Про высокомерие в исламе цитаты
Обновлено: 06.11.2024
О мусульмане, размышляйте обо всем сердцем и вы найдете Всевышнего во всем и увидите Творца во всякой вещи. Как же вы можете презирать творения Аллаха? Возвеличивайте творения Всевышнего Аллаха глазами и сердцем.
Знайте, мюрид не достигнет совершенства, пока будет замечать недостатки в других людях. Пока мюрид видит недостатки людей, он нуждается в том, кто будет совершенствовать и воспитывать его и доведет до такой степени, на которой находятся ангелы, пророки и праведники.
Однажды с шейхом Мухиддином ибн аль-Араби (да будет свята его душа) случилась такая история. Когда он сел на корабль, поднялся ветер и начался шторм. Он сказал: «Успокойся, о озеро, над тобой находится море знаний!». После его слов море утихло, из него вышло огромное животное и обратилось к шейху: «О Мухиддин, я задам тебе один вопрос, если ты ответишь на него, то будешь учёным, а если нет – невеждой». Он спросил: «Что за вопрос?». Животное сказало: «Если Аллах превратит мужа женщины во что-либо (не человека), то каков будет её период идда* : как у женщины, у которой умер муж, или как у той, которая получила развод?». Шейх не знал, что сказать. Тогда животное сказало: «Если ты сделаешь меня своим шейхом-наставником, то я отвечу на этот вопрос». Ученый согласился и животное ответило: «Если мужа превратили в живое существо, то женщина соблюдает идда как после развода. А если его превратили в неодушевлённый предмет, то идда будет как после смерти мужа».
После этого случая до самой смерти от шейха Мухиддина (да будет свята его душа) не слышали даже намёка на то, что он обладает знаниями.
* Идда — определенный период времени, в течение которого женщина, у которой умер муж или которая была разведена, не имеет права выходить замуж за другого.
Поразмысли над следующими словами, которые ты мог бы сказать: «Если бы я не боялся, что такой-то человек возгордится, когда я стану принижаться и проявлять скромность перед ним, то я бы сделал это». В этих словах содержится предел высокомерия. Потому что ты ставишь себя выше своего брата, а затем как бы опускаешься до его уровня.
Что касается скромности познавших Аллаха, то она лишена высокомерия, ибо они не думают, что их духовная степень выше, чем у кого-либо из мусульман. Пророки, будучи безгрешными, тем не менее, просили Всевышнего Аллаха защитить их от сатаны
и от смуты лжемессии – даджаля.
Наш господин Али аль-Хаввас (да будет свята его душа) говорил: «Смута даджаля – это боязнь, что люди, заставшие времена Даджаля, оправдают его, когда он станет претендовать на божественные качества».
В хадисе говорится, что Всевышний Аллах сказал (смысл): «Величие и гордость – Мое одеяние (то есть качества, присущие только Господу). Кто захочет снять с Меня одно из них, того Я погублю».
О мусульмане, остерегайтесь судить кого-либо. Поистине, у Всевышнего Аллаха есть господа в образе рабов, как есть и рабы в образе царей. Всевышний часто надевает на Своего раба одеяния рабства (убудийя) перед Ним и делает его рабом в собственных
глазах, но господином в глазах окружающих.
Знайте, кто думает, что его нафс лучше, чем у фараона, тот проявляет высокомерие.
Нет должника, который откладывал бы выплату долга дольше, чем нафс. Нет большего врага, чем сатана. Нет противника сильнее, чем собственные страсти. Ничто не отталкивает помощь Всевышнего, как высокомерие, ибо дождевая вода собирается только в низменности, а не на вершинах гор. Также обстоит дело и с сердцами высокомерных людей: милость оставляет их сердца и поселяется в сердцах тех, кто обладает скромностью. При этом высокомерными являются те, кто не принимает истину, а не те, кто одевается изящно и красиво.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Высокомерие – это пренебрежение истиной», то есть отказ от нее и презрение к людям.
Однако не думай, что высокомерие присуще лишь высокопоставленным или состоятельным людям. Иногда оно может быть присуще даже тому, у кого нет еды на ужин.
Гордыня лишь портит, но не улучшает. Потому что это надменное отношение к созданиям Всевышнего Аллаха.
Знай, что каким бы отвратительным делом ни занимались грешники, ты не должен считать себя лучше них. Если мюрид считает себя лучше собаки или мухи, то он лишён совершенств великих людей (шейхов). Ты можешь гневаться на грешников за то, что они, оставив истину, последовали за ложью и оказались отдалены от пути пречистого Аллаха. Гнев в таком состоянии будет гневом ради Аллаха** . Ведь возможно, грешники рас каются и обратятся к Аллаху и их положение, может, станет лучше нашего.
** То есть, не унижая и не гневаясь на них самих, а на их ослушание и грех.
Аш-Шаарани (да будет свята его душа) спросил своего наставника Али аль-Хавваса (да будет свята его душа): «Как мне, будучи ученым, следующим за своими знаниями, считать себя ниже невежды и нече стивца?». Наставник ответил: «В действительно сти превосходство людей друг перед другом заключается не в их сущности (телах), а в их каче ствах. Подумай о словах Всевышнего (смысл): «Скажи, о Пророк: я тоже человек, как и вы, ко мне ниспосылается откровение» (сура «Аль- Кахф», аят 110).
Всевышний не сделал между людьми и Пророком (мир ему и благословение) различия, кроме как в получении откровений и в том, что касается покорности перед Всевышним, ради которой и созданы все люди. Из этого ясно, что достоинство людей друг перед другом бывает только в том, что устойчиво, не меняется. А знания и состояние человека меняются». Поэтому, о мусульманин, если тебя лишить знаний, то достоинство, благо даря которому ты увидел себя выше невежды, покинет тебя.
В присутствии пророка Мусы (мир ему)двое стали хвалиться своим знатным происхождением. Один из них сказал: «Я – такой-то, сын такого-то», и перечислил предков до девятого колена. Тогда Всевышний ниспослал пророку Мусе (мир ему) откровение: «Скажи ему: «Все предшественники твоего рода горят в огне Ада, и ты десятым последуешь за ними»».
Знайте, что три черты характера являются деяниями благородных людей:
первое – они любят расходовать свои средства на нуждающихся;
второе – любят помогать слабым мусульманам;
третье – любят скромность и трудности, которые доставляют им люди.
Абу Саид (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Учёные Милостивого Аллаха – обладатели смиренности и скромности. А учёные правителей*** – обладатели гордыни и высокомерия».
Также было сказано: «Скромность – это благо, которому люди не завидуют. Высокомерие – это беда, при которой люди не испытывают сострадания. Величие человека – в скромности, а кто ищет его в высокомерии, тот его никогда не найдёт».
Пророк (мир ему и благословение) рассказал: «Желающий, чтобы люди возвеличивали его, пусть готовит себе место в Аду».
У праведных предшественников взяли обет, чтобы они возвеличивали людей в соответствии с их скромностью. Поэтому больше всех почтения и радушия заслуживает тот, кто более покорен Всевышнему и проявляет скромность в отношениях с людьми.
Мой господин Абдулькадир аль-Джилани (да будет свята его душа) говорил: «Я достиг познания Аллаха не посредством ночных бодрствований и дневных постов, а благодаря щедрости, скромности, искренности, обращению к Творцу языком униженности и
нужды, осознанию милости и благ Всевышнего Аллаха и отречению от собственной силы и мощи совершать что-либо».
Обладателя смиренности Всевышний Аллах наделяет возможностью приблизиться к Нему.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кому бы Всевышний ни явил Себя, он непременно станет смиренным».
Когда раб Милостивого проявляет насилие над кем-либо или вступает с ним в тяжбы, нам становится ясно, что он не из тех, кого приблизил к Себе Всевышний.
Следующая цитата
Каждый мусульманин знает, что высокомерие — один из тяжелейших грехов и причина, по которой Всемогущий Аллах, свят Он и велик, проклял Иблиса, отказавшегося поклониться Адаму, да будет мир с ним. Редакция нашего сайта перевела для вас несколько десятков преданий от Посланника Аллаха и Ахль аль-Бейт его рода, да будет мир над ними всеми, дающих чёткое определение высокомерию и предостерегающих верующих об опасности, которую этот грех представляет.
1. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не сможет высокомерие найти пути к сердцу человека, если тот будет принижать его в своих мыслях вне зависимости от их количества» («Бихар аль-анвар», т. 78, с. 186).
2. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто очистится от высокомерия, тот станет щедрым» («Бихар аль-анвар», т. 78, с. 229).
3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Величие принадлежит Аллаху, свят Он и велик. И кто будет посягать на это, того Аллах сотрясёт в адском пламени» («Бихар аль-анвар», т. 73, с. 215).
4. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Величие и гордость — одеяние Аллаха: кто попытается забрать их себе, того Аллах бросит в Ад» («Аль-Кафи», т. 2, с. 309).
5. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце будет хотя бы частичка высокомерия» («Аль-Кафи», т. 2, с. 309).
6. Зурара ибн Айан передал: «Имам Бакир и Имам Садык, да будет мир над ними обоими, сказали: „Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть хотя бы частичка высокомерия“» («Саваб аль-а’маль», хадис 871).
7. Абдулла ибн Тальха передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Не войдёт в Рай раб, в чьём сердце есть высокомерие размером с горчичное зёрнышко. И не войдёт в огонь раб, в чьём сердце есть вера размером с горчичное зёрнышко». Я сказал: «Да буду я жертвой за тебя! Мужчина надевает одежду, садится на верховое животное и он близок к тому, что узнаёт в себе высокомерие». Он сказал: «Это не высокомерие. Воистину, высокомерие — это отрицание истины, а вера — это признание истины» («Саваб аль-а’маль», хадис 872).
8. Абу Зарр передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «О Абу Зарр! Все, кроме тех, кто много каялся, если умрут и в сердцах их будет высокомерие размером с песчинку, не почуют они своим носом запах Рая». Я сказал: «О Посланник Аллаха! Я люблю красоту. И даже хочу, чтобы рукоять моей палки была красива и кружева моей обуви были красивыми. Исходит ли от этого запах высокомерия и себялюбия?». Пророк спросил: «Какого твоё сердце?». Я ответил: «Я вижу его на истине и вижу его успокоенным». Пророк пояснил: «Поскольку это не высокомерие. Высокомерие — это отрицание истины и принятие лжи. Высокомерие — это считать что честь людей не такая, как у тебя, и кровь их не такая, как у тебя» («Бихар аль-анвар», т. 77, с. 90).
9. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Искал я смирение и не нашёл его нигде, кроме как в принятии правды. Так будьте теми, кто принял правду. Ведь от того, кто принял правду, отдалено высокомерие» («Бихар аль-анвар», т. 69, с. 399).
10. Абдульаля ибн Айан передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Посланник Аллаха сказал: „Самым большим высокомерием является унижение людей и дерзость к истине“. Я спросил: «Что такое унижение людей и дерзость к истине?». Имам ответил: «Когда человек пребывает в неведении истины и порочит её последователей. Кто поступает так, тот срывает одеяние с Великого и Всемогущего Аллаха» («Аль-Кафи», т. 2, с. 310).
11. Хафас ибн Кейас передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Из числа высокомерных тот, кто считает себя выше других». Я спросил: «А если он почитает себя выше грешника из-за того, что он сам не грешит?». Имам ответил: «Увы, увы… Возможно, грешник будет прощён, но он же останется с книгой деяний» («Аль-Кафи», т. 8, с. 128).
12. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Самые далёкие от меня из вас в Судный день будут говорящие много, то есть высокомерные» («Бихар аль-анвар», т. 73, с. 232).
13. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Начало его — капля спермы, конец же — падаль. Как же удивляет меня между ними мешок с нечистотами — человек, проявляющий высокомерие» («Бихар аль-анвар», т. 73, с. 234).
14. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Только низкий человек может проявлять высокомерие» («Гурар аль-хикам», хадис 9467).
15. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «После нахождения в себе смирения и унижения, никто не проявит высокомерия и не выпрямит шею» («Аль-Кафи», т. 2, с. 312).
16. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Гордость и счастье мужчины в том, что он будет приносить что-то для своей семьи и тем самым отстранит от себя высокомерие» («Танбих аль-хаватир», т. 1, с. 201).
17. Имам Хасан, да будет мир с ним, сказал: «Знающий о величии своего Господа и считающий себя великим — занят делом недостойным, ибо знающий о величии Аллаха и Его возвышенности не должен быть высокомерным. Знающие же о силе и славе Аллаха должны показывать свою ничтожность» («Бихар аль-анвар», т. 78, с. 104).
18. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Высокомерный человек из числа бесплодных друзей» («Гурар аль-хикам», хадис 7464).
19. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто будет высокомерным, тот не станет учёным» («Гурар аль-хикам», хадис 10586).
20. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто будет представлять себя перед людьми высоким, тот будет опозорен» («Бихар аль-анвар», т. 77, с. 235).
21. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Два человека вошли в мечеть: один праведник, а другой — нечестивец. А когда они вышли из мечети, нечестивец стал праведным, а праведник — нечестивым. Так случилось, потому что, войдя в мечеть, праведник стал любоваться своим поклонением, и все его мысли были заняты этим. А мысли нечестивца были заняты сожалением о своём нечестии. И он просил Великого и Всемогущего Аллаха простить содеянные им грехи» («Аль-Кафи», т. 2, с. 314).
22. Абдурахман ибн Хаджадж передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Человек совершает прегрешение, после чего испытывает страх и сожаление. А затем он совершает благодеяние, после чего его охватывает чувство, похожее на тщеславие“. Он сказал: «Его первое состояние, когда он испытывает страх, лучше состояния, когда его охватывает тщеславие» («Аль-Кафи», т. 2, с. 314).
23. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Однажды к сидящему Мусе пришёл Иблис, на котором был разноцветный бурнус. Когда он приблизился к Мусе, он снял свой бурнус и поприветствовал его. Муса спросил его: „Кто ты?“. Он ответил: „Я Иблис“. Муса сказал: „Ты Иблис? Да отдалит тебя Аллах!“. Иблис сказал: „Я пришёл только для того, чтобы поприветствовать тебя из-за того положения, которое ты занимаешь перед Аллахом“. Муса спросил его: „Что это за бурнус?“. Иблис ответил: „С его помощью я похищаю сердца потомков Адама“. Муса сказал: „Поведай мне о грехе, через который ты завладеваешь человеком, если он совершает его“. Иблис сказал: „Когда он восхищается собой, когда он считает, что совершает много благодеяний, а его грехи кажутся ему незначительными“». И сказал Посланник Аллаха: «Великий и Всемогущий Аллах ниспослал Давуду: „О Давуд! Обрадуй доброй вестью грешников и предостереги праведников“. Давуд спросил: „Как мне обрадовать доброй вестью грешников и предостеречь праведников?“. Аллах сказал: „О Давуд! Обрадуй доброй вестью грешников, сказав им, что Я принимаю покаяние и прощаю грехи. И предостереги праведников, чтобы они не восхищались своими деяниями. Нет человека, который бы не погиб, если бы Я установил его для расчёта“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 314).
24. Абдулла ибн Касим передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Высокомерные в День суда будут воскрешены мелкими муравьями в образе людей. И их будут топтать, пока Великий и Всемогущий Аллах не завершит расчёт Своих творений. Затем их поведут к огню, не похожему на огонь, и напоят из лон распутных женщин грязью обитателей огня» («Саваб аль-а’маль», хадис 875).
25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В Аду есть пропасть для высокомерных, называемая Сакар. Эта пропасть жалуется Великому и Всемогущему Аллаху на нестерпимый жар и просит у Него разрешения вздохнуть. И когда она вздыхает, то сжигает огнём весь Ад» («Аль-Кафи», т. 2, с. 310).
Следующая цитата
Высокомерие является одним из самых губительных для человека свойств. Чтобы раскрыть заблуждение и несчастье гордого человека, достаточно одного аята Корана (смысл): «Поистине, Он (Всевышний) не любит горделивых людей». Какое же несчастье может для мусульманина быть хуже это?
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть гордость, равная даже зернышку горчицы». В другом хадисе, перечисляя людей, которые войдут в Ад первыми, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «…Первыми войдут в Ад: жестокий правитель, богач, который не выделяет закят со своего имущества, и высокомерный бедняк». Обратите внимание, в этом хадисе в числе трёх категорий, которые войдут в Ад первыми, назван и горделивый человек.
Учёные-богословы утверждают, что гордость является первым грехом. Всевышний говорит (смысл): «Мы повелели ангелам поклониться Адаму (совершить поклон приветствия), и все они поклонились, кроме иблиса – он отказался и возгордился. И он оказался неверующим». Из-за гордости и был изгнан иблис из Рая. До этого же он был самым почтённым среди ангелов.
Высокомерию нет предела. Если не постараться очистить сердце от этого качества, оно разрастётся подобно зерну, брошенному в землю. И подобно дьяволу человек перестаёт подчиняться даже наказам Всевышнего. Высокомерие является плодом самодовольства. Самодовольство же появляется, когда человек забывает, что его деяния совершаются по воле Аллаха, силою, вложенной Всевышним в его тело. Человеку дано право выбирать любое из благих и плохих деяний, но истинным Создателем человека и его деяний является Аллах. Когда человек начинает считать себя создателем и творцом своих благих дел, в нём зарождаются такие непристойные и дурные качества, как самодовольство, высокомерие и пр.
Одним из проявлений гордости является непринятие того, что говорит другой, даже если он говорит правду. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Кто может быть несправедливее того человека, который измышляет клевету на Аллаха и опровергает правду, когда приходит к нему». Каким большим грехом должно быть опровержение правды, если Аллах перечислил этот грех после измышления клеветы на Себя. Не гордость ли служит поводом для совершения подобного проступка? Хадис Пророка (мир ему и благословение) также свидетельствует, что опровержение правды является плодом гордости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Высокомерие – это опровержение правды, пренебрежение людьми и унижение их».
Унижение человека тоже является одним из больших грехов. У мусульман друг перед другом нет превосходства ни в чём, кроме богобоязненности. Пусть знает тот, кто пренебрегает людьми, гордясь своим достатком, и тот, кто гордится своими знаниями, что наш Пророк (мир ему и благословение) – наилучший из всех творений Аллаха – был бедным, и хотя ему было дано самое большое знание, он не гордился. Высокомерие, величие – это эпитеты Аллаха. И Всевышний говорит (смысл): «Кто бы ни стал оспаривать у Меня эти качества, Я его уничтожу».
У человека, созданного из ничтожной капли, превращающегося, в конце концов, в землю, а между рождением и смертью носящему нечистоты, нет оснований для гордости. Обольщение красотой своей природы, забыв о блаженствах (дарах) Создателя, является глупостью. Такого неблагодарного и гордого человека Аллах не оставит без унижения. О том свидетельствует проклятие Всевышним дьявола, как только у того проявилось высокомерие. Мусульманину не следует походить на проклятого иблиса, гордившегося своими знаниями, и на фараона, гордившегося богатством.
Всевышний Аллах даровал человеку возможность подняться даже выше ангелов, но если он не воспользуется этой возможностью и будет проявлять дурные качества, то может опуститься ниже животных. Кто жалеет себя, пусть выберет из этих возможностей лучшую. Творец в Коране говорит (смысл): «Поистине, те, кто творят добро, будут в Раю, и те, кто творят зло (грешат), будут в Аду».
Следующая цитата
«Пришли к вам жители Йемена, сердца которых являются более мягкими, (чем сердца других людей). Вера в Йемене и мудрость в Йемене [1] , гордость и высокомерие свойственны владельцам верблюдов [2] , а спокойствием и степенством отличаются владельцы овец». Этот хадис передали аль-Бухари (4388) и Муслим (52) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (53), «Мишкатуль-масабих» (6258).
См. также хадисы №№ 54 и 2530.
Высокомерие – это черта, подобающая только Аллаху
Что такое высокомерие
Об этом поведал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми?!» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». Муслим (91).
Высокомерие может быть нескольких видов, из них:
1. Когда человек не принимает истину и выдвигает ложные аргументы против неё, как это упоминалось в хадисе от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: «Высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».
2. Когда человек восхищается своей красотой, роскошью своей пищи или одежды и поэтому он испытывает гордость, высокомерие и превосходство над людьми.
Примеры проявления высокомерия из Корана
«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» (аль-А’раф, 7:96);
«У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» (аль-Кахф, 18:34).
Первым, кто проявил высокомерие по отношению к Аллаху и Его созданию был проклятый Иблис, когда Аллах приказал ему пасть ниц перед Адамом, но он высокомерно отказался, сказав: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».
Аллах Всевышний говорит:
«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: “Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?” Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» (аль-А’раф, 7:11-12).
Высокомерие присуще Иблису, и поэтому каждый, кто хочет быть высокомерным, должен понять, что он приобретает черту дьяволов, а не черту достопочтимых ангелов, которые повиновались своему Господу и пали ниц. И «нафх» – высокомерие, порождённое наущениями сатаны.
Примеры высокомерия из Сунны
О наказании для высокомерных
Из Корана:
Всевышний Аллах говорит:
«Когда ему говорят: “Побойся Аллаха”, гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» аль-Бакъара, 2:206.
«А также Карун, Фараон и Хаман! Муса явился к ним с ясными знамениями, но они превознеслись на земле и не смогли опередить наказание» (аль-Анкабут, 29:39).
Из достоверной Сунны:
‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца, передавшего от своего деда (‘Абдуллы ибн‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах,о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Буляс, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей ада под названием тинатуль-хабаль». ат-Тирмизи (2492). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Тирмизи» (2025), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (3583), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (8040), «Мишкатуль-масабих» (5112).
Передают со слов Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шёл, горделиво ступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).
И хадис, в котором говорится, что ад сказал: «Моя доля – высокомерные». аль-Бухари (4850), Муслим (2846).
Про методы борьбы с высокомерием и избавления от него
Сообщается, что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:
Источник
[1] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что йеменцы отличаются силой веры и с готовностью принимают ислам. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари».
[2] Здесь речь идёт о бедуинах. Там же.
[3] Витр – молитва, которая состоит из нечётного числа ракатов. Время её совершения начинается после вечерней молитвы/ишаъ/ и продолжается вплоть до наступления рассвета. См. комментарии к хадису № 151 .
Читайте также: