные герои — Соня Мармеладова и Родион Раскольников встречаются около 10 раз, но среди этих встреч можно выделить три самых главных эпизода — когда герои ведут откровенную беседу в комнате Сони:

  1. Первая встреча (часть 4, глава IV) — Раскольников приходит в комнату к Соне после смерти ее отца. В конце их беседы говорит, что, вероятно, навестит ее на следующий день и расскажет кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
    (часть 5, глава IV) — Раскольников признается Соне в содеянном.
    (часть 6, глава VIII) — последняя беседа Раскольникова и Мармеладовой перед его явкой с повинной.

Первая встреча

После поминального обеда, поздно вечером (уже после одиннадцати часов) Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова. Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

После того как Соня прочла отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря, молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества.

«Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!»
— Часть 4, глава IV

Уходя, Раскольников говорит, что, вероятно, завтра придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Вторая встреча

На поминальном обеде, после похорон господина Мармеладова, Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.

Раскольников, как и обещал ранее, заводит разговор о том, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он не говорит прямо, а делает намеки, но Соня все понимает. Узнав страшную правду о своем друге, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему. Раскольников признается Соне в том, что сам осознает всю катастрофу. Он понимает, что погубил не только двух своих жертв, но убил в каком-то смысле и самого себя, и просит совета, что ему делать дальше.

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. »
— Часть 5, глава IV

Соня советует ему покаяться в содеянном. Однако Раскольников не спешит следовать совету Сони, он не готов покаяться. Кроме того, он говорит, что у следователя нет доказательств его вины.

Третья встреча

Их третья встреча происходит перед тем, как главный герой является с повинной в контору. Как и предыдущие, эта встреча также проходит в комнате Сони. К этому времени она уже является для Раскольникова близким другом и родственной душой и, как никто другой, способна его понять.

Сразу после разговора с Соней, Раскольников отправляется в контору и, со второй попытки, сознается в совершенном им преступлении.

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил.»
— Часть 6, глава VIII

На этом повествование в романе обрывается. Далее следует эпилог, в котором автор кратко описывает суд и прочие события. Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь, а Соня, подобно женам декабристов, следует за ним.

Следующая цитата

Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.

Соня Мармеладова в сериале «Преступление и наказание» (2007)


Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.

Внешность Сони Мармеладовой

На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:

«В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.»
— Часть 3, глава IV

К тому же, она была худая и маленького роста:

«…за то, что она такая маленькая…»
— Эпилог, глава II «…этому маленькому и худенькому созданию.»
— Эпилог, глава II
О ее внешности говорится, что у нее было худенькое «востренькое» личико, но ее ясные голубые глаза и простдушное выражение лица привлекали людей:
«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.»
— Часть 2, глава VII «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.»
— Часть 3, глава IV «Ему всё хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза, и как-то это всё не так удавалось…»
— Часть 3, глава IV «Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико…»
— Эпилог, глава II

Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:

«Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.»
— Часть 2, глава VII «Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами.»
— Часть 2, глава VII

Характер Сони

Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:

«Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно»
— Часть 5, глава III «Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла всё перенести — даже это.»
— Часть 5, глава III

Девушка боится новых знакомств:

«Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более…»
— Часть 5, глава III

При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:

«Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда! Подай сейчас эти десять рублей — вот! И, выхватив у Сони бумажку, Катерина Ивановна скомкала ее в руках и бросила наотмашь прямо в лицо Лужина.»
— Катерина Ивановна. Часть 5, глава III «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!»
— Катерина Ивановна. Часть 5, глава III

Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина


Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина

Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:

«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III

По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:

«…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши. »
— Часть 1, глава II

Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:

«Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки… гм. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — „Физиологию“ Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение.»
— Часть 1, глава II

При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:

«Что ж бы я без бога-то была?»
— Часть 4, глава IV

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

«…тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти!»
— Часть 1, глава II

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

«А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет… Да-с!»
— Часть 1, глава II

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

«Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные…»
— Часть 1, глава II

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят
— Часть 1, Глава II

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»… «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»
— Часть 1, Глава II

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

«И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают… А я, как и давеча, в том же виде лежал-с… И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись… обе… обе… да-с… а я… лежал пьяненькой-с.»
— Часть 1, Глава II

По донесению Соня была вынуждена получить «желтый билет» — документ заменяющий паспорт, который давал право легально заниматься проституцией:

«По одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц, — чему особенно способствовала Дарья Францевна, за то будто бы, что ей в надлежащем почтении манкировали, — с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить.»
— Часть 1, глава II «Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…).»
— Часть 1, глава II «Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. »
— Катерина Ивановна о Соне. Часть 1, глава III

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

«С тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде Дарье Францевне способствовала), да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: „Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?“ А Катерина Ивановна не спустила, вступилась… ну и произошло… И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет…»
— Часть 1, глава II

Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

«Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает, а Капернаумов хром и косноязычен, и всё многочисленнейшее семейство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная… В одной комнате помещаются, а Соня свою имеет особую, с перегородкой… Гм, да… Люди беднейшие и косноязычные…»
— Часть 1, глава II

Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает. »
— Часть 1, глава II

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с. »
— Часть 1, глава II

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

«Честь! Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!»
— Часть 4, глава IV

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

«Как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»
— Часть 4, глава IV

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

«Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел…»
— Часть 4, глава IV

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Соня и Раскольников

На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.

Соня становится близкой подругой главного героя романа Родиона Раскольникова. Он рассказывает ей о том, что убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, о причинах своего поступка и о своих душевных муках после преступления. В итоге, Соня убеждает Расскольникова признаться в содеянном и понести заслуженное наказание.

Соня Мармеладова на каторге в Сибири


Соня Мармеладова на каторге в Сибири. Сериал «Преступление и наказание» (2007)

После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:

«Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»
— О Соне и Раскольникове. Эпилог, глава II

В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):

«Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее.»
— Эпилог, глава I

На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась.
— Эпилог, глава II

В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:

Читайте также: