Путин о цифровых технологиях в образовании цитаты
Обновлено: 21.11.2024
20 февраля 2019 года Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. В своей речи он наметил стратегические направления развития страны – в области экономики, промышленности, социальной сферы, образования, науки и сферы безопасности. В частности, Президент подчеркнул необходимость дальнейшего широкого внедрения в учебный процесс современных технологий и цифровых образовательных инструментов.
В системе школьного образования, отметил Владимир Путин, происходят качественные изменения, благодаря которым ученики российских школ добиваются хороших результатов и в гуманитарных, и в точных науках. Это хорошо видно по результатам конкурсов и универсиад. Эти успехи фиксируют независимые международные исследования.
Однако, подчеркнул Президент, при всех достижениях нельзя оставлять за скобками и очевидные проблемы.
«Когда в 2006 году мы начали подключать школы к интернету, технологии были совершенно другими. Знаете, и тогда это казалось прорывом просто. Но это и было прорывом на самом деле, тогда это было очень здорово. Но сегодня эти технологии кажутся древними, и теперь перед нами уже задачи нового уровня, – подчеркнул Президент. – К концу 2021 года все школы России должны иметь не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет. В 2006 году, напомню, при подключении школ к интернету ориентировались на скорость доступа в 128 килобит в секунду. Сейчас нужно 50 или 100 мегабит в секунду, то есть эта скорость должна вырасти минимум в 400 раз».
Обновление технологических стандартов позволит школьникам получить доступ ко всему богатству образовательного контента, созданного в нашей стране и за рубежом.
«Именно это должно открыть ребятам доступ к урокам и лекциям известных преподавателей, конкурсам и к олимпиадам, позволит им существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные онлайн-проекты со сверстниками из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа», – подчеркнул Президент.
Подобный комплексный подход поможет решению кадрового вопроса.
«Нам необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого нужно обеспечить широкое внедрение обновлённых учебных программ на всех уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров для тех отраслей, которые ещё только формируются», – отметил Владимир Путин.
В этой связи он рассказал об огромной работе, проведенной в области среднего профессионального и дополнительного образования. По его словам, модернизацию этих направлений необходимо ускорить.
«Опираясь на опыт движения WorldSkills, надо ускорить модернизацию среднего профессионального образования, в том числе уже к 2022 году переоснастить современным оборудованием более 2 тысяч мастерских в колледжах и техникумах, – сказал Президент. – Увлечение профессией, творчеством формируется ещё в юные годы. За три предстоящих года за счет расширения сети детских технопарков, кванториумов, центров цифрового, естественно-научного, гуманитарного развития будет создано порядка миллиона новых мест в системе дополнительного образования. Оно должно быть доступно для всех детей».
Владимир Путин призвал школьников и студентов активней пользоваться открывающимися возможностями, искать свой путь для самореализации.
«Я вообще хочу обратить внимание молодежи: ваш талант, энергия, креативные способности – в числе самых сильных конкурентных преимуществ в России. Мы это понимаем и очень ценим. И чтобы каждый молодой человек (студент, школьник) мог проявить себя, мы уже создали целую систему проектов и конкурсов личностного роста. Это так называемые "ПроеКТОриЯ", "Мой первый бизнес", "Я – профессионал", "Лидеры России" и многие другие. Хочу подчеркнуть: все это – обращаюсь опять к молодым людям – создается для того, чтобы вы использовали эти возможности. И призываю вас активно и смело пользоваться этим, дерзать, осуществлять свои мечты и планы, приносить пользу себе, своей семье, своей стране», – сказал Президент, обращаясь к молодежи.
6. Ввести в систему советников по воспитанию
То есть можно считать, что эксперимент с советниками признан успешным. Уже к 1 декабря этого года правительство РФ и комиссия Госсовета по образованию должны обеспечить «возможность введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях, в том числе посредством внесения изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3. Превратить «Учитель года» в телешоу
Самый известный конкурс ждут перемены, это было предсказуемо. Напомним обсуждение этой темы на Госсовете. «Я уже упоминал, помните, мы с вами разговаривали, какой-то там „Форт Боярд“, ну и хорошо, бегают, прыгают, но миллионы людей смотрят. Можно сделать вот с нашими учителями, их не нужно заставлять бегать и прыгать по каким-то там фортам, но сделать вот такие программы по различным направлениям, дисциплинам», — сказал тогда Путин (цитата по «Коммерсанту»).
В итоге в текущем поручении мы видим пункт о «широком информационном освещении конкурса», включая создание телешоу, финансироваться которое будет из федерального бюджета. Готовить шоу следует «с использованием зрелищных креативных подходов к проведению такого конкурса на общероссийском обязательном общедоступном канале».
Помимо этого, президент поручил и в целом переработать подходы к профконкурсам. Их ждет более масштабное информационное сопровождение, а также увеличение числа получателей премий.
Фото: shutterstock / Monkey Business Images
Следующая цитата
Цифровые системы все активнее проникают в повседневную жизнь. А смешанная модель обучения сегодня, в период распространения коронавируса уже не кажется столь необычной, как еще год или два назад. О том, как благодаря цифровизации расширились образовательные возможности, какое отношение к этому имеет Сбер, и что думает о новых технологиях Владимир Путин, в материале «Ленты.ру».
«Скорость технологий, технологического развития растет по экспоненте, потому и всей нашей системе образования, безусловно, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, нужно наращивать темпы перемен, необходимые перемены нужно обязательно осуществлять», — заявил президент РФ Владимир Путин. «Прежде всего, настоящими флагманами, источниками самых передовых знаний и открытий призваны стать наши университеты, профильные вузы и факультеты, где студенты изучают математику, компьютерные науки, технологии больших данных и информационную безопасность», — отметил президент. Глава государства подчеркнул, что в первую очередь необходимо думать о подрастающем поколении, о молодежи. Без прочных знаний математики сегодняшним школьникам точно не обойтись, она действительно является настоящей царицей наук. Ее язык, законы — универсальны. И в условиях стремительного развития технологий они понадобятся буквально каждому человеку для решения самых разнообразных задач.
«Мы немало сделали для укрепления профильного математического образования в школах. Но когда я встречаюсь с профессионалами, они говорят — недостаточно. Наверное, они правы. Давайте скажем прямо: базового уровня математики сегодня уже недостаточно. Что касается информатики, школьники все еще изучают языки, элементы программирования, которые применялись даже в прошлом веке», — сказал президент. По его словам, следует расширить существующие рамки преподавания информатики, чтобы дети буквально со школьной скамьи учились запускать собственные стартапы, передовые технологии в разных областях, приобретали не только цифровые навыки, но и так называемые soft skills, умели работать в команде и мыслить, самостоятельно принимать решения.
Герман Греф и Владимир Путин
Все это Владимир Путин озвучил, выступая во второй день Международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных Artificial Intelligence Journey (AI Journey). Это серия мероприятий по искусственному интеллекту и анализу данных, проводимая Сбером совместно с ведущими российскими и международными компаниями, лидерами по разработке и применению технологий искусственного интеллекта. В 2019 году конференция проходила в офлайн-формате, привлекла более 150 спикеров — ведущих экспертов отрасли и вошла в топ-5 мировых DS-/AI-конференций. В этом году конференция проводилась в онлайн-формате с 3 по 5 декабря.
На AI Journey уже выступили около 200 ведущих российских и международных специалистов. Среди них такие известные эксперты, как директор Лаборатории нейроморфных вычислений Intel Майк Дэвис, директор по исследованиям Facebook AI Research, NY Site Head Лорен ван дер Маатен, президент OpenCV Гарри Брадски, директор лаборатории IDSIA Юрген Шмидхубер.
В этом году конференция объединила около 28 тысяч участников более чем из 90 стран мира, что делает ее крупнейшей в мире по сравнению с аналогичными мероприятиями. Один из участников — виртуальный ассистент по имени Афина. «Она говорит голосом телеведущей Анастасии Чернобровиной и будет анализировать взаимодействие с нашими уважаемыми участниками, будет давать нам некоторую аналитику, может быть, иногда даже вступать в дискуссию с вопросами», — отметил глава Сбера Герман Греф, открывая главную дискуссию на втором дне конференции.
Речь зашла об образовании. Владимир Путин отметил, что умными помощниками учителей, преподавателей, профессоров уже стали цифровые платформы, созданные нашими отечественными технологическими компаниями. Выделил он и Сбер. «Я знаю, Сбербанк тоже уже создал такую платформу», — сказал президент. «В непростой период вынужденных ограничений эти технологии, безусловно, помогли и помогают педагогам сохранить непосредственную связь с учениками, со студентами. Этим опытом мы должны воспользоваться, этими возможностями и пользоваться этим в дальнейшем. Пандемия подтолкнула нас к развитию этих технологий. Кстати говоря, то, что было наработано в предыдущие годы, вот это оказалось востребованным. Вот если бы не было того, что мы сделали в предыдущие годы, не было бы достаточно успешного перехода в онлайн-работу вузов и школ», — подчеркнул он.
Говоря о новых технологиях, Владимир Путин имел в виду новую школьную цифровую платформу СберКласс, презентованную Сбером 24 сентября 2020 года. В основу платформы заложена идея персонализированной модели образования (ПМО) — комплексного методологического, педагогического, цифрового и управленческого решения. Она уже стала удобным и эффективным средством планирования и организации учителем учебного процесса. В текущем учебном году школьники более 65 субъектов России обучаются с помощью платформы СберКласс. «Цифровые технологии становятся действенным инструментом обеспечения права любого человека на получение качественного персонализированного образования, инструментом защиты, поддержки и развития, средством реализации российской мечты о гуманистическом образовании в развивающемся образовательном сообществе», — отметила член-корреспондент РАО, профессор СПбГУ, научный руководитель программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» Елена Казакова.
Все участники конференции также смогли ознакомиться со СберКлассом в интерактивной выставочной зоне и принять участие в мастер-классе «Лайфхаки по ИИ для начинающих», где им рассказали о машинном обучении, профессии Data Scientist, объяснили на примере беспилотного автомобиля, какие этапы включает создание алгоритмов искусственного интеллекта, а также познакомили с учебными модулями СберКласса, посвященными технологии ИИ, и тренажером языка программирования Python.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Все учебные материалы платформы соответствуют государственному образовательному стандарту (ФГОС). СберКласс не заменяет учителей — платформа дополняет очное обучение современными инструментами и новыми форматами взаимодействия учителей с учениками. «Цифровые среды и сервисы позволяют сделать более тонкую настройку образовательного процесса под конкретного ученика, класс или школу. Для того чтобы ученики получали тот набор заданий, который нужен им исходя из их интересов или наоборот — пробелов, наконец для того, чтобы они могли мгновенно видеть свой индивидуальный прогресс и понимать, куда им двигаться дальше, где их зона ближайшего развития. То есть это на самом деле то, что мы подразумеваем под персонализацией образования», — говорит член Совета при президенте РФ по русскому языку, учитель литературы школы № 1514 Антон Скулачев. «Так цифровизация, конечно же, не равная дистанционному образованию, а часто даже противоположная ему, по сути, парадоксальным образом может сделать образование более человечным, открытым широкому миру, живым. Персонализация позволяет сделать работы самих школьников полноценной частью образования, а учителю дает инструменты, которые позволяют сосредоточиться на выстраивании взаимодействия с учениками, на обратной связи, на продумывании и внедрении смысловых нюансов образовательной программы», — считает он.
Проект цифровой платформы СберКласс реализуется при поддержке глав субъектов России, Министерства просвещения и направлен на повышение качества образования, внедрение современных методик и технологий обучения и развитие кадрового потенциала страны. Для того чтобы помочь учителям освоить новые инструменты, Сбер провел обучение для 45 тысяч педагогов и наставников, которые будут использовать платформу.
5. Вернуть системе дефектологов
Да, такое поручение тоже вошло в президентский список, выполнять его будут Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Что им предстоит? Увеличить цифры приема в бакалавриат и магистратуру по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», с учетом данных по текущей обеспеченности школ и других образовательных учреждений дефектологами, логопедами и тьюторами. Помимо этого, в программы подготовки формата «Образование и педагогические науки» должны быть добавлены модули по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.
Фото: shutterstock / Pixel-Shot
7. Заняться зарплатами
Ничего конкретного пока нет, а поручение звучит сейчас как «обеспечить разработку и представление предложений» по совершенствованию системы оплаты труда педагогов с учетом введения национальной системы учительского роста (НСУР). Как именно будут интегрированы элементы НСУР в систему оплаты, пока понимания нет, доклада по поручению ждем до 1 декабря этого года.
Ответственными за это поручение стали Министерство просвещения и органы исполнительной власти субъектов РФ.
2. Больше никаких образовательных услуг
Помните, сколько раз за последнее время мы обсуждали, мешает ли педагогам термин «образовательная услуга»? Все — скорее всего, скоро мы скажем «прощай» этому словосочетанию, в документе сказано коротко — рассмотрение вопроса «об исключении из законодательства об образовании понятия „образовательная услуга“». Доклада на эту тему ждем до 1 марта 2022 года.
4. Использовать только российское ПО
Да, больше никаких этих иностранных программ, не прошедших лицензирование. В государственных школах с 1 января 2023 года нужно использовать «исключительно государственные информационные системы (ресурсы)», соответствующие изменения будут внесены в наше законодательство. Кому доверят лицензирование? Правом экспертизы содержания и порядка лицензирования электронных ресурсов будет наделено Министерство просвещения РФ.
Следующая цитата
Низкий уровень уважения к профессии учителя, низкие доходы, давление и так далее — начиная с момента встречи президента России с представителями общественности и до президиума Госсовета мы слышали много озвученных проблем в системе образования. Что в итоге? В итоге Владимир Путин утвердил перечень поручений самым разным органам власти. Разбираемся, что происходит.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницуПолный вариант (для тех, у кого много свободного времени)
1. О детских садах и яслях
По мнению Путина, проблема с детскими садами сейчас «в целом решена», но нужно обратить внимание на ясли. Он пообещал выделить на создание новых мест в яслях около 50 миллиардов рублей. А на охрану материнства и детства в ближайшие шесть лет власти направят не меньше 3,4 триллиона рублей.
«Несмотря на ряд сохраняющихся вопросов, в целом решена проблема с детскими садами. Сейчас нужно обеспечить все семьи, которые нуждаются, местами в яслях. Тем самым дать возможность молодым мамам продолжить образование или как можно быстрее, если кто-то хочет, выйти на работу, не теряя квалификацию. За три года должно быть создано более 270 тысяч мест в яслях. Для решения этой задачи окажем финансовую поддержку регионам в объёме порядка 50 миллиардов рублей из федерального бюджета».
2. О мечтах детей и будущем страны
Президент сказал, что школа формирует будущее России. А дети в сочинениях часто пишут о своих мечтах, связанных с развитием страны. Поэтому школа должна отвечать на вызовы времени — «тогда и страна будет готова на них ответить».
«Наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее. В школьных сочинениях на эту тему много искренних, я бы сказал, проникновенных слов. Смелые мечты всегда работают на большую цель, и мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребёнка, помочь ему реализовать свои устремления. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».
3. О том, чему должна учить школа
Путин заявил, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.
«Международные эксперты признают, что наша начальная школа уже одна из самых сильных в мире. Мы продолжим и активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех уровнях. При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности — мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости».
Внимание! Если вы всё-таки не готовы читать полную версию, можно отвлечься и посмотреть на то, как дети рисуют Путина. Ну или если вы совсем устали, выберите себе хороший фильм на вечер из наших классных киносписков. А если нет — читайте дальше.
4. О новой системе профориентации
Президент сказал, что в России надо выстроить систему профориентации. Помогать в этом будут университеты, научные коллективы и успешные компании.
«Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников „Билет в будущее“. Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу миллиард рублей».
5. Об успехах молодёжи
По словам Путина, российская молодёжь уже доказывает своё лидерство и в науке, и в других сферах. В пример он привёл успехи школьников и студентов на олимпиадах.
«В прошлом году на международных олимпиадах школьники завоевали 38 медалей. Наши команды с триумфом выиграли олимпиады по естественно-научным дисциплинам и робототехнике, одержали победу на чемпионате мира по профессиональному мастерству, а наши студенты уже в двенадцатый раз стали сильнейшими по программированию».
6. О привлечении иностранцев
Путин предложил создать удобные условия для иностранных студентов. По его мнению, для них нужно упростить процедуру получения гражданства.
«Нужно создать условия, чтобы лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались работать в России. Это в полной мере касается зарубежных учёных и квалифицированных специалистов. Считаю, что надо серьёзно усовершенствовать и процедуру предоставления гражданства России. Фокус внимания должен быть на тех, кто нужен стране: на молодых, здоровых, хорошо образованных людях. Для них нужно создать упрощённую систему получения гражданства в России».
Краткий вариант (для тех, кому некогда читать)
В целом у нас решена проблема с детскими садами. Сейчас нужно обеспечить все семьи, которые нуждаются, местами в яслях. Наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» и выделить на него миллиард рублей. Российская молодёжь уже доказывает своё лидерство и в науке, и в других сферах. Но всё равно нужно создать условия для того, чтобы талантливая молодёжь из других стран приезжала учиться в наши университеты и оставалась работать.
Следующая цитата
Владимир Путин во время своего ежегодного послания к Федеральному собранию говорил не только о ядерном оружии, но и об образовании, школах и студентах в России. Если вы всё пропустили, мы сделали для вас две версии его выступления: суперкороткую и обычную — для тех, кому семи предложений всё-таки мало.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу1. Сократить контрольные работы
Давление на школьников и педагогов массой проверочных работ, их избыточность — тема давняя, отдельным номером здесь идут ВПР, которые давно стали в школах темой для печальных шуток и «тем, к чему мы будем готовиться, это очень важно». Пусть даже Рособрнадзор и настаивает на том, что система натаскивания на ВПР разрушает саму идею этих проверочных работ.
Что в итоге? Президент дал поручение «проработать вопрос и обеспечить сокращение количества контрольных и проверочных работ в общеобразовательных организациях с учетом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования».
Ответственными за выполнение этого поручения стали Министерство просвещения, Рособрнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ (то есть региональные министерства и управления). Когда что-то может сдвинуться с места? Доклад ответственных лиц — руководителей указанных ведомств — должен быть сделан в сроки до 1 июля 2022 года. Так что в этом году мы явно остаемся с привычным обилием контрольных и проверочных.
Фото: shutterstock / Jacob Lund
Читайте также: