Ремарки в пьесе вишневый сад цитаты и значения
Обновлено: 07.11.2024
В этой статье представлены цитаты из пьесы "Вишневый сад" Чехова, афоризмы, интересные высказывания, мудрые мысли.
Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Вишневый сад"
- Все материалы по пьесе "Вишневый сад"
Следующая цитата
Ремарки в начале действий «Вишнёвого сада»
А.П. Чехов стал новатором в русской драматургии. В его последней пьесе - «Вишневом саде» - новый подход выглядит наиболее законченно. Писатель использовал такие приёмы, как «подводное течение пьесы» (антитеза внутреннего мира и реплик героев, трагедии бытия и спокойного хода жизни), «глухота» персонажей по отношению друг к другу, многочисленные паузы. В «Вишневом саде» возникает особое настроение, которое создаётся, помимо прочего, ремарками в начале действий. Ремарки у Чехова утратили свой вспомогательный, исключительно описательный характер и вышли на совершенно иной уровень психологизма и символики.
Ремарки в начале действий примечательны тем, что они зачастую слабо поддаются сценическому воплощению («комната, которая до сих пор называется детскою», «уже май» и т.д.). Этими тонкими штрихами в пьесе обрисовывается пространство и атмосфера, через которые, в свою очередь, раскрываются образы героев, основные темы и даже идеи. Так происходит диалог ремарок и основного текста.
В первой ремарке главной является тема времени. Мир в пьесе находится на пороге обновления («рассвет»). Кажется, что наступающее время будет исполнено жизни, радости и тепла: восход солнца и близость лета («уже май») вызывают, в первую очередь, именно такие ассоциации. Это ощущение усиливается упоминанием вишневого сада, который представляется воплощением красоты природы и жизни.
Однако идиллию разрушает противопоставление цветения вишневых деревьев холодной погоде («утреннику»). Такая антитеза глубоко символична.
Так, сад и упомянутая в начале ремарки «комната, которая раньше была детскою», заявляют тему детства (Раневская вспомнит: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад»). Его атмосфера была пронизана «чистотой» и «счастьем» - была прекрасна, как цветущий вишневый сад. Эта тема раскрывается и в ином ключе: душа Раневской во многом сохранила детскость («И теперь я как маленькая»), героиня так и не повзрослела («Мне хочется прыгать, размахивать руками»).
Упоминание «утренника» выводит на тему холода в настоящем, которая раскрывается в нескольких аспектах. Во-первых, холодная погода символизирует отчуждение героев друг от друга, их взаимную глухоту. Это ярко проявляется в диалоге Лопахина и Гаева о времени, в неверии Вари в свой брак с Лопахиным, которому под грузом дел не до героини, в непонимании окружающими бормотания Фирса. Кроме того, «утренник» является символом трагичности чувств героев (в парижской квартире у Раневской «неуютно», в самом городе «холодно» и лежит «снег», ведь любовь героини несчастна; Варе «тяжело…видеть» Лопахина).
В результате, антитеза цветущего сада и холода олицетворяет противопоставление счастливого прошлого и безрадостного настоящего, близка к оппозиции жизнь - смерть. Разрываются нити, связывающие прошлое и настоящее: из усадебного мира уходят старые слуги (умерла няня и Анастасий, в город – мир, противоположный усадебному, ушёл Петрушка Косой). Гибель угрожает и вишневому саду: чтобы уберечь расстроенное имение от продажи, Лопахин предлагает разбить его на дачные участки, а для этого вырубить сад. Одновременно прошлое пытается отгородиться от настоящего, не допустить его вторжения в своё пространство (поэтому «окна в комнате закрыты»).
В ремарке ко второму действию тема времени также выходит на первый план. Дряхлость усадебного дворянского мира подчёркивается лексическими повторами («старая…часовенка», «старая скамья»). В атмосфере разлит покой, но за ним скрыта трагедия. Пейзаж отражает упадок старого мира («покривившаяся, давно заброшенная часовенка»), его время уходит (на протяжении действия садится солнце, «вечереет»). Это перекликается с расстройством жизни и бессмысленностью существования представителей уходящего мира (они «живут…на чужой счет», «ничего не ищут, ничего не делают и к труду пока не способны»).
Весьма многозначительна такая деталь пейзажа, как «большие камни, когда-то бывшие…могильными плитами». Во-первых, они явно ассоциируются со смертью, что согласуется с катастрофичным предчувствием Раневской («Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»). Однако «большие камни» вызывают и более сложные ассоциативные ряды: «могильные плиты» - неизвестность - небытие, «могильные плиты»- одиночество - холодность мира. Так, Шарлотта «не знает», «кто она», «кто ее родители», не ощущает время («…я не знаю, сколько мне лет»), у героини «никого…нет» в этом мире.
Смысловым центром ремарки является антитеза усадебный мир - город. Речь идёт о смене эпох и укладов, противопоставлении созидания («телеграфные столбы» – это продукт человеческой деятельности) созерцанию (в усадьбе укрылись «неспособные к труду» интеллигенты). Город наступает на мир «дворянских гнезд», изменяя сельский пейзаж («ряд телеграфных столбов», дачи и дачники). Усадебный мир же видит в этом (в «дачах и дачниках») пошлость. Таким образом раскрывается противоречивость жизни, которая «сочетает в себе бытие и смерть» (хоть это Гаев говорил о природе).
В ремарке есть указания и на нелепость жизни. Эту её сторону олицетворяет играющий на гитаре и «ужасно» поющий Епиходов, которого прозвали «двадцать два несчастья», странный вид Шарлотты («старая фуражка», ружьё). К тому же, описание сельского пейзажа можно считать романтическим до штампа. Тогда пейзаж согласуется с фальшью, с игрой в изящные отношения, перенятые у господ, в диалоге Дуняши и Яши.
Третья ремарка в целом противопоставлена основному тексту действия. В ней описывается пространство, наполненное светом («Горит люстра»), достаточно громкими звуками («…играет…оркестр», слышны названия танцевальных фигур и обращения при танцах) и движением («…танцуют grand-round»). Однако бал не доставляет героям радости (душа Раневской «дрожит…от каждого звука», «Варя тихо плачет и, танцуя, утирает слезы»). Раневская устроила этот вечер, желая забыться, уйти от реальности и размышлений о ней (героине «одной в тишине страшно»), ведь в день бала продаётся имение героини. Однако иллюзия не может победить реальность, полностью вытеснить её из сознания (Раневская, «закрыв лицо руками», произнесёт: «Сегодня судьба моя решается, судьба…»). К тому же, действительность, в конце концов, жестоко усмехнётся над Раневской: после приезда купившего имение Лопахина нанятый для бала оркестр будет играть уже для нового хозяина имения.
В результате, бал представляет собой нелепое, жалкое зрелище. На нём танцуют незначительные (почтовый чиновник, начальник станции, Шарлотта Ивановна), а то и вовсе недопустимые, согласно этикету, люди (служанка Дуняша). Распоряжается же балом Симеонов-Пищик, примечательный тем, что в его «фигуре…есть что-то лошадиное». Соответствует своей роли и выглядит достойно только Фирс («во фраке приносит на подносе сельтерскую воду») – последний осколок старого порядка.
В ремарке в начале четвёртого действия говорится о «декорации первого акта». Это указывает на кольцевую композицию пьесы: произошло возвращение к заявленным в первой ремарке темам и идеям.
Снова возникает антитеза прошлого и настоящего. Новая реальность избавляется от вещей, связанных с прошлым («Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи»). Вместе с ними изгоняются и люди усадебного мира, которые «стали…не нужны» («Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т.п.» (курсив мой, Л.Ж.)). Уничтожается сама старая жизнь: «топором стучат» по древу «молодости» и «счастья». Прежний мир исчерпал энергию своего развития, на его место заступила «пустота», которая, в свою очередь, будет вытеснена новым, неведомым миром.
Возвращается и тема холода во всех её проявлениях: Лопахин так и не сделал Варе предложение, герои расстаются (Лопахин едет в Харьков по делам, Раневская – за границу к любовнику, Трофимов и Аня – навстречу новой жизни и т.д.). Поэтому «поднос со стаканчиками, налитыми шампанским» выглядит нелепостью и насмешкой, ведь этот напиток традиционно ассоциируется с радостью, соединением людей.
Однако есть в четвёртой ремарке и высокая нота: «пришли прощаться» мужики, осознающие свой долг перед хозяевами имения. Правда, Гаев выглядит нелепо в их окружении, ему нечего сказать им кроме «спасибо, братцы». Но, с другой стороны, что ещё можно сказать?
Итак, в «Вишнёвом саде» ремарки в начале действий исполнены глубокого психологизма и символики. Через них раскрываются образы героев, основные темы, в частности, важнейшая из них – противопоставление прошлого настоящему. Таким образом, ремарки у Чехова утратили своё вспомогательное значение и вступили в полноценный диалог с основным текстом.
Следующая цитата
1.Смысл названия
Сад у Чехова - не конкретная реальность, а символ мимолетной и в то же время вечной жизни. Скромное сияние вишневых соцветий - символ юности и красоты. Вишневое дерево - символ красоты, добра и человечности. Этот символ заключает в себе положительный смысл и не имеет никаких отрицательных значений. Сад-олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней. Вишневый сад выступает в пьесе и олицетворениемпрекрасной творческой жизни, и «судьёй» персонажей. Их отношение к саду как к высшей красоте - вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя.
2.Основная тема, идея и конфликт
Тема пьесы - размышление драматурга о судьбе России, о её прошлом, о настоящем и будущем. Драматург с надеждой смотрит на будущее России, оно представляется ему светлыми счастливым, хотя придет очень нескоро
Идея пьесы - в отрицании дворянско-поместного прошлого и буржуазного настоящего русской жизни.
Таким образом, тема и идея пьесы имеют социально-философское звучание, ведь драматург предлагает своё осмысление общих вопросов национального развития России.
Конфликт пьесы строится не на противопоставлении, а на единстве, общности всех персонажей. Они все – жалкие люди и каждый говорит лишь о своих проблемах.
Тут важное значение приобретает тема памяти и времени. («Да, время идёт», - замечает Лопахин). Всех персонажей охватывает мотив растерянности, непонимания перед лицом безжалостно бегущего времени. Ретроспектива – от настоящего в прошлое - открывается почти каждым действующим лицом, хоть и в разной глубине.
3.Жанровое своеобразие
По жанру «Вишневый сад» - комедия, но необычная - лирическая комедия ( по мнению М. Горького - оригинальный тип пьесы).
К. С. Станиславский, режиссер МХАТА прочел пьесу как драму, подчеркивая тем самым, во-первых, драматизм переживаний хозяев имения, и, во-вторых, грустное впечатление от гибели красоты мира - вишневого сада, который приносится в жертву выгоде. Чехов настаивал на том, что пьеса является комедией, т.к. в глубину переживаний Раневской и Гаева верить нельзя: эти люди не спосоны на глубокие, сильные чувства.
Комические приемы – видимое расхождение между внешним видом и внутренним обликом героев, авторские ремарки, прием «кривого зеркала».
Например, Шарлотта Ивановна в парке печально рассуждает о своей жизни: у нее нет ни родителей, ни дома, она не знает ни своего возраста, ни места рождения: «Откуда я и кто я – не знаю» (II). Первоначально кажется, что это - драматичный монолог бедной, одинокой гувернантки. Но автор не акцентирует грустное впечатление от слов героини и даже предупреждает его неожиданной ремаркой: «Достаёт из кармана огурец и ест» (II). А все несчастья конторщика - страдальца не идут дальше таракана в кружке с квасом и сломанного кия.
Прием «кривого зеркала» или «пародийное отражение» проявляется главным образом в том, что центральных героев автор окружает «боковыми», откровенно фарсовыми фигурами. Эти последние подчеркивают комическую сущность центральных персонажей. Так, Епиходов со своими «двадцатью двумя несчастьями» представляет карикатуру на интеллигента Петю Трофимова, Дуняша и Шарлотта Ивановна - карикатура на Раневскую, Яша- на Гаева, Симеон-Пищик – на Лопахина.
Другой комический чеховский прием - когда за внешне драматичным монологом героя следует комическая сцена. Например, восторженные восклицания Раневской по приезде в имение воспринимаются с иронией из-за последующего монолога Гаева о «дорогом, многоуважаемом шкафе» (II), во время вдохновенной речи Пети Трофимова о «гордом человеке» (II) в глубине сцены проходит Епиходов, слишком откровенные упреки Раневской, адресованные Пете, заканчиваются его комическим падением с лестницы (III).
Подводное течение
В основном эпизоды пьесы заполнены обыденными, внешне бессвязными разговорами, мелочами быта. Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы. Но герои говорят о чем угодно, кроме непосредственно того, что важно в эту минуту. Много комизма в этих эпизодах. Также в пьесе есть и грустные нотки. Грустное настроение связано с гибелью сада. Кроме того, писатель с сочувствием рисует героев, которых, вслед за Фирсом, можно назвать «недотёпами» (III). Это и Петя – «вечный студент», и удачный делец и одинокий человек Лопахин. Чехов показывает отчуждённость людей, их нежелание услышать и понять друг друга. Пьеса изобилует различными «диалогами глухих» между героями, своеобразными авторскими ремарками (например, монолог Шарлотты, на который никто не откликается., ремарка- звук лопнувшей струны).
Лирическое проявляется в пьесе потому, что Чехов сочувствует своим героям, хотя не прощает им гибели сада, события, в котором виноваты все.
4.Основные герои
Все герои выглядят комическими, идеального героя в пьесе нет. Гаев и Раневская - люди уходящей России, «обломки старого барства». Они легкомысленны, эгоистичны, инфантильны, бесхарактерны, совершают совершенно необдуманные поступки, постоянно вспоминают свою прошлую жизнь и не могут разобраться с проблемами настоящей своей жизни. Лопахин – человек - делец, но плохо воспитанный и малообразованный. Петя Трофимов призывает к нравственному труду и совершенствованию, но сам ничего не делает и даже не может найти свои калоши. Все герои демонстрируют свою беспомощность перед жизненными проблемами (кроме, может быть, Ани и Фирса).
5.Финал пьесы
“О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”- это предложение-восклицание Лопахина в конце пьесы показывает, что конфликт не является решенным, нет победителей и поражённых, несмотря на то, что Лопахин покупает вишневый сад и вроде как является победителем. Герои не готовы к грядущим переменам, которые произойдут в России. В самом конце пьесы слышится стук топора, вырубающего вишневый сад и грустный, надрывный звук лопнувшей струны. Старая Россия уходит, умирает, как в скором времени умрет и оставленный всеми Фирс. Хорошо это или плохо? Кто знает? Финальный эпизод не дает нам ответа на этот вопрос. Мы понимаем только одно – прошлое уходит безвозвратно.
Список литературы:
1.Петрова О.Н. Принципы анализа художественного произведения. М., 2007.
2.Катаев Б.В. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.
Свидетельство о публикации №219022201552 Рецензии
Здравствуйте Мария!
Вы много фантазируете. Но пьеса гораздо проще. Эта пьеса о выборе жизненного пути. Перед каждым из нас сто дорог и многие ошибаются.
Центральный персонаж пьесы, на мой взгляд, Фирс. Его ещё при крепостном праве хотели женить. Но он выбрал карьеру, решил стать камердинером. И стал нянькой у жалкого, убогого барина.
Потом он не заметил, что жизнь изменилась. прежде были помещики и мужики, а потом вдруг появились какие-то дачники.
И в сознании Раневской нет дачников. Она и все остальные живут стереотипами. (О саде писали в энциклопедии).
Пьеса о крахе людей, живущих стереотипами. Таких героев и сегодня полно.
Потому она современна.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
(345 слов) Ремарки в пьесах играют решающую роль. Именно в них содержатся подсказки, которые помогают читателю понять замысел автора. На сцене же ремарки показываются с помощью жестов и декораций, поэтому зритель не заостряет на них внимание и часто не понимает скрытый смысл пьесы. А между тем в авторских пояснениях содержится важная информация, необходимая для понимания произведения.
Второе действие начинается с ремарки, из которой мы узнаем, что недалеко от сада виднеется большой город. Новое время стоит уже на пороге и готово разделаться с прошлым. Время вишневого сада уходит. Если в первом действии был описан восход солнца, то здесь уже закат. Закат прекрасной эпохи. Усадьба скоро будет выставлена на торги за долги.
В третьем действии Раневская в ожидании новостей с торгов затевает танцы, чтобы немного развеяться. Однако герои не могут даже на время перестать думать о судьбе их любимого сада. В ремарке «Варя тихо плачет и, танцуя, утирает слезы». Играет оркестр.
В четвертом действии декорации первого акта. Сад продан, и теперь уже бывшие его владельцы готовятся уезжать. Вещи собраны, и «чувствуется пустота». Гаев и Раневская уезжают. «Становится тихо и среди этой тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». Все, что так любили Раневская и Гаев, уничтожается в один миг.
В пьесе Чехова «Вишневый сад» именно благодаря ремаркам в начале каждого действия внимательному читателю становится понятно, что смысл произведения гораздо глубже, чем он кажется на первый взгляд. Гаев и Раневская жили прошлым, но время идет вперед. Оно жестоко и разрушительно. Оно положило конец счастливому существованию помещиков. Вишневый сад вырублен. В драме речь идет именно о смене эпох. На смену помещикам, лишенным деловой хватки, приходят деятельные и хищные люди.
Цитаты из пьесы "Вишневый сад" Чехова: афоризмы, интересные высказывания, мудрые мысли
". Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного. " (Раневская)
". если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать. " (Петя Трофимов)
". Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. " (Петя Трофимов)
". Голодная собака верует только в мясо. " (Симеонов-Пищик)
". Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза. " (Петя Трофимов)
Читайте также: