После оставления смоленска русская армия отходила к москве цитата из бородино
Обновлено: 21.12.2024
ТЕМА: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ текста.
Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?
ТИП: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа.
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».
ЗАДАЧИ:
Учебный аспект:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить сопоставлять историческую и художественную литературу с точки зрения содержания и языковых особенностей
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
Развивающий аспект:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательный аспект:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор,
Москва, Москва. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
М.Ю. Лермонтов
Мотивация. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события?
Осенью 2012 года по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 200-летию битвы под Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей отечественной войне 1812 года. Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Правильно, стихотворение «Бородино».)
Определение цели и задач урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (Запись темы, эпиграфа)
- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?
(Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).
- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? (Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
2. Организация и самоорганизация.
Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена
Россия и русский народ пережили на своем веку множество войн. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.
Русское государство часто становилось участником великих сражений, известных всему миру, таких как Куликовская битва, битва под Полтавой.
Лермонтов всегда живо интересовался историей России, историей русского народа. С детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне 1812 года, о знаменитом Бородинском сражении, когда на защиту своей Родины встал весь русский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы. Вот почему войну 1812г. называют Отечественной (кстати, дядя поэта, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.
Может ли битва при Бородино считаться великим событием?
Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
Какое же историческое событие легло в основу данного произведения?
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 7 сентября 1812 года под деревней Бородино (это в 124 км к западу от Москвы) произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Бородино стало началом поражения великой и до того времени непобедимой армии Наполеона. Потери обеих армий были огромны: с русской стороны они составили 40 000 человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.
Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, закончилось победой русских войск и изгнанием французов с русской земли.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова, написанного в честь 25-й годовщины Отечественной войны 1812 года.
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
Первое впечатление: Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
Беседа по вопросам:
От чьего лица ведется повествование? (На презентации – репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Это портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик – артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.
Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.
Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку
- Почему русские войска отступали? (Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)
- Какие чувства испытывали русские воины? (Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух).
- Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? (Все русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день, когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и суеты готовятся к бою).
- А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. Они не рассчитывают на серьезное сопротивление русских армий).
-Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение?
(Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли).
- А имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
(Да, ведь Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы, независимости, могущества, сражаясь под Бородино, наши воины защищали Москву – сердце страны.)
Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие – Бородинское сражение отечественной войны 1812 года.
А сейчас пришло время нам с вами выступить в роли исследователей литературного произведения. Для этого мы с вами разделились на 3 группы: (напомнить правила работы в группе, остановить внимание на Листы взаимооценивания и самооценивания, котроые дети должны будут заполнить после выполнения и защиты работы)
1 группа - Лексическое исследование.
Цель: познакомить учащихся с устаревшими словами, понять их роль в тексте. Задание: При прослушивании стихотворения вам встретились малознакомые слова, найдите и зачитайте их, объясните лексическое значение незнакомых или малопонятных устаревших слов (используя информацию из сносок и «Толкового словаря»). Подумать и ответить на вопрос: с какой целью Лермонтов использует эти слова в своем стихотворении? (оформление стенда)
2группа – Историко – литературное исследование
Цель : выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
3 группа – литературоведческое исследование - Анализ художественных средств стихотворения.
Цель: найти в тексте средства художественной выразительности, объяснить их роль. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их
Цитаты из исторической справки
Цитаты из стихотворения
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.
Два дня мы были в перестрелке…
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению
Прилег вздремнуть я у лафета…
На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты. Лермонтов представил битву глазами простого солдата. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.
Анализ художественных средств стихотворения.
Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
Средства художественной выразительности
Примеры из текста
Роль в тексте
Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел
Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди
Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его
Вам не видать таких сражений!
Наш рукопашный бой!
Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью
Носились знамена, смешались в кучу кони, люди; изведал враг в тот день немало,
Подчеркивает смысловую значимость данных глаголов, меняет интонацию стихотворения, которое здесь должно читаться быстрее, динамичнее
Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, баллады, оды, лирического монолога
Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).
Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину).
Проверка полученных результатов - Тест по стихотворению «Бородино» с использованием «Системы оценки и мониторинга качества знаний « Maimio Vote »
4. Рефлексия.
- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).
- Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
5. Взаимооценивание и самооценивание.
Видеоролик
1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой.
2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны.
3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась-как наши груди.
Следующая цитата
ЦЕЛЬ : познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
-познавательная, проектная деятельность;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин;
- создание творческого проекта.
- мультимедийный проектор; компьютер; экран ,
- компьютерная презентация «Бородино»;
- репродукции картин А. Ю. Аверьянова «Последняя контратака»,
Тропинина В. А. «Старый солдат».
На боковой классной доске запись:
1. Оргмомент. Актуализация знаний.
- В эти осенние месяцы по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 200-летию битвы под Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей отечественной войне 1812 года. Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Правильно, стихотворение «Бородино».)
- Определение цели и задач урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (ответы детей)
- (работа по таблице №1 в парах) Запишите в 1 столбик таблицы, что вы знаете об этом событии, во 2 столбик запишите, что хотите узнать (опрос 2-3 учеников, что же они хотят узнать.)
- В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
- Работа по теме урока.
- Слово о писателе.
- Откройте учебники (цветные вкладки). Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. Почему так его назвали, вы мне скажите, когда назовете годы его жизни. Вы знаете, когда родился Лермонтов? Нет? А я вам докажу, что вы знаете. Первые две цифры его даты рождения - обозначение века расцвета русской литературы (18), третья цифра – под ней находится название небольшого стихотворного рассказа, в котором дается нравоучительное, сатирическое изображение жизни (1), и четвертая цифра - под этой цифрой находится определение нравоучительного вывода в басне (4). Ответ:1814 год – год рождения поэта. А прожил он всего 27 неполных лет. Значит, вторая дата – 1814+27=1841.
- Слово о писателе. (выступление ученика)
Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.
- За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.
- История создания стихотворения «Бородино». (выступление ученика)
- Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова.
- Слово о Д.Давыдове (выступление ученика со своей презентацией «Денис Иванович Давыдов», далее звучит песня Д.Давыдова в исполнении ученицы под гитару).
- Исторические события в произведении.
- Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие – бородинское сражение отечественной войны 1812 года. Пришло время обратиться к произведению. Но прежде чем его слушать, проведем словарную работу.
- Словарная работа (выступление ученика со своей презентацией «Словарь терминов»).
- Слушание озвученного диафильма «Бородино» в исполнении М.Казакова.
- Первое впечатление. Опрос детей. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
- Исследование текста .
- Работа с учебником с. 217
- Как построено стихотворение?
Строфа – часть стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой, темой. (словарь с.251 учебника)
- Сколько строф в стихотворении? 13 и одна повторяется.
- Работа в группах с таблицей №2 Цель работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения (в костюме).
- Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
- Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.
- До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.
- В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.
- На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
- Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить,потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Цитаты из исторической справки
Цитаты из стихотворения
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.
Два дня мы были в перестрелке…
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению
Прилег вздремнуть я у лафета…
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Таблица №2 для учителя
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
- Анализ художественных средств стихотворения.
- Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
- Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их.
Таблица №3 для учителя
Средства художественной выразительности
Примеры из текста
Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел
Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди
Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью
Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
Заключительное слово учителя: нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
Следующая цитата
Бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.
В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.
Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.
Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.
"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны»
Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." ответ
Читайте также: