Про знания цитаты в исламе

Обновлено: 06.11.2024

1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал, означающее:

«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табрани, Байхаки и другие).

4. «…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

5. «Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табрани).

6. Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Хадис приводит Ибн Маджa).

7. «Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

8. «Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков» (Дайлами). Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков.

9. «Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха» (Табрани, Ибну Абдул Барри).

10. «Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех» (Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводит Дайлами).

11. «Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводят Абу Шайх и Дайлами.

12. Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

13. «Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

14. «Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берет на Себя» (Абу Нуайм).

15. «В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

16. «Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

17. «Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей» (Дайлами).

19. «Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха , того ищет ад» (Ибн Наджжар).

20. «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

21. «В День суда Аллах соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

22. Аллах в Коране (смысл): «Аллах возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».

23. В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах , и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллах делает её полезной для людей — они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его».

24. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху . Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей. Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаха о прощении их (т.е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абдул Барри и другие).

25. «О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.

Следующая цитата

ayat

mazhab.kz logo

25 ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ВАЖНОСТИ ЗНАНИЙ В ИСЛАМЕ

25 ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ВАЖНОСТИ ЗНАНИЙ В ИСЛАМЕ

24.10.2019 10:29 19670

Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок.

Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов, а так же текст Священного Кур`ана. В этой статье мы раскроем некоторые из них.

1. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал, означающее: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табрани, Байхаки и другие).

2. «Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии» - это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллаh одарил особым благом.

3. «Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллаh облегчает путь в Рай» - достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

4. «…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

5. «Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табрани).

6. Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Хадис приводит Ибн Маджa).

7. «Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаhа и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

8. «Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков» (Дайлами). Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков.

9. «Стремление к знаниям перед Аллаhом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаhа» (Табрани, Ибну Абдул Барри).

10. «Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех» (Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллаh), приводит Дайлами).

11. «Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллаh), приводят Абу Шайх и Дайлами.

12. Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллаh), о том, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллаh, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

13. «Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

14. «Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллаh берет на Себя» (Абу Нуайм).

15. «В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

16. «Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

17. «Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей» (Дайлами).

19. «Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаhа , того ищет ад» (Ибн Наджжар).

20. «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

21. «В День суда Аллаh соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Кyр`ане говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

22. Аллаh в Кyр`ане (смысл): «Аллах возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».

23. В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллаh , и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллаh делает её полезной для людей — они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаhа, кому помог Аллаh посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его».

24. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаhу . Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей. Аллаh возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаhа о прощении их (т.е. тех, кого Аллаh возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абдул Барри и другие).

25. «О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

Да поможет нам Аллаh неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.

Следующая цитата

Хадисы о ценности знаний

Хадисы почтеннейшего Пророка Мухаммада (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) служат как бы дополнением и разъяснением к высокочтимому Корану. Поэтому нет в них противоречия. Наоборот, хадисы более просто и на понятном языке доводят до людей ту же истину, что и Коран. Хадисов Пророка (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) о достоинстве и ценности знаний, о необходимости их приобретения очень много. Мы ограничимся несколькими, так как они охватывают и смысл остальных хадисов о знаниях.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

Когда Аллах кому-то желает добра, то дает ему правильное понимание в религии и наставляет его на истинный путь

Хадис подтверждает, что настоящее счастье заключается именно в правильном понимании сути истинной религии. В первую очередь это правильное понимание науки о единобожии (‘акаид), предписанных видов поклонения ('ибада), норм шариата и нравственного поведения мусульман (адаб). Все заблуждения в религии основаны, как правило, на неправильном понимании религии. Такое положение наблюдается не только в Исламе, но и в других религиях. Все разветвления в религии произошли из-за разногласий в вопросах вероубеждений. После того, как человек получает правильное представление о вероубеждении, ему предписано приобретать и остальные знания.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Поистине, мудрость прибавляет благородному достоинства и возвышает раба до уровня царей».

Тем самым он указал на плоды знаний, которые могут возвысить их обладателей от самого низкого уровня до самого высокого.

Посланник Аллаха (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Как только кто-нибудь выходит из дому в поисках знания, ангелы в знак уважения к нему и удовлетворения тем, что он делает, расстилают под ним крылья».

Этот хадис ясно говорит о достоинстве ищущего знания, ведь внимание и уважение ангелов – это очень высокая степень.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«Двух качеств нет в лицемере: благообразия (доброго облика) и понимания сути религии (фикх фи-д-дин)»

Самая низкая ступень знаний – это знание, что тот свет лучше мира земного. И если такое знание преобладает в человеке, то он помогает ему избавляться от лицемерия и других порицаемых качеств.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

Вера сама по себе без одеяния, одеяние же ее – «таква» – [истинная богобоязненность, которому обучает соответствующая наука 'ильм-таква, другими словами, тасаввуф] украшение – стыдливость, а плоды – знание

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Люди – рудники, подобные рудникам золота и серебра, и лучшие из них в пору джахилий ( «неведение» – эпоха язычества, обозначение времени до Ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Пророка Мухаммада) остались лучшими и в Исламе, ибо обладали знаниями».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) еще говорил:

«Кто сохранит для моей общины (уммы) сорок хадисов из Сунны и передаст их им без искажений, тому я буду заступником и свидетелем в Судный день».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Того, кто стремится к достижению понимания религии Аллаха, Всевышний Аллах избавляет от всех забот, и наделяет благами оттуда, откуда он и не рассчитывал».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«Поведал Аллах через откровение [пророку] Ибрахиму (Аврааму): «О, Ибрахим, воистину, Я - Всезнающий и люблю каждого знающего!». Имеются в виду обладатели истинных знаний, которые поступают согласно им.

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Да не будет для меня благословенным восход солнца того дня, в течение которого я бы не обогатился знанием, приближающим меня к Аллаху». Этот хадис должен стать девизом каждого человека».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Лучшее в вашей религии - ее легкость, а лучшее поклонение – знание религии». Поклонение Аллаху является выполнением Его предписаний, а приобретение знаний, безусловно – обязанность, возложенная на нас Всевышним. Согласно этому хадису приобретение полезных знаний тоже является поклонением».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил, обращаясь к сподвижникам, что они живут в такое время, когда есть много знатоков религии и совершение доброго дела в нем лучше, чем приобретение дополнительных знаний. Но наступит для людей время, когда знатоков религии будет мало, и приобретение знаний тогда будет лучше, чем деяния.

Его спросили: О Посланник Аллаха, какое из добрых дел самое лучшее?

Его вновь спросили:

-Какое знание ты подразумеваешь?

-Мы тебя спрашиваем о добром деле ('амаль), а ты в ответ говоришь о знании!

- Воистину, малое деяние, исполненное с познанием Аллаха, приносит пользу, а большое деяние, совершаемое без познания Аллаха, не дает никакой пользы.

В своей книге «Сахих» Муслим передает, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями Мекки?». Тот ответил: «Ибн Абзу». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и хорошо знает наследственное право». Тут ‘Умар (да будет доволен им Аллах) процитировал слова Пророка (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам):

«Поистине Аллах с помощью Корана возвысит одних людей и унизит других!».

Знание возвысило простого раба до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над ними, которому они покорно подчинились и признали его превосходство.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведнего сына, который обращается к Аллаху с мольбами за него».

Знания приравниваются к имуществу, пожертвованному в пользу общества мусульман, праведным детям, которые будут выплачивать милостыню (садака) за своих родителей, и обращаться к Аллаху с мольбами об их прощении и милости!

Посланник Аллаха (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«Достоинство знаний выше, чем достоинство поклонения, а основная часть религии – это благочестие (вара‘)».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай».

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Отправление за наукой с утра и изучение ее раздела лучше совершения молитвы из ста рака‘атов».

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Раздел знания, которому обучается человек, для него лучше земного мира и всех его благ».

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Ищите знания, даже отправляясь в Китай». В этом хадисе Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) призывает людей терпеть трудности и жертвовать всем ради знаний.

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина».

«Приобретайте знания от колыбели до могилы».

Эти хадисы являются доказательством того, что каждый человек обязан постоянно пополнять свои знания, изучая религию и науку.

Посланник Аллаха (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Знание - это сокровищница, ключи от которой – вопросы. Вы спрашивайте, поистине, в этом польза для четверых: спрашивающему, ученому, слушающему и любящему их всех».

В хадисе Пророка (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) говорится:

«Присутствие на собрании благочестивых ученых лучше молитвы в тысячу рака‘атов, посещения тысячи больных и участия в тысяче похорон».

Его (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) спросили: «О Посланник Аллаха, лучше и чтения Корана?».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«Разве полезен Коран без знаний в религии?». То есть, имеется в виду, что не имея правильного вероубеждения и не выполняя предписаний Аллаха, чтение Корана не даст пользы».

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

«Если кого-то настигнет смерть, когда он ищет знания, чтобы этим возродить Ислам, то между ним и пророками в Раю только одна ступень».

После пророков на самом почетном месте в Раю будут те, которые умерли, находясь на пути приобретения религиозных знаний с благими намерениями.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

«Если кто-то, получив в дар знание Корана [и его правильное понимание], сочтет, что кому-то другому дана вещь лучше, то этим он унизил то, что возвеличил Всевышний Аллах».

Из приведенных хадисов Пророка (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) видно, что приобретение знаний не является обязанностью одних лишь ученых и студентов. Каждый человек может приобрести и передать другому частичку полезного знания, заслужив тем самым довольство Аллаха и Его награду.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующая цитата


Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (Абу Шайх).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». (Табрани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов. Вот смысл некоторых из них.

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии». Это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом.

«О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень» (Табрани в книге «Авсат»).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от всего пагубного» (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умрет шахидом». (Табрани, Баззар).

Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов». Хадис приводит Ибн Маджих с красивым иснадом.

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков» (Дайлами). (Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков).

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха» (Табрани, Ибну Абдул Барри).

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех». Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах ), приводит Дайлами.


«Алимы – это светочи земли, преемники пророков и наследники мои и других пророков». Хадис, рассказанный Али-асхабом, приводит Ибн Адийна.

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводят Абу Шайх и Дайлами.

Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

«Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берет на Себя».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды» (Абу Нуайм).

«В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мертвых» (Аль-Асакири).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов» (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей» (Дайлами).

«Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха , того ищет ад» (Ибн Наджжар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

«В День суда Аллах соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

Еще говорит Аллах в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах ) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».

В досточтимом Коране еще немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллах делает её полезной для людей - они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху . Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные - все просят Аллаха о прощении их (т.е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их». (Ибн Абдул Барри и другие).

Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: