Путь дзен алан уотс цитаты
Обновлено: 07.11.2024
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 268
- КНИГИ 654 074
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 391
За последние тридцать лет Алан Уотс стал известен как один из самых поразительных и необычных философов нашего времени. Он опубликовал более двенадцати книг по вопросам сравнительной философии и религии и стал знаменитейшим в США лектором и учителем. Сфера его интересов касалась интерпретации восточной мысли для Запада, и, в частности, такой разновидности буддизма как Дзэн. Его самая первая книга, «Дух Дзэн», была написана ещё в двадцатые годы.
Алан Уотс родился в Англии. В США он переехал в 1938 г. Он прошёл путь редактора, священника и профессора колледжа. Занимался исследовательской и лекторской работой в университетах Кембриджа, Корнелла и Гавайев, а некоторое время был советником по вопросам религии при Северо-Западном университете. Он выступал с лекциями в Американском Психиатрическом Обществе и институте К. Г. Юнга в Цюрихе, на медицинских курсах в американских госпиталях. Затем он становится деканом Американской Академии Азиатских Исследований в Сан-Франциско. Алан Уотс ушёл из жизни в 1973 г.
Тиа, Марку и Ричарду,
которые прекрасно поймут всё это, хотя ещё не умеют читать
В последние двадцать лет ощущается чрезвычайный рост интереса к Дзэн-буддизму. Со времён второй мировой войны этот интерес возрос настолько, что явно становится значительной силой в интеллектуальном и культурном мире Запада. Это, несомненно, связано с общим интересом к японской культуре, что является одним из конструктивных итогов последней войны. Но если бы дело было только в этом, то Дзэн мог бы оказаться лишь преходящим модным увлечением. Более глубокой причиной такого интереса является то, что мировоззрение Дзэн оказалось созвучным начинающейся эволюции мысли Запада.
Несмотря на свои тревожные и деструктивные аспекты, цивилизация Запада в наше время находится в одном из самых своих плодотворных периодов. В новейших областях западной науки, таких как психология и психотерапия, логика и философия науки, семантика и теория связи, возникают удивительные новые идеи и открытия. Возможно, что за некоторыми и этих достижений находится влияние философии Азии, но я убеждён, что это скорее параллелизм мышления, чем непосредственное заимствование идей. Мы, однако, осознаём этот параллелизм, и это обещает нам в будущем плодотворные изменения взглядов на мир.
В нашем веке мысль Запада меняется настолько стремительно, что наша психика иногда оказывается просто не в состоянии справится с наплывом новых идей и впечатлений. Возникли не только серьёзные трудности в понимании между интеллектуальной и обычной публикой, но и сама направленность нашего мышления серьёзно подрывает основы здравого смысла, лежащие в фундаменте наших социальных соглашений и общественных институтов.
Исчезают знакомые концепции пространства и времени, движения, природы и её законов, истории и социальных изменений, человеческой индивидуальности, и мы ощущаем себя несомыми по течению, в реке без берегов, в пространстве, которое всё больше и больше соответствует буддийскому принципу «Великой Пустоты». Ничто не может научить нас искусству жить в такой вселенной — ни религиозная, ни философская, ни научная мысль Запада. В таком не хранящем следа океане относительности мы строим планы нашего пути. И для абсолютизации, для фиксации себя в этом мире мы используем те принципы и законы, за которые мы могли бы ухватиться ради своей духовной и психологической безопасности.
Вот почему, я думаю, возник повышенный интерес к такому способу жизни и такой культуре, которая на протяжении пятнадцати столетий в такой «Пустоте» ощущала себя как у себя дома, не только не испытывая при этом ужаса, но даже ощущая позитивное наслаждение. Выражаясь языком Дзэн, ситуация Дзэн всегда была:
Вверху — ни куска черепицы, чтобы
защитить голову.
Внизу — ни пяди земли, чтобы
поставить ногу.
Этот язык не так уж и непонятен для нас, поскольку мы способны понимать смысл высказывания Нового Завета: «лисы имеют норы, птицы небесные имеют гнёзда, а Сыну Человеческому негде преклонить голову».
Я вовсе не сторонник того, чтобы «импортировать» Дзэн с Дальнего Востока, поскольку он глубоко связан с культурными институтами, принципиально нам чуждыми. Однако, несомненно, существуют вещи, которым мы могли бы научиться или разучиться, кое-что мы могли бы применить и на своём пути. Дзэн имеет свой особый способ самовыражения, разумный, но обескураживающий как интеллектуала Запада, так и обычного человека, предоставляя для общения ранее не используемые возможности. В нём есть непосредственность, яркость и юмор, и ощущение красоты, вызывающие одновременно раздражение и радость. Но прежде всего — у него есть способ обратить ум внутрь себя и преобразовать самые тягостные проблемы человека в вопросы типа «Почему это мышь, если она крутится, как волчок?» В основе этого подхода существует сильное, но абсолютно несентиментальное сострадание к человеческим существам, страдающим и умирающим от самой попытки сохранить себя.
Существует множество прекрасных книг по Дзэн, хотя некоторые из лучших были быстро распроданы, а некоторые — трудно достать. До сих пор ни одна из них — в том числе и книги доктора Судзуки — не предложила обзор этого предмета, который включал бы исторические предпосылки Дзэн и его связь с индийскими и китайскими духовными традициями. Три тома «Эссе по Дзэн-буддизму» представляют собой несистематизированное собрание научных статей по различным аспектам предмета, в высшей степени полезных для продвинутых учеников, но совершенно бесполезных обычному читателю, не имеющему представления об общих принципах. Его удивительное «Введение в Дзэн-Буддизм» имеет достаточно специальный характер. В нём не раскрываются важные вопросы связи Дзэн с китайским даосизмом и индийским буддизмом, а в некоторых аспектах работа более туманна, чем это необходимо. Остальные его работы представляют собой исследование специальных аспектов Дзэн, каждый из которых требует предварительного изложения общих основ и исторической ретроспективы.
Книга Р. Х. Блиса «Дзэн в английской литературе и восточной классике» представляет собой одно из лучших доступных введений в предмет, но она опубликована только в Японии, и, опять-таки, в ней недостаточно информации об основах Дзэн. Как совокупность разбросанных, хотя и удивительно глубоких наблюдений, она не делает попыток упорядочить изложение вопроса. Моя работа «Дух Дзэн» представляет собой популяризацию ранних работ Судзуки. Она не только не имеет научного характера, но во многих отношениях устарела и вводит в заблуждение. Однако к её достоинствам можно отнести прозрачность и простоту изложения. Книга «Дзэн-буддизм» Кристмаса Хэмфрейса, опубликованная только в Великобритании, также представляет собой популяризацию работ Судзуки. Она тем более не занимается погружением Дзэн в контекст западной культуры. Она написана ясно и легко, но автор ставит знак равенства между буддизмом и теософией, что кажется мне весьма спорным. Другие работы по Дзэн как западных, так и азиатских авторов или имеют слишком специальный характер, или являются обсуждением применения Дзэн к психологии, искусству или истории культуры.
Поскольку не существует фундаментальной систематизирующей работы по этому вопросу, восприятие Дзэн Западом, несмотря на весь порождённый им энтузиазм и интерес, представляет собой нечто совершенно сумбурное. Вот я и попытался написать такую работу по Дзэн, поскольку, на мой взгляд, никто, кроме меня, не желает и не может сделать этого. Рассмотрим это подробнее. Я полагаю, что было бы идеально, если бы такую работу мог бы осуществить достигший и признанный мастер Дзэн. Но в настоящее время никто из таковых не владеет английским языком достаточно хорошо. Более того, когда кто-то говорит изнутри какой-либо традиции, и, в особенности, изнутри определённой иерархии общественных институтов, — он всегда подвержен определённой потере общей перспективы, невозможности занять позицию стороннего наблюдателя. Кроме того, одним из самых больших препятствий для общения между мастерами японского Дзэн и приверженцами западных традиций является отсутствие ясности относительно различий базисных культурных предпосылок. Обе стороны настолько «настаивают на своём», что не осознают ограниченности своих средств общения.
Следующая цитата
Если вы ищете лучшую подборку цитат Алана Уоттса, то вам понравится этот пост.
Я лично рыскал в Интернете и нашел его 50 самых мудрых и сильных цитат.
И вы можете фильтровать список, чтобы найти темы, которые вас больше всего интересуют.
О страдании
«Человек страдает только потому, что серьезно относится к тому, что боги сделали для развлечения».
«Ваше тело не избавляется от ядов, зная их названия. Пытаться контролировать страх, депрессию или скуку, называя их именами, означает прибегать к суеверию доверия к проклятиям и заклинаниям. Так легко понять, почему это не работает. Очевидно, мы пытаемся знать, называть и определять страх, чтобы сделать его «объективным», то есть отделенным от «я» ».
На уме
«Мутную воду лучше всего очистить, оставив ее в покое».
В настоящий момент
«Это настоящий секрет жизни - быть полностью вовлеченным в то, что вы делаете здесь и сейчас. И вместо того, чтобы называть это работой, поймите, что это игра».
«Искусство жить… это не беззаботное плавание, с одной стороны, и не страшное цепляние за прошлое, с другой. Оно состоит в том, чтобы быть чутким к каждому моменту, рассматривать его как совершенно новый и уникальный, в том, чтобы ум был открытым и полностью восприимчивым».
«Мы живем в культуре, полностью загипнотизированной иллюзией времени, в которой так называемый настоящий момент ощущается как ничто иное, как бесконечно малая линия волос между всемогущим причинным прошлым и чрезвычайно важным будущим. У нас нет подарка. Наше сознание почти полностью занято памятью и ожиданиями. Мы не осознаем, что никогда не было, не было и не будет никакого другого опыта, кроме настоящего. Таким образом, мы оторваны от реальности. Мы путаем мир, о котором говорят, описывают и измеряют, с миром, который есть на самом деле. Мы устали от восхищения полезными инструментами имен и чисел, символов, знаков, концепций и идейxzss».
«Те, кто неспособен жить сейчас, не могут строить никаких реальных планов на будущее».
«Я понял, что прошлое и будущее - настоящие иллюзии, что они существуют в настоящем, а это то, что есть и все, что есть».
«… Завтра и планы на завтра не могут иметь никакого значения, если вы не находитесь в полном контакте с реальностью настоящего, поскольку именно в настоящем и только в настоящем вы живете».
«Дзен - это освобождение от времени. Ибо если мы откроем глаза и ясно увидим, станет очевидно, что нет другого времени, кроме этого мгновения, и что прошлое и будущее - абстракции без какой-либо конкретной реальности».
«Мы должны полностью отказаться от идеи обвинять прошлое в любой ситуации, в которой мы находимся, и полностью изменить свое мышление и увидеть, что прошлое всегда течет обратно из настоящего. Это творческий момент жизни. Так что вы видите, что это похоже на идею простить кого-то, вы меняете смысл прошлого, делая это. Также наблюдайте за течением музыки. Мелодия в том виде, в котором она выражена, заменяется нотами, которые идут позже. Точно так же, как значение предложения. вы ждете позже, чтобы узнать, что означает предложение. Настоящее всегда меняет прошлое».
«Потому что, если человек не может полностью жить настоящим, будущее будет обманом. Нет никакого смысла строить планы на будущее, которым вы никогда не сможете наслаждаться. Когда ваши планы созреют, вы все равно будете жить каким-то другим будущим. Вы никогда, никогда не сможете сесть с полным удовлетворением и сказать: «Теперь я прибыл!» Все ваше образование лишило вас этой способности, потому что оно готовило вас к будущему, вместо того, чтобы показывать, как жить сейчас».
О смысле жизни
«Смысл жизни - просто быть живым. Это так ясно, так очевидно и так просто. И тем не менее, все носятся в панике, как будто это необходимо для достижения чего-то сверх себя».
О вере
«Верить - значит доверять воде. Когда вы плаваете, вы не держитесь за воду, потому что в этом случае вы утонете и утонете. Вместо этого вы расслабляетесь и плывете».
Слова мудрости для начинающих художников
"Совет? У меня нет совета. Прекратите стремиться и начните писать. Если вы пишете, вы писатель. Пишите, как будто вы - проклятый сокамерник, а губернатор уехал из страны и нет никаких шансов на помилование. Пишите, как будто вы цепляетесь за край обрыва, белые суставы пальцев на последнем вздохе, и вам нужно сказать только одно последнее, как будто вы птица, летящая над нами, и вы можете все видеть, и пожалуйста , ради бога, скажите нам что-нибудь, что спасет нас от самих себя. Сделайте глубокий вдох и расскажите нам свой самый глубокий, самый темный секрет, чтобы мы могли вытереть лоб и знать, что мы не одни. Пишите, как будто у вас есть послание от короля. Или не надо. Кто знает, может быть, ты один из тех счастливчиков, которым это не обязательно ».
По изменению
«Чем больше вещь имеет тенденцию быть постоянной, тем более безжизненной».
«Единственный способ понять смысл перемен - это погрузиться в них, двигаться вместе с ними и присоединиться к танцу».
«Мы с вами все так же непрерывны с физической вселенной, как волна непрерывна с океаном».
«Нет никого более опасно сумасшедшего, чем тот, кто все время находится в здравом уме: он подобен стальному мосту без гибкости, и порядок его жизни жесток и хрупок».
«Без рождения и смерти, а также без постоянного преобразования всех форм жизни мир был бы статичен, лишен ритма, не танцевал, мумифицировался».
Влюблен
Никогда не притворяйтесь любовью, которую вы на самом деле не чувствуете, потому что мы не можем повелевать любовью.
На тебе
«Я действительно говорю, что вам не нужно ничего делать, потому что, если вы видите себя правильным образом, вы все являетесь таким же необычным явлением природы, как деревья, облака, узоры в текущей воде, мерцание воды. огонь, расположение звезд и форма галактики. Вы все такие же, и с вами все в порядке ».
«Пытаться определить себя - все равно что прикусить собственные зубы».
«Но я вам скажу, что понимают отшельники. Если вы уйдете в далекий лес и притихнете, вы поймете, что связаны со всем ».
«Источник всего света находится в глазу».
«Вы увидели, что вселенная - это, по сути,
волшебная иллюзия и сказочная игра, и что нет отдельного
« вас », чтобы что-то извлечь из нее, как если бы жизнь была банком, который нужно ограбить.
Единственным реальный «вы» это тот , который приходит и уходит, манифесты и уходят
сам вечно и как каждый сознательные существо. Ведь «вы» - это
вселенная, смотрящая на себя с миллиардов точек зрения, точек, которые
приходят и уходят, так что видение всегда новое ».
«Вы - то огромное существо, которое видите далеко-далеко в большие телескопы».
«Естественно, что для человека, который находит свою идентичность в чем-то отличном от своего полноценного организма, меньше половины человека. Он отрезан от полного участия в природе. Вместо того чтобы быть телом, у него «есть» тело. Вместо того, чтобы жить и любить, у него есть инстинкты выживания и совокупления ».
О технологии
«Технологии разрушительны только в руках людей, которые не осознают, что являются одним и тем же процессом, что и Вселенная».
«Человек стремится управлять природой, но чем больше человек изучает экологию, тем
более абсурдным кажется говорить о какой-либо одной особенности организма или области
организма / окружающей среды как о управляющей или управляющей другими».
Во Вселенной
«Мы не« приходим »в этот мир; мы выходим из него, как листья с дерева ».
«Только слова и условности могут изолировать нас от совершенно неопределимого чего-то, что есть все».
«Нет никого более опасно сумасшедшего, чем тот, кто все время находится в здравом уме: он подобен стальному мосту без гибкости, и порядок его жизни жесток и хрупок».
«Смотрите, вот дерево в саду, и каждое лето приносит яблоки, и мы называем его яблоней, потому что это дерево« яблоки ». Вот что он делает. Хорошо, теперь здесь солнечная система внутри галактики, и одна из особенностей этой солнечной системы состоит в том, что, по крайней мере, на планете Земля люди живут! Так же, как яблоки яблоки! »
«По мере того, как вы создаете все более мощные микроскопические инструменты, Вселенная должна становиться все меньше и меньше, чтобы избежать исследования. Так же, как когда телескопы становятся все более мощными, галактики должны отступать, чтобы уйти от телескопов. Потому что во всех этих исследованиях происходит следующее: через нас, через наши глаза и чувства вселенная смотрит на себя. И когда вы пытаетесь обернуться, чтобы увидеть свою голову, что происходит? Он убегает. Вы не можете этого добиться. Это принцип. Шанкара прекрасно объясняет это в своем комментарии к Кенопанишаду, где он говорит: «То, что есть Знающий, основа всего знания, никогда не является самим объектом знания».
[В этой цитате 1973 года Уоттс, как ни странно, по существу предвосхищает открытие (в конце 1990-х годов) ускорения расширения Вселенной.] »
- Алан Уоттс
О проблемах
«Проблемы, которые остаются постоянно неразрешимыми, всегда следует подозревать как вопросы, заданные неправильно.
О решениях
«Мы чувствуем, что наши действия являются добровольными, когда они следуют за решением, и непроизвольными, когда они происходят без решения. Но если бы само решение было добровольным, каждому решению должно было бы предшествовать решение о принятии решения - бесконечный регресс, которого, к счастью, не происходит. Как ни странно, если бы нам пришлось решать, мы не были бы свободны решать »
О наслаждении жизнью
«Ведь если вы знаете, чего хотите, и будете этим довольны, вам можно доверять. Но если вы не знаете, ваши желания безграничны, и никто не может сказать, как с вами поступить. Ничто не удовлетворяет человека, неспособного получать удовольствие ».
О проблеме человека
«В этом и заключается человеческая проблема: за каждое увеличение сознания приходится платить. Мы не можем быть более чувствительными к удовольствиям, не будучи более чувствительными к боли. Помня прошлое, мы можем планировать будущее. Но способность планировать будущее компенсируется «способностью» бояться боли и страха перед неизвестным. Более того, рост острого ощущения прошлого и будущего дает нам соответствующее смутное ощущение настоящего. Другими словами, мы, кажется, достигаем точки, в которой преимущества осознанности перевешиваются ее недостатками, когда чрезвычайная чувствительность делает нас неприспособленными ».
На эго
«Ваше тело не избавляется от ядов, зная их названия. Пытаться контролировать страх, депрессию или скуку, называя их именами, означает прибегать к суеверию доверия к проклятиям и заклинаниям. Так легко понять, почему это не работает. Очевидно, мы пытаемся узнать, назвать и определить страх, чтобы сделать его «объективным», то есть отделенным от «я».
О знаниях
«Был молодой человек, который сказал:« Кажется, я знаю, что знаю, но я хотел бы видеть то «я», которое знает меня, когда я знаю, что я знаю, что я знаю ».
При отпускании
«Но вы не можете понять жизнь и ее тайны, пока пытаетесь постичь ее. В самом деле, вы не можете понять это, как вы не можете уйти с рекой в ведре. Если вы попытаетесь уловить проточную воду в ведре, ясно, что вы этого не понимаете и всегда будете разочарованы, потому что в ведре вода не течет. Чтобы «иметь» проточную воду, вы должны отпустить ее и дать ей течь ».
О мире
«Мир может быть достигнут только теми, кто миролюбив, а любовь может быть проявлена только теми, кто любит. Никакая работа любви не будет процветать из-за вины, страха или пустоты сердца, так же как никакие действительные планы на будущее не могут строить те, кто не способен жить сейчас ».
О медитации
«Когда мы танцуем, главное - это путешествие, а когда мы играем музыку, главное - сама игра. То же самое и с медитацией. Медитация - это открытие, что смысл жизни всегда достигается в непосредственный момент ».
«Искусство медитации - это способ соприкоснуться с реальностью, и причина этого в том, что большинство цивилизованных людей оторваны от реальности, потому что они путают мир как таковой с миром, когда думают о нем и говорят о нем. и опишите это. Ибо, с одной стороны, есть реальный мир, а с другой - целая система символов, относящихся к тому миру, который у нас в уме. Это очень полезные символы, вся цивилизация зависит от них, но, как и все хорошее, у них есть свои недостатки, и главный недостаток символов состоит в том, что мы путаем их с реальностью, как мы путаем деньги с реальным богатством ».
О цели жизни
«Никто не думает, что симфония должна улучшаться по мере ее развития или что вся цель игры - дойти до финала. Смысл музыки раскрывается в каждом моменте игры и прослушивания. Я чувствую, что то же самое и с большей частью нашей жизни, и если мы чрезмерно поглощены ее улучшением, мы можем вообще забыть прожить их ».
«Вот порочный круг: если вы чувствуете себя отделенным от своей органической жизни, вы чувствуете стремление выжить; таким образом, выживание - стремление к жизни - становится обязанностью, а также обузой, потому что вы не полностью согласны с этим; поскольку это не совсем соответствует ожиданиям, вы продолжаете надеяться, что это произойдет, жаждете больше времени, чувствуете, что еще больше побуждаете идти дальше ».
О вере
«Вера… это настойчивое утверждение, что истина - это то, чем можно« поверить »или (пожелать или) пожелать быть… Вера - это безоговорочное открытие разума истине, какой бы она ни оказалась. Вера не имеет предубеждений; это окунуться в неизведанное. Вера цепляется, но вера - пойдем… вера - это важнейшая добродетель науки, а также любой религии, которая не является самообманом ».
«Вера цепляется, но вера уходит».
В путешествии
«Путешествовать - значит быть живым, но попасть куда-то - значит умереть, потому что, как гласит наша собственная пословица,« лучше путешествовать, чем приехать ».
Следующая цитата
Японский мастер дзэн Нан Ин, живший в эпоху Мэйдзи. как то принимал у себя профессора университета, который пришёл, что бы порасспросить его о дзэн. Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор какое- то время смотрел на чай, льющийся через край, наконец, не вытерпев, воскликнул:
- -Чашка полная! Больше не входит!
- - Вот как эта чашка - ответил Нан Ин - так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли показать вам дзэн, если вы не опорожнили свою чашку?
- Писать о дзэн невероятно трудно и . (долго искал подходящее слово, и так и не нашел) неблагодарно, что- ли. Особенно таким
как я, у которых есть полузнание, полу-чувство. Ибо " кто знает, тот не говорит; кто говорит, тот не знает." - Прежде чем начать писать, я посмотрел что на тему дзэн есть в сети , начиная с википедии и далее. Увы, ничего конструктивного, такого что действительно выражало бы дух дзэн. я не обнаружил. Везде попытки объяснить при помощи слов и логики, то что логикой и словами объяснить нельзя. Это вечное заблуждение запада, что если чему-то дать определение, как нибудь назвать, то это сразу все сделает понятным и объясненным. "Дао, которое можно выразить словами, это не есть вечное дао". Это первая строка, с которых начинается " Дао дэ цзин", создание которой приписывается Лао Дзы. Когда я заинтересовался данной проблемой, то обнаружил почти полное отсутствие литературы на эту тему. Во всяком случае русскоязычной. В этом писании я буду опираться и использовать следующие произведения:
- Дао де цзин
- Конфуций Суждения и беседы.
- Сборник Плоть и Кости ДЗЭН
- Алан Уотс Путь дзэн
Традиция говорит, что в 520 г. к императору У из династии Лян, пришел буддийский монах, которого звали Бодхидхарма. Но, хотя У и покровительствовал буддистам, все же взгляды пришлого монаха не пришлись У по душе и Бодхидхарма ушел в монастырь, другого царства - Вэй- где и провел несколько лет. Бодхидхарма считается основоположником дзэн (кит. чань), и первым патриархом. Трудно сказать, насколько эта легенда соответствует действительности, тем более что дзэн в большей степени имеет китайское лицо, нежели индийское.Но за неимением других данных, нам придется принять эту версию. Река дзэн результат слияния двух источников, двух разных взглядов на рождение и существование мира - буддизма Индии и даосизма Китая.
Индуистская картина окружающего мира представляется как театр, театр одного актера, в котором один божественный актер создает этот мир путем самопожертвования (атма - яджна) и играет одновременно все роли.
У Пуруши тысяча голов, тысяча глаз, тысяча ступней. Он охватывает всю землю и возвышается над ней на десять пальцев. Этот Пуруша все что было и будет
Смысл в том, что бог познает этот мир через каждую личность, каждая личность- это роль в которую погружен бог, в самозабвении он становиться всеми, но не перестает быть богом. Он разделен в игре, но остается неразделимым. И когда игра заканчивается, индивид пробуждается и ощущает свою божественность. Божественная игра охватывает все: время и пространство, наслаждение и боль, добро и зло. Более того проблемы зла, как таковой, в индуизме просто не существует, ибо невозможно постичь свет не зная тьмы, наслаждение без боли, так и добро без зла. Эта игра продолжается бесконечно повторяясь в течении многих кальп ( 4 320 000 000 лет) Время забыто, есть только мгновение. Такое состояние ума называется мокша . Что это такое? В индийской философии об этом не говорится почти ничего, но говорится много о том чем опыт мокши не является. Мокшу понимают так же как освобождение от майии . Мир фактов и событий - это майя , которая скрывает единую реальность Брахмана . Брахман не двойственен, он ничему не противоположен, его нельзя классифицировать. Ибо классификация - это и есть майя - мир событий и фактов это всего лишь измерение, оценка а не реальность. Рупа или форма, тоже майя, ибо форма не постоянна. Майя приравнивается к попытке ума поймать изменчивые формы природы в сети классификации. Доктрина майи говорит о том , что реальный, изменчивый мир нельзя заключить в сети слов и концепций. Именно сознание иллюзорности мира лежит в основе буддизма.
Гаутама Будда ( умер в около 545 г. до н.э.) в соответствии с индусской традицией стал риши, мудрецом оставившим привычную жизнь и даже отказавшись от своей касты. Согласно преданию Гаутама в течении семи лет при помощи аскезы и медитации пытался вырваться из порочного круга майи, но у него ничего не получалось. И вот как то вечером, в отчаянии, он оставил свой пост, поел чего-то, что не позволял себе в своей аскезе, и, вдруг, почувствовал в себе какое то изменение. Он сел под, знаменитое теперь, дерево и утром с первым лучом утренней звезды пришли ясность и понимание. Это было "непревзойденное, полное пробуждение", освобождение от майи и сансары. передать, то почувствовал в этот момент Будда при помощи слов не возможно, ибо даже такая попытка означает возврат в мир майи, и вы не сможете сказать ничего кроме того что выражено в приписываемых Будде словах :
Да Субхути, я не получил даже самого меньшего от непревзойденного, полного пробуждения, и именно поэтому оно называется непревзойденным, полным пробуждением.
Следующая цитата
Беспокойство возникает от смутной догадки, что упорядочение мира извне – это порочный круг, вращаясь в котором мы навечно обречены управлять нашим управлением и наблюдать за нашим наблюдением, и так до бесконечности.
Victoria Kazachyok цитирует 10 дней назад
«В буддизме нет места для усилий. Будь обыкновенным человеком – и никем более. Ешь свою пищу, мочись и испражняйся, а когда устал – ляг и отдохни. Невежда посмеется надо мной, но мудрый поймет…» И как же далек от духа этих слов западный вариант дзэна, который использует подобную философию для оправдания культивируемой им богемности
Victoria Kazachyok цитирует 10 дней назад
преодоления «себя, наблюдающего за собой» путем доведения этого состояния до той степени интенсивности, когда происходит взрыв
Victoria Kazachyok цитирует в прошлом году
Чжуан-цзы: «Тот, кто хочет иметь хороших правителей, без сопутствующих ошибок в управлении, и желает справедливости, без сопутствующей ей несправедливости – не понимает законов мироздания».
Dmitry Dmitriev цитирует в прошлом году
В весеннем пейзаже нет ни хорошего, ни плохого;
Цветущие ветви растут естественно, один длиннее, другие короче…
Dmitry Dmitriev цитирует в прошлом году
Старые китайские мастера дзэна были пропитаны даосизмом. Они видели природу в ее всеобщей взаимозависимости, что каждое существо и каждое переживание как оно есть пребывает в согласии с Дао природы. Это позволяло им принимать себя такими, как они есть, мгновение за мгновением, без малейшей необходимости что-либо оправдывать. Они не гордились этим и не отделяли себя от всего остального. Напротив, их дзэн был ву-шин, что приблизительно означает «ничего особенного» или «никакой суеты». Но дзэн становится «суетой», когда его смешивают с богемной демонстративностью или же когда воображают, что японский монастырь и ежедневная пятичасовая сидячая медитация гарантируют «спасение».
Dmitry Dmitriev цитирует в прошлом году
Внутри этой комнаты «верх» и «низ» ясно различимы, но вовне ее, – в межзвездном пространстве, – такого отличия нет. Внутри ограниченного конвенциями человеческого сообщества существуют ясные различия между добром и злом. Однако эти различия исчезают, когда человеческие проблемы рассматриваются как неотъемлемая часть всего мира природы. Любые искусственные рамки создают ограниченную область взаимосвязей, где ограничениями являются законы и правила.
Dmitry Dmitriev цитирует в прошлом году
Или как об этом сказано в одном древнекитайском трактате:
Если ты хочешь постичь конечную истину,
Не заботься о том, что правда, а что заблуждение,
Ибо конфликт между правдой и заблуждением –
Это болезнь ума.
Dmitry Dmitriev цитирует в прошлом году
Если попытаться кратко охарактеризовать «конвенциональное мышление», то оно представляет собой подмену конкретного мира природы концепциями вещей и событий, а также лингвистическими и культурными символами. Поскольку в даосизме и дзэне мир воспринимается как единое поле или континуум, то ни одна из его частей не может существовать вне целого или быть более или менее значимой по отношению к другим. Именно это имел в виду Хуэй-нэнг, когда говорил, что «у своих истоков вещи не имеют существования», поскольку понимал, что вещи – это только имена, но не реальности. Они существуют в абстрактном мире мысли, но не в конкретном мире природы. Поэтому тот, кто действительно осознает и чувствует это, больше не отождествляет себя с собственным эго. Он понимает, что его эго – это его маска, обусловленная той ролью, которую он играет в обществе; это некая сумма сознательно отобранных представлений о самом себе, необходимая для самоидентификации (Почему, к примеру, мы говорим: «Я думаю», но не говорим: «Я заставляю биться свое сердце?») Понимая это, человек продолжает играть свою социальную роль, не будучи одновременно поглощенным ею. Он не спешит поменять эту роль на новую или изображать отсутствие таковой.
Читайте также: