Преступление и наказание пейзажи цитаты по главам

Обновлено: 06.11.2024

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!

Ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения, и перемена эта произошла как то в один миг, в одну минуту.

Да вот еще: я убеждён, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумашедших.

Баба с ребёнком просит милостыню, любопытно, что она считает меня счастливее себя. А что, вот бы и подать для курьезу.

Отчего ж и не побывать пошляком, когда это платье в нашем климате так удобно носить и особенно если к тому и натурально склонность имеешь.

Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу. Пью, ибо сугубо страдать хочу!

Иногда этак человек вытерпит полчаса смертного страху с разбойником, а как приложат ему нож к горлу окончательно, так тут даже и страх пройдет.

Но тогда, то есть в начале знакомства, сами знаете, бываешь всегда как то легкомысленнее и глупее, смотришь ошибочно, видишь не то.

Лучшие цитаты из произведения «Преступление и наказание» (300 цитат)

Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё.

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.

  • Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся.

Сострадание в наше время даже наукой воспрещено так уже делается в Англии, где политическая экономия.

Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

  • Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя! Раскольников

В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.

Болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?

Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое.

Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует.

То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест.

  • Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?

Ох уж эти брюзгливые! Принципы. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет; а по-моему, хорош человек вот и принцип, и знать я ничего не хочу.

Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Тем что оттолкнешь человека не исправишь, тем паче мальчишку. С мальчишкой вдвое осторожнее надо.

У нас есть, дескать, факты!» Да ведь факты не всё; по крайней мере, половина дела в том, как с фактами обращаться умеешь!

  • Да ведь нельзя же молчать, когда чувствуешь, ощупом чувствуешь, что вот мог бы делу помочь.

Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого. Ведь это будущий тон после брака, пророчество.

Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет.

Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.

Заведется у вас страданьице вы с ним как курица с яйцом носитесь! Даже и тут воруете чужих авторов.

  • Ни признака жизни в вас самостоятельной! Из спермацетной мази вы сделаны, а вместо крови сыворотка!

Да и вообще у нас, в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали.

Никому-то из вас я не верю! Первое дело у вас, во всех обстоятельствах как бы на человека не походить!

Он проснулся на другой день уже поздно, после тревожного сна, но сон не подкрепил его. Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку.

Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу Пью, ибо сугубо страдать хочу!

  • Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой
    Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

Дунечка за это же кажется замуж идет. Великолепно! Великолепно!» Раскольников о сестре Дуне

Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.

за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна, имеющего свой капитал и, «кажется, доброго». Это кажется всего великолепнее!

Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные.

Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги.

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!

Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства.

Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета порок-с.

Он, ну хоть немного, да порядочный человек ну, так чем же тут гордиться, что порядочный человек? Всякий должен быть порядочный человек.

Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. -Вы, кажется, игрок? -Нет, какой я игрок. Шулер не игрок.

«Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», – продолжал про себя Раскольников.

Я глаз ее боюсь да глаз Красных пятен на щеках тоже боюсь и еще ее дыхания боюсь Видал ты, как в этой болезни дышат при взволнованных чувствах?

Детского плача тоже боюсь Потому как если Соня не накормила, то уж не знаю что! Не знаю!

Все зависит, в какой обстановке и в какой среде человек. Все от среды, а сам человек есть ничто.

Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге.

Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти.

Я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишкоМуж долго будет.

Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь.

Вам без занятий оставаться нельзя, а потому труд и твердо поставленная перед собою цель, мне кажется, очень бы могли Вам помочь.

Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.

Первый разряд всегда господин настоящего, второй разряд господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.

Он был в поддевке и в страшно засаленном черном атласном жилете, без галстука, а все лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замóк.

Что вы, батюшка, Родион Романович, уж извините меня старика, человек еще молодой-с, так сказать, первой молодости, а потому выше всего ум человеческий цените, по примеру всей молодежи.

Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан.

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.

Откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а все остальное развратничает. Так пахнул на меня этот город.

Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!

Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.

Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге.

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.

Чтобы беспристрастно судить о некоторых людях, нужно заранее отказаться от иных предвзятых взглядов и от обыденной привычки к обыкновенно окружающим нас людям и предметам.

«Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», продолжал про себя Раскольников.

Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест.

В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, эта минута.

Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда, ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время.

Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть!

Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря – и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения!

А! не та форма, не так эстетически хорошая форма! Ну я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почтенная форма?

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так таки разом и ухлопал себя, навеки!

Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.

Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву.

Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же!

Бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестен и который известен только им двум.

Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях.

Если б возможно было уйти куда-нибудь в эту минуту и остаться совсем одному, хотя бы на всю жизнь. То он почёл бы себя счастливым.

Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Скажите, пожалуйста, много ли таких людей, которые других-то резать право имеют?

Как бы ни была груба лесть, в ней непременно по крайней мере половина кажется правдою.

Свидригайлов вздрогнул: это ты было уже как-то не так проговорено, как давешнее.

Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на нее. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошел к окну и стал пред ним.

Человек человеку на сем свете может делать одно только зло и, напротив, не имеет право сделать ни крошки добра, из-за пустых принятых формальностей. Это нелепо.

Всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости.

Но умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные, и вот в этом-то и беда.

Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок, и очень, очень занимала его.

Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости.

И неужели, неужели Вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.

Это было бравое солдатское лицо с седыми усами и бакенами и с толковым взглядом.

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.

Впрочем, вот уж два года хочу все замок купить, прибавил он небрежно. Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости это уж аксиома.

Преступление и наказание городской пейзаж цитаты.

Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание»

и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Символ солнца в романеНеобыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции.

Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.ужас у него душно.

а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек.

Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга —

«частица общей атмосферы романа, душной и безысходной»

.Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце.

Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно

Цитаты из книги «Преступление и наказание»

Ох уж эти брюзгливые! Принципы. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет; а по-моему, хорош человек вот и принцип.

Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.

Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, и ничего.

Я согласен, что привидения являются только больным; но ведь это только доказывает, что привидения могут являться не иначе как больным, а не то, что их нет, самих по себе.

В лавке Федяева иначе не торгуют: раз заплатил, и на всю жизнь довольно, потому другой раз и сам не пойдёшь.

Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля.

Эту-то, теперешнюю квартиру я забыл; впрочем, я её никогда и не помнил, потому что не знал.

Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха.

. если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

« и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее несчастна будешь, а перешагнешь, может, еще несчастнее будешь»

«Впрочем, вот уж два года хочу все замок купить, прибавил он небрежно. Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?»

Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить. Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё. (Раскольников)

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. (Автор)

. сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия. (Мармеладов передает слова Лебезятникова)

Цитаты о преступлении и наказании

Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступления.

Гораздо лучше, чтоб ловкий вор остался без наказания, нежели чтоб каждый честный человек дрожал, как вор, у себя в комнате.

Отдельных солдат полководец может наказывать по всей строгости, но если провинилось все войско, ему придется оказать снисхождение.

Наказание всегда должно считаться не с прошлым, а с будущим, ибо оно есть выражение не гнева, а предосторожности.

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» Базовый учебник.

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М.

Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные—

Следующая цитата

Город Петербург, его природа и погода играют немаловажную роль в романе «Преступление и наказание» (1866) русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821 — 1881). Тем не менее, автор дает лишь краткие описания пейзажи, в которых указывает на духоту и пыльность города, и чистоту природу в не его.

«…На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных…»
— От автора. Часть 2, глава I.

«…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
— От автора. Часть 1, глава I.

«Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».
— От автора. Часть 2, глава I.

«. прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.»
— От автора. Часть 1, глава V.

«Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение… Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
— От автора. Часть 2, глава II.

«Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день. Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница… Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом».
— От автора. Часть 6, глава VI.

«Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями».
— От автора. Часть 6, глава VI.

«День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его».
— О Раскольникове находящимся на каторге в Сибири. Эпилог, глава I.

Обсуждения

“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.

на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.

Описание дождя

Наиболее красочно Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге, который случается накануне явки Раскольникова с повинной:

«Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.»
— От автора. Часть 6, глава VI.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.

М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.

Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города.

В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.

Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Следующая цитата

Оглавление: В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай».

Достоевского « Преступление и наказание»-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».- сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С.

Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.

Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.

Таков уже первый пейзаж романа.

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты

  1. Количество слайдов: 7

Петербург в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты.

«. . . На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.

. . » «. . . Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.

Городские пейзажи Петербурга

Образ Питера стал словно одним из персонажей романа. Кажется, он также живет своей жизнью и способен влиять на других. Достоевский через детали городского пейзажа раскрывает внутренний мир своих персонажей — людей низшего слоя общества. Их Питер совершенно не похож на тот, чьи сцены пытались запечатлеть живописцы или которым восхищаются приезжие. Он совершенно другой.

Уже с самого начала произведения читатель проникается а города Раскольникова. Бедный район Сенной, в котором живет Родион, вряд ли мог бы вдохновить творческого человека на работу. По его тесным грязным улочкам ходят такие же персонажи, как и главный герой. В этой части города не было садов, фонтанов и других украшений. Бедно одетый Раскольников никого не удивлял своим видом. Все роковые события в жизни персонажей были тесно связаны с городом.

На Сенной много распивочных, а потому на петербургских улочках этого района всегда можно днем встретить пьяных людей. Именно в подобных заведениях происходили некоторые события романа:

  • страшная теория Родиона появилась в его голове в распивочной;
  • произошла встреча главного героя с Мармеладовым;
  • за пыльным столом Раскольников беседовал со Свидригайловым.


Бедного студента окружали вонь, грязь и равнодушные пьяные лица, которым было все равно на чужую боль. Сам город словно подталкивает персонажа к нарушению закона, а после отягощает его непростое душевное состояние после убийства.

Бесцельно гуляя по улицам в попытках забыться, Раскольников страдает от летней духоты и пыли. Он задыхается от вони сточных канав. В этом районе нет ничего, что могло бы порадовать уставшего человека. Измученный студент мечтает о зеленых садах, фонтанах и свежем воздухе.

Но столица лишь продолжает наносить удары бедному Родиону. Трагическая участь несчастного Мармеладова, сумасшедшая вдова Екатерина, несчастные запуганные дети — все это хорошо описывает Питер и его жителей. В неблагополучных спальных районах нет места чудесным достопримечательностям — здесь не цветут сады и архитектура не поражает красотой. Это совершенно другой Петербург.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .

В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов. Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни.

Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.

Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.

Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.

Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит летом и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка Раскольникова мы смотрим на Петербург: «…на улице жара стояла страшная, и к тому же духота, толкотня, всюду известка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность снять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Голодный молодой человек чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Описание Петербурга воспринимается как зримая картина внешнего мира, которую видит перед собой герой, как отражение чувств Родиона Раскольникова.

Действие романа происходит большей частью на улице.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.

М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.

Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города. В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города. В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.

Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина

И сам он, подсчитывающий на ладони все свое состояние («около тридцати копеек»), может лишь издали, сквозь ограду созерцать недоступный для него благодатный земной рай. Художественным первоисточником этой сцены скорее всего стало стихотворение Ф.И.

Тютчева «Пошли, Господь, свою отраду…» (1850): Пошли, Господь, свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий, мимо саду Бредет по жаркой мостовой; Кто смотрит вскользь через ограду На тень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных, светлых луговин. Не для него гостеприимной Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана, Напрасно взор его манит, И пыль росистая фонтана Главы его не освежит. Пошли, Господь, свою отраду Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий, мимо саду Бредет по знойной мостовой.

Это стихотворение вошло в поэтический сборник Тютчева, вышедший из печати в 1854 году в качестве приложения к журналу «Современник». Достоевский, познакомившись с этим сборником, писал А.

Н. Майкову 18 января 1856 года: «Скажу Вам по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен; но… и т.д.

(…) Впрочем, многие из его стихов превосходны» (Достоевский Ф. М. Указ. собр. соч. Письма. Т. 28. Кн. 1. С. 210). Дважды у Тютчева упоминается фонтан.

Этот образ контрастен другим, открывающим и заканчивающим стихотворение: «летнему жару и зною», «знойной мостовой». Роман Достоевского открывается таким описанием Петербурга: «На улице жара стояла страшная,

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .

Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.

Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.

Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.

Обсуждения

“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.

на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных.

Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» .

в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

. Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла

Афоризм – крылатые слова о жизни и литературе

Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен.

Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные , ситуации.

Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева.

Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Преступление и наказание.

подскажите пожалуйста,где в романе даны описания пейзажей?

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.

Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.

позвонил в старухину квартиру.

Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди.

В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Небольшая комната,

Читайте также: