Пушкин о петре 1 цитаты

Обновлено: 01.05.2024

«Арап Петра Великого» — начатый Александром Пушкиным исторический роман о его деде Абраме (Ибрагиме) Ганнибале, над которым он работал с 31 июля до сентябрь 1827 года. В 1829 и 1830 годах напечатаны два отрывка под заглавием «Главы из исторического романа». Название роману дали редакторы после смерти Пушкина при первой публикации в 1837.

Содержание

— Изо всех молодых людей, воспитанных в чужих краях (прости господи), царский арап всех более на человека походит.
— Конечно, <…> человек он степенный и порядочный, не чета ветрогону… Это кто ещё въехал в ворота на двор? Уж не опять ли обезьяна заморская? Вы что зеваете, скоты? — продолжал он, обращаясь к слугам, — бегите, отказать ему; да чтоб и впредь… — глава IV

«Жениться! — думал африканец, — зачем же нет? ужели суждено мне провести жизнь в одиночестве и не знать лучших наслаждений и священнейших обязанностей человека потому только, что я родился под [15] градусом? Мне нельзя надеяться быть любимым: детское возражение! разве можно верить любви? <…> Отказавшись навек от милых заблуждений, я выбрал иные обольщения — более существенные. <…> Свадьба с молодою Ржевскою присоединит меня к гордому русскому дворянству, и я перестану быть пришельцем в новом моём отечестве. От жены я не стану требовать любви, буду довольствоваться её верностию, а дружбу приобрету постоянной нежностию, доверенностию и снисхождением». — глава V

… Корсаков сказал Ибрагиму: <…>
— Брось эту блажную мысль. Не женись. Мне сдаётся, что твоя невеста никакого не имеет особенного к тебе расположения. Мало ли что случается на свете? <…> Нельзя надеяться на женскую верность; счастлив, кто смотрит на это равнодушно! Но ты. С твоим ли пылким, задумчивым и подозрительным характером, с твоим сплющенным носом, вздутыми губами, с этой шершавой шерстью бросаться во все опасности женитьбы. — глава VI

… опыт его в романе был вовсе неудачен, <…> брошен был поэтом неконченный: он лучше снисходительных друзей своих и поклонников умеет оценять самого себя.

Видно, что Пушкин изучал много век Петра и готовил материялы для того, чтобы со временем начертать большую и полную картину. И в том немногом, что написал он, сколько отгадано подробностей!

Как живо и верно обрисованы лёгкие очерки Петра и современного и, так сказать, насильственно создаваемого им общества. Как увлекательно и могущественно переносят они читателя в эту эпоху. Истории прагматической, истории политической, учебной истории здесь нет. Здесь мимоходом только, так сказать, случайные прикосновения к истории. Но сколько нравственной и художественной истины в этих прикосновениях.

[В 1826 г.] Пушкин <…> познакомился с С. Ф. Пушкиной, своей дальней родственницей, и влюбился в неё. <…>
Слова Корсакова о наружности Ибрагима [в гл. VI] заключают в себе словесный автопортрет Пушкина, они словно писаны перед зеркалом. Но главное здесь, конечно, намёк на «опасности женитьбы», на то, что арап не сумеет «смотреть равнодушно» на возможные измены жены. <…> Собираясь жениться на Софии Федоровне, Пушкин, как и его герой, заранее страшился своей бурной ревности.
Из этого сватовства ничего не вышло. Мы не знаем в точности, каков был ответ невесты, но красноречивее всяких слов было то, что не прошло и месяца после пушкинского предложения, как она уже повенчалась с тем самым Паниным, которым Пушкин просил Зубкова её «настращать». Только узнав об этой свадьбе, Пушкин должен был до конца понять, как близок он был к несчастию — очутиться в толпе обманутых мужей. Спустя несколько месяцев, в деревне, словно бы радуясь сознанию избегнутой опасности, вознамерился он описать «ужасный семейственный роман» своего черного предка.

Какая простота и вместе глубокость! <…> Да, если бы Пушкин кончил этот роман, то русская литература могла бы поздравить себя с истинно художественным романом;..

Как полный представитель духа своего времени, он также покушался на роман, <…> его прозаические опыты далеко не равны стихотворным. <…> Может быть, в этом заключается причина того, что и роман, так давно начатый, не был кончен.

… повесть со времени появления Марлинского до Гоголя, играла роль ученицы и только в отрывке из романа Пушкина «Арап Петра Великого» на минуту явилась <…> маэстро.

Эти семь глав неконченного романа, из которых одна упредила все исторические романы гг. Загоскина и Лажечникова, неизмеримо выше и лучше всякого исторического русского романа, порознь взятого, и всех их, вместе взятых. Перед <…> этими семью главами неоконченного «Арапа Петра Великого» бедны и жалки повести г. Кукольника, содержание которых взято из эпохи Петра Великого и которые всё-таки не лишены достоинства… Но это вовсе не похвала «Арапу Петра Великого»: великому небольшая честь быть выше пигмеев, — а больше его у нас не с кем сравнивать.

Следующая цитата

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

«Стансы» А.С. Пушкин.

2. Список произведений:

1826г. – стихотворение «Стансы».

1827г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого».

1828г. – поэма «Полтава».

1833г. – поэма «Медный всадник».

1835г. – стихотворение «Пир Петра Первого».

1832-1837 г.г. – исторический труд «История Петра I».

3. Лексическая работа:

Стансы (от итал. «остановка») – стихотворение, состоящее из нескольких четверостиший, в котором конец строфы служит концом предложения.

Патриот – человек, горячо любящий свою страну и беззаветно ей служащий.

Реформатор – тот, кто осуществляет реформу чего-нибудь, преобразователь в какой-либо области.

Деспот – самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем, самодур.

Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права.

4. Фотография памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

1. Чтение эпиграфа.

- Кому посвятил эти строки А.С. Пушкин?

2. Слово учителя.

Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I.

Сегодня на уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.

3. Работа над стихотворением «Стансы».

а) чтение наизусть;

б) работа над лексическим значение слова «стансы»;

в) история создания стихотворения (индивидуальное задание);

В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы».

г) Какие заслуги Петра ставит в пример новому императору поэт?

-В годы правления Петра I Россия сделала большой шаг вперед в своем развитии благодаря различным реформам, предпринятым царем. Петр I был предан России и верил в ее силы: « не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

-Он постоянно тянулся к знаниям, сам учился и заставлял учиться других: «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье».

-Пушкин восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нем «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремесел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, плотник, токарь, шил одежду, обувь. Вот какие заслуги Петра I ставит Пушкин в пример его царствующему правнуку Николаю1.

4. Анализ образа главного героя стихотворения «Пир Петра Первого» (индивидуальное задание).

Вывод: Образ императора безупречен: царь великодушен, гостеприимен, заботится о просвещении России и ее поданных.

5. Анализ образа Петра I в романе «Арап Петра Великого» (индивидуальное задание).

В незаконченном романе «Арап Петра Великого» мы видим царя глазами прадеда поэта Абрама (Ибрагима) Ганнибала, сына абиссинского эмира, похищенного турками и присланного ко двору Петра I, который его воспитал.

- Каким видит Ибрагим Петра I, вернувшись из Франции, чем восхищается? Что подчеркивает Пушкин в образе своего героя?

6. Образ Петра I в поэме «Полтава».

На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника – Швецию.

- Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава? Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя?

В центре поэмы изображение полтавского боя - решающей битвы русского и шведского войска. Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками». Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке».

- Что можно сказать о выражении глаз, лица Петра I? Какие тропы использует поэт?

Метафоры: «глаза сияют» - излучают радость, ликование, предчувствие победы, «он поле пожирал очами». Эпитеты: «лик ужасен» - т.е. грозен для врага, а для своих солдат он «прекрасен».

- Какие литературные приемы использует Пушкин, чтобы показать стремительность действий Петра, его силу?

Чтобы показать стремительность действий Петра, его силу Пушкин использует сравнения: «он весь, как божия гроза», «могущ и радостен как бой».

- Обратите внимание на лексику, придающую речи приподнятость и торжественность.

Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас»; высокую лексику: «вдохновенный», «жребий». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Благодаря этому мы проникаемся величием и важностью предстоящего события. Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе.

Подведение итогов 1-ой части урока.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока, и ответим на него: Почему А.С. Пушкин так часто обращает свой взор к Петру I?

Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I, т.к. он видит в нем образец для его царствующего правнука Николая I, обещавшего в те годы осуществить новое преобразование России. Пушкин мечтает о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности, о которых он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

7. «История Петра».

Слово учителя: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», - писал Пушкин в романе «Арап Петра Великого». И, следуя за мыслями Петра I, изучая его дела, сумел правильно понять и дела, и мысли этого человека. По-новому открылся ему царь-реформатор. Пушкин увидел в нем не только умного, мудрого полководца и человека, который много работал на благо своей страны и народа, но и жестокого, самовластного царя.

Как это произошло? В 1832 году по поручению Николая I Пушкин начинает писать «Историю Петра I», хотя надо отметить, что собирать материалы он начал десятью годами раньше, в 1822. Для этой цели в его распоряжение были представлены архивы империи, тайные документы. Но этому прозаическому произведению не суждено было быть законченным, работу над ним прервала смерть поэта.

Николай I, рассмотрев незавершенный исторический труд Пушкина, указал: «Сия рукопись издана быть не может по причине многих неприятных выражений на счет Петра Великого». И рукопись, состоящая из 31 тетради, была забыта и потеряна. Лишь спустя почти сто лет случайно были найдены эти тетради, листочки из них подкладывали в клетку попугаю. Сохранилось всего 22 тетради, остальные безвозвратно потеряны. Впервые исторический труд Пушкина был опубликован в 1938 году.

Что же неприличного усмотрел в рукописи Николай I? Работая над историческим трудом, Пушкин увидел, что Петр I был не только преобразователем, патриотом, но и деспотом, крепостником.

Лексическая работа. Объясним значения этих слов.

Важнейшим из исторических суждений Пушкина о Петре, о его противоречивой исторической деятельности можно считать это: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или, по крайней мере, для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

Эта мысль подкрепляется и обогащается многими страницами «Истории Петра I».

Многие «временные» указы Петра Пушкин называет «тиранскими», «жестокими». Так за ослушание приказов «юфть для обуви делать не с дегтем, а с ворваньем салом» и «делать полотна широкие вместо узких» карается конфискацией и галерами. Пушкин этот факт дополняет своим замечанием: «как обыкновенно кончаются хозяйственные указы Петра». Историка поразил контраст между незначительностью преступления и жестокостью наказания.

Вот еще замечания о последних годах правления Петра: «издал указ, превосходящий варварством все прежние». «История представляет около его всеобщее рабство… все состояния, окованные без разбора, были равны перед его дубинкою» (Дубинка упоминается Пушкиным и в художественном произведении «Арап Петра Великого».) «Все дрожало, все безмолвно повиновалось».

Стремясь определить, кем был Петр, Пушкин писал в черновике «после смерти деспота», и рядом «после смерти великого человека». Эти строки показывают, как ясно видел Пушкин двойственность, противоречивость исторической деятельности Петра. Это осознание нашло отражение в поэме «Медный всадник».

8. Анализ образа Петра в поэме «Медный всадник».

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе,

- так заканчивает свою поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…

В «Полтаве» Пушкин утверждает, что все, что движимо узкими личными интересами, страстями – все преходит, теряется без остатка. Только большими патриотическими делами во благо родины и народа исторический деятель может создать себе нерушимый памятник.

- О каком нерушимом памятнике идет речь? Это добрая вечная память потомков.

А рукотворным памятником Петру I можно считать город Петербург.

- Выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Медный всадник».

- Каким изображен Петр в этих строках?

Во введении к поэме возникает величественный образ Петра – преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения – укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря. Петр выступает как покоритель природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

- Можно ли из вступления понять, какие чувства испытывает автор?

Пушкина переполняет гордость. Он гордится делами Петра, гордится мощью, красотой, архитектурной стройностью Петербурга.

Слово учителя: В дальнейшем повествовании поэмы на смену Петру придет другой, необычный, литературный герой – Медный всадник. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, выполненной иностранным скульптором Фальконе и его талантливой ученицей Колло. Находится памятник в Петербурге на площади Декабристов (бывшая Сенатская площадь), открытой к Неве.

Медный всадник – это сложная скульптурная композиция. Ее основной смысл задан единством коня и всадника, каждый из которых имеет самостоятельной значение. Петр одет в отвлеченную одежду, которую скульптор назвал просто «героической». Он подчеркивал, что хочет изобразить Петра не полководцем, а законодателем: «Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны…Природа и люди воздвигали перед ним самые трудные препятствия, которые он поборол своим могучим гением и упорством». «Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Э.Фальконе в письме к Д.Дидро, - он простирает свою благодетельную руку над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей».

Такое понимание роли Петра лишь отчасти совпадает с пушкинским. Интерпретация Петра у Пушкина богаче и значительнее скульптурной аллегории.

Проверка домашнего задания: К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать поэму «Медный всадник» и выписать в тетрадь определения, которыми автор наделяет этого фантастического героя. Прочитайте ваши записи.

«Кумир на бронзовом коне», «ужасен он в окрестной мгле», его «волей роковой» «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан».

- Какие свойства в образе Петра оттеняет эта совокупность определений?

Деспотические свойства, прямо противоположные тем, какими обладал главный герой во вступлении.

Слово учителя: В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Эти противоречия в основателе новой столицы отражаются и в облике самого города. Пушкин видел и нам показал в поэме, как богатство и роскошь соседствуют с бедностью («Город пышный – город бедный»). Именно Петр закрепил это социальное неравенство, закрепил абсолютную монархию в России.

- Можно ли из дальнейшего повествования поэмы понять отношение автора к своему герою – Медному всаднику?

Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.

- Кому в конечном итоге отдает свои симпатии автор: бедному Евгению, который мечтает о личном счастье, о мирной семейной жизни, или Петру, одновременно патриоту-рефоматору и деспоту-крепостнику?

Слово учителя: Для А.С.Пушкина оба героя равновелики. Прав Петр со своими грандиозными планами. Не менее прав Евгений, требующий покоя и счастья. На историческом и бытовом материале поэт решает философские вопросы большой важности: человек и государство, государство и частная жизнь, человек и историческая необходимость.

Подведение итогов урока.

- Каким предстает перед нами Петр I со страниц произведений А.С.Пушкина?

Слово учителя: Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

«Над бездной» - значит, не дал упасть в нее, но «поднял на дыбы», и поднял «железной уздой».

Домашнее задание: Подумайте, почему А.Пушкин не стал дописывать свой роман «Арап Петра Великого», почему он остался незаконченным.

Следующая цитата

«История Петра I» — задуманная Александром Пушкиным монография, к которой в 1830-е годы он успел написать конспект архивных документов и заметки.

Voilà que je viens de voir vos deux pièces de vers. <…> Enfin, vous voilà poète national; vous avez enfin deviné votre mission. <…> Oui, mon ami, écrivez l'histoire de Pierre le Grand. <…> laissons-les dire — et avançons; quand l' on a deviné […] un bout de la puissance qui nous pousse, une seconde fois, on la dev[inera toute] entière, bien sûr.

В последнее время работа, состоящая у него на очереди, <…> была «История Петра Великого». Труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий. Это целый мир! В Пушкине было верное понимание истории <…>. Принадлежностями ума его были: ясность, проницательность и трезвость. Он был чужд всех систематических, искусственно составленных руководств; <…> он был им враждебен. Он не писал бы картин по мерке и объёму рам, заранее изготовленных, как то часто делают новейшие историки, для удобного вложения в них событий и лиц, предстоящих изображению. Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а себя перенёс бы в историю и в минувшее. Он не задал бы себе уроком и обязанностью во что бы то ни стало либеральничать в истории и философничать умозрительными анахронизмами.

Пытаться выдать Пушкина за выдающегося русского историка — попытка несостоятельная, на мой взгляд. Всякий историк — если это историк, а не компилятор, выступает с собственной своеобразной концепцией событий. <…> Но история Пугачёвского бунта и история Петра не более, чем заказная халтура…

Более соответствовало бы моим занятиям и склонностям дозволение заняться историческими изысканиями в наших государственных архивах и библиотеках. Не смею и не желаю взять на себя звание Историографа после незабвенного Карамзина; но могу со временем исполнить давнишнее моё желание написать Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III.

Ты спрашиваешь меня о Петре? идёт помаленьку; скопляю матерьялы — привожу в порядок — и вдруг вылью медный памятник…

Мой журнал и мой Пётр Великий отнимают у меня много времени;..

Mon journal et mon Pierre le Grand me prennent bien du temps;..

Следующая цитата


Содержание

Все люди — лжецы и лицемеры.

Наша коммерция и без того как больная девица, которой не должно пугать или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою.

Деньги суть артерия войны.

Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны.

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

Я могу управлять Россией, но не могу управлять собой.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. — Различные цитирования ссылаются на Указ от 4 октября 1703 года, на Указ 5 мая 1709 года, но ни один не подтверждается. Скорее всего это переиначенный Указ Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года, "объявить [..] всем министрам [..], чтоб они всякие дела [..] записывали и [..] своею рукою подписывали, [..] ибо сим всякого дурость явлена будет"

Говори кратко, проси мало, уходи борзо.

Он одновременно очень добрый и очень злой. Он полностью представляет нравы своей страны. — О Петре во время Великого посольства 1697 г.

Высокого роста, голова трясется, постоянно машет правой рукой, с бородавкой на правой щеке. — Приметы Петра I из донесения голландского посла. Цит. по: Труайя А. Петр Великий. М., 2004. С. 124

…Чем больше я наблюдаю дарования этого монарха, тем бо­лее сему удивляюсь. — Письмо И. Бернулли, 26 июня 1716 г.

…quanto magis hujus principis indolem perspicio, tanto eam magis admiror.

Петр I — одновременно Робеспьер и Наполеон (воплощение революции). — О дворянстве

Pierre I est tout à la fois Robespierre et Napoléon (La Révolution incarnée.)

Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом нашей жизни…
Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешённая.
…Народ по-своему взглянул на деятельность Петра. Из этого взгляда постепенно развились две легенды о Петре, в которых всего резче выразилось отношение народа к реформе, которыми даже в значительной степени определились ее ход и результаты: одна легенда гласила, что Петр — самозванец, а другая, что он — антихрист. — Русская история. Лекции LXVII-LXIX

Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством (сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными классами общества) — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX в. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается за счет другой — национальной. — «Трагедия интеллигенции»

Пётр I Великий:

Читайте также: