Предательство в исламе цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Адий бин Амира (радыяллаху анху) однажды услышал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Если мы доверяем человеку в каком-то деле, а он утаит от нас даже ничтожную деталь или информацию, это будет считаться предательством и в Судный День предстанет перед ним».

Тогда один ансар попросил: «О, Посланник Аллаха! Освободи меня от обязанностей, которые ты дал мне. Ведь ты сказал о большой ответственности».

В ответ Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям)сказал: «Я сейчас готов повторить: если мы определяем вам какую-то имущественную обязанность, возвращайте данное на хранение, хоть мало его, хоть много. Из этого имущества возьмите то, что вам дают, и воздержитесь от того, что не принадлежит вам по праву» (Муслим, «Имара», 30).

Не стоит стремиться заполучить пост, дающий власть над людьми. И потому человек на такой должности должен выполнять свои обязанности наилучшим образом и, конечно же, не имеет права брать что-либо сверх определённой ему платы. Считается предосудительным даже принимать подарки, потому что дающие их люди могут преследовать корыстные интересы. Это также открывает дорогу предательству и злоупотреблениям.

Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) были очень щепетильны. Однажды Муазу бин Джабалю поручили собрать закят.Он пришёл к правителю с частью полученных средств и сказал: «Это ваше, а это — подаренное мне».

Благочестивый Умар (радыяллаху анху) велел ему: «Отдай всё Абу Бакру».

Но Муаз (радыяллаху анху) не торопился отдавать подарки. Ночью он увидел во сне, будто стоит возле огромного костра и боится, что упадёт в него. Тут пришёл Умар (радыяллаху анху) и, схватив за пояс, удержал от падения в огонь.

Утром Муаз отправился к Абу Бакру (радыяллаху анху), рассказал об увиденном сне и полностью отдал ему все ценности. Сахаб сказал сборщику закята: «После такого поступка я от чистого сердца дарю их тебе».

А Умар (радыяллаху анху) добавил: «Теперь подарки стали дозволенными (халяль) и подобающими» (Ибнуль-Джаузи, «Манакиб», с. 261).

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) воздавал хвалу людям, которые не посягают на общественное имущество. Однажды он заметил: «Как хороши племена Асад и Ашари: они не бегут с поля боя и не расхищают трофеи. Они из моего рода, и я — из их числа» (Тирмизи, «Манакиб», 74 / 3947).

Всевышний покровительствует тем Своим рабам, которые не совершают измены. В хадисе-кудси записана эта истина: «Аллах говорит: «До тех пор, пока один человек не предаст другого, Я буду третьим между ними. Если один из них предаст своего товарища, Я покину их» (Абу Давуд, «Буйу», 26-27 / 3383).

И как только Всевышний покидает предавших друг друга, между ними встревает шайтан и приводит этих людей к печальному финалу.

Отдельный вид предательства — указание неверного пути тому, кто пришёл за советом. Человек, который знает правду, но не говорит о ней и рекомендует другому ложный путь, совершает великое предательство по отношению к пришедшему с надеждой. В хадисе говорится: «Предателем станет тот, кто посоветует что-то своему брату по вере, зная, что это неправда» (Абу Давуд, «Ильм», 8 / 3657).

Невозможно представить более мерзкого предательства, чем ложь тому, кто доверяет и прислушивается к словам. Ибо человек, который не допускает и мысли о том, что его друг обманет, верит и полагается на его слова. Поэтому и убыток, который он терпит, несравненно больше, чем в других случаях.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Сколь страшное предательство — лгать брату, который верит, что ты говоришь правду, и подтверждает твои слова!» (Абу Дауд, «Адаб», 71 / 4971; Ахмад, IV, 183; Бухари, «Аль-Адабуль-муфрад», № 393).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) описал все признаки и вред предательства, Он хотел стать примером своей общине и просил Всевышнего уберечь его от столь дурного качества: «О, мой Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы предавать доверенное (аманат). Это, поистине, плохая черта характера и дурное поведение».

Так Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) продемонстрировал мусульманам, как надо совершать дуа, и в то же время хотел показать умме, что предательство — ужасное деяние, позорящее и унижающее человека.

Следующая цитата

Одно из праздничных мероприятий шайтана, которое организуется за счёт безнравственности и лживости некоторых людей – это предательство. Масштабы его могут быть разными: от государственных до индивидуально-личных. Но оно – всегда неприятно.

Предательство образовано от слова «предать», «передать» (в смысле оставить, бросить, отдать другому) и означает нарушение верности или долга перед кем-либо, будь то умма, родная страна, близкий друг или коллега.

О предателях

Предательство – один из верных признаков лицемерия. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт».

Также Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».

Говорят, что чаще всего предают те, для кого сделано слишком много хорошего. То есть команда к действию: «Не делай ничего хорошего ни для кого и тебя не предадут». Это противоречит реальности. Если человек предал вас, это не значит, что вы перестарались, это значит, что он – человек низкой нравственности, который вполне мог бы сделать такую гадость и кому-либо другому. Так что вашей вины в этом почти нет (кроме той, что вы имели несчастье связаться с ним).

Положение предателей унизительно в будущем мире. Тот, кто обманул чьи-то надежды в этом мире, увидит разбитыми свои в Судный день. А их мечты о спасении будут также напрасны, как доверие, которое им оказывалось в дунье.

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Лицемеры из-за своего лицемерия будут в самом сильном пламени ада, и они не найдут там заступника и помощника, который бы отвёл от них мучительный огонь »

Если вас предали…

Одна из основополагающих черт мусульманина – стопроцентная безопасность доверия ему и уверенность в том, что на него можно положиться. Другими словами, надежность. Но если всё же кто-то обманул вас или предал, то хочется дать несколько добрых советов, прислушавшись к которым по воле Всевышнего вам будет легче перенести этот удар.

Следующая цитата

Знаю, что должна отпустить обиду. Я не держу зла на этого человека, и тем более не желаю отомстить, но каждый раз, когда вспоминаю о нём, обида на сердце даёт о себе знать. Так значит ли это, что я простила? Просто мне бы хотелось, чтобы он понял свою ошибку, понял, как жестоко предал меня, как ранил меня, и извинился.

Перечитала много статей и хадисов, пытаясь простить, прошу у Аллаха после намаза помочь мне избавиться от этой обиды, но. Как же это больно – предательство дорогого, родного человека…

3. Месть обидчику

Не спешите мстить обидчику. Месть не сотрёт случившегося, а только ухудшит настоящее. Прибегая к мести, вы становитесь пособником в распространении зла на земле. К тому же, вы не можете быть уверены, что будете справедливы в воздаянии обидчику. Оставьте это на волю Всевышнего и на Его Справедливость.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И, если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него, и он будет брошен в Ад»

Тяжело сохранять веру в людей, если ты уже подвергался предательству и обману некоторых из них. Но отличие верующего в его высокой нравственности, которая не позволит его душе разлагаться под давлением неприятных обстоятельств. В хадис аль-кудси сказано: «Поистине, уверовавшие – это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил».

1. Принятие

Иногда нам тяжело принять то, что не соотносится с нашими представлениями о долге, чести, ценностях. Но как бы ни было, жизнь непредсказуема. Никто не может себя чувствовать здесь спокойно и безопасно. Ведь это – жизнь, протекающая в обманчивом мире. Поэтому человек должен быть в состоянии полной боевой готовности. Если не всегда, то хотя бы в стрессовых ситуациях. В хадисе сказано: «Воистину, терпение необходимо при первом шоке». Постарайтесь принять предательство как факт, как явление реальности с первого раза и с мужественным сердцем. Без упрёков, причитаний, жалоб, потери духа. Просто принять: это случилось, это не вернуть вспять. Это необходимо, чтобы мудро продолжить свой путь и избежать поспешно совершённых ошибок. Вспомните слова «Инна лиЛляхи ваинна иляйхи раджиун». И просите: «Аллахумма аджирни фи муссибати вахлиф ли хайран минха». (Все мы от Аллаха и к Нему наше возвращение. Господи, замени случившееся со мной наилучшим). Повторяйте многократно и искренне, пока не почувствуете в себе силы к здравым действиям.

С точки зрения религии:

Отношение к предательству в Исламе резко негативное. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что предательство – одна из черт лицемера (мунафик). Это чуждая искреннему мусульманину черта.

Вряд ли найдётся на свете такой человек, который ни разу не был предан, во всяком случае, который бы так не подумал. Практически каждый из нас проходил через такой период, и сильнее обида бывает тогда, когда подобный поступок был совершён близким нам человеком. Другое дело любой ли не понравившийся нам поступок считается предательством, но сейчас не об этом.

Если Вы хотите душевного покоя, гармонии, лучшим средством будет простить обидчика, об этом говорят и психологи. Простив обидчика, Вы не только облегчите своё душевное состояние, но и получите от Всевышнего огромное воздаяние на Том свете. Берите пример с пророков и праведников, сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые любое причинённое зло человеком видели как волю Всевышнего.

4. Благодарность

Если мы благодарим Всевышнего за что-либо приятное, думаю, есть смысл благодарить и за «неприятности». Возможно, за неё вам простилось что-то из ваших грехов или это стало преградой на пути к чему-то худшему.

Благодарите Всевышнего за те явные и скрытые блага, которые Он нам ниспосылает в разных формах. Тогда неприятности перестают быть неприятностями и становятся возможностью сближения с Всевышним, приводят к согласию с Его волей и преданию себя Ему всецело. А Он, Всевышний, – наилучший доверенный. И Он точно не предаст того, кто на Него искренне уповает. Как говорится, не было бы счастья…

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

2. Работа с последствиями

Это небольшой пункт, но он нужен. Если то, что случилось в результате предательства можно изменить, обдумайте свои шаги и приступайте. Ведь проблемы решаются по мере их появления. Если ничего уже изменить нельзя… Смотрите пункт первый.

С точки зрения психологии:

Каждый день тот или иной человек сталкивается с предательством. Оно может поджидать нас там, где мы его не ждём, может быть постоянным или эпизодическим, равно как и одноразовым, но надолго запоминающимся. На некоторые предательства мы иногда и не реагируем, поскольку понимаем, что они исходят от человека, который не может поступать иначе. От таких людей мы просто отдаляемся и стараемся не иметь с ними никаких дел. Эта категория лиц всегда ищет тех, кто им доверяет, чтобы в дальнейшем воспользоваться этой самой доверчивостью. Мы их называем людьми подлыми, двуличными. Но бывают и такие случаи, когда в результате того или иного поступка приходит острое разочарование в другом человеке, в том, кто, по нашему мнению, поступил вероломно в отношении нас, то есть не оправдал нашего доверия, попросту – предал. Больнее всего, когда этот человек был близок. По всей видимости, Вы столкнулись именно с этим.

Конечно, это чувство разочарования очень неприятно, оно заставляет нас плохо думать о человеке, держать на него обиду. Ещё труднее бывает, когда хочешь простить, а не можешь. Вот тут-то и возникает закономерный вопрос по поводу того, что именно мешает Вам поступить так, а не иначе. О каком именно прощении Вы говорите. Вполне возможно, что Вы испытываете двоякое чувство к человеку, обидевшему Вас. С одной стороны, это может быть любовь, а с другой – боль от осознания того, что Вы не можете его принять таким, какой он есть, и продолжать любить дальше. Хотя возможен и третий сценарий. А именно тот, при котором Вы стремитесь к тому, чтобы человек извинился перед Вами, взял в расчёт тяжесть своего поступка и стал бы иначе на Вас смотреть.

В Вашем случае стоит подумать вообще о том, насколько Вам важно сожаление этого человека, что Вы хотите ему доказать. Если Вы полагаете, что он унизил Вас своим поступком, то тут стоит вообще иначе на всё посмотреть. Этот человек не унизил Вас, а лишь поступил низко в отношении Вас, то есть получается, что ему доверили больше, чем он заслуживал. Хорошо, конечно, было бы, если бы обидчик осознал всё это и постарался улучшить своё положение, но не каждому открывается истина. Многие так и живут, не понимая всех последствий собственных действий. А если это про обидевшего Вас человека, то стоит ли вообще беспокоиться о том, чтобы он хорошо о Вас думал.

Если хотите простить, то ничего Вам не мешает, отпустите и не думайте. А если не можете простить, то, вероятно, из-за того, что в глубине души не хотите этого, и Вам просто в какой-то степени даже комфортно от того, что Вы можете держать на кого-то обиду. Это даёт Вам некое моральное преимущество, некую власть над человеком. Ведь Вам хочется, чтобы он чувствовал себя виноватым перед Вами, это, по Вашему мнению, заставит его хорошо к Вам относиться, с каким-то особым почтением. Как только избавитесь от этой зависимости, так и придёт полное прощение, и Вы сможете отпустить произошедшее.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов
теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Следующая цитата

К сожалению, никто из нас не застрахован от совершения грехов, от того, что живущие рядом не совершат греха. Как вести себя в такой ситуации, как простить или не прощать, как помочь сбившемуся с пути, как самому найти правильную дорогу, как наказать и как принять наказание – об этом мы побеседовали с учёным-богословом, имамом мечети им. Имама Шамиля г. Махачкалы Мухаммад-хаджи Магомедовым.
– Насколько грехи разрушают душу человека?

– Это зависит от степени совершённого греха: ведь грехи есть большие и малые. Малые тоже становятся большими, если постоянствовать в них. И в зависимости от тяжести грехов они влия­ют на сердце человека, а именно – на его веру. К примеру, совершение прелюбодеяния является большим грехом, который отрицательно сказывается не только на том, кто его совершил, но и на обществе в целом, так как распространение его приводит к перемешиванию рода, не говоря о разных болезнях. А по отношению к тому, кто это совершает, Пророк сказал: «Не прелюбодей­ствует прелюбодействующий, будучи в имане», или «Когда раб божий совершает прелюбодеяние, уходит от него вера (иман)». Сказано и о других грехах, таких, как употребление спиртного, воровство, оставление намаза и т. д. Естественно, все эти грехи оказывают большое негативное влияние на веру человека, и не секрет, что нужно от них отдаляться. Если вы их совер­шили, то нужно просить прощения у Всевышнего. В Коране говорится (смысл): «Если вы станете избегать (сторониться) грехов больших, которые запрещены вам, то простим Мы прегрешения ваши мелкие и введём вас [в Рай] через врата благословения» (сура «ан-Ниса», аят 31).

– Верующий человек застрахо­ван от измены?

– От совершения грехов в этом мире не застрахован никто, кроме пророков, так как они ограждены от них. Все же остальные люди, какой бы высокой степени в служении Аллаху они ни достигли, мо­гут впасть в грех, будь то измена или какой-либо другой. Для некоторых это будет испытанием от Аллаха, чтобы они не возгордились перед другими, теми, кто совершает грехи; тем самым им даётся возможность раскаяться, что, в свою очередь, поднимет их степень в Раю. А для некоторых это будет наказанием за их ослушания, чтобы тем самым увеличить им наказание за их неверие и нежелание следовать наказам Всевышнего Аллаха.

– Как мусульманину, живущему в обществе, где измены и пре­любодеяния, к величайшему сожалению, окружают его, не изменить прежде всего себе, своей вере?

– В первую очередь нужно как можно лучше стараться соблюдать обязательные предписания Всевышнего, так как они огражда­ют человека от впадения в гре­хи. В Коране сказано (смысл): «. Поистине, молитва (намаз) оберегает от поступков мерзких и предосудительных. » (сура «аль-Анкабут», аят 45). Нуж­но стараться чаще находиться среди людей, знающих Ислам, богобоязненных, так как этим укрепляется вера, возрастает богобоязненность.

– Если в семье верующих людей произошёл факт измены, с канонической точки зрения эта семья перестаёт быть семьёй?

– Если всё же произошла измена, а она может исходить как от жены, так и от мужа, то эта семья по Шариату сохраняет все права быть семьёй.

Супругам ни в коем случае нельзя спешить с обвинениями. Решение не может основываться на слухах, а непременно должно быть доказано четырьмя свидетелями или признанием обвиняе­мого в измене. Если же четыре человека, будучи в здравом уме и рассудке, засвидетельствуют тот факт, что они лицезрели прелюбодеяние, то Шариат предусматривает для совершившего этот грех соответствующее наказание. Если же вина не доказана по Шариату, но остались сомнения, – у этой семьи есть выбор: супруги могут расстаться или жить вместе, но если они простят друг друга и продолжат жить вместе ради Аллаха, то это лучше.

– Какое наказание для человека, совершившего измену, предусматривает Шариат?

– Совершившие прелюбодеяние (измену) делятся на две категории: те, кто ранее ни­когда не состоял в мусульманском браке (т. е. девственники), и те, кто находился в браке. Первых наказывают сотней ударов плетьми и выселением из селения или города на один год на расстояние 84 км и больше, будь то мужчина или женщина. В Коране говорится (смысл): «И прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них секите сотней плетей. » (сура «ан-Нур, аят 2). Что касается вторых, будь то мужчина или женщина, наказание им – избиение камнями размером с небольшое яйцо, наполняющими ладонь, до смерти. И, конечно, это не делается самостоятельно, простыми людьми. Такое решение может выносить только шариатский суд в лице кадиев, имамов, знающих в совершенной форме шариатские законы, а также свидетелей. Но, учитывая нынешнее время, когда не действу­ют шариатские законы, мы оставляем прелюбодеев на волю Всевышнего Аллаха.

– Что Вы скажете человеку, который, изменив, заявляет: «Я не виноват, мне так было предопределено»?

– Кто в большей степени виноват в измене: тот, кто изменил, или тот, с кем изменил?

– Естественно, виноваты оба, так как они знали о том, что это – грех, и осознанно совершили его. Однако не исклю­чено, что степень наказания будет больше тому, кто первым побуждал к греху и всячески старался заманить жертву разными ухищрениями, уговорами. Но если одного из участников измены принудили к этому, напугав или же применив физическое насилие, то жертва не виновата, если сама не давала для этого повода.

– Если человек совершил измену в современных условиях, когда нет шариатских судов, как поступить тому, кому он изменил: простить или не принять?
– Человек, понёсший наказание в этом мире, бывает прощён в Ахирате, и за это с него больше не будет спроса, а значит, он прощён и здесь, в миру, и к нему нужно относиться как ко всем мусульманам, без акцента на его грех. Но если ввиду каких-либо обстоятельств согрешивший не наказан, то прощение его есть милосердие и благой нрав второго члена семьи, который таким образом проявляет упование на Аллаха и за это получит вознаграждение.

Читайте также: