Пушкин кавказский пленник анализ с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

Литературное направление и жанр

Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался Образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы.

Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвиненного и страдающего от неразделенной

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделенной любви, он был несчастлив еще на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура.

Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н. Н. Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделенная любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул.

Размер и рифма

Поэма написана четырехстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрестной и смежной рифмовки при четком чередовании женской и мужской рифмы.

Тропы

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Следующая цитата

В произведении «Кавказский пленник» юный поэт отразил собственные переживания по поводу неразделенных чувств и размышления о темах любви и свободы.

Романтическая поэма. Основная идея: Основная идея поэмы – гимн человеческим чувствам. Несмотря на войны на вражду стран в сердце человека есть место для сострадания к ближнему, даже если человек - представитель вражеской страны. Для каждого из нас важно не очерстветь душой, любить, воспринимать, чувствовать, сопереживать другому.

Пленник — молодой человек, русский, воюющий на Кавказе. Он – невозмутимый, холодный, пресытившийся тяготами любви, уставший от жизни.
Черкешенка — молодая девушка, чувственная, эмоциональная, пылкая, всем сердцем полюбившая русского пленного.

Черкесы — в поэме показана жизнь, нравы и быт черкесов.

Пушкин посвящает свое произведение Н. Н. Раевскому – своему сердечному другу. Поэт благодарен ему за поддержку в момент душевных переживаний по поводу неразделенной любви. Он пишет в адрес друга искренние и теплые слова.

В горном ауле сидят черкесы на порогах своих домов, они вспоминают былое. Вдруг видят, как всадник тащит на аркане русского пленника, и криком созывает аул поглядеть на «добычу».

Молодой русский неподвижен, он выглядит, как мертвец. В полдень засияло солнце, и пленник очнулся. Он обводит взглядом окрестности и видит цепи неприступных гор. Ощущает, что ноги закованы в кандалы. Он понимает, что попал в рабство, но рядом надзора нет.

Пленник видит дорогу, которая сквозь равнины, ведет в Россию. Он вспоминает свои юные годы, свою любовь. В голове пронеслись картины бурной молодости, в водовороте которой погубил он радость, надежду, желания, мечты. Он разочарован жизнью, своим окружением. Предательство, измена оставили в его душе неизгладимый след. Светская жизнь обременяла его. Чувствуя себя внутренне холодным и несвободным, он отправляется на Кавказ. Поиски призрачной свободы закончились пленом и кандалами. Его положение лишь усугубилось, он желает только смерти.

Вечерело, в домах зажглись огни. Вдруг русский видит перед собой молодую черкешенку, с сочувствием глядящую на него. Она подносит кумыс к его губам. Он не понимает ее слов, но знает их смысл - девушка говорит: «Живи!» Участие и забота вселяют в пленника силу – он действительно оживает. Она долго сидит возле него с глазами, полными слез.

После этой встречи черкешенка стала наведываться к русскому, который в оковах пасет стадо в горах. Она приносит еду, вино, поет ему песни. Девушка нежно смотрит на молодого человека. Впервые в жизни она влюблена и счастлива рядом с мужчиной. В душе главного героя нет ответного чувства, еще болит былая рана неразделенной любви.

Постепенно русский привыкает к унылой жизни. Он любуется красотой гор. В момент непогоды ему нравится смотреть на бурную непокорную стихию. Он наблюдает за жизнью в ауле, за нравами и обычаями горцев, поражаясь их силе, внутренней красоте, простоте, гостеприимству. Он видит кровавые забавы молодых джигитов, рожденных сердцем для войны. Вспоминает он и удаль русских казаков.

Его привлекает картина мирного ужина в кругу семьи, когда черкес подает угощение запоздалому путнику. Но лицо главного героя остается безучастным, бесстрастным. Он не показывал своих чувств, и лишь думает о скорой кончине. Черкесов удивляет его беспечное безразличие, они и гордятся своим пленным и щадят его молодую жизнь.

Черкешенка переполнена любовью к русскому. Она любит всем сердцем. Никого еще она не любила, ни с кем из мужчин не была близка. Она жаждет взаимности. Ее тревожит решение отца о скорой свадьбе с нелюбимым парнем из другого аула. Девушка считает, что сможет отговорить родных от подобного решения. Если же - нет, то она примет смерть.

Герой не чувствует в себе отклика, он холоден к черкешенке, к ее страстным речам. В его сердце свинцовой тяжестью лежит тоска неудавшейся любви. Он обращается к девушке с речами по поводу своего бесчувствия и просит забыть его. Он сожалеет, что не встретил ее на заре своей юности, когда в нем еще были сильны чувства, когда он еще умел любить. Сейчас же в его душе живет облик другой женщины, и этот призрак бесконечно следует за ним.

Он просит черкешенку оставить его. Лучше ему быть одному в тяжелых оковах, чем безразличным рядом с любящей девушкой. Черкешенка плачет, она сетует на свою судьбу, что так безрассудно отдалась своему чувству. Девушка укоряет русского, что он не воспользовался ее порывом, ее неопытностью. Она бы боготворила его, утешала, оберегала его покой. Пленник рассказывает о своей безответной любви, о том, что его удел – забытому всеми, умереть на чужбине.

С тех пор русский остался один. Он уныло бродит и мечтает о казаках, которые вдруг нагрянут на аул и освободят его. Русских хочет бежать, но на ногах кандалы, а река слишком глубокая.

Однажды вечером он вновь видит перед собою черкешенку. В руках она держит пилу и кинжал. Девушка преисполнена решимости и отваги. Она освобождает русского от оков, вручает кинжал, уверяя, что он не встретит черкесов ночью. Герой испытывает сильный душевный подъем, зовет бежать черкешенку с собою. Девушка отказывается, говоря, что у него на родине есть та, которую он любит.

Главный герой переплывает реку. Он слышит плеск воды, и звук, похожий на крик. Выйдя на берег, он не видит черкешенки. Он понимает, что, переполненная отчаянием, она лишила себя жизни, бросившись в воду. Русский отправился на свою родину, туда, где «сверкали русские штыки».

Здесь Пушкин восхваляет подвиг русских военных, участвующих в завоевании Кавказа. Поэта радует и то, что «смолкнул ярый крик войны».

Мне думается, что в поэме говорится о важности простой жизни, близости к природе. Тогда лучше проявляется у человека способность чувствовать и выражать себя. Черкешенка выросла в простой обстановке, она видит врага, но испытывает сострадание к нему. Она видит в нем не злодея, а лишь несчастного человека, попавшего в беду.

Пушкин показал два диаметрально противоположных характера. Пленник – человек, пресытившийся удовольствиями света. Его жизнь была подчинена светским правилам, условностям, он испытал разочарование в любви. Он неспособен ощущать и радость, и боль.

Рядом с ним появляется черкешенка, выросшая среди красивейшей природы. Ее жизнь проста, разум не замутнен условностями, она умеет испытывать сильные чувства.

Есть еще важный момент – автор славит завоевание Кавказа, радуется окончанию войны. Он вдохновлен подвигами не только русских, но и описывает красоту, достоинство и воинственность горцев. Я не разделяю радости Пушкина по поводу захвата чужих территорий.

Следующая цитата

Читательский дневник по произведению Пушкина «Кавказский пленник» поможет сохранить в сжатом виде значимые моменты данного произведения. В основу поэмы легла история страстной любви черкеской девушки к русскому, попавшему в плен.

1. Время и место сюжета

Произведение написано Пушкиным в 1821 году. Действие поэмы разворачивается в период Кавказской войны (1817—1864 гг.), в одном из черкесских аулов.

2. Главные герои и их характеристика

Русский пленник — участник сражений с горцами, попавший в плен. Светская жизнь пришлась не по душе свободолюбивому герою. Он ощущает себя бесчувственным, не может выбросить из головы прежнюю любовь.
Черкешенка — юная девушка, проникшаяся состраданием к главному герою, взятому в плен. Она влюбляется в русского, освобождает его.

3. Краткий пересказ рассказа

В горный аул попадает русский, взятый черкесом в плен. Ему одевают кандалы, не приставляя к нему охраны. Он пасет овец, наблюдает жизнь аула. По ночам к нему наведывается черкешенка, пламенно и безответно влюбленная в русского. В итоге она освобождает пленника от кандалов, а сама умирает, кинувшись в реку. Пленному удается бежать из возвратиться к русским.

4. Главная мысль, чему учит произведение

В поэме описаны отношения двух людей, представляющих два вражеских лагеря. Черкешенка сострадает пленному, а после влюбляется в него. Читая эти строки, понимаешь, что войны, захват территорий не нужны людям, для обычных людей нет врагов.

Поэма показывает, что настоящая жизнь кроется в простых вещах, в обыденности, в контакте с природой. Для людей важно иметь чувства, строить отношения на искренности и любви.

Произведение учит бережно относиться к себе. Если не обращать на внимание на собственное окружение, то можно травмировать себя и стать бесчувственным, как это происходит с главным героем. Важно следить за своими желаниями и эмоциями, учиться открыто выражать их, стремиться к внешней и внутренней свободе.

5. Вывод

Мне очень понравилось описания быта горцев, красот Кавказа. Поэт сумел передать необыкновенное величие и самобытность этого края. Читая о жизни черкесов, ощущаешь спокойствие, размеренность, полноту. У меня всегда такие чувства, когда описана простая жизнь людей на лоне природы.

Тема произведения традиционна для романтической поэмы. Здесь речь идет о свободе и безответной любви. К понятию свободы герой обращается не раз, но в поэме нет персонажей, ощущающих себя независимыми. Черкешенку пытаются насильно выдать замуж, а самих горцев теснят русские. Опасность для казаков представляют те же горцы, когда «чеченец ходит за рекой».

Русский пленный остро ощущает нехватку свободы. Он отказывается от светской жизни, признав ее бесполезной и пустой. Он до сих пор испытывает на себе негативное влияние света, не чувствуя эмоций и желаний. Попав в плен, он видит на ногах кандалы, но в итоге черкешенка освобождает его. Хотелось бы, чтобы, получив такой серьезный урок в черкесском ауле, главный герой снова бы начал испытывать силу и радость своих чувств.

Попав в аул, герой созерцает простую и неприхотливую жизнь. Более свободной и настоящей ощущается именно поведение горцев, чем светская жизнь, которую он вел. Глядя на пленника с его окаменелыми чувствами и на любящую черкешенку, становится понятным, кто из них свободнее и счастливее.

Мне очень нравится образ черкешенки – замечательная девушка, пылкая, яркая, красивая. Она искренняя в своих чувствах, способная выразить свою любовь. Жаль, что она решает уйти из жизни. У меня была знакомая, родом из Кавказа, которая вела себя аналогичным образом. Пушкину удалось уловить суть этого народа.

В эпилоге поэт восхваляет доблесть русских генералов, ведущих войну на Кавказе. Я считаю, что захватнические войны не добавляют радости стране-победителю.

6. Система образов произведения

В поэме показаны два образа, имеющие противоположные характеры – это русский и черкешенка. Пленник ведет себя пассивно, он только и ждет, чтобы кто-то освободил его. Сам же он не предпринимает никаких попыток бежать, хотя вся его охрана – это тяжелые кандалы. Он – человек, утративший способность чувствовать, лелеющий в своей душе свою давнюю безответную любовь. Ему противопоставлен образ черкешенки – смелой, чувственной, гордой. Она любит всем сердцем. Девушке не хватает хладнокровия главного героя, а ему – ее эмоциональности.

Эти два образа дополняют друг друга, создавая целостную картину в поэме.

7. Словарь незнакомых слов

Аул — кавказская деревня.
Уздень — человек, имеющий титул князя или состоящий на руководящей должности.
Шашка — сабля черкесов.
Сакля — дом кавказского крестьянина.
Кумыс — напиток, изготавливаемый из молока кобылы. Он считается полезным, имеет приятный вкус.

8. Понравившиеся цитаты

Потом на камень вновь склонился Отягощенною главой; Но все к черкешенке младой Угасший взор его стремился; И долго, долго перед ним Она, задумчива, сидела; Как бы участием немым Утешить пленника хотела

Нет! я не знал любви взаимной. Любил один, страдал один.

Блеснет за мрачною горой, Черкешенка, тропой тенистой, Приносит пленнику вино, Кумыс, и ульев сот душистый, И белоснежное пшено; С ним тайный ужин разделяет; На нем покоит нежный взор; С неясной речию сливает Очей и знаков разговор; Поет ему и песни гор

Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашед измену, В мечтах любви безумный сон, Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной

Следующая цитата

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг., а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Всё то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

Литературное направление и жанр

Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.

  1. Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века».
  2. Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.
  3. Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

Черкешенка - цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» - самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Размер и рифма

Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.

Тропы

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Читайте также: