Повесть временных лет цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Въ начало испѣрва створи Богъ небо и землю въ 1 день. Въ вторый день створи твердь, иже есть посредѣ водъ. Сего же дни раздѣлишася воды, полъ ихъ възиде на твѣрдь, а полъ ихъ под твердь. Въ 3 день сътвори море, рѣкы, источникы и сѣмена. Въ 4 — солнце, и луну, и звѣзды, и украси Богъ небо.

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/2

Грѣхъ ради нашихъ попусти Богъ на ны поганыя, и побѣгоша русьскыя князи, и побѣдиша половци

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/2

И идоша за море к варягом (…). Реша руси чюдь, словени, и кричиви и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». // И пошли за море к варягам (…). Сказали руси чудь, словене, кричиви и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Записано под 854 г. (текст по «Радзивилловской летописи»; в «Лаврентьевской летописи»: «Реша русь, чудь. », что не согласуется со смыслом предыдущего и последующего изложения легенды о «призвании», где «русью» называются варяги). Повесть временных лет, с. 13, 149. Близкие параллели – во многих средневековых хрониках, напр. в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского (2 я пол. Х в.), I, 8. У Видукинда послы из Британии говорят саксам: «Обширную (. ) свою страну, изобилующую разными благами, [мы] готовы вручить вашей власти»; и вожди саксов «увидели, что земля [эта] обширна и плодородна». Отд. изд. – М., 1975, с. 128, 129; пер. с лат. Г. Э. Санчука. В «Истории» Геродота (I, 97): «Не можем мы больше жить так, как ныне! Давайте изберем себе царя. Тогда в земле нашей воцарятся закон и порядок (. )« (слова древнейших мидян; пер. Г. А. Стратановского).

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/2

И Измаило роди 12 сына, от нихъже суть торъкмени, печенѣзи, и торци и половци, иже исходят от пустынѣ.

Следующая цитата

И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов сорок тысяч, и пошел на Святополка, призвав бога в свидетели своей правды и сказав: «Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба.

«Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землею».

Окаянный же Горясер, один из посланных, велел тотчас же зарезать Глеба. Повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка.

Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем – бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.

«Если сбудется это, – крещусь!»

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

«Руси есть веселие пить, не можем без того быть».

Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое.

Следующая цитата

. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого.

приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И, когда

Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья.

пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать великую могилу и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и

Полянами прозвались потому, что сидели в поле, а язык был им общий – славянский.

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим.

И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь.

между Припятью и Двиною и назвались дреговичами

От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели.

От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.

Следующая цитата

А древляне живяху звериньским образом, живуще скотьски.

А древляне жили зверским обычаем, жили по скотски.

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/1

А словѣнескъ языкъ и рускый одинъ. От варягъ бо прозвашася Русью, а пѣрвѣе бѣша словѣне; аще и поляне звахуся, но словѣньская рѣчь бѣ.

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/1

Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре приняли.

Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре. Киевляне о принятии христианства по приказу князя Владимира в 988 г.

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/1

Бѣ же имя противнику Сотанаилъ, в неже мѣсто постави старѣйшину Михаила. Сотана же, грѣшивъ помысла своего и отпадъ славы пѣрвыя, наречеся противьникъ Богу. По семъ же въ 5 день створи Богъ кыты, и гады, и рыбы, и птица пернатыя, и звѣри, и скоты, и гады земныя. Въ 6 день створи же Богъ человѣка.

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/1

Богъ бо не хощеть зла вь человѣцѣхъ, но блага, а дьяволъ радуеться злому убийству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти, братоненавидѣния, клеветы. Земли же согрѣшивши которѣй любо, то казнить Богъ смертью, или гладомъ, или наведениемь поганыхъ, или ведромъ, или гусѣницею, или инѣми казньми.

Повесть временных лет /quotes/person/Povest-vremennykh-let/1

Болгаре суть от дщерью Лотову, иже зачаста от отца своего, тѣмже нечисто есть племя ихъ.

Читайте также: