Промолчи и сатана восторжествует откуда цитата

Обновлено: 22.12.2024

Оспаривая обвинения фарисеев, Иисус, сослался на два примера. Сначала Он напомнил им о случае из жизни царя Давида (Матф. 12:3-4). Когда Давид убегал от Саула, то священник Авиафар дал ему и бывшим с ним есть хлебы предложения, которые по закону предназначались лишь в пищу священникам (1Цар. 21:1-6; сравните Лев. 24:9). Давид верил, что сохранение человеческой жизни важнее соблюдения буквы закона.

В качестве третьего аргумента (а не примера) Иисус сослался на Самого Себя, Который больше храма (Матф. 12:6), и — Господин субботы, а, значит, Ему и определять, что можно, а чего нельзя делать в субботу. И Он невиновных, т. е. проголодавшихся учеников Своих, не осудил. Фарисеи же, скрупулезно соблюдая «техническую» сторону закона, в частности, то, что касалось жатвы, обмолота и веяния, не имели сочувствия к реальным нуждам людей (сравните Втор. 23:24-25). Иисус напомнил им слова из книги пророка Осии (6:6): «Милости хочу, а не жертвы» — желая донести до их сознания, насколько духовное состояние людей важнее в глазах Божиих внешней праведности, выражающейся лишь в соблюдении формальностей.

б. Исцеление в субботу (12:9-14) (Мар. 3:1-6; Лук. 6:6-11)

Матф. 12:9-14. Едва закончился этот спор относительно субботы, как Иисус отошед оттуда вошел… в синагогу. Его присутствие там в субботу было само собой разумеющимся. И вот там был человек, имеющий сухую руку. Фарисеи, постоянно искавшие повод к обвинению Иисуса, тут же задали Ему вопрос: можно ли исцелять в субботу? Иисус, как часто делал это, ответил на их вопрос вопросом: Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы совершить в субботу дело милосердия по отношению к животному, даже если дело это — «работа».

А ведь люди много ценнее животных, потому тем более следует проявлять милосердие к ним и по субботам. Таким образом Иисус заранее отмел возражения против того, что собирался сделать. Ибо это не противоречило духу Писания, и логика Его была безупречной. Он исцелил сухорукого. Но и это чудо не прибавило фарисеям веры в Него и, выйдя из синагоги, они имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, для Которого планы их не были тайной, удалился оттуда.

в. Реакция Иисуса на замыслы против Него (12:15-21)

Матф. 12:15-21. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех (в англ. тексте Библии — «всех их больных») и запретил им объявлять о Нем (сравните 9:30). Предавать вящей гласности то, что Он и есть Мессия, значило бы провоцировать еще более яростную враждебность. Так сбывалось пророчество Исаии относительно Мессии (Ис. 42:1-4); эти стихи считаются «мессианскими» Богослов Тусэн писал:

«Пророчество Исаии вполне соответствует тому, что пишет об Иисусе Матфей. Во-первых, оно о том, как отверженный Царь будет исполнять служение Мессии. Он не будет прекословить и повышать голоса. Он будет исполнен сострадания: трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит».

Вторым ракурсом упомянутого пророчества является благоволение Отца на Отроке Возлюбленном. Не повышающий голоса, не вступающий в открытые конфликты, Он остается Божиим слугою, осуществляющим Его планы.

В Матф. 12:18 (цитата из Ис. 42:1) представлена вся Троица. Говоря о Христе, Бог Отец называет Его «Отроком Своим» и возвещает, что положит дух Свой на Него, Который возвестит народам суд (в англ. тексте — «праведность»). Взятую им цитату из Ветхого Завета Матфей заканчивает словами: «И на имя Его будут уповать народы».

2. Сатанинская природа осуждения Христа (12:22-37) (Мар. 3:20-30; Лук. 11:14-23; 12:10)

Матф. 12:22-24. Хотя прямо не сказано, кто привел к Иисусу бесноватого (стих 22), можно предположить, что это сделали сами фарисеи — в надежде, что этот случай поставит Христа в затруднительное положение. Ведь с человеком, который был слеп и нем, практически нельзя было вступить в общение. Зрительно он не мог воспринять, что собираются делать с ним, а на сказанное ему, ничего не мог ответить. Иисус, тут же изгнав из него беса, исцелил его, и человек этот стал говорить и видеть.

И дивился весь народ (буквально: «и толпа была вне себя от удивления») и говорил: Не сей ли Христос, Сын Давидов? Другими словами: «Не Он ли обещанный Мессия, потомок Давида (2Цар. 7:14-16), пришедший восстановить царство и исцелить раны народа?» В то время, как люди задавались этим вопросом, книжники и фарисеи пришли к заключению, что Он изгоняет бесов… силою веельзевула, князя бесовского (сравните Матф. 9:34, а также объяснение слова «веельзевул» — в Матф. 10:25 и Мар. 3:22).

Матф. 12:25-29. Зная мысли фарисеев, Иисус выступил в Свою защиту. Он не часто делал это, но в данном случае, выражаясь современным языком, решил расставить точки над «и». В ответ на обвинение в том, что Он действует бесовскою силою, Иисус выдвинул три аргумента. Во-первых, если бы Он изгонял демонов демонскою же силою, то это значило бы, что сатана включился в борьбу против самого себя (стихи 25-26). С какой стати способствовал бы сатана Иисусу в изгнании беса из человека, который был одержим им, т. е. находился в его власти? Допусти он это, и «царство» его «разделилось бы само в себе», а, значит, приблизилось бы к своему концу.

Во-вторых, Иисус задал фарисеям вопрос относительно тех иудейских заклинателей, которые, как предполагалось, изгоняли бесов силою Бога (стих 27). Власть эта (10:1) была, как известно, дана апостолам, да и другие в те времена, считалось, владели ею. В сущности Иисус сказал фарисеям следующее: «Если вы признаете, что ваши заклинатели обладают Божией силою и ею изгоняют бесов, то почему не хотите поверить в то, что и Я обладаю тою же самою силою?»

В-третьих, Иисус сослался на то, что, изгоняя демонов, Он тем самым доказывает, что сильнее сатаны. Он сумел войти в сферу его господства, в мир демонов (в дом сильного), и в нем одержать победу над «хозяином» (12:29). Не следует ли отсюда, что Он в состоянии установить на земле иудеев Царство Божие (стих 28)! Но стал ли бы Он, с другой стороны, предлагать им это Царство, если бы бесов изгонял силою бесовскою! Это было бы просто нелогично. Не ясно ли, что Пришедший установить Царство Божие действует силою Духа Святого, а не силою сатаны.

Матф. 12:30-37. Затем Иисус предложил Своим слушателям прийти к тому или иному, но определенному заключению. Или они с Ним, или против Него! Тех, однако, которые не приняли Его, Он строго предупреждал. По-человечески рассуждая, понятно, что некоторые из видевших и слушавших Его все-таки оставались в нерешительности. Личность, имеющая Божественную природу, но живущая среди людей, не может быть полностью ими понята и оценена.

Отсюда и оговорка Иисуса или, если хотите, «скидка» по отношению к тем, кто вынесет неверное решение: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему. Но если кому-то простительно не до конца «вместить» Личность Иисуса, то непростительно ошибаться и неосторожно или дерзко высказываться относительно силы, явленной через Него, — тем более непростительно это религиозным вождям.

Между тем, весь израильский народ, находившийся под влиянием этих вождей, был на грани того, чтобы вынести роковое решение. Ибо народ в массе своей готов был приписать сатане силу Духа Святого, т. е. произнести хулу на Духа. Этот специфический грех никем не может быть повторен в наши дни. Так как для этого понадобилось бы, чтобы Иисус и теперь находился на земле и продолжал совершать чудеса силою Святого Духа. О страшном этом грехе говорится, что ему нет прощения ни в сем веке, ни в будущем (в значении «никогда»). Последствием его явилось бы осуждение Богом как народа в целом, так и тех отдельных людей, которые стали бы настаивать на своей прискорбной точке зрения.

В стихе 33 Иисусом иллюстрируется необходимость выбора (сравните 7:16-20). Далее Господь гневно определяет фарисеев как порождения ехиднины, которые не в состоянии говорить доброе, потому что сердца их преисполнены злобы.

Доброе сокровище и злое сокровище в стихе 35 надо понимать как-то доброе или злое, чем опять-таки преисполнена душа человеческая. И наконец в стихах 36-37 Господь возлагает на людей ответственность за все их поступки и слова, потому что ими они оправдаются или осудятся в день суда.

Но Господь, хотя и явил уже немало «знамений», исходил из того, что не на них должна основываться вера. Лишь род лукавый и прелюбодейный, — говорит Он, — ищет знамения (сравните 16:4). (Говоря «прелюбодейный», Иисус имел в виду духовную неверность Богу со стороны Израиля, выразившуюся, в частности, как в соблюдении им одной лишь внешней обрядности, так и в отвержении им Мессии.)

Просьбу фарисеев Иисус отверг, сказав: …и знамение не дастся (роду сему), кроме знамения Ионы пророка (сравните 16:4), ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Если учесть, что по иудейскому времяисчислению часть дня считалась как целый день, то под «тремя днями и тремя ночами», очевидно, понималось все происшедшее после распятия Христа в пятницу.) «Знамением» как бы явились самые эти слова, произнесенные Иисусом, ибо ими Он дал понять, что иудеи отвергнут Его — во исполнение того, что Он уподобил «знамению Ионы пророка»; чтобы это осуществилось в отношении Него, Иисусу надо было быть отвергнутым, умерщвленным и погребенным. Но после того, как это осуществится, минует для иудеев время принять Его как своего Царя.

Между тем, тому поколению их, к которому Он обращался, дана была совершенно особая привилегия, какой не было ни у одного из предыдущих поколений. Ниневитяне… покаялись от проповеди простого человека, Ионы; Царица Южная (царица Савская — 3Цар. 10:1-13) …приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, — говорит Иисус. И те и другая поступили достойно похвалы. Но вот здесь больше Ионы и…

Соломона (сравните 12:6). (Судя по грамматической форме этой фразы в греческом тексте, тут Иисус мог подразумевать не Себя, а Царство Свое.) Однако, вместо того, чтобы принять то, что «больше», иудеи отвергли его. За это им не избежать сурового осуждения в последний день, когда они предстанут перед Судьей Небесным.

Примеры, приведенные Иисусом, свидетельствуют, что язычники и прежде оказывались более отзывчивыми на Божии призывы, чем евреи (сравните 11:20-24).

Матф. 12:43-45 (Лук. 11:24-26). С целью показать, каковы будут положение и состояние этих «искателей знамений» на земле, если они будут упорствовать в своем неверии, Иисус привел в пример человека, который получил освобождение от владевшего им нечистого духа (возможно, при помощи иудейского заклинателя; Матф. 12:27). Избавившись от него, человек всеми доступными ему естественными средствами попытался привести свою жизнь в порядок («вымести свой дом и убрать его»). Но простой «религиозности», без обращения силой Духа Святого, для этого недостаточно.

И в конце-концов такой человек подпадает под действие не одного, а семи… духов, злейших первого, в результате чего положение его становится еще хуже. Именно это угрожало фарисеям и другим религиозным вождям, попытки которых «совершенствоваться» без помощи силы Божией, были обречены на провал. Между тем, характера и проявлений этой силы они определенно не понимали, путая ее действие с действием силы сатанинской (стихи 24-28). Потому они и сделались удобной мишенью для духа зла.

Матф. 12:46-50 (Мар. 3:31-35; Лук. 8:19-21). Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. Апостол Иоанн ясно дает понять, что братья Иисуса (по матери, родившиеся у Марии после Иисуса) не верили в Него до Его воскресения (Иоан. 7:5). В данном случае они, по-видимому, хотели получить какое-то преимущество, добиваясь встречи с Ним, — на основании семейных уз. Своим ответом тому, кто сказал Ему о родственниках, ожидавших Его, Иисус не оставил сомнения в том, что ученичество и вытекающая из него близость учеников к Учителю строятся не на физическом родстве, а на духовном — через послушание воле Отца Его Небесного.

Г. Вызов Царю — как виден он из «изменения статуса» Царства (13:1-52)

Предыдущая 12 глава, пожалуй, является самым важным поворотным пунктом во всей книге. Царь подал удостоверение о Своем праве (и власти), совершив многочисленные чудеса. Однако возраставшая по отношению к Нему враждебность достигла своего апогея, когда религиозные вожди Израиля пришли к заключению, что чудеса эти Царь совершал не Божией, а сатанинской силой (9:34; 12:22-37). Хотя полное отвержение Царя произошло позднее, начало ему было положено теперь. Потому и стал Иисус, обращаясь преимущественно к Своим ученикам, наставлять их по разным вопросам. Далее следует одна из главных, записанных Матфеем, речей Христа (другие в главах 5-7; 10; 23-25).

Следующая цитата

аналог : Бойтесь равнодушных: это с их молчаливого согласия творятся все злодейства на земле

ysdЗнаток (332) 6 лет назад

спасибо, но это не его высказываение, есть более ранний источник))
он сам об этом как-то упоминал, не могу найти этот ролик.

ysdЗнаток (332) 6 лет назад

да, он говорит что это известный тезис..

Остальные ответы

Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей – мозги?

ysdЗнаток (332) 6 лет назад

слышал в ролике гоблина, ссылки на оригинал не было.

Нет Гуру (4107) Принесите скамейки в райком!

ysdЗнаток (332) 6 лет назад

и не нужно хамства, если есть что сказать - скажи, нет - не говори

Нет Гуру (4107) Пожалуйста. Но вам первому же будет хуже - без жены останетесь!

да.. это высказывание всячески пытаются удалять. если власть ворует, а ты молчишь, грех воровства на тебе например.. а сатана любит когда грешат.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Во-первых, нужно сказать несколько слов о пребывании бесов в человеках. Это пребывание бывает двоякое: одно может быть названо чувственным, другое нравственным. Чувственно пребывает сатана в человеке, когда существом своим вселится в тело его и мучит душу и тело. Таким образом в человеке может жить и один бес, могут жить и многие бесы. Тогда человек называется беснующимся. Из Евангелия видим, что Господь исцелял беснующихся, равным образом исцеляли их и ученики Господа, изгоняя бесов из человеков именем Господа. Нравственно пребывает сатана в человеке, когда человек сделается исполнителем воли диавола. Таким образом, в Иуду Искариотского «вниде сатана», то есть, овладел его разумом и волей, соединился с ним в духе. В этом положении были и находятся все неверующие во Христа, как и святой Апостол Павел говорит христианам, перешедшим к христианству из язычества: «и вас, сущих прегрешеньми мертвых и грехи вашими: в них же иногда ходисте, по веку мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления: в нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии» (Еф. 2:1−3). В этом положении находятся более или менее, смотря по степени греховности, крестившиеся во Христа, но отчуждившиеся от Него согрешениями.

Источник: Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Толкование на От Иоанна 13:27 / Ин 13:27

Евангелие от Иоанна 13 стих 27 — синодальный текст: И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

Следующая цитата

это из арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно "Фауст". Эта опера написана на сюжет первой части трагедии Гёте «Фауст» . Либретто: Жюль Барбье и Мишель Карре.

так что автор куплетов Мефистофеля НЕ Гете, НЕ Гуно (он только композитор) , а Жюль Барбье и Мишель Карре, которые писали либретто к опере совместно.

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном
Прославляя истукан
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь изменяет
Он небес закон святой!

В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

Феофилакт Болгарский (

Ст. 27−30 И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. — Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика. «Сатана вошел в него», то есть проник в глубину его сердца и овладел его душой. Ибо сатана прежде нападал на Иуду извне, страстью сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив ему предательство. Иисус говорит Иуде: «что делаешь, делай скорее». Сим Господь не побуждает Иуду к предательству, но как бы укоряет его в том, что он идет на предательство. Словом: «делай» Господь как бы так говорит: вот Я оставляю тебя, делай, что хочешь; не препятствую твоему намерению, не удерживаю тебя более. Ибо прежде сего Господь обуздывал злобу Иуды, соблюдая Сам для Себя время смерти, почему и говорил: «никто не отнимает жизни Моей у Меня, но Я отдаю ее Сам» (Ин. 10, 18). — И «никто из возлежавших не понял». Достойно исследования, отчего никто не узнал этого, когда Господь на вопрос о предателе сказал, что он — тот, кому Я подам кусок. Видно, Господь сказал это тихо одному только Иоанну, так что из прочих никто не слыхал. Притом Иоанн, припав к груди, спрашивает почти под ухо, так что предатель не был объявлен. Ибо иначе Петр, может быть, простер бы меч и умертвил бы его. Неужели и Иоанн не узнал сего? Да, даже и он, ибо он не ожидал, что ученик будет способен на такое беззаконие. Святою душою своею, будучи далек от такой злобы, он не предполагал этого легким и для другого. Итак, слов: «делай скорее» никто не понял, но подумали, что Господь повелевал Иуде купить что-нибудь для праздника или дать что-нибудь нищим. Ибо Он много заботился о нищих, и хотя прочих убеждал не иметь ни сумы, ни меди, но Сам позволял носить при Себе ящик, показывая тем, что и нестяжательный, и распявшийся для мира должен иметь большое попечение об этой части людей — бедных. — «Была ночь, когда он вышел». Евангелист не без цели заметил, что «была ночь», но для того, чтобы научить нас, что Иуде и время не помешало, но и ночью он был занят коварством. Мне кажется, что Иуда вышел в пятом часу вечера, когда и сатана вошел в него. Ибо в четвертом часу сатана напал на Иуду, именно: когда упоминаемая у евангелиста Матфея (26, 6−16) жена пролила миро, а Иуда пошел и уговорился с иудеями о предательстве. В пятом же часу вечера сатана вошел в Иуду, то есть завладел его сердцем. Ибо иное дело ударить кого-нибудь рукой снаружи и иное — вонзить в него меч и поразить им внутренность. Иуда «вышел» от Спасителя и чувственно, и мысленно. «Была ночь», может быть, и мысленная ночь, то есть накрывшая его тьма сребролюбия.

Следующая цитата

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Иоанн Златоуст (

Ст. 27−28 И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему

Глагола убо ему Иисус: друже, еже твориши, сотвори скоро. И никтоже разуме от возлежащих (13, 27−28) . О, какая бесчувственность! Как можно было не смягчиться и не устыдиться! Но он вышел вон, сделавшись еще более бесстыдным. Слова же: сотвори скоро не означают ни повеления, ни совета; напротив, ими (Христос) укоряет и показывает, что Он хотел бы, чтобы (предатель) исправился, и что Он оставляет его только потому, что он был неисправим. И сего, говорится, никтоже разуме от возлежащих. Здесь может кто-либо прийти в недоумение касательно того, отчего ученики и после того, как спросили: кто есть? — и получили в ответ: емуже Аз омочив хлеб подам, — и после того не узнали (предателя). Вероятно, Христос сказал тихо, так, что никто не слышал. Потому-то, конечно, и Иоанн, припав к персям Его, спрашивал почти на ухо, чтобы не сделать явным предателя, и Христос отвечал таким же образом, так что и теперь не сделал его явным. И хотя Он с выразительностию сказал: друже, еже твориши, сотвори скоро, однако ж Апостолы, несмотря и на это, не поняли. Этими словами Он показывал, что все, сказанное Им иудеям о смерти, было истинно. А иудеям Он говорил: область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю: и никто же возмет ю от Мене (10, 18). И действительно, доколе Он не дозволял взять, никто не в силах был; а когда позволил, тогда это стало делом легким. Намекая на все это, Он и сказал: еже твориши, сотвори скоро. Но и тогда еще Он не сделал предателя известным. Могло статься, что он был бы растерзан и убит. Поэтому-то никтоже разуме от возлежащих. Ужели и Иоанн? Да, и Иоанн, — потому что он не предполагал, чтобы ученик мог дойти до столь великого беззакония. Будучи сами далеки от такого злодейства, (Апостолы) не могли подозревать и в других ничего подобного. Итак, как прежде сказал им «не о всех глаголю» и нигде не открыл (предателя), так и теперь они подумали, что Он говорит о постороннем.

Евфимий Зигабен (

И по хлебе тогда вниде в онь сатана

Об этом прочитай там же. Сатана вошел в Иуду не так, чтобы Иуда сделался бесноватым; это значит только, что сатана сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом, как сказано в толковании двадцать второй главы Евангелия от Луки. Или — вошел в него путем злых помышлений.

Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро

См. Толкование на Ин.13:28

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 27−30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. В нем еще сильнее вспыхнула ненависть ко Христу, ему было тяжко оставаться в обществе Христа и апостолов, и он начал придумывать предлог к тому, чтобы оставить вечерю. Господь видит его терзания и отпускает: пусть он скорее совершит то, к чему стремится его душа. Но никто из учеников, конечно, кроме Иоанна, не понял слов Христа. Они полагали, что Христос посылает Иуду что-либо купить к празднику. Отсюда видно, что лавки в Иерусалиме были еще не закрыты (ср. Мф.25:9−11) и, следовательно, вечеря, которую совершал Христос, совершена была на день ранее узаконенного времени для совершения пасхи.

«А была ночь». Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее (см. Ин.9:4, 11:10).

Читайте также: