Работа предстоит мелкая хуже вышивания смысл цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Что делать, если Вы - Ланселот, пришли убивать дракона и освобождать милую барышню от участи быть сьеденной, а все односельчане, её отец и сама барышня - против?
Об этом повествует нам сюжет сего произведения.
Доблестный рыцарь, прочитав о злом и алчном драконе в волшебной книге, которая хранится в пещере. Примчался выручать исключительно красивую и умную(!) девушку, а она говорит, что мол сама не против стать торжественным ужином. И с подружками попрощалась, и настроилась, и смирилась со своей участью так сказать. А тут ещё, пока рыцарь и девушка мило болтали, и самого дракона в гости к ним принесло (он умел в человека превращаться). А дракон в этом городе, оказывается, представитель власти, и народ не против, даже наоборот. Тут не только Ланселот затылок чесал, но и я в том числе.) Но завершилось это увлекательное и оригинальное произведение очень круто и справедливо.
Я была в восторге!)
Мне понравилось абсолютно всё: лёгкий и увлекательный слог, небольшой обьём (никто не успел надоесть), яркие герои, многозначительность и двойственный смысл произведения, юмор и сарказм местами, о, это восхитительная книга! Жаль, что она не попала мне в руки лет 15 тому. Мы бы с нашим университетским преподавателем Зарубежной Литературы устроили бы отличную дискуссию.)
Рекомендую к прочтению всем желающим и любителям интерпретации сказок на новый лад, обладающих чувством юмора.)
Всем ярких впечатлений и отличного дня!)

Прочитано совместно с Клубом Литературы Разных Стран

ShiDa написал(а) рецензию на книгу Оценка:

«Дракон №3».

Культовая советская пьеса, не знать которую попросту стыдно. История, в которой сказочность не заслоняет остросоциальную тему. Все максимально ужасно, тленно, и даже оптимистичный финал не может рассеять мрачные впечатления. «Мы обречены… а может быть, и нет… но это не точно» – то, что оставляет после себя знаменитый «Дракон».

«Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного».


Аллегории Евгения Шварца считываются легко. Вот неназванный город, который долгие столетия находится под властью страшного дракона – явный намек на всевозможные тоталитарные режимы первой половины 20 века. Сам дракон – типичный образ диктатора, который растит людишек под себя, ему недостаточно держать население в страхе – нет, ему нужно поклонение его персоне, культ его личности, и чтобы люди сами растаптывали себя во имя служения ему, такому особенному, «спасителю» от прочих напастей. Все, от мала до велика, проходят через этот драконовский конвейер. Так, даже более-менее разумный Шарлемань заражен «болезнью дракона». Он не хочет, чтобы дракон пожрал его любимую дочь Эльзу, но при этом злость на дракона в нем борется с восхищением:

«Но ведь мы уже привыкли к нему. Он уже четыреста лет живет у нас… Он так добр! Когда нашему городу грозила холера, он по просьбе городского врача дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от эпидемии».

И плевать, что это было аж 82 года назад, а сейчас дракон вовсю лютует и население не живет, а выживает. Да, он питается нашими трудами и забирает наших детей, но все равно он добрый и заботится о нас. Мы привыкли жить в рабстве, иного нам не нужно. Отличное высмеивание «культа личности», нечего сказать.

Так в 40-е прошлого века Шварц взялся смело препарировать проблему личной и общественной свободы, а так же вопрос о личном достоинстве. Тоталитаризм (и любое мировое зло) держится не на условном «драконе», он – порождение народного сознания. «Дракон» может быть убит или умрет своей смертью – это не имеет значения. Но «избавление» от него – это приятная иллюзия, которая противоречит реальности. Не лично Гитлер, Муссолини, Франко и Сталин убивали людей, они «лишь» выстраивали системы, в которых можно было написать четыре миллиона доносов. «Дракон», конечно, виноват, кто бы спорил, но не меньше виноваты те, кто этому «дракону» служил.

«…Меня утешает, что я оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души».

Оттого столь ярко показано поражение главного героя Ланцелота, который решил избавить «несчастное население» от диктатора. Ланцелот – самый свободный персонаж в пьесе, он пробуждает местное немногочисленное Сопротивление и освобождает своей любовью Эльзу. Но широкие массы настроены крайне негативно. Дракона Ланцелот в итоге одолел, но битву за душу народную проиграл. Сработал банальнейший стокгольмский синдром. Сроднились граждане со своим драконом-людоедом, ни за какие коврижки им не нужны свободы иноземного рыцаря. Не станет одного «дракона» – бросятся в объятья нового, ничем не лучше, по привычке, ибо без диктатуры жить уже не могут (так на обломках разрушенных империй – «мы спасем страну от кровопийц!» – строились новые античеловеческие режимы).

Хотя «Дракон» заканчивается, как кажется, хорошо, это пресловутое «хорошо» не доставляет удовольствия. Шварц устами главного героя говорит, что после диктатуры людей нужно лечить, иначе бег по кругу неизбежен. Но что нужно сделать, чтобы убить в каждом из нас «дракона»? Четкого ответа нет. Хочется верить, что Ланцелот, с такой искренностью взявшийся исправлять других, не окажется в итоге «драконом №3».

Прочитано в рамках Игры в классики (15 тур) и Собери их всех.

Следующая цитата

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

  • Показать лучшие

В какой-то момент тебе придется понять, что некоторые люди могут остаться только в твоем сердце, но не в твоей жизни.

Неизвестный автор (1000+)

Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом.

Праведный Алексей Мечев (8)

Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; всё равно будьте честны и откровенны.

Мать Тереза (50+)

Будьте добрыми не только в Рождество, ведь доброта существует и после праздников.

Неизвестный автор (1000+)

Будьте благодарны за то, что у вас есть, и в конечном итоге вы приобретете больше. Если вы концентрируете свое внимание на том, чего у вас нет, вам никогда не будет достаточно.

Опра Уинфри (8)

Будьте с теми людьми, которые заставляют вас улыбаться даже в самые плохие времена.

Эминем (30+)

Если мы не будем строить свое будущее, нам придется его терпеть.

Неизвестный автор (1000+)

Если вас никто не любит, будьте уверены, — это ваша вина.

Филипп Додридж (1)

Религия, как вода, может быть свободной, но когда она в трубах, придется оплатить трубопровод.

Неизвестный автор (1000+)

Будьте с тем, с кем хотите быть, а не с тем, с кем вас хотят видеть другие.

Саша Трубников (2)

— Дракон (Евгений Шварц), 18 цитат

  • Пред. Предыдущая
  • След. Следующая

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Следующая цитата

Сегодня я хочу себя попробовать в жанре литературной рецензии. И написать я хочу о пьесе "Дракон" Евгения Шварца. В этой пьесе повествуется о том, что в некий город приезжает рыцарь Ланселот. Это романтик и герой. О себе он говорит: "Я человек до того легкий, что меня, как пушинку, носит по всему свету. И я очень легко вмешиваюсь в чужие дела. Я был из-за этого девятнадцать раз ранен легко, пять раз тяжело и три раза смертельно, и как раз теми, кого насильно спасал. "

Он узнаёт, что над городом властвует Дракон. Он диктует жителям свои условия и порядки и наложил дань, каждый год он требует себе молодую девушку, которая уходит к дракону и оттуда не возвращается. В этом году, очередной жертвой должна стать дочь хозяина дома, архивариуса Шарлеманя, Эльза. Ланселот тут же решает вызвать дракона на поединок.

Но Шарлемань и Эльза не хотят говорить об этом. Они смирились со своей участью и верят, что " единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного". Они считают Дракона мудрым и заботливым. Они верят в то, что Дракон поступает правильно и порядки которые он установил, единственно верные. Например, он избавил город от цыган. И все верят, что так правильно. И они отговаривают Ланселота от поединка. Но тот непреклонен.

К Ланселоту приходит Бургомистр этого города, хитрец и лицемер, который утверждает, что он болен множеством психических расстройств. Он также убеждает Ланселота уехать и не сражаться с Драконом. Он предлагает Ланселоту деньги. Он приводит местных жителей, которые утверждают, что они любят Дракона и хотят чтобы Ланселот уехал. Но Ланселот не соглашается. Тогда приходит Генрих, жених Эльзы, циничный доносчик и холуй, который предлагает Эльзе убить Ланселота.

Но Эльза полюбила Ланселота и не может выполнить это, несмотря на все угрозы и посулы. И тут появляется сам Дракон, в виде человека. Он говорит о людях, живущих в городе:" Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил." И далее:
"Дракон
Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.

Ланцелот
Нет.

Дракон
Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души."

Но Ланселот не обращает внимания на эти слова. Он твёрдо решил сразиться с Драконом Ему помогают простые люди города: кузнец, шапочник, музыкант, ткачи. И Ланселот убивает Дракона, но самого Ланселота, тяжело раненого, никто не может найти. Но его никто и не ищет. Бургомистр объявляет себя победителем Дракона и становится Президентом. Он уже не вспоминает о сумасшествии и хочет взять в жёны Эльзу. Генрих опять в его помощниках и учит горожан приветствовать Бургомистра.

Тех, кто помогал Ланселоту, посадили в тюрьму, а народ радуется новой старой власти. Только одна Эльза в отчаянии. Она отказывается выходить замуж за Бургомистра. И тут появляется Ланселот, со своим друзьями. Он спасает Эльзу и арестовывает Бургомистра и Генриха. Но это ещё не всё. Ланселот говорит:"Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них (горожан) придется убить дракона." И эта мысль, что нужно убить дракона в самом себе, становится главной идеей этой пьесы.

В это трудно поверить, но написана эта пьеса была в 1943 году. После первого показа, была снята с репертуара. В 1962 году «Дракон» был поставлен в Студенческом театре МГУ Марком Захаровым. Эльзу в этой постановке играла Ия Саввина. После нескольких представлений спектакль был запрещен. И дальше, никто эту пьесу не ставил, вплоть до 80-х. Слишком уж разоблачительной она является. Хотя Евгений Шварц утверждал, что он писал эту пьесу с образа гитлеровской Германии, но слишком уж яркими и узнаваемыми оказались образы и Дракона, и Бургомистра, и Генриха.

И, самое главное, образ народа, который стал жертвой не только драконовского произвола, но и драконовской пропаганды. Недаром Ланселот говорит:"Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение.Но мы все это исправим". Всё это было актуальным и в СССР. Мало того, до сих пор не перевелись люди, которые думают, что лучший способ защиты от Дракона - это иметь своего собственного. Но эта пьеса, тем не менее, не окрашена в чёрные тона. Основной идеей этой пьесы является, без сомнения, вера в людей. Вера в то, что никакому Дракону не удастся превратить людей в бездушных особей. Вера в то, что даже после многовекового рабства человек опять может стать свободным. Просто ему нужно убить Дракона в самом себе. И именно в этом и заключается непреходящая ценность этой книги.

Следующая цитата

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

"В каждом из них придется убить дракона"

Увидела несколько перепостов комментария одного небезызвестного события с цитатой из "Голого Короля" Евгения Шварца и уже даже не удивилась, но просто в очередной раз согласилась с тем, что наши классики, начиная с Фонвизина и Грибоедова через Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова до Зощенко, Булгакова и Шварца по-прежнему не перестают быть актуальными.

И, конечно, наряду со шварцевским "Голым королем" не смогла не вспомнить его "Дракона", особенно это:

"Ланцелот. <. > Эй вы, Миллер!
Первый горожанин поднимается из-под стола.
Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: «Слава тебе, победитель дракона!»
1-й горожанин. Это верно. Плакал. Но я не притворялся, господин Ланцелот.
Ланцелот. Но ведь вы знали, что дракона убил не он.
1-й горожанин. Дома знал… — а на параде… (Разводит руками.)
Ланцелот. Садовник!
Садовник поднимается из-под стола.
Вы учили львиный зев кричать: «Ура президенту!»?
Садовник. Учил.
Ланцелот. И научили?
Садовник. Да. Только, покричав, львиный зев каждый раз показывал мне язык. Я думал, что добуду деньги на новые опыты… но…
Ланцелот. Фридрихсен!
Второй горожанин вылезает из-под стола.
Бургомистр, рассердившись на вас, посадил вашего единственного сына в подземелье?
2-й горожанин. Да. Мальчик и так все кашляет, а в подземелье сырость!
Ланцелот. И вы подарили после того бургомистру трубку с надписью: «Твой навеки»?
2-й горожанин. А как еще я мог смягчить его сердце?
Ланцелот. Что мне делать с вами?
Бургомистр. Плюнуть на них. Эта работа не для вас. Мы с Генрихом прекрасно управимся с ними. Это будет лучшее наказание для этих людишек. Берите под руку Эльзу и оставьте нас жить по-своему. Это будет так гуманно, так демократично.
Ланцелот. Не могу.
<. >
Ланцелот. Нам нельзя будет уйти.
Эльза. Ничего. Ведь и дома бывает очень весело.
Ланцелот. Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона.
Мальчик. А нам будет больно?
Ланцелот. Тебе нет.
1-й горожанин. А нам?
Ланцелот. С вами придется повозиться.
Садовник. Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас — будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры — тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода."
Е. Шварц. Дракон.

Удивительно, но образ дракона, живущего в человеческих сердцах, был ярок и современен во все времена, начиная с самых давних.

И удивительным же образом вдруг на это размышление откликнулось слово, которое сказал отец Георгий Кочетков на вечерне в праздник Богоявления, 18 января сего года: оно именно о том, как не превратиться в «отродье змеиное», т. е. в того самого дракона, которого потом так трудно убить внутри себя, если, все таки, это "отродье змеиное" в тебе поселилось (работа мелкая, хуже вышивания, как выразился Шварц устами Ланцелота).
А, ведь, так трудно бывает увидеть в себе эти мелкие признаки того, как медленно мы сами в нашей жизни "одракониваемся", как прорастают чешуйки равнодушия, как зарождаются крылышки лицемерия и как наше дыхание вдруг начинает наносить незаживающие язвы нашему ближнему.

И я поняла, что все эти совпадения совсем не случайны.
Видимо, это все - для подготовки к грядущему посту, чтобы увидеть в себе все то, что несовместимо с Правдой и Истиной, и что нужно уничтожать в себе эти зародыши дракона, чтобы потом не нужно было такими нечеловеческими усилиями его в себе убивать.

Читайте также: