Представители темного царства цитаты
Обновлено: 06.11.2024
1) "Темное царство" - зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Это представители бездуховности, без нравственных качеств, а именно Кабаниха и Дикой.
Добролюбов анализирует внутреннее состояние героев "тёмного царства" : "все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она еще и не видна хорошенько, но уже посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения и что при первой возможности их бросят."
2) Добролюбов, назвал Катерину "Лучом света в темном царстве" и признавал, что она своей жизнью выразила "протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина". Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: "в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения."
Добролюбов дал высокую оценку героине: "Решительный, цельный русский характер.. .сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.. .Вот истинная сила характера!"
Следующая цитата
Драму «Гроза» принято считать одним из главных произведений А. Н. Островского. И это нельзя отрицать. Любовный конфликт в пьесе отходит чуть ли не на последний план, вместо этого обнажается горькая социальная правда, показывается «тёмное царство» пороков и грехов. Добролюбов называл драматурга тонким знатоком русской души. С этим мнением трудно не согласиться. Островский очень тонко описывает переживания одного человека, но при этом точен в изображении общечеловеческих пороков и изъянов человеческой души, которые присущи всем представителям «тёмного царства» в «Грозе». Таких людей Добролюбов назвал самодурами. Главными самодурами Калинова являются Кабаниха и Дикой.
Дикой – яркий представитель «тёмного царства», изначально показан как неприятный и скользкий человек. Он появляется в первом действии вместе со своим племянником Борисом. Савл Прокофьевич очень недоволен появлением Бориса в городе: «Дармоед! Пропади ты пропадом!» Купец ругается и плюётся на улице, чем выказывает свою невоспитанность. Следует отметить, что в жизни Дикого места для культурного обогащения или духовного роста совершенно нет. Он знает лишь то, что положено знать, чтобы руководить «тёмным царством». Не знает Савл Прокофьевич ни истории, ни её представителей. Так, на цитирование Кулигиным строк Державина Дикой приказывает не грубить ему. Обычно речь позволяет многое сказать о человеке: о его воспитании, манерах, кругозоре и прочем. Реплики Дикого полны ругательств и угроз: «ни одного расчета без брани не обходится».
Дикой не понимает, что значит трудиться ради общего блага. Кулигин предлагал поставить громоотвод, с помощью которого легче было бы получить электричество. Но Савл Прокофьевич прогнал изобретателя со словами: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую. Захочу – раздавлю». В этой фразе наиболее отчётливо видна позиция Дикого. Купец уверен в своей правоте, безнаказанности и власти. Савл Прокофьевич считает свою власть абсолютной, ведь залог его авторитета – деньги, которых у купца более чем достаточно. Смыслом жизни Дикого является накопление и приумножение своего капитала любыми законными и незаконными методами. Дикой полагает, что богатство даёт ему право ругать, унижать и оскорблять всех. Однако, его влияние и грубость пугают многих, но не Кудряша. Кудряш говорит, что не боится Дикого, поэтому поступает только так, как хочет сам. Этим автор хотел показать, что рано или поздно самодуры тёмного царства лишатся своего влияния, ведь предпосылки для этого уже есть.
Следующая цитата
Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является богатый провинциальный купец Дикой, ставший в произведении символом грубости, жадности, глупости и невежества. Будучи ярким представителем диких и жестоких нравов, он в полной мере принадлежит «тёмному царству». Характеристика Дикого имеет большое значение для понимания той части общества, что тянуло Россию на самое дно. Люди, подобные Дикому, отвергали прогресс и просвещение, счастье они видели в незыблемости традиций, какими бы ужасными они ни были.
Кудряш
Кудряш, как и все в городе, знает, что Дикой — человек агрессивный, без нравственных принципов и представлений о чести.
«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!»
Источник: Действие первое, явление 1
«Как не ругать! Он без этого дышать не может».
Источник: Действие первое, явление 1
Кудряш замечает, что главным поводом для ругательства со стороны Дикого являются деньги — ни одна сделка у него не проходит без страшной ругани.
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Источник: Действие первое, явление 3
По мнению Кудряша, Дикой — человек ограниченный, невоспитанный, который не имеет ни малейшего представления о культуре поведения.
«Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»
Источник: Действие первое, явление 3
Воспитание
Дикой — глубоко невежественный, тёмный человек, который не принимает просвещение.
«Дикой (топнув ногой) Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?»
Источник: Действие четвертое, явление 2
Дикой — невоспитанный, глубоко невежественный человек.
«Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»
Источник: Действие первое, явление 3
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Савел Прокофьич Дикой.
Возраст — не указан, мужчина около 50–60 лет.
Род занятий — купец.
Семья — большая семья, есть дети.
Социальное положение — купец.
Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.
Воспитание — отсутствует, не имеет никакого представления о культуре поведения.
Образование — отсутствует, малограмотный, невежественный человек.
Внешность — не указано.
Характер — деспотичный, грубый, невежественный, трусливый, жадный, подлый, расчётливый, настойчивый.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — агрессивный, грубый, человек настроения, очень жадный, способен уважать только грубую силу, трусливый.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Портрет
Художественный портрет Дикого основан на том, что он является крайне агрессивным, раздражительным человеком и имеет славу первого «ругателя» в родном городе.
«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!»
Источник: Действие первое, явление 1
Дикой — семейный человек, у него есть жена и несовершеннолетние дочери.
Источник: Действие первое, явление 3
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Портретная характеристика Дикого основана на том, что он занимает не последнее место в городе — это богатый и очень влиятельный человек, имеющий большой вес.
Источник: Действие четвертое, явление 2
Борис
Борис отмечает жадность своего дяди, который не намерен отдавать ему положенную часть наследства.
Источник: Действие первое, явление 3
Борис понимает всю тщетность как-то угодить вечно всем недовольному и раздраженному Дикому.
«В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»
Источник: Действие первое, явление 3
Жизнь под одной крышей с дядей открывает глаза Борису на его манеру общения с близкими, которых он совершенно не ценит. Дикой привык при каждом удобном случае срывать свое раздражение на членах семьи.
«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».
Источник: Действие первое, явление 3
Цитатная характеристика
Описание Дикого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Характеристика Дикого другими героями
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Дикого вместе!
Речевая характеристика Дикого
Речь Дикого, его манера разговаривать с людьми, общая интонация наглядно демонстрирует все негативные качества персонажа: жадность, глупость, невежество, полное отсутствие культуры и уважения к собеседнику.
Язык Дикого отличается грубостью, он насыщен бранными, оскорбительными эпитетами и выражениями: «дурак», «дармоед», «проклятый», «червяк». Будучи представителем богатого купечества, Дикой считает себя гораздо выше и «именитее» окружающих его людей. Он уверен, что все вокруг должны пресмыкаться перед ним, и каждый раз при общении намеренно унижает людей: «Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».
Дикой — человек темный, невежественный, и его необразованность постоянно проскальзывает в разговоре. Это особенно заметно при использовании иностранных слов, которые он искажает: «елестричество», «езуит».
Речевая характеристика Дикого красноречиво свидетельствует о том, что герой является глупым, бескультурным, невежественным человеком.
Кабаниха
Кабанова удивляется, что никому из домашних Дикого не удаётся угодить ему — настолько капризным и раздражительным является мужчина.
«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Кабанова замечает, что перед тем, как с кем-то переговорить по делу, Дикой намеренно ругается со своими близкими, чтобы уже в сердитом расположении духа вести дальнейшие переговоры. При этом Дикому совершенно не жаль понапрасну ругаться с членами семьи.
«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!
Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Биография
Савел Прокофьич Дикой — богатый и влиятельный купец, проживающий в вымышленном русском городе Калинове. У него большая семья: жена и несовершеннолетние дочери.
Дикой — успешный делец, который смог сколотить немалый капитал не столько благодаря своим качествам, сколько за счёт обмана крестьян и работающих на него мужиков.
Савел Прокофьич является родным дядей Бориса, чей отец ушел из семьи из-за любви к девушке из «благородных». Согласно условию завещания бабушки Бориса, тот сможет получить часть наследства, если будет почтителен к дядюшке. Дикой берет племянника к себе на работу, но денег не платит и всячески издевается над Борисом, чтобы тот в какой-то момент сорвался и нарушил условие завещания. Самым страшным ударом для него является потеря денег.
Дикой — человек необразованный, который пренебрежительно относится к науке, просвещению, культуре, политике.
Образ Дикого
Савел Прокофьич Дикой является ярким отрицательным персонажем, представителем «тёмного царства». Основными его качествами являются грубость, жадность и невежество.
Дикой недаром получает прозвище главного «ругателя» в городе: он ругается с утра и до вечера, со всеми, кто подвернется ему под руку. Особенно сильно достается тем, кто вынужден решать с Диким финансовые вопросы. Герою очень тяжело расставаться с деньгами, и он старается всячески обмануть или запугать людей, чтобы в итоге оставить их в дураках. Каждый, кто приходит к Савелу Прокофьичу за платой, неизменно будет унижен и оскорблен.
При этом сам Дикой — трусливый человек с низкой самооценкой. Когда приходится вступать в конфликт с человеком, который по статусу является равным или даже выше, Дикой тушуется, утрачивает всю свою привычную злость и резкость. Но он обязательно отыгрывается на более слабых и зависимых, чаще всего достается членам его семьи.
Всё, что интересует Дикого, — это деньги. Живя потребительски, он ничем не интересуется, у него нет каких-либо целей, желаний, хотя с его финансовыми возможностями он мог бы сделать много чего по-настоящему полезного.
Дикой является глупым, необразованным человеком, привыкшим жить в плену суеверий и предрассудков. Он не открыт знаниям, прогрессу, всё новое настораживает его. Глупость героя порождает его агрессивность, раздражительность. Изменить его способна лишь сила, еще более грубая, чем он сам, однако никто не может найти на Дикого управу.
Кулигин
Честный и порядочный Кулигин глубоко возмущён отношением Дикого к людям, которых он постоянно обманывает, обсчитывает, и таким образом приумножает свое состояние.
«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит:
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин признает в Диком человека не только богатого, но и влиятельного в городе. Он обращается к нему в надежде, что тот расщедрится и сделает что-то полезное для горожан.
Источник: Действие четвертое, явление 2
Следующая цитата
Главными представителями «темного царства» в «Грозе» являются Дикой и Кабаниха.
Значительным лицом в городе является купец Дикой. «Ругатель» , «пронзительный мужик» , «воин» - так называют его горожане. Правда, выясняется, что Дикой смел только со слабыми. Его конторщик Кудряш
отвечает грубостью на грубость, и Дикой оставляет его в покое. Домашние же прячутся от Дикого по чуланам, если он не в духе. Наивный Кулигин предлагает Дикому наладить в городе громоотводы, за что получает гневную отповедь: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться» . Добролюбов писал, что название пьесы в переносном смысле обозначает народный протест против удушающих старых порядков. Предложение Кулигина
насчет громоотводов символично: он советует Дикому не жалеть денег на общественные нужды, чтобы спастись от грозы народного гнева. Дикой слишком примитивен и дремуч, чтобы задумываться
об общественной пользе. Он открыто заявляет о том, что недоплачивает работникам и не может совладать с собственным нравом: «Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать
станет.. . ни за что обругаю человека» . Добролюбов назвал Дикого купцом-самодуром. Конечно, Дикойужасен,
но в то же время мы видим, что он быстро приходит в себя, столкнувшись с решительным противником: Кудряшом, Кабанихой. Значит, жертвы самодура тоже виноваты в том, что позволяли ему бесчинствовать.
Более страшным представителем «темного царства» является Кабаниха, потому что она действует под маской благочестия - недаром ее расхваливает Феклуша. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних
заела совсем» , - говорит о Кабанихе Кулигин. Действительно, Кабаниха постоянно твердит о соблюдении строгой морали, божьих заповедей, которые сводятся у нее к страху и подчинению, и буквально
не дает вздохнуть сыну и его жене. Впервые появляясь на сцене, Кабаниха произносит: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала» . Тихон и Варвара
привыкли к постоянному ворчанию матери, они машинально поддакивают ей, думая каждым о своем: Тихон - о беспробудном пьянстве, которое он может позволить себе в отъезде, Варвара- о тайных
свиданиях с Кудряшом. Выросшая на воле Катерина не может привыкнуть к атмосфере
двуличия, царящей в доме Кабановых. Полюбив Бориса Григорьевича, она встречается с ним во время отъезда Тихона, но чувствует себя погибшей. Катерина не может жить с тайным грехом на душе и
признается во всем мужу. Тихон прощает жену, по-своему сочувствует ей, но Кабаниха даже рада: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался! » Критики разошлись
во мнении, сильный или слабый характер у Катерины. Главная героиня отказалась от борьбы и покончила с собой. Однако ее самоубийство приводит к бунту Тихона против матери. Смерть Катерины
предвещает близкий конец «темного царства» . Сама Кабаниха чувствует, что теряет власть над людьми. Когда Феклуша жалуется на наступление прогресса, который она называет суетой, Кабаниха
замечает: «И хуже этого, милая, будет» .
Островский показывает, что «темное царство» держится на деспотизме и беззаконии богатых и покорности бедных. В купеческом городе заправляют самодур Дикой и ханжа Кабаниха. Однако в народе
зреют недовольство и протест, и смерть Катерины, бегство Кудряша с Варварой, бунт Тихона приближают гибель «темного царства ».
Черты характера и поступки
Дикой жить не может без того, чтобы постоянно кого-то не ругать. При этом он никого не стесняется и готов унижать людей где угодно. Особенно сильно страдает от тяжёлого нрава племянник Дикого, Борис, который оказался в полной зависимости от тирана.
«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
Источник: Действие первое, явление 1
Дикой имеет славу первого «ругателя» в родном городе.
«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие первое, явление 1
«Как не ругать! Он без этого дышать не может».
Источник: Действие первое, явление 1
Никто в городе не в состоянии повлиять на Дикого, смирить его крутой нрав.
«Унять-то его некому, вот он и воюет!»
Источник: Действие первое, явление 1
Дикой — жадный и несправедливый человек. Он не готов выполнить завещание своей матери и выплатить долю наследства племяннику Борису. Для него важно оставить все деньги в своей семье.
Источник: Действие первое, явление 3
Ради собственной выгоды Дикой готов ругаться до последнего вздоха. Он обманывает всех, кого может обмануть.
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся».
Источник: Действие первое, явление 3
Источник: Действие первое, явление 3
«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»
Источник: Действие первое, явление 3
Особенно сильно разжигает злость в душе Дикого разговоры о деньгах.
«Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?
Дикой. Еще с утра с самого.
Кабанова. Должно быть, денег просили.
Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
«Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
У Дикого настолько тяжёлый, своевольный характер, что никто не может ему угодить, даже собственная семья.
«На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»
Источник: Действие первое, явление 3
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»
Источник: Действие первое, явление 3
«А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Источник: Действие первое, явление 3
«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Дикой совершенно не ценит свою семью. Он постоянно ругается с близкими и даже намеренно распаляет свою злость, чтобы уже в таком заведённом состоянии общаться по деловым вопросам.
«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!
Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Дикой — большой трус, он обижает только тех, кто слабее его. Если он сам становится объектом ругательства, то впоследствии вымещает всю злость и ярость на близких.
«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».
Источник: Действие первое, явление 3
Дикого не любят даже члены его семьи. Его длительное отсутствие становится большим облегчением.
«Послали из дому узнать, где он. А коли у вас, так пусть сидит: кому его нужно. Дома-то рады-радехоньки, что ушел».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 3
Дикой — высокомерный человек, не способный уважительно относиться к другим людям, особенно к тем, кто ниже его по статусу.
«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».
Источник: Действие четвертое, явление 2
«Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю… Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Источник: Действие четвертое, явление 2
Читайте также: