Протестантская этика и дух капитализма цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить ещё больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все её потомство до тысячного её члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все. что она могла бы произвести: целые колонны фунтов.

Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны.

А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.

Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется.

Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о своих долгах, то есть что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит.

Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем…

За 6 фунтов годового процента ты можешь получить в пользование 100 фунтов, если только ты известен как человек умный и честный. Кто зря тратит 4 пенса в день, тот в год тратит бесплодно 6 фунтов, а это - плата за право пользования 100 фунтами. Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса - пусть это будет всего несколько минут, - тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года.

Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело, - что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму".

Так проповедует Бенджамин Франклин, и его проповедь очень близка "образу американской культуры" Фердинанда Кюрнбергера, этой брызжущей остроумием ядовитой сатире на символ веры янки. Вряд ли кто-либо усомнится в том, что эти строки пропитаны именно "духом капитализма", его характерными чертами, однако это отнюдь не означает, что в них содержится все то, из чего складывается этот "дух". Если мы вдумаемся в смысл вышеприведённых строк, жизненную мудрость которых кюрнбергеровский "утомленный Америкой" герой резюмирует следующим образом: "Из скота добывают сало, из людей - деньги", - то мы обнаружим своеобразный идеал этой "философии скупости". Идеал её - кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуются не просто правила житейского поведения, а излагается своеобразная "этика", отступление от которой рассматривается не только как глупость, но и как своего рода нарушение долга. Речь идет не только о "практической мудрости" (это было бы не ново), но о выражении некоего этоса, а именно в таком аспекте данная философия нас и интересует.

Якоб Фуггер, упрекая в "малодушии" своего товарища по делам, который удалился на покой и советовал ему последовать его примеру - он, мол, достаточно нажил, пора дать заработать другим, - сказал, что "он (Фуггер) мыслит иначе и будет наживаться, пока это в его силах". В этих словах отсутствует тот "дух", которым проникнуты поучения Франклина: то, что в одном случае является преизбытком неиссякаемой предпринимательской энергии и морально индифферентной склонности, принимает в другом случае характер этически окрашенной нормы, регулирующей весь уклад жизни. В этом специфическом смысле мы и пользуемся понятием "дух капитализма", конечно, капитализма современного. Ибо из самой постановки проблемы очевидно, что речь идет только о западноевропейском и американском капитализме. Капитализм существовал в Китае, Индии, Вавилоне в древности и в средние века. Однако ему недоставало, как мы увидим из дальнейшего, именно того своеобразного этоса, который мы обнаруживаем у Франклина.

Следующая цитата

Непрерывная деятельность может избавить человека от подобных соблазнов, следовательно, любая усердная работа может быть признана святой и праведной.

Протестантская этика придерживается полностью противоположной идеи, говорящей о том, что люди, обращающие все свои мысли и взгляды к Богу, должны жить полноценной мирской жизнью. Вместо утверждений о том, что работа представляет собой нечто второстепенное по сравнению со святой жизнью, протестантизм показал, что каждый человек может стать намного ближе к Богу посредством своей работы. И это дало верующим огромное экономическое преимущество.

Подобное сочетание «высокой набожности и деловой проницательности» помогло, по мнению Вебера, добиться процветания огромному числу людей.

Многие теологи кальвинизма настаивают в своих учениях на презрительном отношении к богатству, схожем во многом с догмами и постулатами католического аскетизма, однако при более тщательном изучении, говорит Вебер, мы понимаем, что их основное презрение выражалось в адрес наслаждения богатством и теми физическими соблазнами, которые сопутствовали его приобретению.

Вебер не говорит открыто о том, что теология протестантизма лучше по своей природе. Скорее, общее восприятие жизни и работы, которое вобрали в себя ранние ветви протестантизма – кальвинисты, методисты, пиетисты, баптисты и квакеры, – помогло им наиболее быстро и легко приспособиться к условиям современного капитализма. Они привнесли в него: • стремление к прогрессу; • любовь к сложной работе как таковой; • порядок, пунктуальность и честность; • неприязнь к растрате времени и сил на общение, пустословие, сон, секс или роскошь (выраженную в положении о том, что «каждый потерянный час потерян навсегда для трудов во славу Господа»);

Если работа дает выход духовной энергии человека, тогда ее можно рассматривать как спасение его души. Подобное сочетание «высокой набожности и деловой проницательности» помогло, по мнению Вебера, добиться процветания огромному числу людей.

Вместо утверждений о том, что работа представляет собой нечто второстепенное по сравнению со святой жизнью, протестантизм показал, что каждый человек может стать намного ближе к Богу своей работы. И это дало верующим огромное э

Благодаря призванию, утверждает Вебер, человечество способно устранить все существующие проблемы, препятствующие воссоединению экономических и духовных аспектов жизни.

Существует огромная пропасть между теми людьми, которые не задумываются вовсе о природе своей работы до тех пор, пока она приносит им деньги и гарантирует положение в обществе, и теми, кто считает, что в работе они должны реализовывать свой потенциал.

• абсолютный самоконтроль и уклонение от спонтанных источников получения наслаждения; • убежденность в призвании, или «доказательство веры посредством мирской деятельности». Многие теологи кальвинизма настаивают в своих учениях на презрительном отношении к богатству, схожем во многом с догмами и постулатами католического аскетизма, однако при более тщательном изучении, говорит Вебер, мы понимаем, что их основное презрение выражалось в адрес наслаждения богатством и теми физическими соблазнами, которые сопутствовали его приобретению.

Следующая цитата

Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. В нем и следует искать корни этических целей и практических воздействий их учений; те и другие были лишь чисто религиозных мотивов

понятие профессионального призвания сохранило у Лютера свой традиционалистский характер

каждый человек должен в том призвании и состоянии, которые даны ему Богом, и осуществлять свои земные помыслы в рамках этого данного ему положения в обществе.

вечное блаженство доступно каждому независимо от его общественного положения; бессмысленно придавать значение профессии, когда жизненный путь столь краток

Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное за него чрезвычайно возросли

Кромвель писал Долгому парламенту: «Прошу вас прекратить злоупотребления внутри всех профессий; если же существует какая-либо профессия, которая, разоряя многих, обогащает немногих, то это отнюдь не служит благу общества».

те, кто подчинялся законам времени и преуспевал, не потреблять, а приобретать;

Как мы увидим из дальнейшего, носителями этого строя мышления, которое мы определили как «дух капитализма» , были на заре нового времени не только и не столько капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся средние слои ремесленников

Следующая цитата

Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны.

А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.

Читайте также: