Работа с цитатами на уроках литературы

Обновлено: 06.11.2024

При чтении и анализе лирического стихотворения обращаю внимание на созданные поэтом образы (предметы, явления), звуки и краски и, конечно, на чувства и настроение лирического героя (ведь в лирике это самое главное). Прошу учеников представить на своем "мысленном экране" то, что изобразил автор. Организовать подобную работу мне помогают таблицы.

Вот примеры таких таблиц, которые получаются в результате анализа лирических произведений. Стихотворения И.Бунина "Вечер" и С.Есенина "Ночь".

Таблица по стихотворению И.Бунина "Вечер". Таблица по стихотворению С.Есенина "Ночь". Таблица по стихотворению И.Бунина "Вечер".

Прием "Чтение через ощущения"

Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. В лирических произведениях автор передает свои мысли, чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно-выразительных средств (ИВС). Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить и понимать ИВС, размышлять о прочитанном. Я даю задания, помогающие ученикам увидеть, услышать, почувствовать, поразмышлять, воплотить увиденные образы и цвета на бумаге при помощи красок.

Вот конкретный пример урока литературы в 10 классе на тему : "Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева". Я подобрала стихотворения поэта о временах года. Разделила класс на группы, раздала каждой группе тексты со стихам и задания.

Задания для групп:

1 группа – зрительные образы.

Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева. Какие цвета вы увидели? Какие образы создает поэт? Нарисуйте времена года такими, какими их изображает Тютчев. При защите работ обосновывайте свое мнение цитатами.

2 группа – слуховые образы.

Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие звуки природы в разное время года передает поэт. Найдите как лексические средства (слова, передающие звуки), так и фонетические (звукопись). При ответе обосновывайте свое мнение цитатами.

3 группа – динамика и статика.

Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте преобладание частей речи, которые использует Тютчев при изображении разных времен года. Сделайте вывод. При ответе используйте цитирование.

4 группа – словесные образы.

Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие образы рисует поэт? Какие тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) он использует? Для чего? При ответе используйте цитирование.

5 группа – чувства и эмоции.

Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте пунктуацию. Как при помощи различных знаков препинания поэт передает чувства и эмоции? Определите эмоциональный фон (настроение) каждого стихотворения.

В результате работы не только получается комплексный анализ стихотворений, но и складывается общее представление о том, как Тютчев изображает и воспринимает каждое время года.

Такие приемы можно использовать при чтении и изучении любых лирических произведений. Они помогут ученикам лучше понять и прочувствовать текст, научат основам анализа лирического стихотворения.

Следующая цитата

Цели работы с текстом: воспитывать интерес к слову; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию; развивать образное и логическое мышление.

Приёмы работы с текстом чтение с остановками; эссе; синквейн ; кластер; двойные дневники

Чтение с остановками I стадия – вызов. На основе заглавия предположить, о чём будет текст. II стадия – осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале. Ответить на вопросы : Что будет дальше и почему? Найдите предложения, где сюжет меняется. Как заканчивается рассказ? III стадия – рефлексия. Формы работы: письмо, синквейн , эссе и др. творческие работы.

По рассказу В. Вересаева «Состязание» До чтения. Почему люди обожествляют красоту? С чем ассоциируют красоту? О какой красоте чаще всего говорят? Чтение начала рассказа. Почему люди города из рассказа Вересаева приняли решение назначить на состязание картину, изображающую красоту женщины? Чтение до слов: «Полотно скользнуло вниз». Давайте поразмышляем, как, по-вашему, люди города воспримут картину? Чтение до слов: «…нездешняя печаль». Какое воздействие оказала картина на людей? Что они почувствовали? Чтение до слов: «Побить камнями!» Как вы думаете, это была окончательная оценка? Чтение следующей части, последней. Что же они увидели в Зорьке? Что преобразило Зорьку?

Синквейн 1 строчка – тема, выраженная одним словом – именем существительным 2 строчка – описание темы двумя словами – именами прилагательными 3 строчка – описание действия тремя словами – глаголами 4 строчка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме 5 строчка – одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы

Синквейн по рассказу В.Вересаева «Состязание» Фиалковенчанная , Божественная, спокойная, Ослепляла, ущемляла, устрашала. Вызывала молитвенное склонение, печаль. Дева. Зорька, Прелестная, счастливая, Любила, светилась, озаряла. Раскрыла вечную, покоряющую красоту. Любовь.

Синквейн по рассказу В.Вересаева «Состязание» Красота, Необыкновенная, вечная, Манит, окрыляет, возрождает. Верю: красота спасёт мир. Любовь.

Эссе –это… сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Задание на дом по рассказу В.Вересаева «Состязание»: написать сочинение-эссе «Что есть красота?» или «Красота – это…»

Кластер способ графической организации материала; записывается ключевое слово-ядро темы; вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме.

Кластер по рассказу В.Вересаева «Состязание кра-сота

Кластер по рассказу Р.Бредбери «Улыбка» ТОМ

Двойные дневники Какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Двойные дневники (по рассказу Р.Бредбери «Улыбка») Цитата Комментарии «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Том способен видеть, чувствовать, ценить красоту. И хочется верить, что красота всё-таки спасёт мир и приведет его к возрождению.

Выводы Данные приемы способствуют развитию мыслительной активности учащихся, их творческих способностей. На уроке дети выражают свои мысли и чувства, высказывают личностную позицию. Учащиеся приобретают такие качества, как умение принимать иную точку зрения, способность к бесконфликтной работе в группе, умение анализировать учебную проблему, оценивать предлагаемые решения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории.

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны.

1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и.

Приёмы лингвистического анализа текста на уроках литературы

Анализ текста на уроках литературы.


Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р.

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- .

Следующая цитата

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Реконструкция текста . Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Сложение целого текста из частей.

Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

Синквейн . (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). Этот прием, позволяющий высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .

Поэтическая разминка. Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость»

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название ). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

Прием «Все в твоих руках»

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Комплексный анализ текста.

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3) Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4) Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся. В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени.

1. При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.

Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..

Текст – это связанное … на определенную…

В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …

Основные признаки текста

  1. Единство… текста
  2. Наличие… мысли текста
  3. Относительная…. текста
  4. Определенный…предложений
  5. …связь предложений в тексте.

2. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задание: Составьте рассказ о существительном по опорным словам.

1. Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3. В предложении имя существительное может быть …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения , если… .

Сложение целого текста из частей

1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.

2. Лист_я падали дни и ночи.

3. Нач_лся л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Для молодого человека сказал он.

Б) Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.

В) Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

С. Определите тему получившегося текста

Синквейн . (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным);

2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.

Задание: написать синквейн по теме данного мастер-класса.

Короткая, но …………. пора -

Весь день стоит как бы………..

Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блести на ………………….. борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь -

И льется …………. и ……….. лазурь

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите настроение, интонацию, характер лексики.

Задание 6 группе. «Фишбоун»

Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»

  1. Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
  2. Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
  3. Отразите «поиски» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины решаемой главным героем проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
  4. Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».

( Текст рассказа прилагается).










ы

Следующая цитата

Актуальная задача современного образования в начальной школе – развитие речи. Речь выполняет множество функций: общения, самовыражения, эмоционального отклика, воздействия на других людей. Так же речь – способ познания действительности. Качество его обучения напрямую зависит от того, как он овладеет связной речью. Выразить чувства, мысли – сложная задача для младших школьников. Бедный словарный запас не даёт детям полноценно общаться и со взрослыми и с детьми.
Существует большое количество методов и приёмов по обогащению словарного запаса. Одним из методов расширения кругозора детей, пополнения лексического запаса, а также воспитания в нем нравственных качеств и культуры стал – использование цитат. Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности, приводимые чьи – то слова.

К каждому уроку литературного чтения мы готовим массу высказываний, пословиц и другой материал, который прямо или косвенно относится к теме урока. Помимо этого, в нашем классе в начале каждой темы, после развития речевого аппарата, используются цитаты. Они всегда обсуждаются с детьми и направляют их мысли в нужном направлении. Эмоциональный отклик, раздумья о различных темах – формирует у детей такое качество, как – умение выражать свою точку зрения.

Цитата, словно, пронизывает весь урок, держит основную тему. А в конце изучения произведения, учащиеся могут поразмыслить, написав мини – сочинение, высказать своё мнение.

Проходя учебный материал, мы останавливаемся и разбираем самые важные, на мой взгляд темы – жизненные. Ведь герои произведениях имеют такие же характеры, как и люди, которые нас окружают. Когда учащиеся разбирают мораль прочитанного, они формируют в себе точку зрения на тот или иной случай. А цитаты или мудрости веков – помогают им сформулировать их высказывания.

Помимо развития словарного запаса и нравственных качеств, использование данного метода решает ряд психологических проблем учеников. Такие как: неуверенность, страх перед неудачей, боязнь осуждения и так далее.

«Если ты споткнулся и упал, это не значит, что ты идешь не туда» - великая китайская мудрость. При разборе этих слов, учащиеся поняли самое главное – никогда не надо сдаваться. Мы часто совершаем ошибки, но именно они – наш двигатель. «Примите решение развить в себе привычку – доводить дело до конца» Брайан Трейси. Еще одна цитата о том, что надо всегда дойти до цели, чего бы это нам не стоило.

«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» - Жан де Ларюйер. Использование данной цитаты направляет детей на осмысление того, что дети должны научиться прощать, ведь дружба – ценность для них.

«Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» - Сократ. Великие слова греческого философа наталкивают детей на понятие поддержки, помощи остальным, быть добрее к миру.

«У души не будет радуги, если в глазах не будет слёз» - индейская мудрость. Эту цитату учащиеся запомнили больше всего, потому – что она напрямую относится к каждому. Мы не будем радоваться и восхищаться так искренне, если бы не познали ошибок. Каждый неверный шаг – слёзы, а когда мы встаём и доходим до цели – радуга счастья. Так и описали мне свои мысли ученики.

«Если вы решили действовать – закройте двери для сомнений» - Ф. Ницше. Разговор на эту тему подталкивает детей на осознание своей неуверенности. Разбор этой мысли дает им понять, что не стоит сомневаться в своих силах, нужно брать все в свои руки и действовать.

Примеры таких цитат и мудростей – великое множество. Правильно подобрав её к уроку, можно провести его на одной волне с учащимися, которые глубоко вникнуться в проблему изучаемой темы. На домашнее задание можно давать поразмыслить ученикам над некоторыми жизненными вопросами. Часто ученики приходят воодушевленными на урок, с радостью отвечают и делятся своими мыслями.

Метод использования цитат на уроках литературного чтения намного расширяет возможности учителя, дает возможность воздействовать на всех учащихся в классе. Активизировать мыслительные процессы, раскрыть воображение, вывести их из пассивного наблюдения, развить интеллект, привить нравственные ценности, учиться радоваться своим открытиям, а также помочь избавиться от внутренних проблем и страхов – вот те задачи, которые стоят передо мной сейчас. А этот метод мне прекрасно помогает. Ниже приведено исследование эффективности использования цитат на уроках литературного чтения.

Диагностика словарного запаса по средствам наблюдения на уроках. Проводилась в первый месяц обучения.

В классе 28 учеников. Большая часть учащихся с низким уровнем словарного запаса, многие не любят читать. Не выступают с ответами на уроках, не могут высказывать свои мысли и точно передавать информацию. Высокий уровень развития речевых навыков всего у двух учащихся, выше среднего у четырех учеников. Это любознательные ученики, которые не расстаются с книгой. Всегда учатся чему – то новому.

Моей целью было развить у детей желание постигать новое, научиться выражать свою точку зрения и попросту – мыслить.

На протяжении всего этого времени мною были проведены десятки уроков литературного чтения, которые были подкреплены цитатами великих людей, мудростями народов древнего мира, а также пословицами и поговорками всех народностей. Результаты наблюдений приятно удивили меня. Возрос энтузиазм на уроках, многие избавились от внутренних конфликтов. Атмосфера на уроках стала фантазийной. Детям стало проще высказывать свои мнения, писать сочинения, а также они стали оперировать понравившимися цитатами в жизни.

Как показало наблюдение – значительно вырос словарный запас у учащихся по сравнению с началом учебного года. Дети стали с удовольствием читать, находя мораль в каждом прочитанном произведении.

Применение цитат и мудростей – важный метод для развития личности учащихся. Так как это не просто метод – это способ достучаться до души ребенка.

«Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» - К.Д. Ушинский.

Читайте также: