Позови меня в даль светлую цитаты

Обновлено: 21.11.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 258
  • КНИГИ 653 882
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 388

Позови меня в даль светлую…

В небольшом русском городке, где-то на окраине, где дальше — за пустырем — виден уже и лес и не дымят трубы, в аккуратном домике из трех комнат жила женщина. Звали женщину красиво — Агриппина, Агриппина Игнатьевна Веселова, попросту — Груша. Было ей тридцать четыре года, и были у нее сын Витька двенадцати лет да брат Николай Игнатьевич, главный бухгалтер пригородного совхоза, да где-то был муж… С мужем они разошлись три года назад: тот взял в подруги… бутылку, и та подруга белоголовая завлекла его куда-то далеко, даже и не слышно было, где он.

Брат Николай приезжал по воскресеньям к сестре и племяннику, старался как-нибудь им помочь, продукты привозил, деньжонок иногда.

И один раз, в воскресенье, приехал он с важным каким-то делом… Но пока дело это не выкладывал, а как обычно они с Витькиной матерью воспитывали Витьку.

— Ну сладу нет — не слушается, и все, — жаловалась мать. — Совсем парень выпрягся…

— Что же это ты, Витька? — гудел большой дядя Николай, постукивая толстыми прокуренными пальцами по клеенке. — Не годится так, не годится. А что же дальше-то будет, если ты уже счас… черт-те чего вытворяешь? Ведь матери-то одной трудно с тобой, как ты это не поймешь.

— Ни дьявола не понимает! На днях чего удумал: взял да соседской свинье глаз выбил…

— Глаз? — удивился дядя Николай.

— Но! Ветеринар, сосед-то… ладно, мужик добрый — не пошел никуда жаловаться. А то было бы дело!

— Зачем же ты ей глаз-то выбил? — спросил дядя.

Лобастый Витька сидел тут же, за столом, делал вид, что усердно читает книгу. Молчал.

— Зачем глаз-то свинье выбил?

— Я нечаянно, — буркнул Витька.

— «Нечаянно»! — воскликнула мать. — Знаю я, как нечаянно… Нечаянно. — И повернулась к брату — рассказать: — Я его все в пример ставлю, ветеринара-то: выучился человек, теперь живет-поживает, в доме-то только живой воды, наверно, нет… Бери, мол, пример — приглядывайся. А он его и невзлюбил…

— При чем же тут животное, если тебе человек не поглянулся? Витьк!

— Разве можно такие вещи делать?! Ты что, живодер, что ли?

— Папа родимый — набычится, и не сдвинешь с места, — заключил дядя Николай. Помолчал. Спросил сестру: — Где он счас? Не слышно?

— «Где»! — горько воскликнула мать. — У него дорог много, и все — веселые.

— Эх, Витька, Витька… — вздохнул дядя Николай. — Что ж ты так живешь-то? А?

— Что ты мне очки втираешь! — осердился дядя Николай. — Читает он. — Потянулся, взял у Витьки книгу. — Что ты читаешь? То ж — задачник! Кто же так задачник читает… как художественную литературу. Менделеев мне нашелся!

— Вот так он меня все время обманывает, — сказала мать. — Спросишь: Витька, выучил уроки? Выучил! А где выучил, где выучил — ничего не выучил, одна улица на уме…

— Ты эту улицу брось, Витька, — резонно стал убеждать дядя Николай. — Она до добра не доведет. Хватишься потом, да поздно будет. Вот он, близко будет, локоть-то, да не укусишь. Улица от тебя не убежит, а время уйдет, не воротишь. Ты лучше возьми да уроки хорошенько выучи, чем… глаза-то свиньям вышибать. Чем выбил-то, камнем, что ли?

Витька водил пальцем по синим клеточкам клеенки. На вопрос только неопределенно поморщился и пожал плечами.

Дядя помолчал и спросил совсем другим тоном — мирно, несколько удивленно:

— Так что, здесь тоже свиней держут?

— Держут, — откликнулась мать. — А чего? Мужик-то в доме, так и держут. Зато всю зиму без горюшка — с мясом. Мужик-то есть, чего не держать?

— Витька, — повернулся дядя к Витьке, — иди учи уроки в ту комнату, мне надо с матерью поговорить.

Витька незаметно с облегчением вздохнул и ушел в другую комнату. Накачка кончилась.

— Я вот о чем с тобой, — заговорил Николай негромко. И посмотрел на часы. — Помнишь, я тебе говорил про мужика-то?

— Это… видал я его в пятницу, говорил с ним…

Груша насторожилась. Заинтересовалась.

— Он придет сегодня… — Николай опять глянул на часы, — через десять минут.

— Батюшки! — испугалась Груша. — Чего же ты молчишь-то сидишь? Надо же хоть маленько прибраться, что ли.

— А что у тебя. Нормально и так…

Груша вскочила было, но оглянула комнату и села опять.

— Так ты расскажи про него… Что хоть за человек-то? Ты откуда его знаешь-то?

— Учился с ним на курсах бухгалтеров вместе…

— Так это когда было-то!

— Давненько. А тут встретил его: я в банк приехал, и он туда же пришел. Ну, разговорились… Ну — как, мол, живешь? То-се… Одинокий он счас — разошлись тоже, двое детей было…

— А чего разошлись-то?

— Вот те на! Так это что же мне, шило на мыло менять?

— Да погоди ты! Пил, счас не пьет — лечился, что ли, или так бросил, не спрашивал. Но твердо знаю, что счас не пьет. Хороший мужик. Я рассказал про тебя: вот, есть, мол, сестра — одинокая тоже, парнишка в пятом классе… Приду, говорит. Посмотри, может, что и выйдет у вас. Чего же одна будешь с этих лет…

Через приоткрытую дверь в горницу Витька слышал весь разговор. Навострил уши.

— Страшно, Коля, — говорила мать. — С одним всадилась до ушей… Но тогда хоть молодая была — простительно, а теперь-то — это уж глупость будет несусветная. Сама себя исклянешь…

— А не торопись, никто тебя силком не гонит, — отвечал на это Николай. — Присмотрись сперва… Да и он, думаю, тоже не кинется сломя голову. Алименты только с него здоровые дерут…

— Да это-то… черт бы его бей, с алиментами, они все нынче с алиментами. И я-то ведь не девка. Был бы человек хороший. Не зряшный какой…

— Да нет, он так-то ничего вроде. Вон он идет! Особо не суетись — тоже не в поле обсевок. Но и… это… не строй из себя… Нормально, как всегда…

— Да уж как-нибудь сумею. А семья-то его где, здесь живет?

Николай не успел ответить. В дверь снаружи постучали.

— Ну? — кивком показал на дверь Николай — откликнись, мол.

Груша чего-то растерялась…

Помолчали и вместе сказали:

Вошел носатый, серьезный, преуспевающий на вид человек лет этак сорока трех — сорока пяти. В добром, сталистого цвета плаще, при шляпе и при большом желтом портфеле. Маленькими глазками сразу с любопытством воткнулся в женщину… Но смотрел ровно столько, сколько позволило первое приличие.

— Ну вот, не заблудился, — сказал он. — Здравствуйте.

Николай поднялся ему навстречу.

Поздоровались за руку.

— Сестра моя… Груша — знакомьтесь, — представил Николай.

Груша, по-молодому еще стройная, ладная, тоже поднялась, подала руку.

— Владимир Николаевич, — назвался гость.

— Груша — это… Графена?

— Агриппина, — сказал Николай. — Это родители наши верующие были, ну, крестили, конечно… Хорошо, я под Миколу-Угодника угодил, а то был бы тоже какой-нибудь… Евлампий. — Николай мелко, насильственно посмеялся. — У нас был в деревне один Евлампий…

— Он потом переменил имя, — сказала Груша.

— Да, потом, правда, променял на… забыл, кто он стал-то?

— Тезки, значит. — Владимир Николаевич тоже искуссвенно посмеялся.

— Садитесь, — пригласила Груша.

— Спасибо. Я бы разделся…

— О Господи! — спохватилась Груша. И покраснела. — Раздевайтесь, пожалуйста!

Она была еще хороша, Груша. Особенно заметно стало это, когда она суетилась и на тугие скулки ее набежал румянец, и глаза, широко расставленные, простодушно, искренне засмеялись.

Владимир Николаевич опять ненароком прицелился к ней мелким, острым взглядом.

Следующая цитата

В этом фильме я постоянно ощущаю присутствие Василия Макаровича Шукшина и, думаю, будь он жив тогда, он бы не протестовал. Шукшин хотел сам сыграть Владимира Николаевича, но Станислав Любшин, по-моему, идеален в этой роли и другого мне не надо.

Что сходу завораживает в этой картине – теплота и родственность людей, их глубокий интерес друг к другу, то, что сегодня становится тотальным дефицитом. Поразительно – следишь за историей, где нет злодеев, преступников, и оторваться от неё невозможно. Неужели это всего лишь дикая тоска по простым человеческим истинам?

В этой картине показаны несколько проблемных тем – отношения между взрослыми, взрослыми и детьми, детьми, а также проблема пьянства и её воздействие на людей. И сразу понятно, что особенно волновало Шукшина, как серьёзно он исследовал эти темы в своих немногочисленных картинах.

В фильме «Позови меня в даль светлую» очень трудно назвать главных героев, настолько все интересны и тянут на свою сторону. В центре, конечно, Груша (Лидия Федосева-Шукшина) с сыном Витькой (Володя Науменко).

Муж-пьяница где-то скитается, но алименты присылает. Брат Груши, Николай (Михаил Ульянов), не оставляет надежды устроить жизнь сестры и засылает ей своего бывшего знакомца по бухгалтерским курсам Владимира Николаевича (Станислав Любшин). Так в устоявшуюся жизнь матери и сына входит новый человек.

Этот новый человек и даёт им шанс взглянуть на их жизнь по-другому и задаться вопросом: «А нужен ли ты нам? А не лучше ли нам оставить всё по-прежнему?»

Так часто бывает, что мечтается женщине, как было бы славно переложить часть забот на мужское плечо, но появляется такой вот Владимир Николаевич, от которого только одна нервозность. Они два разных мира. Она – размеренность и покой, натерпелась от прежнего мужа, а он – весь на взрыве и поисках выплеска. Он постоянно говорит о том, как много пил, речь пересыпана тюремными словечками – то ли сидел, то ли часто пил в компании бывших зэков. Он весь ходячее клише, его внезапные выступления – это какие-то лозунги и призывы.

Он насквозь нелепый, жалкий, скучный человек. Он весь в прошлом и озлоблен на всех и вся. Иногда, кажется, что уж лучше бы он пил, чем превратиться в такого неприятного типа. С таким типом сталкивается Груша, чистый, добрый, открытый людям, человек. При всей своей простоте она довольно быстро понимает, кто такой Владимир Николаевич.

Изо всех сил она пытается принять его мир, наперекор своей природной интуиции, но после эпизода в ресторане, куда привёл её ухажёр, мгновенно убирает все сомнения. Сцена, где брат Николай спрашивает её, почему она отказывается от Владимира Николаевича, даёт ей ещё один штрих в характере – она не бросается выставить кавалера в дурном свете (а ведь можно было!), просто и категорично повторяет: «Нет и всё тут!» Брат принимает такой отказ: «Это ж надо так осточертеть, язви тебя в душу».

Отношения брата и сестры удивительно тёплые. Они понимают друг друга с полуслова. Сцена, когда Груша и Николай поют русскую народную песню «Тонкая рябина», а Владимир Николаевич пытается вклиниться в их дуэт, очень откровенна – нет, брат, мы с тобой не споёмся, ты не нашего поля ягода.

Николай прошёл всю войну и сетует, что мало пришлось учиться, и его время безвозвратно ушло. Но он не потерял интерес к разным духовным вещам – вдруг его поражает отрывок из «Мёртвых душ», который все мы заучивали в школе и, который, кстати, не потерял своей актуальности и нынче. Особенно нынче: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Неудивительно, что Николай, шукшинский чудик, мчится со своими вопросами к учителю литературы: «А в тройке кто? Чичиков? Шулер?» Учитель хихикает. Напрасно. Мне Николай представляется более глубокой личностью, чем деревенский учитель, привыкший ездить по одной колее.

Отношения между детьми также трогают своей обыденной теплотой и неравнодушием. Особенно интересна дружба Витьки и Юрки, паренька, постояльца деда Саввы (Иван Рыжов).

Споры между дедом и Юркой выходят на философский уровень, сталкивая разные поколения. И трудно сказать определённо, кто у кого учится. Дед Савва представитель прошлой жизни, старого уклада, но его нравоучения словно предостерегают от катастрофы в человеческих отношениях – нельзя терять корни, иначе, как перекати-поле понесёт человека по земле, и потеряется он за здорово живёшь.

Вполне возможно, что именно речь деда повлияла на решение Груши не привечать Владимира Николаевича. Связь поколений, связь с землёй, близость деревне, где хлеб всему голова – всё это темы «Позови меня в даль светлую». Каждый раз я делаю новые открытия в этой истории. Она всегда вызывает во мне душевный интерес.

Следующая цитата

«В небольшом русском городке, где-то на окраине, в аккуратном домике из трёх комнат жила женщина. Звали женщину красиво — Агриппина Игнатьевна Веселова, по попросту Груша. Было ей 34 года от роду, и были у неё сын Витька двенадцати лет да брат Николай Игнатьевич, главный бухгалтер пригородного совхоза, да где-то был муж» — так начинается кино повесть Шукшина о судьбе русской женщины.

Муж оставил её с сыном три года назад, потому что семья ему «мешала пить». Но у Груши есть старший брат, который переживает, глядя на сестру. Однажды он привел к ней давнего друга, который давно уже пережил страсть к водке и стал нормальным, весьма положительным и благополучным человеком… Однако, Груша не испытывает к этому человеку никаких чувств — он кажется ей совершенно неинтересным и «серым». Сватовство не состоялось По простой причине, о которой скажет сама героиня: «Не лежит душа и всё. Хоть ты что».

Как отмечали критики, по-своему трагична судьба Владимира Николаевича, этого стареющего человека, не умеющего приносить счастье другим, а значит, и самому себе.

Следующая цитата

ПОЗОВИ МЕНЯ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ (1977)
ПОЗОВИ МЕНЯ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ

Лидия Федосеева-Шукшина . Груша Веселова
Станислав Любшин . Владимир Николаевич
Михаил Ульянов . Николай, брат Груши
Володя Науменко . Витя, сын Груши
Иван Рыжов . дед Савва
Олег Новиков . Юра, друг Вити
Николай Бриллинг . Кузьма Егорович
Владимир Суворов . Вячеслав Александрович
Наталья Назарова . Наташа
Алексей Ванин . Алексей
Мария Виноградова . гостья в ресторане
Татьяна Гаврилова . гостья в ресторане
Лидия Драновская . гостья в ресторане
Петр Любешкин . Федор Федорович, сосед
Людмила Гамуряк . Оля, дочь Николая

ПАРАМЕТРЫ частей: 1 размер: 1421 mb
носитель: HDD3
видео: 720x480 XviD 1969 kbps 25 fps
аудио: MP3 192 kbps
язык: Ru
субтитры: нет

ОПИСАНИЕ ПРЕМИИ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ СЮЖЕТ РЕЦЕНЗИИ ОТЗЫВЫ

По повести Василия Шукшина. В одном из русских сел живет Груша Веселова. Муж-пьяница бросил семью, и теперь она одна воспитывает 12-летнего сына. Еще молодая, привлекательная женщина, Груша всей душой тянется к счастью, которого так мало было в ее жизни. Да и для сына будет лучше, если появится в доме мужчина - а то совсем отбился от рук, стал плохо учиться. Но Груша - человек нерешительный, может, так бы и промечтала всю жизнь, ничего конкретного не предприняв, если бы не старший брат ее Николай, натура деятельная и энергичная. Однажды он привел к ней давнего друга, который давно уже пережил страсть к водке и стал нормальным, весьма положительным и благополучным человеком.

«В небольшом русском городке, где-то на окраине, в аккуратном домике из трех комнат жила женщина. Звали женщину красиво - Агриппина Игнатьевна Веселова, попопросту Груша. Было ей 34 года от роду, и были у нее сын Витька двенадцати лет да брат Николай Игнатьевич, главный бухгалтер пригородного совхоза, да где-то был муж» - так начинается повесть Шукшина о судьбе русской женщины. Муж оставил ее с сыном три года назад, потому что семья ему «мешала пить». Но у Груши (Лидия Федосеева-Шукшина) есть старший брат (Михаил Ульянов), который переживает, глядя на сестру. Однажды он привел к ней давнего друга (Станислав Любшин), который давно уже пережил страсть к водке и стал нормальным, весьма положительным и благополучным человеком. Однако, Груша не испытывает к этому человеку никаких чувств - он кажется ей совершенно неинтересным и «серым». Сватовство не состоялось По простой причине, о которой скажет сама героиня: «Не лежит душа и все. Хоть ты что». Как отмечали критики, по-своему трагична судьба Владимира Николаевича, этого стареющего человека, не умеющего приносить счастье другим, а значит, и самому себе.

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ

МКФ МАНГЕЙМ-ГЕЙДЕЛЬБЕРГ, 1977
Победитель: Большой приз (Герман Лавров, Станислав Любшин).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В основу повести «Позови меня в даль светлую», переработанной в сценарий, легли рассказы Шукшина: «Вянет, попадает», «Владимир Семенович из мягкой секции», «Космос, нервная система и шмат сала», «Племянник главбуха».
По воспоминаниям Л. Н. Федосеевой-Шукшиной, Василий Макарович намеревался снять фильм и сыграть в нем «дядю Володю» (в фильме - Владимира Николаевича). Сам Шукшин говорил о проекте: «Фильм будет грустный, а где грустно, там и искусство». Но уход из жизни Шукшина помешал реализовать проект, его идею бережно переложили на язык кино друг и коллега Станиcлав Любшин вместе с режиссером Лавровым.
Фильму предшествовала радиопостановка, которую сделал Станиcлав Любшин.
Первая роль в кино Людмилы Гамуряк (Оля, дочь Николая).
Людмила Гамуряк: "Все произошло совершенно случайно. Мы с подружками сидели на лавочке на набережной, болтали, смеялись. У меня было такое чудесное настроение - я, кажется, даже восторженно взвизгивала: какое небо, какое солнце! И тут боковым зрением замечаю: рядом с нами сидит какой-то человек в надвинутом на лоб капюшоне, внимательно за мной наблюдая. Присмотрелась, а это Любшин. Я осеклась. Наверное, что-то во мне ему понравилось, и он пригласил меня на пробы. Я просто поплыла от счастья. Мы сделали несколько снимков, и я получила роль «дочери» Ульянова. Снялась в двух небольших эпизодах. Нет, страшно мне совсем не было - было интересно. Больше всего поразило доброе, почти отеческое отношение ко мне, девчонке, известных актеров, особенно самого Любшина. "
Цитаты: - У меня друг был, все "шанец" искал. - А что такое "шанец"? - Ну, шанс. А он его "шанец" называл. Показалось ему, что кто-то его с улицы позвал. Ну, он и шагнул с балкона. - Разбился? - Ну, с девятого-то этажа! Он же не голубь мира!; - Я еще писателям завидую. Ослепнет, руки-ноги оторвет, а он диктует. У него профессия-то в голове; - А вот почему человек с похмелья хворает, знаете? - Отравление сивушным маслом. - Доучились. В водке - масло! А сыра там нет, случайно?

Читайте также: