Последняя сказка риты цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Посмотрела фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты".
Сама не могу не высказаться. Да и Гоголь тоже сказать хочет.
Сначала копирую сюда свой пост с Кино-театр Ру:
№ 32 Светлана Жукова, @e-mail (Королев) 14.04.2013 09:12
Вот, кто после этого скажет, что нет у нас прекрасного, вдумчивого, философского кино, тот просто не умеет смотреть внимательно!
Мое убеждение.
Несколько смысловых пластов у фильма. Об одном впрямую говорит не буду, скажу автору, в конце анализа.
Не зря все время повторяю эту фразу. Она, на мой взгляд, ключевая в фильме. Но я тоже сразу не поняла, пока фильм до конца ни досмотрела.
Все дело во "властях". Мы все время находимся под властью наших страхов, слабостей, дурных привычек, жестоких и бессовестных начальников, нелюбимой, но необходимой работы, неудержимого процесса старения и закона смерти.
Самое страшное, что мы сознаем несправедливость окружающего мира. Но мы смиряемся с ней.
А, что мы можем сделать? Ничего. Совсем.
Оказывается, как утверждает фильм, можем. Автор дает нам рецепт. И он - действенен. Это я знаю по себе. Этот рецепт: НЕСМИРЕНИЕ.
Это же не по-христиански! Конечно, многие возразят. Ведь, все знают, что одна из христианских добродетелей - смирение!
Но я объясню своими словами, а автор это объяснил фильмом: нельзя смиряться с несправедливостью.
Если ты смиряешь свою гордыню, ненасытную жажду денег и власти, жестокость и т.д., ты поступаешь хорошо, по-христиански. Этим ты просветляешь свою душу, чем продлеваешь свою жизнь.
Но если ты смиряешься с несправедливостью: терпишь, как нечистоплотный твой коллега бросает в живот твоей умершей подруги окурок и зашивает его там, ты приближаешь свою смерть.
Вторая мысль фильма: нельзя смиряться с несправедливостью власти.
Разве это справедливо, что Рита не может избавиться от своей зависимости - курения?! Разве справедливо, что Надежда не может избавиться от алкогольной зависимости?
Они не могут. Они признают власть, одна - власть и силу Сигареты, другая власть и силу Бутылки!
Такая унизительная, убивающая смиренность с властью того, кто сильнее! Такая забитость, унижающая женщину! Ведь Рита даже с женихом побыть достаточно времени, сколько хочется и ей и ему, не может. Все время убегает. "Надо идти" - говорит Рита. Кому надо? Зачем?
Смерти надо. Ведь Рита уже смирилась. Даже любовь её не спасает.
Оказывается, мало любить. За любовь нужно бороться, и со смертью в том числе.
Рецепт, как победить страхи, сомнения, слабости дан - открытый бунт против власти. Личный бунт, конечно. Но только он освобождает и дает женщине, да и мужчине, силы жить дальше.
Надежда взбунтовалась против несправедливости. Поэтому она выжила. А ведь Смерть пришла к ним двоим, к Надежде - тоже. Очень хорошо Рената это показала, когда Надежда сидела на скамейке с бутылкой, а Смерть посыпала её снегом.
Можно бросить курить. Совсем. Проверено.
Светлана Жукова 4
ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ" - СЕБЯГУБИТЕЛЬ В ЧЕЛОВЕКЕ И ВОЗМОЖНОСТЬ СПАСЕНИЯ ОТ НЕГО.
"Именно так. Это - самое точное определение - "Себягубитель". И этот самый Себягубитель, к сожалению, все чаще и чаще с развитием цивилизации поднимает в человеке голову. Как будто, именно от него, этого развития, и зависит.
И действительно, раньше очень сильнА была в человеке жажда жизни! Ведь человек на заре истории был вынужден бороться за существование. И это действительно была борьба! Ему угрожал голод, холод, хищники, враждебные племена. Он просто вынужден был сражаться изо дня в день за выживание! Он вынужден был беречь и хранить самого себя, так как любое вредное, даже временно, для тела деяние, ослабило бы его. А ослабленным, как бы он выжил? И как бы выжила его семья, его племя?
Вопрос стоял так: ты выживешь, будет шанс выжить и у твоего племени, твоего народа, твоей страны. Что же случилось с человеком сейчас, когда он начал себя губить, пристрастившись к курению, выпивке, наркотикам? Что с ним случилось, раз любовь и заботу о любимом человеке он меняет на смерть от одной из этих вредных привычек? Человек разве изменился? Или он начал вырождаться?
Нет, конечно. В человеке всегда было две стороны - Свет и Тьма. Только на протяжении истории человечества цивилизация ещё не достигала таких масштабов развития, и ещё не было такого количества населения на земле ничем практически незанятого, которое так и не научилось любить.
Ведь, дело именно в этом. В неумении любить. Потому что, если душа человеческая тянется к Свету, он знает, что должен выжить, хотя бы не для себя, а для того, кого он любит.
Потому что, когда любишь и знаешь что нужен, просто не можешь оставить любимого человека одного!
Развитое, разумное человечество достигло сегодня всего, к чему стремилось на протяжении бесчисленных веков. У людей сегодня есть страна, которая его защищает, есть жилище, оборудованное водопроводом, канализацией, электричеством и т.д. У человека есть минимум, которого достаточно, чтобы не умереть. Но почему же тогда люди так часто заболевают, и заболевают смертельно?
Тут даже не во вредной привычке дело. Дело не в том, что заболевает тело. Сначала заболевает душа. Тело - потом.
Источник болезни души - скука.
Источник скуки - отсутствие творчества.
От чего человек перестает творить? От того, что в нем нет любви. А без любви творить невозможно. Так человек устроен.
Это касается и темного творчества. Ведь, даже любовь-поглощение творит.
Но есть такие души, которые только притворяются, что любят. Такая душа у Риты из фильма Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты".
Не научившись любить кого-то, не научишься творить. А человеку тяжело без творчества. И Рита, хоть у неё есть любящий её мужчина, не проникается сочувствием, не влюбляется, а убегает куда-то.
Любить сигарету проще. Она не требует каждодневного труда - заботы о любимом человеке. Потому что сигарета - не человек.
Чего достигла Рита в жизни? Ну, выучилась на врача. А кому могут помочь эти, неспособные расстаться с сигаретой, врачи? Ведь и она, Рита, точно такая же! Кому и чем она может помочь, когда в ней нет ничего, кроме унылого эгоизма?
Соседка Риты по палате три года живет в аварийном корпусе, но не умирает. Она пишет, описывает своих соседок. Они умирают, она - нет. Как вы думаете, почему?
Да потому, что она со смертью сражается! А Рита сама выбирает смерть.
А тогда, когда идет на вечеринку с подругами в кафе Запределье. И это - вместо того, чтобы сбежать из больницы на свидание с Колей! И уверяю вас, если бы это свидание состоялось, Рита бы не умерла в эту ночь.
Надя вовремя поняла, что её спасет. Спасет только одно: борьба за жизнь. Любые способы борьбы. А для того, чтобы появилось желание бороться, надо кого-то истинно полюбить. В Наде долго зарождалась истинная любовь. Целых полгода прошло со дня вскрытия Риты. Но она смогла, наконец, её полюбить. А истинно любящий никогда не позволит, чтобы в труп любимого человека зашили сигаретный бычок! И будет жить, хотя бы ради того, чтобы никто и никогда ни с кем ни сделал впредь ничего подобного!
Рената Литвинова создала очень мудрое художественное произведение про Себягубителя и создала отличный образ этого самого Себягубителя. Ведь Таня Неубивко - конкретно смерть Маргариты Готье! Правда, она еще и - смерть Нади. Но Надя говорит "не дождетесь", когда Таня спрашивает её, написала ли она завещание. А Рита пишет. И даже просит подруг засвидетельствовать его.
И все таки, почему так часто человек смиряется со смертью сейчас? Почему он поддается Себягубителю, который живет внутри каждого из нас? Быть может, потому, что боится отношений, близких отношений с другим человеком? Потому что длительные близкие отношения это - работа души. А если она, душа, не привыкла работать, то получается песня смерти:
"Не надо со мной разговаривать.
Слушайте.
Вы обязательно что-то
Разрушите!
Возможно, до основания.
Я собираю цветы и признания.
Я люблю вас всех.
Скоро я уеду в чужие края!"
Конечно, если так сильно бояться жить, говорить, что любишь всех, безотносительно, и на самом деле, никого - по сути, то скоро действительно "уедешь в чужие края", что означает, что ты, просто напросто, умрешь.
Конечно, в современном человеческом обществе существуют объективные условия для того, чтобы человек губил самого себя. Вот они:
1. Одиночество среди людей.
Спасение: научиться любить самому и не бояться боли, которая неизбежна, когда любишь, ведь так часто ожидания наши от любви не оправдываются. А не оправдываются они даже тогда, когда любовь - не безответна. Так как любовь - работа души. Но только работа души спасает Себягубителя! И спасает от преждевременной смерти.
2. Невостребованность естественных, данных Богом, природных способностей человека и, как следствие этой невостребованности, нежелание их развивать.
Средство от этого одно: не останавливаться в их развитии. Это постоянный и тяжелый труд, но именно он, рано или поздно, приводит к результату - востребованности. Но пока человек стремиться, развивается, он не умрет.
3. Убеждение, что старение и смерть - неизбежны, зачем же беречь здоровье, если все равно умирать?
На это трудно что-либо возразить. Но можно: Себягубитель - это Тьма внутри человека. Он стремиться сделать все, чтобы человек не успел за жизнь сделать свой осознанный выбор между добром и злом, чем обрекает душу на страдания после смерти.
Не дайте ему это сделать!
В фильме "Последняя сказка Риты" этот момент замечательно проиллюстрирован: душа Риты приходит к Наде, как Смерть объясняет, для того, чтобы Наде не было так тяжело, и на голове у Риты - убор из дымящихся сигарет.
Один этот образ, его решение художественное, может навсегда отбить охоту не только курить, но даже просто смотреть на сигарету! Конечно, у того, кто хочет жить и выбрал жизнь, так как уже убил в себе Себягубителя.
Как же убить его в себе, этого Себягубителя?
Как же его победить, когда человек сейчас живет в обществе, в Мире, в котором так остро ощущаем бессмысленность собственного существования, в таком безгранично безразличном обществе, в котором наше существование зачастую воспринимается, как бред, даже нами самими?
Любовь - выход. Работа души - выход.
Но Смерть, которую в фильме зовут Таня Неубивко, которая с такой любовью провожает на Тот Свет Риту Готье, сама вовсе не за то, чтобы люди умирали. И именно она спасает Колю, на мгновение вдохнув жизнь в статую Гагарина.
СМЕРТЬ: "Но ради таких душ, как Риточка не надо плакать, просто Коля ещё об этом не знал. Так что с Гагариным пришлось выполнить. "
Следующая цитата
Нам всегда любимы именно те души, которые способны любить. Остальные нам не интересны.
28.03.2021 Рубрика: Цитаты
Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Следующая цитата
Какой ужасный город. Здесь нет ни одного прохода, поломаны все старые здания. Эта власть, или… эти люди, я не знаю… они поломали все красивые здания. Это так уродливо. А почему она мертвая?
Я ж забыла представиться: меня зовут Таня. Можно я сяду, потому что здесь ни одного стула нет?
— А где Надя?
— Надя. Так. Я представитель Нади. Буду. Я буду вас везде… сопровождать…
— А мне потом куда?
— Ну это… туда.
Вот, Иосиф из гепатитного подарил. Такой, кстати, симпатичный парень, с таким носом!
— Да, смерть должна быть похожа на тебя.
— Да, спасибо вам за доверие, конечно.
— Че ты такая жадина? Вот ты у меня что-нибудь, когда-нибудь попроси…
— А что мне просить… из морга? Просить-то нечего.
— Вот ты еще вспомнишь меня, что у меня попросить.
Я не могла отказаться от выпивки, потому что это было традицией в данной больнице, я не могла отказаться ни от какого свидания с мужчинами, так как свидания с мужчинами очень ценились у женщин в этом городе. В связи с этим оболочка моя, конечно, очень пострадала и была повреждена, но я старалась ничем не выдать себя.
— Здесь нет красивых женщин.
— Есть.
— Да, но меня скоро выпишут.
— Как же вам так удалось поговорить по телефону? Пять лет не работает!
— Да? Вы знаете, он у меня так прекрасно работал, так прекрасно работал.
Я сейчас с моргового отделения, но это ничего не значит. Я близкая подруга Риты.
Я еще более теперь близкая и более новейшая подруга.
— Так, я вот тут взятку принес…
— Это что, деньги?
— … чтобы ну как-то на улучшение пошло. Деньги, да.
— Так я бы взяла, честное слово, но не будет эффекта. А так бы я взяла. Сколько там, много?
Мама сказала, тебя пора выносить.
— Мне даже стало легче, когда мы приняли такое решение. А что ты думаешь?
— Я думаю, что все ужасно.
Ну, пока ты еще не пьяная, у меня к вам дело. Завещание. «В случае моей смерти, я, Маргарита Готье, всё мое движимое и недвижимое имущество завещаю Николаю Николаевичу Серебрякову. Прошу меня сжечь, прах мой развеять где-то в городе на ветру и быстро отбежать». Всё.
И вот никто никогда не спросит: а что же думаю я?
— А можно это было как-то иначе сказать?
— А как я должна было это «иначе» сказать?
— Ну как-то иначе, понимаете?
Я советоваться буду с вами, через окно.
— Ритуальное агентство «Вечность» приветствует вас.
— Очень приятно. А дорого у вас?
— Мы проверены временем.
— Но прах в городе веять незаконно.
— Да? А вы никому не говорите.
— А почему вы в короне?
— Я стилизуюсь под скобяные изделия. Так лучше продается.
— Надо у вас что-то купить тогда.
Он такой интересный, он сказал, что он не боится праха. Очень интересный! Надо проверить.
Мы всегда хотим, чтобы всем стало легче.
Но мы этого Колю взяли на заметку. И мы о нем обязательно позаботимся. Он нам нравится. Мы его любим. Особенно его душу.
Следующая цитата
1. Курение
Все непрерывно курят, несмотря на запреты. Постоянные просьбы «Не курить» и напоминания, что курить нельзя.
«Опять все курят»
«Готье, нельзя курить»
«Здесь нельзя курить»
До идиотизма: «Дочка ты уж там не кури».
Становится физически тошно, ощущаешь постоянно запах дыма и никотина.
И тут же окурок, который хирург (. ) зашивает в трупе.
Рита является Наде с бантом (или бабочкой) из дымящихся окурков.
Курить - убивать себя при жизни.
2. Закрытое замкнутое пространство "больницы"
Непонятное место – какая-то больница, или не больница.
Может вообще, хоспис? А в конце территория показана с колючей проволокой. Остается лишь догадываться, что это за страшное место.
В конце открываются ворота – как нечто в другой мир.
3. Кадры, где много линий, решеток под неровными углами
3. Мистика, сказка. Неопределенность.
Дверь в заснеженном лесу.
Игрушка – живой зверек. «Замри, отомри». Игрушка на санках, собачка в кафе.
Кафе «Запределье» - тоже мистическое пространство.
При этом время довольно конкретно – указываются даты.
Период жизни Риты укладывается в две недели с 13 по 27 марта.
В начале у машин есть номера и регионы. Мы понимаем, что это - Москва. Узнаем Москву по бульварам, по которым идет Коля.
Но в конце черная машина без номеров растворяется в воротах…
Очень много непонятного и неопределенного, остается куча вопросов, почему, как?
А Рита даже не знает какая у нее болезнь.
4. Все обшарпанное, покоребанное, порванное.
И на этом фоне – красивые вещи, одежда, предметы.
«Какой ужасный город. Здесь нет ни одного прохода, поломаны все старые здания. Эта власть и эти люди, я не знаю, они поломали все красивые здания. Это так уродливо»
«Люстра, посуда, одежда» - все не соотносится с окружающим пространством, чужое.
Рита тоже чужая в этой больнице.
В отличии от своей соседки, которая там уже 3 года и такая же растрепанная и пошарпанная.
«- Здесь нет красивых женщин.
- Есть.
- Да, но меня скоро выпишут.»
Аварийный корпус больницы без окон.. Для всех ужасный, для Неубивки самый красивый в больнице, но и "его хотят снести".
5. Рассказ от имени Смерти или Посланника Смерти
Не сразу понятно, от кого идет рассказ и кто эта женщина – Таня Неубивко.
Догадки, недоговорки, намеки. Какой-то «куратор»..
На шее у нее бинт, а под ним ужасный шрам.
«Смерть должна быть похожа на тебя».
«- Я так много курю. Наверное, надо бросить. Я врач и не знаю собственного диагноза.
- Не переживай, мне кажется уже не надо бросать».
В начале все строится на догадках. И темы все какие-то неприятные, чувствуешь дискомфорт, от разговора «морщит». На пятиминутке – только доклад об умерших.
И лишь спустя какое-то время узнаешь и понимаешь, что Таня – это и есть смерть…
Дальше восприятие фильма меняется. Ужас немного отступает, ты видишь смерть как живого человека.
«В мире людей я пыталась вести себя как люди, чтобы никто не мог меня рассекретить». Выпивка, встречи с мужчинами – то, что котируется в этом городе.
«Пострадала оболочка, но я старалась»
«Я влюбляюсь необратимо…»
Рита – подопечная душа смерти. О ней заботится сама смерть, а не люди! Врачи даже не заходят в ее палату…
Таня все время делает ссылки на то, что «Мне нечего и некому оставлять», «мне и поругаться-то не с кем».
Ритуальное агенство «Вечность».
Это просто бред какой-то, абсурд. «Я – другой, я этих дел не боюсь. Прах и есть прах».
Платье с 1й стороны, жуткая рыба и «скобяные изделия». Бррр… Тошнит.
7. Головные уборы
Почти все женщины в разных головных уборах. Часто похожи на кокошники и другие русские головные уборы.
Отсылка на русскую традицию? Зачем?
Старая врачиха. Как Баба Яга. Либо бубнит, либо наговариает, либо смеется.
Надя и кукует кукушка. Черное на черном. Вообще, Надя все время в черном, кроме последних кадров.
8. Волосы
Плетут косу.
Рита расчесывает соседке волосы - «Больно между прочим».
Рита просит Колю постричься и показана сцена стрижки с старом зеркале.
9. Сны и глав. врач
Два сна и оба про смерть. Почему главное лицо снов глав врач?
Черви у нее на воротнике. Она УЖЕ мертвая.
Второй сон: «Посмотри как все нарядно, красиво, радостно».
«Пора начинать».
Гроб выносят из замкнутой темноты в свет.
10. Вороны
Периодически слышно каркание.
Таня-смерть в костюме ворона.
Ворона в похоронном агентстве.
Ворона у женщины с косой.
Сцена с воронами
Пронзительная музыка, синий фон, красное пятно. И вороны.
11. Рита и Коля
Образно показаны сцепленные руки.
«Когда ты выйдешь отсюда, мы будем вместе?»
12. Цвет
Яркие цветовые пятна.
Одежды Тани всегда разная, но Рита хочет, чтобы ее смерть была в желтом.
Надя в черном.
Одежды Риты разная - пастельная или пестрая в начале, красная в середине и белая в конце.
Врачи в белых халатах.
После того как Рита узнала, что умрет – появляется много красного цвета.
Одевает красный платок.
В кафе в красном платье и красные цветы на столе. Последние цветы, которые приносит Коля – красные.
Читает завещание на красном фоне, вся в красном и пьет красное вино, красные губы.
Все пылает, сердце колотится, дыхание сбивается.
И вдруг «Все» - и красный схлопывается. Остановка.
После того как Таня поет песню – появляется черный экран.
А далее она уже с косой в руках.
«Да, пора».
Рита в белом. Песочные часы и ветки.
Ветки на половину экрана.
Ветки на 2\3 экрана.
Бабочка.
Красный, зеленый капюшоны и кровать проваливается.
Все.
Таня уезжает сквозь ворота.
Возможно, важные моменты:
Таня (смерть) не взяла взятку. При этом Надя – «почему я все время за всех плачу»
История про Гагарина, в день своей смерти он поднимает руки…
Очень много цветов. Коля каждый раз с букетом, букеты в снах, в палате.
Сцена с расчесыванием? «У вас мне нравятся руки, только плохо, что пальцы короткие»
Сцена в витрине. Уже неживая? Как манекен. Таня дает Рите прикуривать сквозь витрину. Нереальность.
Про виноград: «Но вы не заплатили за настоящий»
Два мира, два пространства - Жизнь и Смерть, переплетение реального и нереального
Сорванные краны и все залито водой
Фильм оставил больше вопросов. Части структуру мне кажется, я уловила, но собрать в одно целое не получается.
«Нам любимы только те души, которые способны любить. Остальные нам неинтересны».
«Нам нравится Коля, особенно мы, любим его душу».
«Я сопровождала ее со всей любовью и ответственностью».
«Ради таких душ как Риточка не надо плакать, но просто он об этом еще не знал».
Прощание с телом у ворот, на улице в грязи, Колю поторапливают.
Получается, что смерть человечнее людей.
Смерть, которая должна быть страшной, оказывается любящей и заботливой, а люди наоброт - бесчеловечные твари.
Финальный кадр – пространство и наконец-то небо…
Читайте также: