Пушкин о воспитании детей цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Говорите всегда с детьми правильным языком, сделайте так, чтобы они предпочитали ваше общество всякому другому, и будьте уверены, что нечувствительно речь их станет такою же правильною, как и ваша, хотя бы вы никогда не поправляли их ошибок.
Недостаточно заботиться о сохранении своего ребенка; нужно научить его само сохраняться, переносить удары судьбы, презирать роскошь и нищету, жить, если понадобится, в снегах Исландии и на раскаленных утесах Мальты.
Страшных предметов не существует для того, кто видит их каждый день.
Как может хорошо воспитать ребенка тот, кто сам не был хорошо воспитан?
Все животные имеют ровно настолько средств, сколько им необходимо для самосохранения: один человек имеет эти средства в избытке. И не странно ли, что этот избыток служит орудием его несчастья?
Воздержность и труд – лучшие врачи человека; труд возбуждает аппетит, а воздержность удерживает от злоупотребления им.
Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека.
Непривычка думать в детстве парализует на всю жизнь мыслительную способность.
Уничтожая, таким образом, все детские обязанности, я удаляю орудия величайших их горестей, а именно – книги. Чтение – бич детского возраста, а между тем единственное почти занятие, которое умеют найти для него.
Самое важное – научить жить. Жить же не значит дышать, а действовать; это значит пользоваться органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа. Не тот человек дольше жил, который может насчитать больше годов жизни, а тот, который больше чувствовал жизнь.
Следующая цитата
Критика домашнего образования и коррупции, реформа кадетских училищ и забота о нравственности молодого поколения — кажется, Пушкин мог написать всё это, живи он в 2020 году. Но «Записке о народном воспитании», поданной императору Николаю I, уже 194 года. В честь дня рождения поэта публикуем самые актуальные отрывки из этого документа — главные мысли Пушкина об образовании.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу1. Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.
2. В других землях молодой человек кончает круг учения около 25 лет; у нас он торопится вступить как можно ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковником или коллежским советником. Он входит в свет безо всяких основательных познаний, без всяких положительных правил: всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние. Он не в состоянии ни поверять, ни возражать; он становится слепым приверженцем или жалким повторителем первого товарища, который захочет оказать над ним свое превосходство или сделать из него свое орудие.
3. В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное.
4. Уничтожить экзамены. Покойный Император, удостоверясь в ничтожестве ему предшествовавшего поколения, желал открыть дорогу просвещенному юношеству и задержать как-нибудь стариков, закоренелых в безнравствии и невежестве. Отселе указ об экзаменах, мера слишком демократическая и ошибочная, ибо она нанесла последний удар дворянскому просвещению и гражданской администрации, вытеснив все новое поколение в военную службу. А так как в России все продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною. Итак (с такого-то году), молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена.
5. Что касается до воспитания заграничного, то запрещать его нет никакой надобности. Довольно будет опутать его одними невыгодами, сопряженными с воспитанием домашним, ибо, 1-е, весьма немногие станут пользоваться сим позволением; 2-е, воспитание иностранных университетов, несмотря на все свои неудобства, не в пример для нас менее вредно воспитания патриархального. Мы видим, что Н. Тургенев, воспитывавшийся в Геттингенском университете, несмотря на свой политический фанатизм, отличался посреди буйных своих сообщников нравственностию и умеренностию — следствием просвещения истинного и положительных познании. Таким образом, уничтожив или, по крайней мере, сильно затруднив воспитание частное, правительству легко будет заняться улучшением воспитания общественного.
6. Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении. Для сего нужна полиция, составленная из лучших воспитанников; доносы других должны быть оставлены без исследования и даже подвергаться наказанию; чрез сию полицию должны будут доходить и жалобы до начальства. Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание; за возмутительную — исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе; наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастию, слишком у нас обыкновенное.
7. Уничтожение телесных наказаний необходимо. Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюбия; не должно забывать, что они будут иметь право розги и палки над солдатом; слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников.
8. История в первые годы учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное? Но в окончательном курсе преподавание истории (особенно новейшей) должно будет совершенно измениться. Можно будет с хладнокровием показать разницу духа народов, источника нужд и требований государственных; не хитрить, не искажать республиканских рассуждений, не позорить убийства Кесаря, превознесенного 2000 лет, но представить Брута защитником и мстителем коренных постановлений отечества, а Кесаря честолюбивым возмутителем. Вообще не должно, чтоб республиканские идеи изумили воспитанников при вступлении в свет и имели для них прелесть новизны.
9. Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить Отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с Правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве.
Следующая цитата
В данной работе рассматриваются вопросы литературного творчества великого поэта и их использование в педагогике.
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_vzglyady_1.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические взгляды А.С. Пушкина.
Работа выполнена учителем биологии МОУ «СОШ № 72» Карнаущенковой Людмилой Ивановной и ученицей 5в класса Ивасько Анастасией.
Саратов 2011 год.
- Глава 1. А.С. Пушкин « О народном воспитании».
- Глава 2. Нравственное воспитание подрастающего поколения.
- Глава 3. Педагогические взгляды А.С. Пушкина, высказанные им в художественных произведениях.
А.С. Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением.
« Человек безграмотный, - писал он, - не есть урод и не находится вне вечных законов природы». Его очень беспокоила безграмотность народа.
А.С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непрерывное условие развития человеческой цивилизации, его духовного обогащения. Образование будит мысль, - подчёркивал поэт.
Он радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвящённой критическому анализу альманаха « Денница», он обратил внимание читателей на то, что в 1828 году в России выпущены около 100 тысяч экземпляров русской азбуки и 60 тысяч славянской азбуки и 15 тысяч экземпляров французских букварей. При этом поэт с удовлетворением отметил, что в 1829 году учебных книг разошлось почти на 1/3 больше, чем в 1828 году.
« Учёные и писатели, какого б рода они ни были, - подчеркнул поэт в статье « Отрывки из писем, мысли и замечания», - всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности…. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды и все опасности».
Глава 1. А.С. Пушкин « О народном воспитании ».
В ноябре 1826 года по распоряжению царя Николая 1 А.С. Пушкин написал записку « О народном воспитании». Поводом для этой записки явились революционные события 14 декабря 1825 года. Подобные записки по императорскому повелению представили также начальник южных военных поселений И.О. Витт ( « Исследование коренных причин происшедшим заговорам и бунтам против престола и царства»), реакционный журналист и издатель Ф.В. Булгарин ( « Нечто о Царско – сельском лицее и о духе оного»).
Предложения А.С. Пушкина, его рассуждения о роли воспитания в обществе были отвергнуты Николаем 1. 23 декабря 1826 года шеф жандармов Бенкендорф известил поэта о том, что царь, ознакомившись с его мыслями, изволил заметить, что принятое им правило, будто бы просвещение и гений служат основанием совершенства, « есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих – то началах должно быть основано благонаправленное воспитание».
Что же писал А.С. Пушкин в этой записке, что не понравилось царю? Прежде всего поэт выразил сочувствие декабристам. Вероятно, писал он, родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.
Далее поэт говорит о том, что не образование, а чины сделались страстью, необходимо увлечь всё юношество в общественные учебные заведения, « должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм». « …Отсутствие воспитания, - утверждает А.С. Пушкин, - есть корень всякого зла».
Поэт отрицательно относился к увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребёнок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знаниями начальных основ наук, 2-3 иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Немного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению А.С. Пушкина, - это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Поэт рекомендует коренным образом улучшить работу кадетских корпусов, расширить сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением сроков обучения. Считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий.
В записке « О народном воспитании» А.С. Пушкин выдвинул ряд дидактических и методических идей по совершенствованию учебно – воспитательного процесса в школах, в том числе об « уничтожении экзаменов», о ликвидации телесных наказаний,
О сокращении учебного времени на изучение иностранных языков и особенно древних, об устранении серьёзных недостатков в преподавании истории. Русскую историю он предлагал преподавать по Карамзину, а политическую экономию – по новейшей системе Сея и Сисмонди.
А.С. Пушкин выступал против запрета обучения молодых людей в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях. Поэт не побоялся поставить в пример бывшего статс – секретаря Государственного совета, декабриста Н. Тургенева, получившего образование в Гёттингенском университете. Н. Тургенев – один из учредителей « Союза благоденствия» и « Северного общества» декабристов. В 1818 году он издал книгу « Опыт теории налогов», в которой высказывает идею освобождения русских крестьян от крепостной зависимости. В 1825 году Н. Тургенев выехал в заграничный отпуск и в Россию больше не вернулся. Его перу принадлежит книга « Россия и русские».
Глава 2. Нравственное воспитание подрастающего поколения.
В произведениях, статьях А.С. Пушкина обнаруживаешь много предложений и мыслей о нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Он был противником формализма в воспитании детей и юношества.
А.С. Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодёжи. « Безнравственное сочинение есть то, - писал он, - коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство». Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя, скребущего сердце. А.С. Пушкин призывал изучать историю своего Отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. Поэт писал: « Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости….». Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности.
А.С. Пушкин высоко ценил фундаментальную книгу Н.М. Карамзина « История Государства Российского», которая для русских людей той поры явилась настоящим открытием. « Древняя Россия, как оказалось, - писал поэт, - найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». И далее: « История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Одновременно А,С. Пушкин негодовал, что почти никто не сказал « спасибо» писателю, посвятившему 12 лет напряжённой работе над книгой.
А.С. Пушкин – создатель и пропагандист русского литературного языка и русской классической литературы. Его девизом было изречение: « Чтение – вот лучшее учение». При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим и случайным.
Будучи прекрасным языковедом, А.С. Пушкин утверждал, что славяно – русский язык, как материал словесности; имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у « московской просвирни». Поэт внёс неоценимый вклад в совершенствование грамматического строя русского языка. « Грамматика, - писал он, - не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Поэт много сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц, поговорок.
А.С. Пушкин Выступал против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку и их увлечения французским языком. Он радовался за хорошие переводы зарубежных изданий на русский язык, называл переводчиков « почтовыми лошадьми просвещения». Поэт с сарказмом говорил о тех « образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные грамматические ошибки. Даже писателям он рекомендовал почаще обращаться к словарю, изданному Российской академией. А.С. Пушкин много высказывался об истории просвещения и о педагогической мысли в России.
Он писал об огромной роли России в предотвращении разрушительных действий в области просвещения и культуры, чинимых татаро – монгольскими завоевателями. Татары, указывал поэт, не мавры, они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Растерзанная Россия спасла просвещение стран западной Европы, а последние по отношению к ней были неблагодарны.
Анализируя состояние просвещения в России в период татарского ига, А.С. Пушкин положительно оценил деятельность русской церкви: « Духовенство, пощажённое удивительной смелостью татар, одно – в течение двух мрачных столетий – питало бледные искры византийской образованности.
А.С. Пушкин поддерживал и советовал продолжить реформы в сфере просвещения, начатые Петром 1. О царе – реформаторе поэт писал: « Он умер в поре мужества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но проницательный. Он возвысил Феофана, одобрил Копиевича, не взлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена были посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын холмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконоспасского училища. Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться». А.С. Пушкин считал, что успех народного образования в России в значительной степени является следствием Полтавской битвы, победы России в Северной войне. Европейское просвещение стало « причаливать» к берегам завоёванной Невы.
А.С. Пушкин проанализировал просветительную деятельность В.И. Татищева, М.В. Ломоносова, А.И. Радищева, посвятив им специальные публикации. В Статье « О Татищеве» он восхищается его работой « История Российского государства с самых древних времён до 1463 года», разбором Татищевым древних законов, учреждением на Урале горных училищ. Поэт особо отметил дар историка, состоящий более чем из тысячи книг и переданный библиотекам учебных заведений.
В статье « О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И,А. Крылова» А.С. Пушкин восхищается умом и деятельностью М.В. Ломоносова. « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник. Первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила отечественного языка, даёт законы и образцы классического красноречия. Между Петром 1 и Екатериной 2 он один является самобытным подвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
В статьях « Путешествие из Москвы в Петербург» и « Александр Радищев» А.С. Пушкин выразил горячее сочувствие этому революционеру – просветителю, хотя и не разделял его революционных взглядов. Нужно отметить, что публикация статьи « Александр Радищев», предназначенная для журнала « Современник», была запрещена министром народного просвещения С.С. Уваровым, не желавшим возобновлять память о человеке и его книгах, « достойных забвения».
А.С. Пушкин считал Москву центром образования всей России. Выступал против реакционных писателей типа Ф.В. Булгарина, поэт писал: « Москва доныне центр нашего просвещения, в Москве родились и воспитывались, по большей части, писатели коренные, русские, не выходцы, не переметчики, для коих где хорошо – там и родина, бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить всё русское – были бы только сыты».
Глава 3. Педагогические взгляды А.С. Пушкина, высказанные им в художественных произведениях.
Проанализируем произведения А.С. Пушкина.
Царь Борис ( драма « Борис Годунов») говорит сыну Фёдору:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни….
А.С. Пушкин показал чрезвычайно ограниченный круг знаний, которые получили молодые аристократы типа Онегина. Евгений по – французски изъяснялся, легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо. Свет решил, что он умён и очень мил.
Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как нибудь.
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Из произведений А.С. Пушкина мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети. В повести « Капитанская дочка» А.С. Пушкин нарисовал картину воспитания дворянских детей в 18 веке. Вот что говорил об этом Пётр Андреевич Гринёв: « В то время воспитывались мы не по – нонешнему. С раннего возраста отдан был я в руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на 12 году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом прованского масла… Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию чтобы стать учителем. Не очень понимая значение этого слова. Он был очень добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
Владимир Дубровский, главный герой романа, с малолетства был отправлен в Петербург для обучения в кадетском корпусе. Герой повести « История села Горюхина» своё образование получил у дьячка. В доме, кроме азбуки, письмовника и календаря, никаких книг не было. В незаконченном романе « Рославлев» А.С. Пушкин высмеял « цвет» светской молодёжи, ничтожных франтов, назвав их « обезьянами просвещения». Кстати, поэт заметил, что светские « русские женщины лучше образованы, более мыслят, нежели мужчины, занятые бог знает чем». Художественные образы невоспитанных детей А.С. Пушкин представил в рассказе « Детская книжка».
Произведения А.С. Пушкина рассматриваются в педагогических сочинениях Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Пирогова, Ушинского и многих других педагогов и деятелей просвещения. В.Г.Белинский первый по – настоящему раскрыл воспитательное значение произведений А.С.Пушкина. В статье « О детских книгах» он рекомендовал педагогам максимально использовать произведения А.С. Пушкина – романы, повести, поэмы, сказки. Он советовал детям читать некоторые сказки Пушкина, например, о рыбаке и рыбке, которая при высокой поэзии отличается, по причине своей бесконечной народности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Он считал полезным читать детям и отрывки из некоторых поэм Пушкина: например, в « Кавказском пленнике» интересно изображение черкесских нравов; в « Руслане и Людмиле» - эпизоды битв, описание поля, покрытого мёртвыми костями, богатырской головы; в « Полтаве» - битвы, пояаление Петра Великого. В.Г.Белинский отмечал доступность детям некоторых стихотворений Пушкина. Таковы, например, « Песнь о вещем Олеге», « Жених», « Пир Петра Великого», « Зимний вечер», « Утопленник», « Бесы». При этом он подчёркивал: « Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время, свой черёд».
Н.Г.Чернышевский подчёркивал: « Надобно детям узнать, кто такой был Пушкин и что он писал. Да почему же надобно знать это? Потому, что он был великий поэт, - и книжка объясняет своим читателям, что такое просвещение и литература, поэзия, поэт, великий человек, и объясняет эти понятия в их настоящем смысле…».
К.Д. Ушинский использовал произведения А.С. Пушкина в своих учебных книгах, книгах для детского чтения, хрестоматиях. В статье « О первоначальном преподавании русского языка» он писал о том, что при изучении произведений художественной литературы, в частности произведений А.С. Пушкина, « мы должны прежде сами усвоить хорошо это произведение, должны сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и определить, что в нём есть народного и почему оно заслуживает изучения. Кроме того, на каждое такое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни».
Однако в начале 20 века в школах знакомство с произведениями А.С. Пушкина многократно запрещали. Смелые педагоги прошлого: А.В. Луначарский, А.С. Бубнов, С.Т. Шацкий добивались того, чтобы бессмертные произведения А.С. Пушкина широко изучались в школах. Сегодняшние дети выросли на произведениях А.С. Пушкина. Читая его сказки, поэмы, мы лучше овладеваем русским словом, высокими нравственными идеалами, которых нам сейчас так не хватает. Обогащаем свои души чувством прекрасного.
А.С. Пушкин – поэт, просветитель – вечен. Он всегда с народом. Наша кровная связь с великим писателем никогда не оборвётся.
Следующая цитата
- Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. (Ф. Искандер).
- Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А.Шопенгауэр)
- Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости.(А.Шопенгауэр)
- Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. (Пифагор)
- Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети. (Д.Еремич)
- Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов. (Э.Легуве)
- Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. (Ф. Честерфилд)
- Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. (Н.Колеридж)
- Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. (Д.Уэбстер)
- У человеке в гневе открывается рот, и закрываются глаза.(П.Катон)
- Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством. (Г.Филдинг)
- Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.(О.Уайльд)
- Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство. (К,Уэйтли)
- Если вам нечего больше сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умылся.(Хови)
- Счастливый брак – это сооружение, которое надо перестраивать каждый день. (А,Моруа)
- Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться. (Э.Чалмерс)
- Если бы родители только могли себе представить, как они надоедают своим детям! (Б.Шоу)
- Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями. (Г.Бичер)
- Лучшее, что отец может сделать для свои детей – это любить их мать. (Неизвестный автор)
- Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. (Хейцлитт)
- Понимание – это улица с двусторонним движением. (Элеонора Рузвельт)
- Насилие никогда не приведет ни к чему хорошему. (М.Лютер)
- Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками. (Э.Филдинг)
- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. (Г.Гегель)
- Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. (Г.Гегель)
- Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. (М.Горький)
- Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию. (В.Гюго)
- Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными, И такова настоящая любовь отца. (Д.Дидро)
- Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я.Корчак)
- Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. (А.С.Макаренко)
- Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь.(И.И.Мечников)
- Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. (Н.И. Пирогов)
- Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира. (Д.И.Писарев)
- Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.(Д.Питтак)
- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
- Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. (Я.Райнис)
- Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях. (Ж.-Ж. Руссо)
- Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». (В.А. Сухомлинский)
- Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. (В.А. Сухомлинский)
- Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)
- Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора. (Т.Фуллер)
- Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)
- Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. Эбнер-Эшенбах)
- Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет.(П.Буаст)
- Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. (В.Г.Белинский)
- Во всяком человеке – Человек с большой буквы, Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда. (О.М.Куваев)
- Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка, к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – корню всякого зла.(Г.Гегель)
- Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И.Даль)
- Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (М.И.Драгоманов)
- Тот, кто мало знает, малому может и учить.(Я.Коменский)
- Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. (Я.Коменский)
- Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Я.Коменский)
- Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.( А.С.Макаренко)
- Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С.Макаренко)
- Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. ( М.Монтень)
- Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. (Р.Тагор)
- Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э.Хаббард)
- Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. (Ф.Честерфилд)
- Учатся у тех, кого любят. (И.Гете)
- Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (А.С.Макаренко)
- Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. (В.О.Ключевский)
- Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. (Сюнь-Цзы)
- Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В.Шелгунов)
- Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства. (В.М.Бехтерев)
- С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. (В.А.Сухомлинский)
- Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви.(И.Кант)
- Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.(Эзоп)
- Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга – душевной пришибленности. (Д.Локк)
- Сначала убедись, а потом уж убеждай. (К.С.Станиславский)
- По мере возможности стремись, ослабляя родительскую власть, заменять ее в понятиях ребенка тем самоуправлением, которое происходит от предвидения последствий, вытекающих из того или другого образа действий.(Г.Спенсер)
- Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил.(Д.Локк)
- Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинителей зла. (Л.А.Сенека)
- Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу
природу. - «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других – вот залог счастья и успеха». (Г. Селье, психолог)
- Счастье – это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме…СЕЙЧАС ! Живи, наслаждайся данным моментом.
- Самая важная вещь в этой жизни – это помогать побеждать. Даже если это означает что нужно замедлить или изменить собственную гонку. (Спиноза)
Читайте также: