Режим дня онегина с цитатами

Обновлено: 17.05.2024

Распорядок дня Онегина описан Пушкиным тщательно и подробно.

Поэту важно не только познакомить читателя с главным героем своего романа, но и дать каждому возможность побывать на его месте, почувствовать вкус светской жизни.

Из 15-й строфы 1 главы мы узнаём, с чего начинался день Онегина.

Любопытно, что утра у него нет, так как накануне он поздно вернулся с бала и проспал восход солнца – ключевое событие в жизни природы и всех живых существ.

Отсутствие утра в расписании Онегина символично. У него почти не было детства в привычном понимании этого слова, Пушкин сообщает нам лишь о прогулках в Летнем саду с французом-гувернёром и о том, что молодого барина баловали, не докучая «моралью строгой».

Пропустил герой и время романтических грёз (или Пушкин снова вынес за скобки эту пору). Уже в 18 лет «мог он лицемерить», чтобы понравиться женщинам.

Мы сразу застаём Онегина зрелым, циничным, скучающим, разочарованным, равнодушным – дневным.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Настаёт вторая половина дня. Пора, наконец, приниматься за настоящее дело. Куда же едет наш герой? К новым развлечениям:

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

Пышный ужин перетекает в посещение театра, но и оно совершается не по зову души, а лишь от скуки да от желания быть в центре событий, следовать обязательной моде:

…Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

В театре Онегин насмешлив и поверхностен, как и везде. Игра актёров вызывает у него зевоту.

Утомлённый светский лев уезжает из храма искусств первым и завершает день на балу, где можно поухаживать за хорошенькими дамами.

Впрочем, и охота на красавиц вскоре надоедает герою, так как лёгкие успехи у женщин охлаждают его азарт.

Таким образом, распорядок дня Онегина, в деталях описанный Пушкиным, с микроскопической точностью час за часом воссоздаёт перед нами содержание внешней жизни героя.

До отказа наполненное развлечениями и обязательными визитами, расписание «молодого повесы» не оставляет места для серьёзного труда, службы, творчества, преклонения перед прекрасным.

У Евгения нет свободной минуты, чтобы задуматься, зачем он ежедневно вращается белкой в этом колесе.

Неудивительно, что итогом подобного образа жизни становятся сплин, усталость, разочарование.

Онегин не живёт, а проживает дни, в буквальном смысле убивая время. Внешне он занят, а внутренне абсолютно бездеятелен.

Эта мучительная пустота, отсутствие в его существовании духовного измерения становится причиной нравственного кризиса героя. Всё, что будет происходить с ним в романе, станет свидетельством этого кризиса и попыткой выбраться из него.

Следующая цитата

XV
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар, 3
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
XVI
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади! » — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon 4 помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
XVII
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его) .

Следующая цитата

XV
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед. .

Следующая цитата

А. С. Пушкин во всех подробностях описывает героя своего романа Евгения Онегина.

Такая деталь, как распорядок его дня, многое говорит о характере, привычках, образе жизни персонажа, среде, которая его воспитала.

Если попробовать представить такой распорядок в виде обычного ученического «Режима дня», он будет выглядеть примерно так:

Обратимся к тексту романа:

«Бывало, он ещё в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут».

Позднее пробуждение считалось нормальным для молодого дворянина, петербуржца. Онегин не состоял ни в одном департаменте, не имел военного чина, а потому вставать рано утром ему было незачем.

Как убить время нового дня, светский лев решал не сам: он выбирал наиболее понравившийся вариант, рассматривая приглашения.

Колесо светской жизни, светского церемониала, в котором визиты на дом, дружеские встречи, балы, маскарады считались обязательными, тянет за собой праздного Онегина, и потому его дни неотличимы друг от друга.

Сравнивая эпизод гуляния Онегина в «широком боливаре» с описанием послеобеденного променада щёголей из повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», мы можем легко дорисовать картинку: Онегин прохаживается по главной улице столицы, как образец современных мод и занят только тем, как он выглядит.

Роскошный ужин во французском ресторане с приятелями – эпизод также скорее светский, чем дружеский. Близких друзей у Онегина нет. Он присутствует там лишь потому, что так принято, там собирается «весь цвет»:

По той же причине, а не из любви к искусству, посещает Онегин театр. Ему важно видеть популярную балерину, оценить наряды и нравы, чтобы позже, посмотрев в лорнет из собственной ложи на ряды бархатных кресел, произнести свой вечный вердикт: «Скучно».

Даже балы не способны развеять его тоску. Все мыслимые удовольствия, которые они сулят, Онегиным уже познаны.

Неудивительно, что день, прожитый без всякого смысла, в тщете и пустоте, утомляет Онегина.

Он приезжает из гостей на рассвете, чтобы забыться сном и завтра начать всё сначала. Герой похож на избалованного ребёнка, который только развлекается и, наконец, начинает от этого скучать.

Евгения спасла бы деятельность, но ни к какому делу он не способен. В этой духовной беспомощности заключается трагедия Онегина.

Читайте также: