Разруха не в клозетах а в головах цитата
Обновлено: 17.12.2024
Слова Филипп Филипповича из разговора с доктором Борменталем (глава 3):
"— Разруха, Филипп Филиппович.
— Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, — нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это — мираж, дым, фикция, — Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали по скатерти. — Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? — Яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. — Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" — Я смеюсь.(Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более — людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!"
Следующая цитата
На глаза попалась следующая цитата из произведения "Собачье сердце" Михаила Афанасьевича Булгакова. Прошу прощения, за то, что привожу столь большую часть чужого текста:
«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой».
Просто напомню, что произведение написано в 1925 году.
На дворе - молодая советская власть. В регионах неспокойно. Только-только, по меркам истории, отгремела Гражданская война, со всеми этими "белыми", "красными", "махновцами" и интервентами.
Но обратите внимание: профессор Преображенский высказывает свои мысли столь метко, столько язвительно, что речь несуществующего доктора из прошлого, как никогда, подходит к сегодняшним реалиям.
Увы - разруха она в головах.
При этом, чем большее положение занимает человек в обществе, тем (чаще всего) большая разруха базируется внутри его черепной коробки.
Возьмём среднестатистического депутата.
Что делает "народный избранник", едва садится в тёплое кресло? Конечно же - "поёт хором". То есть на все голоса поддакивает своему негласному руководителю (скорее всего - лидеру партии).
Делает он это осознанно. Его текущее положение позволяет депутату не только безбедно жить, но и в геометрической прогрессии приумножать личные ресурсы. И то, что в остальной "квартире" царит полный "ай-яй-яй" - ему побоку, так как "пение на все голоса" отнимает всё его время.
А не петь нельзя - мигом окажешься у унитаза, мимо которого так все усиленно "мочаться".
Веры в депутатов ныне нет ни у кого. Куда ни глянь - пессимизм и апатия.
Как никогда актуальной стала поговорка: "Я люблю свою страну, но ненавижу государство".
И меня очень печалит, что привычка "петь хором" или "мочиться мимо унитаза" уже глубоко и надёжно проникла в народ.
Чаяния, желания и надежды девяностых как-то не оправдались. Получился неудобоваримый коктейль из тоталитаризма и демократии, что на выходе выдал несколько неудобоваримую жидкость непонятного назначения.
Вот и опустил народ руки. Да ещё и детей воспитал как-то "спустя рукава" - в невежестве, в неведении, в безверии.
Сегодня еду на работу. На улице - непроглядный смог из-за пожаров в Якутии (я не шучу и хочу даже достать видео с регистратора и сделать отдельный ролик на этот счёт).
Но это ещё полбеды. Из смога, то там, то тут, всплывают картины муниципального и человеческого безразличия: мусор на улице; перевёрнутый бак; стая собак, спешащая по своим делам; разрисованная поверхность памятника; разбитые окна местного клуба (стекло заменено на поликарбонат).
И это нормально?
Нет! Не нормально.
Именно об этом и говорил профессор Преображенский, когда утверждал: "разруха - она в головах". И в регионах, к моему большому сожалению, именно эта "разруха в головах" стала второй натурой великого множества соотечественников.
Иногда искренне кажется, что в тот момент, когда в официальный обиход вернётся слово "товарищ" - жить станет действительно лучше. Но я уже и сам не верю в данную искренность, ибо как говорят в народе: "собаку завтраками кормили - она и сдохла".
Следующая цитата
— Во-первых, мы не господа, — молвил, наконец, самый юный из четверых, персикового вида.
— Во-первых, — перебил его Филипп Филиппович, — вы мужчина или женщина?
— Какая разница, товарищ? — спросил он горделиво.
— Я — женщина, — признался персиковый юноша в кожаной куртке и сильно покраснел.
— В таком случае вы можете оставаться в кепке…
— Зина, там в приемной… Она в приемной?
— В приемной, зеленая, как купорос.
— Ну, сейчас палить. Она казенная, из библиотеки!
— Переписка — называется, как его… Энгельса с этим чертом… В печку ее!
— Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?
— Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.
— Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.
— Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.
— Не читайте перед завтраком советских газет.
— Так ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте.
— Папа — судебный следователь…
— Дак это же дурная наследственность!
— Террором ничего поделать нельзя с животными, на какой бы ступени развития оно ни стояло… Террор совершенно парализует нервную систему.
– Хочу предложить вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.
– Почему же вы отказываетесь?
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Жалеете по полтиннику?
— Почему убрали ковёр с парадной лестницы? М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через чёрный вход?
— Ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса».
— Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
— Еда… штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине.
– Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик. Мне шестьдесят лет, я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
… и все забегали, ухаживая за заболевшим Шариковым. Когда его отводили спать, он, пошатываясь в руках Борменталя, очень нежно и мелодически ругался скверными словами, выговаривая их с трудом.
— Ну а фамилию, позвольте узнать?
— Фамилию? Я согласен наследственную принять.
— Документ, Филипп Филиппыч, мне надо.
— Документ? Чёрт… А, может быть, это… как-нибудь…
— Это уж — извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.
— А-а, уж конечно, как же, какие уж мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с! Мы в университетах не обучались. В квартирах по 15 комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет своё право…
— В очередь, сукины дети, в очередь!
— Нижнюю сорочку позволил надеть на себя охотно, даже весело смеясь. От кальсон отказался, выразив протест хриплыми криками: «в очередь, сукины дети, в очередь!»
— Что-то вы меня больно утесняете, папаша.
— Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.
— Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте? И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову…
А я, может, своего разрешения на операцию не давал.
А равно и мои родные.
Я иск, может, имею право предъявить.
Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов.
Вы, величина мирового значения, благодаря мужским половым железам.
Пойти, что-ль, пожрать. Ну их в болото.
Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!
Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту.
Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку.
— А вот по глазам — тут уж и вблизи, и издали не спутаешь. О, глаза — значительная вещь. Вроде барометра. Все видно — у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
— «Шарик» — она назвала его… Какой он к чёрту «Шарик»? Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс. Впрочем, спасибо на добром слове.
— А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…
— Где это видано, чтобы люди в Москве без прописки проживали.
— Вот всё у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. Да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме. А как это «по-настоящему», позвольте осведомиться?
— Я не господин, господа все в Париже!
— Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своею мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой еще не угас… Живуч собачий дух.
Следующая цитата
Виктор, Если нормально вести себя будут все, то не будет разрухи и принуждать никого не придется.
Тут немного другой смысл
"Если хочешь изменить мир - начни с себя" или что-то в этом роде.
Ведь легко проблему свалить на какую-то "разруху", а не разобраться в себе
Нравится Показать список оценивших
Виктор Моисеев ответил Валере
Валерий, я не глупый, смысл сказанного профессором Преображенским понимаю, по сему и акцентирую, что начать с себя не достаточно, что подсознательно понимает и автор высказывания Булгаков, указывая, что кому-то нужно чистить сараи, а не горлопанить. Но сам же он, не идёт чистить сараи, хотя видит проблему, предпочитая, говоря современным языком, просто хайпануть, и не более того. Многие воспринимая поверхностно, не размышляя, присоединяются к этому хайпу, а по сути, вместе с профессором, делают то-же самое что и те, кто кричит "бей разруху", только более "интеллигентным" языком.
Нравится Показать список оценивших
Валера Дуд ответил Виктору
Виктор, выражение сказано профессором, а его работа не чистить сараи. Он ученый и занимается своим делом. И если бы Преображенский захотел "хайпануть", то он бы пошел в ораторы. Он видит проблему, но чтобы ее решить, каждому нужно взяться за свою голову.
Чего в принципе не будет никогда. Своего рода утопия.
Нравится Показать список оценивших
Виктор Моисеев ответил Валере
Валерий, позвольте с Вами несколько не согласиться. Чтобы решить проблему, нужно для начала знать путь к её решению, и его, профессора, предположение что каждый должен взяться и делать всё сам, ну, мягко говоря, не состоятельно, с чем Вы согласны, называя это утопией. По сему, человек видящий решение проблемы, и сидя за столом в пустую разглагольствующий об этом, по большому счёту, мало чем отличается от того, кто громогласно призывает к её решению. Единственное отличие, что выражает всё языком более образованного человека, в чуть более культурной форме.
Нравится Показать список оценивших
Валера Дуд ответил Виктору
Виктор, Однако должен сказать, что Преображенский не впустую говорит об этом. Впустую бы было, если бы он занимался черт пойми чем. Но он ученый, профессор. И занимается своим делом.
Он не имеет права принуждать кого-то заниматься отведенным ему делом и не видит смысла призывать людей к решению проблемы, ибо люди будут винить (опять же) не себя, а неведомую "разруху". И пытаться переубедить таких людей бессмысленно.
И да, Преображенский не просто разглагольствовал, а лишь ответил на вопрос своего подопечного (если я не ошибаюсь)
Попросту говоря, Преображенский делал все, что в его силах - занимался своим делом, не обвиняя никого.
Нравится Показать список оценивших
Виктор Моисеев ответил Валере
Валерий, не впустую, это когда есть некий результат, по освещаемой ситуации. В случае отсутствия результата, это светская беседа ни о чём, или трёп, в зависимости от социального статуса собеседников. Если бы эти слова прозвучали из уст, ну, например, Льва Толстого и были бы донесены до широкой публики, возможно возымели какой результат. А застольная беседа профессора медицины с рядовым доктором, о социальных вопросах, не более ценна, чем наша с Вами переписка здесь. Она приобретает некую ценность, находясь в книге, способствуя охарактеризовать героя, и возможно помогая автору донести свои измышления, на некоторые события описываемого в произведении времени.
Нравится Показать список оценивших
Валера Дуд ответил Виктору
Виктор, Результата добиться трудно, ибо (повторюсь) это утопия. Каждый из вариантов маловероятен в исполнении. Если Преображенский сам будет следовать своим словам (он это и делает, его действия дают результат, но сугубо в узком кругу людей), то огромного результата не добьется. А если будет призывать кого-то, то скорее всего идею эту не примут в серьёз.
Ведь слова эти прозвучат от Преображенского, а не от Льва Толстого, которого вы зачем-то упомянули.
Нравится Показать список оценивших
Виктор Моисеев ответил Валере
Валерий, прошу прошения за настойчивость, я прекрасно понимаю Вашу точку зрения, Вы не оригинальны с ней. В моём окружении есть много людей придеживающихся подобного суждения. С определённой степенью уважения отношусь к подобным точкам зрения, но к огорчению некоторых, позволил себе иметь несколько иное мнение, на данное высказывание. Да, если не нравится Вам Толстой, возьмите академика Николая Александровича Морозова, много размышлявшего о разных сторонах человеческого бытия, достигшего многих результатов в естественных и социальных науках, или выберите "авторитета" на Ваш "вкус".
Нравится Показать список оценивших
Валера Дуд ответил Виктору
Нравится Показать список оценивших
Читайте также: