Природа в евгении онегине цитаты по главам

Обновлено: 06.11.2024

Описания природы в «Евгении Онегине» наполнены любовью и особым трепетным отношением. Пушкин любит родину, он ощущает себя русским, хотя в его жилах течёт кровь разных народов. Чувства к природе поэт проявляет через реалистичные и красочные описания. Все пейзажи узнаваемы и подробны. Дойдя до описания лета, осени, зимы или весны, житель села или небольшого городка сразу представит объёмную картинку.

Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» уделил внимание каждому сезону. Осень у него показана дождливой, зима — солнечной и морозной, лето — жарким, весна — дышащей свежестью. Особенно привлекательна весна. У Пушкина она символизирует такие понятия и явления:

  • юность;
  • чистота;
  • первая любовь;
  • расцвет души.

Другим временам года в «Евгении Онегине» тоже присущи определённые функции. Иногда автор вводит в повествование описания природы, чтобы отделить один временно́й промежуток от другого. Это интересный приём, благодаря которому читатель не путается в сюжетных линиях.

Отношение Онегина и Татьяны к природе

Евгений, выросший вдали от природы, относится к ней прохладно. Он неспособен долго любоваться красотой пейзажей. Приехав в деревню, он восторгается новой обстановкой, но проходит несколько дней и молодого повесу обуревают хандра и скука. Восхитительные пейзажи кажутся ему обыденными, а потом и вовсе надоедают.

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Отношение Онегина к природе можно понять по словам, которыми он характеризует Ольгу: «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Молодой человек проводит параллель между чертами девушки и прекрасным явлением природы, которое кажется ему лишённым смысла и привлекательности.

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

У Татьяны добрый характер и широкая душа, поэт раскрывает сущность девушки, изображая природу такой, какой видит её Ларина. Больше всего героиня любит русскую зиму. Вот каковы зарисовки зимних картин природы в романе «Евгений Онегин»:

  • «лёгкие узоры»;
  • «деревья в зимнем серебре»;
  • «блистательным ковром»;
  • «бразды пушистые».

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Крестьяне тоже живут в единении с природой, но это обусловлено необходимостью. У Татьяны иная ситуация: тонкая душевная организация предопределяет отношение к мирозданию и умение жить в гармонии со стихией.

Весна и лето в произведении

Для автора весна олицетворяет молодость, пылкость сердца, отсутствие тревог. «Пора любви», «ликует и блестит», «на лоне сельской тишины» — вот как поэт описывает это время года, но тут же словами Онегина добавляет, что «мне чуждо наслажденье». Здесь читатель снова видит, что главный герой не испытывает ничего хорошего, глядя на всеобщее ликование. Мёртвой душе всё кажется скучным и тёмным.

Мироощущение героев меняется вместе с расцветом природы. Первые весенние деньки слегка растапливают лёд в душе Евгения, он почти готов влюбиться, но что-то мешает. Автор показывает, что существует некая преграда, из-за которой Онегин не может дать волю чувствам и ощутить вкус жизни. Весна заканчивается, а вместе с ней затухает то сокровенное, что начало зарождаться в душе лирического героя, но так и не переросло в большое чувство.

  • зелёные леса;
  • холмы и степи;
  • величавые реки;
  • широкие поля.

Осень и зима

Известно, что из всех времён года А. С. Пушкин больше всего любил позднюю осень, особенно ноябрь. В это время к нему приходило вдохновение, благодаря которому рождались строки удивительной красоты. В романе трепетное отношение к осени нашло отражение в пейзажных описаниях. Каждое слово дышит любовью.

Вот как изображает автор «унылую пору»:

  • «реже солнышко блистало»;
  • «лесов таинственная сень… обнажалась»;
  • «небо осенью дышало».

Именно осенью развеялись грёзы героев о счастливой любви и началась пора духовного роста. Это время подготовки к тому, чтобы отрешиться от мирского общества, в котором правят бал лицемерие, равнодушие и подлость.

Наконец, заканчивается подготовка к волшебству и начинается настоящая сказка — зима с искрящимся снегом, трескучими морозами и ледяными чертогами, освещёнными солнцем. Слова и фразы, которые использует поэт, чтобы передать очарование зимы:

  • «грациозность»;
  • «звёзды»;
  • «звучно»;
  • «весёлый» (о первом снеге);
  • «трещат морозы и серебрятся»;
  • «блистает речка»;
  • «на красных лапках гусь».

Зима загадочна, красива и холодна, как и сама Татьяна, и неслучайно это любимое время года девушки.

Таким образом, осенние и зимние пейзажи отражают характеры Онегина и Лариной, передают их мироощущение. Описания весенней и летней природы раскрывают чувства героев, олицетворяя их внутренний мир, выступая фоном для развития сюжетной канвы. Чтобы написать сочинение на хорошую оценку, можно использовать приведённые цитаты или найти композиционные отрывки, в которых показаны пейзажи.

Следующая цитата


Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.

Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.


В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:


Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак


Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:


А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.


Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:


Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:


Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?


Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.


Промелькнуло лето, и снова наступила осень.


Насколько точны и выразительны у Пушкина сравнения, эпитеты и метафоры. Под пером Александра Сергеевича все оживает: север дохнул, завыл, словно предвещает приход зимы и вот сама зима, как живая: пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла берега с рекою. И всем доставила безграничную радость.

Описания природы помогают читателю ощутить бег времени в романе, увидеть среду обитания, в которой жили герои произведения.

Следующая цитата

  • Показывают автора, как человека чуткого, любящего родной край, природу.
  • Образуют фон, на котором происходят те или иные события;
  • Создают настроение;
  • Помогают автору раскрывать внутренний облик своих героев.

Самый первый пейзаж возникает в начале второй главы, где Пушкин описывает деревню и дом, в котором поселился наш герой. Пушкин немногословен. Его описания отличаются емкостью и краткостью.


Так описывает Пушкин деревню, доставшуюся в наследство Онегину. Видно, что у дяди Евгения был добросовестный и умный приказчик. Нет нигде следов убогости и нищеты. Это описание говорит о том, что Онегину досталось хозяйство, крепко стоящее на ногах.

А вот описание дома:


Дядя однажды, в молодости, построил этот дом и больше ничего в нем не менял, не обновлял. Его все устраивало. Поэтому …все это ныне обветшало. Обновлять дом должен был уже Онегин, но как покажут дальнейшие события, ему тоже будет не до того.

В третьей главе Пушкин показывает сад Лариных, где встретились Евгений и Татьяна.


Кусты сирен, куртины, мостики – все это говорит о том, что сад ухожен. В нем есть цветочные композиции – куртины, мостики через ручьи, ухоженное озеро. И далее –

В саду служанки, на грядах,

Сбирали ягоду в кустах.

Здесь описание сада приводится, чтобы подчеркнуть романтический настрой свидания. Что может быть загадочнее и романтичнее роскошного барского сада. Многие литераторы устраивают самые значимые свидания своих литературных героев в тенистых садах.

В четвертой главе появляется описание наступившей осени.


Здесь осенний пейзаж показывает бег времени. Закончилось лето, и наступила осень. День стал короче. Листопад оголил лес, улетели крикливые гуси. Наступает не просто скучная пора. Это пора тишины. Поэт не говорит, что наступил декабрь. Он показывает первый зимний месяц в морозном пейзаже.


Картина жизнерадостная, а когда представляешь себе гуся на льду, это вызывает невольную улыбку.

Пятая глава начинается описанием зимнего дня.


И далее читатель встречает торжествующего, радостного крестьянина, отправившегося в лес за дровами, и мальчишку, играющего с Жучкой. Здесь зимний пейзаж играет двоякую роль. С одной стороны, читатель должен был представлять себе, как движется в романе время. Не писать же, в самом деле, что наступил январь. Поэт придает этому событию поэтическую форму.

С другой стороны, читатель должен был видеть русскую зиму, которую любила Татьяна. Приближались святки с гаданиями и ее именины. Те самые, которые теперь стали студенческим праздником.

Весенним пейзажем начинается седьмая глава. Трагическая зима пролетела. Наступает весна. Кс Пушкин посвятил очаровательные строки:


Хотя сам Пушкин признавался, что весна навевает на него тоску.


Этот пейзаж – чудный вечер поздней весны, настигший Татьяну в поле чистом. Он отражает настроение самой Татьяны, любившей бродить одна по окрестностям. Так она вышла к дому Онегина. Татьяна пока не знает, что этот вечер должен изменить ее судьбу. Она набрела на дом, в котором жил ее любимый.

Пушкин чаще других героев поэмы показывает на фоне природы юную Татьяну, чувствительную, романтически настроенную барышню. Этим он старается подчеркнуть уровень ее духовного и нравственного потенциала.


Пролетело очередное лето, наступила осень. Любимому времени года Пушкин посвятил всего 3 строчки.

По тому, как стремительно поэт перешел от осени к зиме, можно сделать вывод, что в тот год зима была ранняя, либо он хотел подчеркнуть, что осень в тот год не выделилась особыми событиями.


А вот на зиму была намечено важное в жизни Татьяны мероприятие – ее переезд в Москву на ярмарку невест.

И вновь весна, оживившая Онегина в Петербурге после затяжной депрессии, или как говорили во времена Пушкина, хандры. Весна пока еще календарная. Солнце стало чуть повыше, да снег мягче, сырее. Типичная картина для Петербурга.


Здесь Пушкин показывает, как на Евгения повлияла наступающая весна.

Следующая цитата

Том Онегина

Эпиграф – это цитата, взятая у другого автора, и предваряющая литературное произведение, или отдельную ее главу. Зачастую эпиграф выражает главную идею, заложенную ее автором в литературном произведении.

Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого.

Из частного письма (франц.).

К вступлению были предпосланы строки из французского письма. Эти строки Пушкин применил по отношении к себе. Сам Пушкин в юности лучше знал французский. Даже в Лицее сверстники называли его французом. Русский язык он знал хуже, и первые его отроческие стихи были написаны на французском языке. Своему знанию русского языка он должен быть обязан няне Арине Родионовне и конечно преподавателю словесности в лицее Александру Ивановичу Галичу, русскому поэту и философу.

Эпиграф перекликается с его словами из вступления:

Пушкин, таким образом, признается в своем поступке, что написал произведение, и предпосланным эпиграфом говорит, что он тоже не лишен тщеславия, и надеется на благосклонность читателя.

В первой главе предпосланы слова:

И жить торопится, и чувствовать спешит

Князь Вяземский

Это он уже о своем герое – Евгении Онегине. Пока Онегин скакал на почтовых к своей деревне, полученной им по наследству, Пушкин успел рассказать, какой образ жизни, зачастую беспорядочный, зачастую излишне активный, он вел, живя в Петербурге. Он никого не любил, зато умел лицемерить, ревновать. Наставляя рога мужьям, был с ними в прекрасных отношениях. В течение одного дня успевал попасть на светский раут, выпить с друзьями, вскружить голову какой- нибудь барышне, заехать попутно в театр. Его ни что не радовало, ни возбуждало. Жизнь успела приесться.

Очень короткий, и довольно оригинальный эпиграф предпослан ко второй главе:

В ней Пушкин описывает деревню, «где скучал Евгений», знакомит с главными героями, а рассказывая о них, показывает быт провинциальной России.

Третья глава посвящена Татьяне.

Она была девушка, она была влюблена.

Мальфилатр

Эпиграф на французском. Татьяна была увлечена французскими романами. И любовь ее тоже находилась под влиянием этих романов.

Эпиграф 4-й главы – Высказывание Неккера:

Нравственность в природе вещей.

Глава посвящена объяснению Онегина и Татьяны в саду. Обстановка в духе французских романов, но не того ожидала бедная Таня от Онегина.

5-я глава посвящена русской зиме, началу святок, и вещему сну Татьяны. Здесь конечно русский эпиграф – строки из поэмы Жуковского:

О, не знай сих страшных снов,
Ты, моя Светлана!

6-я глава повествует о дуэли и гибели Ленского. Для эпиграфа к этой главе Пушкин взял строки из Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки — прирождённый враг мира — родится народ, которому не больно умирать». Но он выбросил среднюю строку и таким образом, смысл в эпиграфе изменился.

Там, где дни облачны и кратки, родится народ, которому умирать не больно.

С пропущенным средним стихом цитата истолковывается иначе. Отсутствие страха смерти заключается в разочарованности и преждевременной душевной старости. Это истолкование больше подходит к Онегину, поскольку Ленский любил жизнь, и хотел жить. И сюда он пришел, чтобы отомстить за себя и за свою любимую.

С другой стороны, разочарование, дряхлость души, «блеклый жизни цвет» характерны для жанра элегии, в котором творил Ленский. Таким образом, данный эпиграф многозначителен.

В седьмой главе отъезду Лариных в Москву посвящены всего несколько строф, Но зато в эпиграф Пушкин поставил 3 цитаты, вероятно, желая этим подчеркнуть значимость этого события в жизни Татьяны.

Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?

Дмитриев

Как не любить родной Москвы?

Баратынский

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше? Где нас нет.

Грибоедов

Конечно, цитаты о Москве могли быть только на русском, родном для Москвы, языке.

Прощай, и если навсегда,
То навсегда прощай.

Здесь тоже наблюдается многозначительность. Есть выражение: уйти по-английски. Так, не прощаясь, ушла из комнаты Татьяна. Примерно также оставил Пушкин своего героя, оставив читателей домысливать, что же было потом.

Читайте также: