Поведение пьера во время бородинского сражения цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова. Он мало что понимает в стратегии и тактике, но сердцем и душой патриота воспринимает все происходящее.
Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а
также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее.
Не одно только любопытство гонит Пьера на Бородино, он хочет быть среди народа, там, где решается судьба России.
И Пьер -не просто праздный созерцатель происходящего, он пытается быть полезным, мечется, попадает не туда, куда бы хотелось, но куда «уготовано судьбой» : «генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат.. . Чего ездит посеред батальона! — крикнул на него один.. . Он (Пьер) никак не думал, что тут и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него.. . Что ездит этот перед линией? — опять крикнул на него кто-то. »
Неуклюжий, огромного роста, в белой шляпе вначале он неприятно поразил солдат, но затем своим спокойствием он расположил их себе. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище «Наш барин» .
Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского» , здесь происходили решающие события, как потом напишут историки, но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения. Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а только локально, что происходит вокруг. И здесь как в капле воды отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего.
Батарея несколько раз переходила из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «. теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил» . Несколько часов подряд то пешие, то конные сражались друг с другом, «стреляя, сталкиваясь, не зная, что делать» . Адъютанты доносили противоречивые сведения, так как ситуация менялась постоянно.
Следующая цитата
I
1812 год. Наполеон доходит до Смоленска. Между русской и французской армиями происходит сражение под Смоленском. Русская армия отступает к Москве.
II
Старик Николай Болконский живет в своей деревне с дочерью княжной Марьей, внуком Николушкой и прислугой. Старик получает два письма от сына Андрея Болконского. Тот сообщает, что французы двигаются к Москве.
III
Старик Болконкий переживает из-за того, что Наполеон направляется к Москве. Старик вспоминает свою встречу с Потемкиным во времена императрицы Екатерины II. Он грустит по былым временам.
IV
Управляющий Лысыми Горами (имением Болконских) старик Алпатыч едет в Смоленск, чтобы купить кое-какие товары по поручению старика Болконского, а также узнать от губернатора о ситуации в губернии в связи с нашествием французов.
VII
Наполеон двигается ближе и ближе к Москве. Слуга Василия Денисова, хитрый и наглый Лаврушка попадает в плен к Наполеону. Тот лично допрашивает Лаврушку и отпускает его на волю. Лаврушка возвращается в полк и рассказывает о встрече с Наполеоном.
VIII
Старик князь Болконский переживает из-за вторжения Наполеона. Старый князь внезапно переносит два удара (инсульта) и вскоре умирает.
IX
Управляющий Болконских Алпатыч хочет увезти семейство Болконских из имения Богучарово. Но крестьяне в Богучарове бунтуют и отказываются давать лошадей для княжны Марьи.
X
Княжна Марья находится в горе после смерти отца. Но она понимает, что французы опасны. Марья хочет покинуть Богучарово, но уехать нет возможности, так как крестьяне не дают лошадей. Княжна Марья узнает, что ее мужики в имении голодают. Она велит раздать мужикам хлеба из господских запасов. Так она надеется помочь голодным и бунтующим крестьянам.
XI
Крестьяне приходят толпой к княжне Марье. Она объясняет крестьянам, что имение нужно покинуть, так как быть здесь опасно, потому что французы наступают. Глупые крестьяне не понимают, что княжна Марья дает им добрые советы. Они видят какой-то злой умысел в словах Марьи. Они не хотят никуда ехать и не пускают княжну Марью.
XII
Княжна Марья тоскует и плачет по отцу. Она вспоминает тут особую ласку, с которой он обращался к ней перед смертью.
XIII
В это время Николай Ростов посещает Богучарово (имение Болконских), так как пытается добыть еду для своих солдат. Ростов видит, что княжна сидит в имении по вине бунтовщиков-крестьян. Николай обещает Марье, что поможет ей уехать из имения.
XIV
Николай Ростов ругает крестьян Болконских. Глупые мужики признают свою вину и помогают княжне Марье выехать из Богучарова. Ростов прощается с княжной Марьей. Марья и Николай чувствуют, что нравятся друг другу, однако Николай вспоминает о Соне, на которой он обещал жениться.
XV
Андрей Болконский по просьбе Кутузова прибывает в штаб. В штабе Болконский встречает подполковника Денисова, в прошлом жениха Наташи Ростовой. Денисов предлагает Кутузову свой план по борьбе с Наполеоном. Кутузов выслушивает Денисова и просит его остаться до завтра в штабе.
XVII
В это время в Москве в салоне Жюли Друбецкой собирается светское общество. Жюли обсуждает княжну Марью Болконскую, которая приехала в Москву с племянником Николенькой. Жюли обсуждает, как Николай Ростов спас княжну Марью, как юный Петя Ростов служит в русской армии и как Пьер Безухов готовит своих крестьян на войну.
XVIII
Пьер Безухов отправляется из Москвы в Можайск в армию, чтобы увидеть войну своими глазами. 24 августа происходит Шевардинское сражение.
XIX
В этой главе Толстой обсуждает промахи и ошибки военного начальства, которые повлекли Бородинское сражение.
XX
Пьер выезжает 25 августа из Можайска в поисках Кутузова. По пути он видит раненых солдат, офицеров, простых мужиков, копающих окопы и т.д. Пьер встречает знакомого доктора. Тот признается ему, что у армии не хватит ресурсов для помощи раненым. Это значит, что часть раненых обречена на смерть.
XXI
Пьер видит, как люди несут икону. Народ и офицеры целуют икону. Кутузов и его свита тоже целуют икону.
XXII
В этой толпе вокруг иконы Пьер встречает Бориса Друбецкого, который служит в штабе Кутузова. Друбецкой сейчас служит помощником Бенигсена, начальника штаба. Борис предлагает Пьеру присоединиться к нему и Бенигсену. Тут же Пьер встречает Долохова. Тот просит у Пьера прощения за прошлые недоразумения.
XXIII
Пьер в компании генерала Бенигсена объезжает войска. Пьер слушает разговоры о военных делах, но он мало что понимает. Бенигсен видит возвышенность, на которую, как ему кажется, стоило бы поставить военных. Бенигсен велит поставить на возвышенность отряды военных. При этом Бенигсен не сообщает ничего Кутузову, у которого есть свой план на этот счет. Кутузов намеренно оставил эту возвышенность незанятой.
XXV
Болконский, Тимохин и Безухов обсуждают русских полководцев Барклая-де-Толли и Кутузова. Тимохин признается, что раньше армия была недовольна "немцем" Барклаем, а теперь довольна Кутузовым, русским по происхождению. Болконский говорит Пьеру, что русские завтра выиграют сражение. Болконский и Пьер прощаются друг с другом и идут спать.
XXVII
Накануне Бородинского сражения Наполеон составляет диспозицию, то есть план расположения войск и их действий. По словам Толстого, план Наполеона неточен и не может быть исполнен.
XXIX
Накануне сражения Наполеону не спится. Он разговаривает со своей свитой. Рано утром, в полшестого утра, французы начинают Бородинское сражение.
XXX
Пьер просыпается утром в штабе в Горках. Он видит, что сражение началось, и направляется из штаба ближе к центру событий.
XXXI
Пьер оказывается на линии огня и видит, как французы стреляют по русским. Пьер видит раненых и убитых. Пьер наблюдает, как идет сражение.
XXXII
Французы захватывают батарею Раевского (курган Раевского), но русские проводят атаку и прогоняют их с кургана. Пьер видит здесь много убитых и раненых.
XXXIII
Наполеон наблюдает за сражение на Бородинском поле.
XXXIV
Генералы просят Наполеона прислать подкрепление на поле боя. Наполеон сопротивляется, но в конце концов посылает подкрепление. Он понимает, что сражение не выиграно, а значит, почти проиграно. Потери в его армии высоки, как никогда раньше в его карьере.
XXXV
Кутузов следит за ходом событий в штабе. Ему сообщают, что русские держат свои позиции. Кутузов решает, что завтра нужно атаковать французов.
XXXVI
Полк Андрея Болконского находится в резерве, спустя 8 часов сражения его полк наконец выводят на поле боя. Здесь Болконский получает ранение в живот, его относят в перевязочный пункт.
XXXVII
Доктор оперирует Андрея Болконского. Рядом в палатке Андрей видит раненого Анатоля Курагина, которому только что ампутировали ногу. Болконскому становится жаль Анатоля, который был его злейшим врагом и разрушил его счастье с Наташей. Андрей прощает Анатоля.
XXXVIII
Наполеон понимает, что сражение почти проиграно. Он посылает подкрепления, но ему сообщают, что русские все равно стоят на своих позициях.
XXXIX
Бородинское сражение заканчивается. Французы могут добить русскую армию, но не делают этого последнего шага. Также и русские могут добить французов, но не делают этого, так как не планировали атаковать. Дух французской армии сломлен. Русские теряют у Бородино половину своей армии, но одерживают нравственную победу, по словам Толстого.
Следующая цитата
Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.
Ход Бородинской битвы
Всем русским людям известен этот исторический момент. В школах пишут сочинение на тему Бородинского сражения, детально изучая подробности схватки. Русскую армию возглавил генерал Михаил Кутузов, тогда как французов вёл император Наполеон Бонапарт. Бородинская битва в романе «Война и мир» самая жестокая из всех описанных в книге.
До сих пор идут споры, чья победа. Считается, что сражение выиграл Кутузов, но французы отдают лавры Наполеону, потому что русские войска приняли решение отступить, спустя 12 часов противостояния. В книге Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказан не только ход битвы, но и последующие события.
Основная тактика Кутузова заключалась в отступлении. Главнокомандующий считал, что таким образом неприятель, активно продвигаясь вглубь России, исчерпает свои силы. Кроме того, он надеялся на помощь подкреплений, столь необходимых для окончательной победы над французами.
В сражении при Бородино погибло более 40 русских генералов, был смертельно ранен Багратион. Не сумел избежать этого и Андрей Болконский. В своих мемуарах Наполеон написал, что Московское сражение — самое масштабное в его жизни. Он также признался, что именно здесь получил большой военный опыт.
Детальное описание противостояния в романе Толстого позволяет читателям побывать в ставке французов, переместиться к русским в батарею Раевского или увидеть полк, где служил Болконский.
Сама битва считается кульминацией романа и описывает множество исторических событий.
Батарея Раевского
Пьер на Бородинском поле был в батарее Раевского, которая располагалась на кургане, насыпи по центру позиций русской армии. В батарее было 18 пушек. Их защита была ожесточенной, поскольку французы пытались захватить эту позицию, которая так важна для русских. Утром курган был атакован французскими частями под предводительством Богарне, пасынка Бонапарта. Военная часть Раевского перешла на защиту Багратиона. Курган давал возможность русской армии перекидывать корпуса по полю сражения, это было невыгодно для Бонапарта, потому он пытался разгромить батарею, так можно было разделить войско Кутузова.
После того как Багратион был взят, французский император на определенное время позабыл о планах захвата орудий. Французы видели, что положение русской армии в середине поля стало слабей. Наполеон заново отправил воинов на атаку кургана. Разрушение батареи не сильно ударило по основному войску Кутузова. Битва длилась уже 12 часов, но русские надежно занимали позиции.
При обороне батареи Раевского погибло несколько тысяч воинов. Именно на нее бросили все главные силы французы. Пьер на кургане держался отдаленно от остальных, чтобы не являться обузой для солдат. Столкнувшись с французом, Безухов почувствовал ужас, но он увидел, что противник ощутил это же. Пьер не понял, кто кого взял в плен: то ли он француза, то ли тот его. Противник бежит с кургана, везде погибшие и раненые солдаты.
Пьер, смотря на эти ужасные события, убежден, что после этого воюющие стороны поймут всю масштабность катастрофы и завершат сражение. Но бой не стихал. Для русской армии Бородино обозначало приближение потери столицы.
Кульминация романа «Война и мир»
В книге «Война и мир» Бородинское сражение показано глазами штатского человека Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле, но сердце и душа патриота воспринимают происходящие события. В первую очередь автор хотел показать психологическую составляющую и попытался раскрыть такие вопросы в сценах сражения:
- Роль полководцев.
- Общее настроение.
- Смысл происходящего на войне.
- Герои в минуту опасности.
- Взгляд Пьера Безухова.
Рассказ начинается с лета 1812 года. В этот период французы двигались по направлению к Бородино и не заметили, что русская армия уже успела укрепиться между Утицей и Бородинским полем.
Бой завязался, когда французские войска обнаружили Шевардинский редут. Наполеону удалось перевести свою армию через реку, тем самым ослабив войска Кутузова. 25 августа всё было тихо, а 26 августа началось сражение. Толстой считал его абсолютно бессмысленным и странным. Но несмотря на это, Наполеон бросил вызов Кутузову, а тот принял его.
Русские войска потеряли редут в Шевардино, который должен был защищать левый фланг. Тогда было принято решение разбить армию на 3 линии:
Таким образом, несмотря на все трудности, были существенно ослаблены силы французов. Начиная с 19 и заканчивая 39 главой, Лев Толстой даёт краткий анализ Бородинской битве и рассматривает её роль в жизни своих персонажей, в особенности Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Утро 26 августа 1812 года
Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.
Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.
Судьба Пьера Безухова
Эпизод, где Пьера Безухова берут в плен французы, стал отправной точкой для начала его нравственной и духовной трансформации. До войны он ощущал себя совершенно одиноким и ненужным человеком. Зачастую в нём видели только обладателя большого богатства, которое, впрочем, не имело особого значения для их владельца. Но когда началась война, Пьер почувствовал себя частью чего-то большего. Комфортная жизнь, наполненная разными удовольствиями, теперь кажется герою абсолютно абсурдной.
Пьер Безухов старается найти новый смысл жизни, в чём ему помогает обычный крестьянин Платон Каратаев. Лев Толстой описывает момент приближения Безухова к будущему месту битвы. Выехав из Можайска, герой на своём пути встречает разные повозки, заполненные ранеными солдатами. Ощущение тревоги, страха и безнадёжности висит в воздухе. Идущий человек спрашивает у Безухова, здесь ли им помирать или около Москвы. Этим вопросом Толстой демонстрирует чувства, которые охватили героя в тот момент. Ему также становится известно, что на поле сражения сгоняют всех офицеров, солдат и обычных мужиков.
Безухов удивляется лёгкости и безмятежности этих людей. Они не беспокоятся о том, что могут завтра погибнуть, быть покалеченными или раненными. Для них существует только сегодня. Простой народ веселится. Но Безухов также видел, что каждый из собравшихся чувствует важность и торжественность грядущего события.
Битва при Бородино показала, насколько важна вера, единство для российского народа. Офицеры, солдаты и простые мужики, собравшиеся на поле для проведения молебна, не остановились, даже когда прибыл Кутузов со своими генералами.
Смерть Андрея Болконского
Большое количество офицеров, которые принимали участие в сражении, погибли, некоторых взяли в плен или смертельно ранили. Так случилось и с князем Андреем Болконским: ранение оказалось несовместимо с жизнью. Перед началом битвы он пребывает в нехарактерном для себя состоянии, чему и сам удивляется. Болконский ощущает странное беспокойство, которое было несвойственно ему. Перед его глазами пролетают все важные моменты из жизни, но всё же он уверен, что русская армия выиграет битву, чем и делится с Пьером.
Князь видит, как солдаты готовятся умереть, осознавая своё положение. Мужики, попавшие в ополчение, надевают чистые белые рубашки. Для него сражение стало последним этапом духовных поисков. Умирая на руках своей возлюбленной Наташи Ростовой, он думает о тёплой земле и траве. Глава, в которой был ранен Андрей Болконский, не может оставить читателей равнодушными, ведь его смерть была абсолютно бессмысленной.
Он не побежал вперёд, неся знамя, как при Аустерлице, и не был на батарее, как под Шенграбеном, а только ходил по полю, считая собственные шаги, и слушал шум снарядов, где его и настиг один из них. Находившийся в тот момент рядом адъютант упал на землю, крикнув Болконскому: «Ложись!», но он стоял и думал, что не так хотел умереть, и вместе с тем его заботили множество глаз, смотрящих на него. Князь не мог поступить по-другому. Лечь означало попрать своё достоинство и доблесть. Андрей Болконский умер, отстаивая идеалы, которые привил ему отец.
Крещение огнем
Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.
Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.
Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.
Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.
Упоминание в стихотворении «Бородино»
Схватка двух армий переломила ход войны и вызвала живой интерес у разных историков. Поэтому не удивительно, что её описывали в своих произведениях русские классики. Эта тема была затронута в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», которое было написано в 1837 году. В нём автор показывает народ как видимого и главного вершителя истории. Лермонтов с грустью вспоминает об ушедших временах.
Стихотворение начинается с диалога, благодаря чему можно увидеть различие между страной 1812 года и Россией, которую наблюдает писатель, 25 лет спустя. В роли рассказчика выступает обычный солдат, высказывающий своё мнение о потомках. Повествование ведётся от третьего лица, что заметно благодаря использованию просторечных выражений автором в стихе. Также встречаются высокопарные словосочетания, подчёркивающие масштаб битвы и величие народа.
Л. Н. Толстой сумел максимально точно описать в романе «Война и мир» Бородинское сражение, которое произошло 26 августа 1812 года, но трактовал события по-своему. Писатель не придаёт значение роли личности в истории. Исход битвы решили сотни людей. Автор сумел показать весь ужас и трагедию войны для всех её участников, независимо от пола и национальности. Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину: кровопролитие народов всегда остаётся самым грязным делом в прямом и переносном смысле.
Следующая цитата
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (стр. 3 из 4)
Отказавшись от идеала славы и величия, придававшего смысл его жизни, князь Андрей лишается радости существования. Пьера встретившегося со своим другом поразила происшедшая в нем перемена. Слава как цель жизни была ложна. Андрей Болконский убедился в этом на собственном опыте. То чего ему не доставало открывается в споре с Пьером, вернувшим князя Андрея к жизни.
Пьер убеждал своего друга, что нельзя жить только для себя, что вот он « жил для себя и погубил свою жизнь». Князь Андрей жил ради похвалы других, а не ради других как он говорит. Ведь ради похвалы он готов был жертвовать жизнью даже самых близких людей.
Позже они перешли от первоначального спорного вопроса к другим предметам. Оказалось что ответ на проблему: жить для себя или для людей зависит от решения других фундаментальных проблем. И в процессе обсуждения герои пришли к согласию в одном пункте: делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь то, есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». На страстную речь Пьера князь ответил не отрицанием, а словами сомнения и надежды: «Да, коли бы это так было!».
В конце концов, в споре князь Андрей, кажется, вышел победителем. На словах он являл свой скепсис, и неверие, а на деле в тот момент переживал иное: веру и потому радость. Пьер не переубедил своего друга, тот не узнал от него что-либо новое, неизвестное ранее. Пьер пробудил в душе князя Андрея то, что было в ней. А это – лучше и бесспорнее всяких идей.
Князь Андрей оспаривает мысль Пьера о необходимости приносить людям добро, но то, что служит ей основанием – вечную жизнь Бога он ставит под сомнение, но не отрицает. Существование Бога разумеется невозможно доказать но поэтому же нельзя и опровергнуть. Князь Андрей сомневается, но жаждет, страстно хочет, чтобы был Бог, и была вечная жизнь. И эта жажда, пробужденная Пьером и становиться силой изменяющей жизнь Болконского преображающей его самого.
Мир откликается на зов человеческой души и подтверждает реальность ее глубинных устремлений. Замечательно, что князь Андрей впервые за много дней увидел то, что всегда было над его головой – высокое вечное небо.
Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с
которой началась, хотя во внешности и та же самая, но
во внутреннем мире его новая жизнь.
После поездки в свои рязанские поместья «князь Андрей решился ехать в Петербург и придумал разные причины этого решения. Целый ряд разумных логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить ежеминутно был готов к его услугам». Сначала решил ехать, а потом придумал причины. Это решение вызревало в душе героя в течение года: именно столько прошло после разговора князя Андрея с Пьером на пароме.
За это время князь Андрей сделал многое. Он исполнил «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата». Но заметим, что автор сообщает о реформах Болконского между делом, уделяя им всего несколько строк. Зато подробно рассказывает о поездке князя Андрея в Отрадное — имение Ростовых. Здесь у героя формируется новое понимание жизни.
В Отрадном князь Андрей впервые встречается с Наташей Ростовой. Он невеселый и озабоченный подъезжал к дому Ростовых.
Вправо из-за деревьев он услыхал женский веселый
бегущая девушка что- то кричала, но узнав чужого,
не взглянув на него, побежала назад. Князю Андрею
вдруг стало от чего- то больно.
Больно ему стало от того, что «эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование». Чувство испытанное князем Андреем при виде Наташи событие. Князь Андрей остается ночевать у Ростовых, его комната оказывается под комнатами Наташи и Сони и он невольно подслушивает их разговор. И снова ему становится досадно. Ему хочется, чтобы они сказали что-нибудь о нем. На следующий день, возвращаясь в Богучарово и проезжая через лес, князь Андрей ищет тот старый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Дуб этот, тогда как будто подтверждал правоту безнадежного взгляда на жизнь князя Андрея.
Но сейчас он ищет и не находит своего старого знакомца. А старый дуб к тому времени весь преображенный раскинувшись шатром сочной темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. И здесь происходит окончательное и бесповоротное решение князя Андрея вернуться к активной жизни. Оно было вызвано непосредственно беспричинным весенним чувством радости природными силами сродни тем, что преобразили старое дерево. Но все же оно явилось как завершающее звено в цепи событий открывшихся враз князю Андрею в их ясной и несомненной связи. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и тоже время вспомнились ему». Лучшие минуты не обязательно самые счастливые. Лучшие – это самые значительные самые важные минуты жизни героя.
В Петербурге князь Андрей принял активное участие в подготовке реформ. Он разочаровался в славе, но еще верил в существование людей, от которых зависят судьбы стран и народов. Его непреодолимо тянуло в высшие сферы туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он с любопытством следил за движениями Спиранского своего нового кумира. Постепенно Болконский освобождается от своей иллюзии. Если от стремления к славе он отказался, убедившись в ее «неверности» то охлаждение к политике происходит благодаря сильному чувству давшему князю Андрею опыт истинной жизни.
Здесь решающее слово принадлежит Наташе Ростовой, любовь к которой уничтожила в глазах Болконского обаяние власти и интерес к политике. Разочарование его происходит на другой день после бала, где он танцевал с очаровавшей его Наташей. Князь Андрей не придавал особого значения прошедшему балу.
Толстой, очевидно, подчеркивает будничность состояния героя еще не осознавшего всей важности происшедшего. Очарование Наташи ее влияние начинают сказываться на судьбе князя Андрея. У героя появляется новый взгляд на мир все изменяющий: то что казалось самым главным смыслом жизни обесценивается. Любовь к Наташе показывает, дает князю Андрею новую меру истинного в жизни. Перед новым чувством героя меркнет та его жизнь, смыслом которой были политические интересы преобразований. И Пьер под влиянием чувства князя Андрея к Наташе разочаровался в своей жизни. «И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру». Все то, в чем он находил удовлетворение и радость, потеряло вдруг в его глазах всякое значение.
Так в душе князя Андрея столкнулись две силы два интереса общий и личный. И общий поблек, оказался ничтожным.
Кульминацией книги Толстого, безусловно, является война 1812 года. Она кульминация эпопеи, поскольку в ней действует народ, раскрывающий свою сущность война и кульминация романа по роли ее в личных судьбах отдельных героев Пьера, князя Андрея, Наташи Николая Ростова Марьи Болконской. Война и апогей в духовных исканиях героев романа. В войне сущность вещей до сих пор скрытая от человека обнаруживается и заставляет его искать нового понимания жизни.
«Ах, душа моя последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много»,- признался князь Андрей Пьеру перед Бородинским сражением.
Князь Андрей невольно жалеет о потере иллюзий делавших жизнь приятной. Но война не оставляет им места она сбрасывает все маски с лица жизни. Разрыв с Наташей, смерть отца нашествие Наполеона- все это обрушилось на князя Андрея почти разом и породило самое жестокое и безнадежное разочарование.
После ужаса смерти князь Андрей переживает новый страстный порыв любви к жизни на смену разочарованию придет необыкновенный духовный подъем.
Рядом с ним в хирургической полевой палатке оказывается Анатоль Курагин, которому на глазах князя Андрея ампутируют ногу без наркоза, без болеутоляющих средств.
Перенесенная боль зрелище чудовищных страданий открыли князю Андрею новую сущность жизни, в очередной раз изменили его мировоззрение. Он понял ту христианскую любовь, о которой ему говорила княжна Марья. Он испытал восторженную жалость и любовь к своему врагу — Анатолю Курагину. Таким образом, в умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земной избирательной и божеской любовью ко всем.
Сознание чего- то высшего ощущение бесконечности стремление к небу свойственны не только князю Андрею, но и Пьеру и Николаю Ростову и Платону Каратаеву.
Вспомним, что Пьер и Андрей в своем споре на пароме согласились с тем что «надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем …». Возможность вечной жизни они признали обязательным условием возможности любви справедливости, а потому и самой человеческой жизни на земле. В истинности того, о чем говорили герои, они убеждаются на опыте. Князь Андрей, испытав прилив любви ко всем, постигнул возможность вечной жизни, она открылась ему, он к ней прикоснулся. Под влиянием божеской любви он смог иначе полюбить и Наташу. Наконец благодаря открывшемуся ему началу любви князь Андрей совершил самое главное и самое трудное дело в жизни -–достойно и спокойно умер.
Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея. Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью действиями жизнью героя тем как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.
Введение
Сегодня мы поговорим о духовных исканиях князя Андрея в романе «Война и мир». Среди героев Толстого отчетливо различаются «подвижные» и «неподвижные», ищущие или неищущие. Причем нельзя сказать, что все «неподвижные» герои чужды автору. И Кутузов, и Платон Каратаев, и Наташа Ростова живут либо просто органической жизнью, либо уже в силу своего жизненного опыта пришли к каким-то целям. Чужды автору герои «мертвые», которые «выработали» отношение к жизни и следуют ему. Таковы Сперанский, Билибин, князь Василий Курагин, если выходить за пределы «Войны и мира», таков Каренин, таков Иван Ильич из «Смерти Ивана Ильича» (рис. 1).
Рис.1. Иллюстрация Б.М. Басова к произведению «Смерть Ивана Ильича» (Источник)
Вы помните фразу из письма Толстого к его двоюродной тетке Александре Толстой:
«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Всю свою жизнь Толстой искал и говорил об «энергии заблуждения», которая необходима для творчества.
«Все как будто готово для того, чтобы писать – исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать».
Из письма Толстого к Н.Н Страхову
Без этой энергии творить невозможно, и для Толстого это важно: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поиске».
Важно, что, по словам автора, в этих поисках окончательной истины нет и быть не может. Все, что сейчас кажется истиной, позже окажется очередным заблуждением. И поиск идет благодаря сопряжению своего личного пространства со всем миром. Нужно найти такую форму сопряжения, чтобы это было гармонией, а не противостоянием. Постоянно в поиске находятся любимые герои Льва Толстого – князь Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Война и мир разговор князя андрея с пьером ** пароме. срочно!
Возвращаясь из южного путешествия, Пьер навещает своего друга Болконского в его имении Богучарово. Князь Андрей после Аустерлица твёрдо решил нигде не служить . Все его заботы замыкаются на сыне. Пьер замечает «потухший, мёртвый взгляд» своего друга, его отрешённость. Энтузиазм Пьера, его новые взгляды резко контрастируют с скептическим настроением Болконского; князь Андрей полагает, что ни школы, ни больницы для крестьян не нужны, а отменить крепостное право нужно не для крестьян — они привыкли к нему, — а для помещиков, которых развращает неограниченная власть над другими людьми. В Богучарово между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения,он устремлен мыслью к вечному: «На земле…нет правды; но в мире…есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира». Вот как теперь представляет он себе цель жизни:! «Надо жить, надо любить, надо верить». Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Для Болконского со встречи с Пьером началась (внутренне) новая жизнь
Читайте также: