Пропала совесть анализ с цитатами

Обновлено: 07.11.2024

А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог

мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы.

Следующая цитата

Совесть пропала быстро и почти мгновенно. Еще вчера она мельтешила у людей перед глазами, а сегодня ее нет. Она исчезла, а люди продолжали жить как прежде. Часть из них даже почувствовала себя лучше. Отсутствие такой маленькой детали позволило им лучше обманывать, льстить и подставлять окружающих. Людей больше ничего не огорчало и не заставляло задуматься. Остатки досады исчезли, а вместе с ней и нравственность. Все самые смышленые осознав, от чего они избавились, быстро поспешили этим воспользоваться. И тогда мир начал тонуть в грабежах, а люди стали злее.

Совесть же тем временем лежала под ногами и каждый ее пинал, как грязную, никому не нужную тряпку.

Начало скитаний

И длилось это до тех пор, пока эту бесполезную вещицу не поднял несчастный пьяница. Он надеялся променять ее на выпивку.

Но вместо этого, мозг пьяницы внезапно вырвался из плена винных испарений и к нему вернулась память. А вместе с ней и чувство страха. Все, что было в прошлом, стало казаться ему мерзким преступлением. Его запястья и раньше были в цепях, но когда в нем проснулась совесть, они стали в 2 раза ощутимее и тяжелее. Столпотворение людей вокруг видело, как он плачет и смеялось над ним. Они не понимали, что внезапное возвращение совестливости — худшее наказание для человека.

От этого чувства мужчина пожелал как можно скорее избавиться. Так начался мучительный путь этого некому ненужного чувства.

Блуждание по рукам

Пьяница оставил совесть в кабаке, где работал его давний приятель Прохорыч. Владельцу забегаловки она сказала, что спаивать людей — дело гиблое. И понял Прохорыч, что единственный его выход теперь — это разорение.

Супруга его решила иначе. И она похитила у него совестливость и подбросила ее в пальто надзирателя квартала Ловца, когда тот шел мимо на рынок. Шел он туда, чтобы собрать дань с местных торгашей. У него совесть пробыла дольше всего и пыталась помочь творить ему благие дела.

  1. Когда к Ловцу вернулось чувство стыда, он резко осознал, что товары на базаре — это не его собственность, а претендовать на чужое неприлично. Мужики заметили, что Ловец потерял голову, и стали над ним смеяться. Домой к семье он вернулся без товара и без денег. Но сняв в коридоре пальто, он стал прежним — ведь все то честное, что было в нем минуту назад, осталось лежать в нем.
  2. Тогда надзиратель решил вернуться на базар, но надев пальто, он вновь испытывает стыд. Мужчине кажется, что даже деньги, лежащие в его карманах ему не принадлежат. И он достает их и раздает людям вокруг.
  3. Увидев нищих, он ведет их в дом и просит супругу дать им горячий обед.

Жена была удивлена таким положением вещей и заподозрила неладное. Она уложила мужа спать, а сама решила посмотреть его карманы. Там она нашла несчастную совесть.

Женщина долго думала, кому бы ее подкинуть, чтобы не испортить жизнь человека этим чувством, а лишь немного побеспокоить. И выбрала для этой цели еврея, экономиста и умелого изобретателя Самуила Бржоцского. Мужчина героически выдержал все пытки, отведенные ему, но не вернул ни единой монеты из незаконно присвоенных денег. И пожертвовал он эту ненужную тряпочку под названием совесть в какую-то благотворительную организацию, передав с ней купюру в 100 рублей.

И так ходила несчастная из рук в руки, и каждый к кому она попадала, думал лишь как поскорее от нее избавиться. Но в какой-то момент ей надоело быть скитальцем.

Новый хозяин

Попросила тогда совесть последнего своего обладателя, бедного мещанина, найти русского младенца и запрятать ее в его непорочном сердце. Она надеялась, что может хотя бы ребенок приютит ее и поможет стать сильнее. Мещанин сделал все как попросили.

Младенец будет взрослеть вместе, живущей в его сердце совестью. Когда он станет большим, вырастет и она. И сможет совесть сама всем правит, и искоренит она из мира несправедливость, обман и другие пороки его.

С более детальным пересказом произведения или полной версией текста можно ознакомиться на брифли.

Анализ произведения

Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:

  1. Впервые произведение было опубликовано в 1869 году в литературном журнале «Отечественные записки». В 1878 году, автор незначительно отредактировал свой труд и включил его в сборник «Сказки и рассказы».
  2. Основная тема — размышления автора на тему важности в человеческой жизни такого чувства, как совесть, выражающиеся на примере образов героев произведения.
  3. Идея сказки — показать моральное и нравственное разложение нынешнего общества.
  4. По жанру это социально-сатиристическая сказка.
  5. Композиция строится на описании общества, из которого внезапно испарилось чувство стыда и совестливости.

Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной.

Следующая цитата

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести: это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.

Совесть с самого детства показывает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Она есть у каждого, сопровождая человека на всём его жизненном пути. Но далеко не все прислушиваются к ней: многие предпочитают игнорировать её голос, пытаются договориться с ней, находят лазейки в собственной душе, чтобы поступить неправильно. Это характерно для людей, не получивших достаточно воспитания. Если родители в детстве объяснили человеку, что главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если же нет ― бессовестным и эгоистичным.

Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.

Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.

Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.

Цитаты о совести

Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:

  1. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).
  2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).
  3. Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).
  4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).
  5. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).

В литературных произведениях

Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Некоторые примеры совести в литературе:

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных. . Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  10. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  11. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  12. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  13. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  14. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.

В реальной жизни

Ежедневно практически каждый сталкивается с вопросами морали и нравственности даже в незначительных мелочах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:

  1. Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
  2. В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
  3. Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть играет в жизни человека очень важную роль, и жить по чести и справедливости — это тоже искусство.

Следующая цитата


«Пропáла сóвесть» — острая социальная сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанная незадолго до появления в печати: впервые опубликована в русском литературном журнале «Отечественные записки» в 1869 году (№ 2, стр. 598–609, с пометкой-цифрой «II»; сказка под номером «I» — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Позднее, в 1878 году, после небольшой (и окончательной) переделки сказка «Пропала совесть» вошла в сборник «Сказки и рассказы» в своём нынешнем виде.

Тема и проблематика этой сказки поднята автором непосредственно с самой поверхности жизни. Салтыков-Щедрин предельно прямо и открыто изображает наболевшую проблему общества или, если выражаться так же прямо и открыто, проблему больного общества – моральное и нравственное разложение (или – деморализация), как следствие ампутации совести. Однако, несмотря на явную беспросветность писатель всё-таки делится с читателем своей верой в исцеляющую, преобразующую силу совести и таким образом предоставляет выбор – быть или не быть (ему с совестью).

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

Совесть пропала вдруг. почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и вдруг. ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.

Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.

И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик.

Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд.

Жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает: он до того подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьёт его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд.

Чтó такое его прошлое? почему он прожил его так, а не иначе? чтó такое он сам? — всё это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью.

Иго строило его жизнь; под игом родился он, под игом же сойдет и в могилу.

Увы! проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения.

И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи.

«Эге! — вспомнил он, — да, никак, это та самая тряпка, которую я насилу сбыл перед тем, как патент покупать! да! она самая и есть!»
Убедившись в этом, он тотчас же почему-то сообразил, что теперь ему разориться надо.
— Коли человек делом занят, да этакая пакость к нему привяжется, — говори, пропало! никакого дела не будет и быть не может! — рассуждал он почти машинально и вдруг весь затрясся и побледнел, словно в глаза ему глянул неведомый дотоле страх.
— А ведь куда скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть.
— Жена! Арина Ивановна! — вскрикнул он вне себя от испуга.
Прибежала Арина Ивановна, но как только увидела, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом закричала: «Караул! батюшки! грабят!»

— Коли бы ты одну рюмочку выпил — это так! это даже пользительно! — говорил он сквозь слёзы, — а то ведь ты норовишь, как бы тебе целое ведро сожрать! И что ж? сейчас тебя за это самое в часть сволокут; в части тебе под рубашку засыплют, и выдешь ты оттоль, словно кабы награду какую получил! А и всей-то твоей награды было сто лозанов! Так вот ты и подумай, милый человек, стоит ли из-за этого стараться, да ещё мне, дураку, трудовые твои денежки платить!
— Да что ты, никак, Прохорыч, с ума спятил! — говорили ему изумлённые посетители.
— Спятишь, брат, коли с тобой такая оказия случится! — отвечал Прохорыч, — ты вот лучше посмотри, какой я нынче патент себе выправил!
Прохорыч показывал всученную ему совесть и предлагал, не хочет ли кто из посетителей воспользоваться ею. Но посетители, узнавши, в чём штука, не только не изъявляли согласия, но даже боязливо сторонились и отходили подальше.

— Чтó ж ты теперь делать будешь? — спрашивали его посетители.
— Теперича я полагаю так: остаётся мне одно — помереть! Потому обманывать я теперь не могу; водкой спаивать бедный народ тоже не согласен; что же мне теперича делать, кроме как помереть?

— Ну вот, душенька и любезнейшая супруга моя! хоть мы и ничего сегодня не нажили, зато как легко тому человеку, у которого совесть в глазах есть!
И действительно, он, как лёг, так сейчас и уснул. И не метался во сне, и даже не храпел, как это случалось с ним в прежнее время, когда он наживал, но совести не имел.

Но Арина Ивановна думала об этом несколько иначе. Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи.

<. > квартальный надзиратель Ловец самолично отправлялся на базар для наблюдения за порядком. <. >
Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли всё, что попадалось по дороге. Словом сказать, был лихоимец порядочный.

Пришёл он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, — всё это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало. Протёр он себе бесстыжие глаза и думает: «Не очумел ли я, не во сне ли всё это мне представляется?» Подошёл к одному возу, хочет запустить лапу, ан лапа не поднимается; подошёл к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти — о, ужас! длани не простираются!
Испугался.
«Что это со мной нынче сделалось? — думает Ловец, — ведь этаким манером, пожалуй, и напредки всё дело себе испорчу! Уж не воротиться ли, за добра ума, домой?»
Однако понадеялся, что, может быть, и пройдёт. Стал погуливать по базару; смотрит, лежит всякая живность, разостланы всякие материи, и всё это как будто говорит: «Вот и близок локоть, да не укусишь!»

Снял он с себя пальто — и вдруг словно преобразился совсем! Так как совесть осталась, вместе с пальто, на стенке, то сделалось ему опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его. И почувствовал он вновь в себе способность глотать и загребать.

Но, о чудо! едва успел он надеть пальто, как опять начал корячиться. Просто как будто два человека в нём сделалось: один, без пальто, — бесстыжий, загребистый и лапистый; другой, в пальто, — застенчивый и робкий.

Долго ходил он взад и вперёд по комнатам и всё думал, чтó такое с ним сталось? Человек он был всегда исправный, относительно же исполнения служебного долга просто лев, и вдруг сделался тряпицею!

Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окружённый всем своим семейством. Подле него помещался десятилетний сын Рувим Самуилович и совершал в уме банкирские операции. <. > С другой стороны сидел Иосель Самуилович, мальчик лет семи, и тоже решал в уме своём задачу: летело стадо гусей; далее помещался Соломон Самуилович, за ним Давыд Самуилович и соображали, сколько последний должен первому процентов за взятые заимообразно леденцы. На другом конце стола сидела красивая супруга Самуила Давыдыча, Лия Соломоновна, и держала на руках крошечную Рифочку, которая инстинктивно тянулась к золотым браслетам, украшавшим руки матери.
Одним словом, Самуил Давыдыч был счастлив.

Я не стану описывать здесь мучения, которые претерпел Самуил Давыдыч в этот памятный для него день; скажу только одно: этот человек, с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания, но даже пятиалтынного возвратить не согласился.
— Это сто зе! это ницего! только ты крепце дерзи меня, Лия! — уговаривал он жену во время самых отчаянных пароксизмов, — и если я буду спрасивать скатулку — ни-ни! пусть луци умру!

— Зелаю, васе превосходительство, позертвование сделать! — сказал он, кладя на стол пакет перед обрадованным генералом.
— Что же-с! это похвально! — отвечал генерал, — я всегда это знал, что вы. как еврей. и по закону Давидову. Плясаше — играше. так, кажется?
Генерал запутался, ибо не знал наверное, точно ли Давид издавал законы, или кто другой.
— Тоцно так-с; только какие зе мы евреи, васе превосходительство! — заспешил Самуил Давыдыч, уже совсем облегчённый, — только с виду мы евреи, а в дусе совсем-совсем русские!

Самуил Давыдыч полетел домой словно на крыльях. В этот же вечер он уже совсем позабыл о претерпенных им страданиях и выдумал такую диковинную операцию ко всеобщему уязвлению, что на другой день все так и ахнули, как узнали.

<. > долго <. > шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

— За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?
— Чтó же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка.
— А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нём! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведёт, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.

Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

Читайте также: