Прокомментируйте цитату сухомлинского учитель любящий свой предмет
Обновлено: 07.11.2024
Прокомментируйте высказывание великого русского педагога, мыслителя В.А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда». Согласитесь или опровергните это мнение, аргументируя свой ответ.
В.А. Сухомлинский очень правильно сказал: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда». Я согласен с этим высказыванием. Действительно, именно чтение позволяет нам знакомиться с произведениями мировой литературы и тем самым познавать опыт жизни человечества, находить ответы на многие вопросы, узнавать историю прошлого. Эти знания развивают человека, его духовный мир, нравственные качества. Поэтому необходимо больше читать хороших книг, они – основа воспитания человека.
О музыке
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку.
О счастье
Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других.
О невежестве
Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком.
Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть,— главная причина отсутствия свободного времени.
О любви
Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.
Любовь - это самый трудный экзамен человечности.
Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.
Любовь - это прежде всего ответственность за того человека, которого ты любишь, за его судьбу, за его будущее. Любить - это значит прежде всего отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье.
Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы.
Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь — горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок.
Об учителе
Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
Учителя не случайно называют высоким именем народный. Его мудрость творит ту сложную вещь, которую принято называть преемственностью поколений.
Наш труд - это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти - в этом смысл нашего труда и нашей жизни - колосья, полные зерна, - убеждения, поступки.
Следующая цитата
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви», «Сто советов учителю». В. Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах. В. А. Сухомлинский был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Главная идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Он отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи В. Сухомлинский утверждал: «Я – учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой – да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека. Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности». В.А. Сухомлинский видел задачу школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни».
Раздел I «Афоризмы, крылатые слова, мысли В. А. Сухомлинского как мотивация научно - методической деятельности педагогов»
1.1. « Профессиональный рост педагога »
1. «В школе должен царить дух уважения человеческого достоинства, дух взаимного доверия воспитателей и воспитуемых, дух веры в человека». (В. А. Сухомлинский)
2. «Школа лишь тогда средоточие воспитания, когда она стала для ребенка очагом радостной, интересной жизни, что зовет ее к знаниям, науке». (В. А. Сухомлинский)
3.«Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье». (В. А. Сухомлинский)
4. «Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет». (В. А. Сухомлинский)
5. «Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера». (В. А. Сухомлинский)
6. «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека». (В. А. Сухомлинский)
7. «На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика». (В. А. Сухомлинский)
8. «Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений». (В. А. Сухомлинский)
9. «Сила педагогического коллектива – в коллективной мысли, а обсуждении, в рождении и воплощение замыслов». (В. А. Сухомлинский)
10. «Каждый год, который вы работаете в школе, должен обогащать вашу технологическую лабораторию педагогического труда". (В. А. Сухомлинский)
11. «Психология должна стать компасом в практической работе каждого педколлектива, каждого учителя». (В. А. Сухомлинский)
12. «Без твердой психологической почвы нет педагогической культуры» (В. А. Сухомлинский)
13. «Опытным, квалифицированным мастером своего дела учитель может стать лишь в результате длительной, терпеливой и чуткой индивидуальной работы». (В. А. Сухомлинский)
14. «Главная воспитательная сила в школе – духовное богатство, знания, эрудиция, кругозор педагога». (В. А. Сухомлинский)
15. «Необходимо строить крепкую интеллектуальную основу для педагогического мастерства. Без этой основы нет ни творчества, ни педагогических убеждений». (В. А. Сухомлинский)
16. "Чтобы правильно наметить пути индивидуальной помощи учителю, необходимо глубоко изучить систему его работы. и ознакомиться с тем, как он работает над повышением теоретического и педагогического уровня». (В. А. Сухомлинский)
17. «Один из секретов педагогического творчества состоит в том, чтобы пробудить в учителей интерес к поиску, к анализу собственной работы». (В. А. Сухомлинский)
18. "Настоящему педагогическому творчеству свойственны черты исследования, творческого обобщения своего труда». (В. А. Сухомлинский)
19. «Только повседневное пополнение научных знаний даст вам возможность видеть умственный труд учеников в процессе изложения материала: в центре вашего внимания будут не мысли о содержании урока, а мысли о мышлении ваших питомцев. Это вершина педагогического мастерства каждого учителя, к ней вы должны стремиться».
20. «Совершенствование педагогического мастерства — это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа». (В. А. Сухомлинский)
21. «Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюдение, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рождаться собственные педагогические идеи». (В. А. Сухомлинский)
22. «Творческое внедрение опыта - это развитие педагогических идей, а также формирование собственных педагогических убеждений». (В. А. Сухомлинский)
23. «По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику».
24. «Учитель, любящий свой предмет, обладает одним исключительно ценным качеством. Он не только передает своим питомцам фактические знания, но и пробуждает у них мысль о знаниях». (В. А. Сухомлинский)
25. «Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями». (В. А. Сухомлинский)
26. «Хочу посоветовать вам, мой юный друг: ваши знания, ваша жажда познания, страсть к чтению - это могучий источник воспитательной силы Вашей личности. Умейте подойти к этому источнику сами и подвести к нему своих питомцев. Будьте хозяином в своем учебном предмете». (В. А. Сухомлинский)
27. «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание— прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». (В. А. Сухомлинский)
28. «Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение». (В. А. Сухомлинский)
29. «Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи». (В.А. Сухомлинский )
30. «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». (В. А. Сухомлинский)
31. «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». (В.А. Сухомлинский)
32. «Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять: чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам. Время (ещё и ещё раз повторяю) – это большое духовное богатство учителя. Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)
33. «В школе должен царить дух уважения человеческого достоинства». (В. А. Сухомлинский)
34. «Я не верю в успех наказания, в котором есть хоть капля унижения человеческого достоинства». (В. А. Сухомлинский)
35. «Школа – святое место гуманности, доброты, правды». (В. А. Сухомлинский)
36. «Чтобы защитить ребенка от зла, преодолеть его и утвердить добро, надо видеть и понимать прошлое, представлять будущее ребенка, отчетливо наметить перед собой идеал воспитания". (В. А. Сухомлинский)
37. «Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». «Образованный человек — человек, в котором доминирует образ человеческий» - эти замечательные слова Л. В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека — это не только его знания, но и вся многогранность его человеческого образа». (В. А. Сухомлинский)
38. «Помните, что вы не только живое хранилище знаний. Вы — один из скульпторов, создающих человека будущего. И скульптор особенный, но похожий на других. Воспитание — творение Человека — это ваша профессия. Общество на вас смотрит как на мастера-ваятеля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей страны. Помните, что каждая ваша ошибка может обернуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями. Вы, творец человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим ваятелям». (В. А. Сухомлинский)
39. «Вы должны быть светочем научно - педагогического знания, его свет должен озарять работу других мастеров-скульпторов, творящих человека». (В. А. Сухомлинский)
40. «Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным». (В. А. Сухомлинский)
41. «Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань – в этом искусство воспитания». (В. А. Сухомлинский)
42. «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога». (В. А. Сухомлинский)
О старости
Старость не может быть счастьем. Это невежды выдумали слова "счастливая старость". Старость может быть или покоем, или горем. Старость покойна, когда ее уважают. Старость горестна, когда старика забывают, бросают в одиночестве.
Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право.
Умейте быть снисходительными к человеческим слабостям стариков.
Об оценках
Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители.
Тот, кого я учу, — это прежде всего живой человек, ребенок, а потом — ученик. Оценка, которую я ставлю ему, — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – за что же ему ставить оценку?
Об убеждениях
Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.
Решающей стороной коммунистической нравственности являются убеждения. Формирование стойких коммунистических убеждений — одна из главных задач воспитания.
О труде
Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Первое гражданское чувство - чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды….
О воспитании
Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.
Настроить самую тонкую струну в человеческой душе — человечность — это значит прежде всего научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.
Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание.
Об эгоизме
Эгоизм - это первопричина рака души.
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.
Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Влюбленный в себя отдавать ничего не может, он только берет и тем неизбежно отравляет все лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг.
О чувстве вины
Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.
О патриотизме
Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества.
Долг перед отечеством — святыня человека.
О браке
В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…
Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье.
О желаниях
Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.
Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива. Умение управлять желаниями — источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
О жизненной этике
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.
Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер. Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.
Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.
Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку, нормам социалистического общежития. Умение подчиняться самым гуманным в мире законам — высшее выражение свободы.
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье.
Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.
Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие. Из этих семян вырастает индивидуализм.
Если люди говорят плохо о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе.
Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.
Следующая цитата
Именно с этих строк начинается книга В.Сухомлинского.
Книга, прочитанная мной, это итог его деятельности, осмысление всего своего пути и совет будущим преподавателям. А я как раз таковым и являюсь, поэтому эта книга очень актуальна для меня и моей группы.
Я считаю, что каждый молодой педагог должен прочитать эту книгу, ведь в ней затрагиваются проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего социалистического общества. И эти проблемы выявляются в школе и пой сей день.
В первых главах своей книги В.А. Сухомлинский описывает неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе. Ведь именно в этой школе он начал свою деятельность и заинтересовался детьми младшего возраста. Но и о роли преподаватель сказано не мало. Он описывает педагога как руководителя и организатора всего учебно-воспитательного процесса, как наставника и лучшего друга любого учащегося.
Учитель по Сухомлинскому – верный спутник на пути становления личности ребёнка. Уже первые главы книги начинаются с изучения ребёнка и определение целей развития для каждого из них. Он призывает каждого педагога к познанию личности и построению индивидуального подхода. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности.
Необычны для того времени и способы организации процесса обучения. Он не раз отмечал, что природа, хоть сама и не воспитывает, но помогает учителю. Сухомлинский часто проводил занятия на свежем воздухе, где он учил детей с начальной школы письму. Они садились на лужайку, и следуя примеру преподавателя, пытались прорисовывать каждую букву предметов, находящихся вокруг. Например, она увидели жука и написали и изучили свои первые буквы «Ж У К». У них было столько радости и удивления! К тому жужжание рядом придало дополнительную эмоциональную окраску. Он считал, что «Процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни». В моей школе тоже были подобные уроки, но в более старших классах. Как-то раз мы решили немного нарушить стандартные школьные правила и провести урок географии на улице. Школа моя находится прямо около реки и на наглядном примере мы всем классом наблюдали паводок. Всё это было заснято на камеру и повешено на стену впечатлений в холле. Я всё ещё помню это определение и навсегда запомнила урок.
Но сейчас практически не встретишь учителя с детьми в парке, только на уроке физкультуры и изредка на обж. И то, часто бывает, что ученики сами по себе выполняют упражнения, а учителя спешно заполняют отчётные документы и подписывают технику безопасности, вместо того, чтобы следить за ней. Ведь совместные прогулки по лесу, общение, интересные рассказы и взаимодействие – это именно то, что воспитывает добрые чувства. От наблюдения за действиями животных в лесу, дети перенимают доброжелательность, заботу о волнениях и красоте окружающего мира.
По его мнению, учитель должен стихийно и неорганизованно воздействовать на восприятие мира. Например, в отрывке книге «Родители учеников», В. Сухомлинский узнаёт о трагичной ситуации в жизни мальчика Толи. Его отец погиб на войне, а мать славится недобрыми отзывами в округе. И всё это волновало его. Он тщательнее изучил семейную ситуацию мальчика и старался аккуратно подойти к его воспитанию, чтобы ещё не травмировать его и дать хорошее нравственное воспитание. Но одними лишь силами учителя не добиться поставленных результатов. Автор отмечает важность участия родителей в этом процессе.
Познание и учение человека начинается в семье. Это корень всех успехов и всех проблем ребёнка. Тот самый корень начинается
с того момента, как они берут нас первый раз на руки или поют колыбельную. Так и в наши дни, ведь дни идут, а любовь и заботы любящей семьи были и будут главной ценностью, ведь только на личном опыта пробуждается любовь человека к человеку.
Подлинная материнская и отцовская любовь будут основой тому, чтобы сын или дочь почувствовали уважение к самому
себе, стремились быть хорошими людьми. И всё это потом скажется в его самом первом коллективе – школе. Дети – это зеркальное отражение родителей.
Какие ещё качества присущи хорошему учителю?
Он должен использовать разные методы преподавания и применять их в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета и состояния детей. Качественная методика – это не главная цель, а лишь средство достижения истинной цели.
Также Сухомлинский считал, что нельзя закрывать глаза не неудачи детей и на их недостатки. Самое лучшее воспитание – воспитание правдой. Надо, чтобы ученики глубоко понимали свои слабые стороны или сложившиеся ситуации в стране. В то же время следует вести и в школе упорную борьбу против лицемерия, бездушия, мещанства и других пороков.
Сухомлинский считал, что оценкам не место в учебном заведении, особенно на начальных этапах. Как же ребёнок научится чему-то, если его всегда буду сравнивать и оценивать? Он начнёт бояться отвечать, дабы не подпортить свою «репутацию» или же вовсе потеряет интерес к процессу обучения. Мне тоже знакомо данные чувство, в школе я была отличницей, и чтобы не испортить мнение о себе у учителя, я не отвечала на вопросы, на которые не знаю точного ответа.
Особое внимание Сухомлинский уделял проблеме справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки. Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за ошибки.
Известно, что в начальных классах, особенно первоклассники, ещё полные сил и энтузиазма, как можно скорее хотят попасть за школьные парты. А затем этот энтузиазм порой угасает, и школьные занятия превращаются в серые будни. Но в школе, где работал наш автор, такой проблемы не было. Все его воспитанники работали в приподнятом настроении. Эта атмосфера творческого, в меру напряженного учебного труда искусно создавалась слаженной работой педагогического и детского коллектива. Только успех в учении побуждает интерес и побуждает вдохновения. А сам процесс обучения должен неизменно иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста. Соответственно педагог должен тонко проработать свою деятельность и построить её так, чтобы было интересно каждому учащемуся любого уровня. Задания должны усложняться, а творческий процесс должен приходить произвольно. И занятия не должны содержать в себе напряжения, не должны приводить к истощению детских сил, к изматыванию нервной системы. Умственные силы и нервная энергия - не бездонный колодец.
Подводя итог ко всему вышесказанному, я хочу сказать, что это книга – настоящая «Библия» для любого педагога. Я посмотрела на эту профессию совершенно с другой стороны. Работа учителя – это не просто объяснение школьных тем у доски, это любовь к детям и индивидуальных подход к каждому из них. Главное в работе педагога – наблюдать за детьми, суметь проникнуть в мир их фантазий и применить это в процессе обучения, ценить их индивидуальность, а не работать по шаблону, уважать мнение каждого ученика и прислушиваться к их потребностям. Истинный учитель должен отдавать им своё безмерное, доброе, открытое сердце!
Именно таким учителем я и хочу стать после окончания вуза, и я постараюсь сделать всё, чтобы так и произошло!
Цитаты про Сухомлинского
- Д. Кабалевский: Постоянным источником размышлений и, если так можно сказать, педагогических эмоций стали для меня взгляды и убеждения В. А. Сухомлинского, выросшие из его безграничной веры в духовные силы детей и подростков, из глубокого, истинно человеческого уважения к ним.
- С. Соловейчик: Сухомлинский был первым, кто в самые тяжелые для педагогики дни стал говорить о внутреннем достоинстве человека и его воспитании как главной цели, можно даже сказать – самоцели воспитания.
- Ш. Амонашвили: Детям очень хорошо в гуманно-личностном образовательном пространстве, ибо они в нём не к жизни готовятся, а уже живут. А «клетка» Сухомлинского – духовная общность – заполняет сущность Ребёнка радостью успеха, уверенностью в себе, чувством сотрудничества, мыслью о благе…
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
О женщинах и мужчинах
Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин. Отношение к женщине — тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости.
Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
Уважай девушку, оберегай ее честь и достоинство, ее человеческую гордость. Девушка, которая влечет тебя,— это твоя будущая жена, мать твоих детей. Она — залог твоего бессмертия, она повторит тебя в твоих детях.
О мышлении
Мышление начинается с удивления.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Об обучении
Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!
Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.
Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.
О детстве
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся.
О смысле жизни
Смысл жизни — в служении людям.
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Следующая цитата
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат педагога Василия Сухомлинского (1918—1970).
В цитатах Сухомлинского подкупает вера в возможность искренних, глубоких, осмысленных отношений между педагогом и учащимися.
Цитаты сведены по темам: жизненная этика, любовь, человек, зло, оценки, воспитание, эгоизм, женщины и мужчины, труд, чтение и книги, детство, старость, обучение, музыка, учитель, невежество, личность, чувство долга, смысл жизни, чувство вины, брак, убеждения, счастье, патриотизм, мышление, желания.
О личности
Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство — цель коммунистического воспитания.
Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
О разном
Дружба - это школа воспитания человеческих чувств.
Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.
Подлинная самокритика — это голос совести.
Развивай чуткость своей совести. Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, — вот тогда он и убоится. Стыд — это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности.
Где зубрежка — там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума. Шпаргалки в вузах — это дитя лени мысли.
Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном.
Как видим, в цитатах Сухомлинского интересно сочетаются идеи гуманистической педагогики и советские идеологемы . Наверное, иначе даже в период оттепели было нельзя. К тому же, судя по всему, Сухомлинский искренне разделял коммунистические идеалы.
Впрочем, прошли десятилетия, а педагогические идеи Сухомлинского выглядят слишком новаторскими для современной нам школы.
О чувстве долга
Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли.
Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина — чувством долга.
О человеке
Человек таков, каково его представление о счастье.
Ты рожден человеком; но Человеком надо стать.
Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.
Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек.
Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания - сам человек.
Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.
О зле
Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит, самому стать безнравственным человеком.
Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.
Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое.
Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу — от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму — всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы.
О чтении и книгах
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание — прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.
Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
Читайте также: