Пошла по желтому билету цитата

Обновлено: 18.05.2024

Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.

Биография

Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.

Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.

Характер

Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова – чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.

Смирение – вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.

Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.

Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.

Значение образа

Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.

Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.

Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение – в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.

Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию – теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.

Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.

Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения – это теперь и его убеждения.

Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.

Следующая цитата

Фото Что значит желтый билет. Бордели и проституция в царской России

Желтый билет - это документ, выдававшийся в царской России проституткам взамен паспорта. Официальное название - заменительный билет. Желтый билет давал женщине право легально заниматься проституцией, работая в борделе. К заменительному билету прилагался медицинский билет, где ставились отметки о медицинском осмотре и уплате государственной пошлины.

В бордель можно было устроиться с 16 лет (таким же был минимальный возраст вступления в брак). В 1901 году МВД запретило проституцию для девушек младше 21 года, в 1903 году это положение было закреплено новым «Положением об организации надзора за городской проституцией в Империи».


Заменительный билет, он же «желтый билет» - документ проститутки. 1904-05 годы

Она усмехнулась и сказала:
- Да кто ж меня возьмет с желтым билетом?

Л.Н. Толстой. «Так что же нам делать?»

Желтый билет Сони Мармеладовой. Что значит «пойти по желтому билету»

«Пойти по желтому билету» или «пошла по желтому билету» - эвфемизм, обозначающий, что девушка занялась проституцией. Например, так говорится о проститутке Соне Мармеладовой из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти! Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…)

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»


Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой в телефильме «Преступление и наказание» 2007 года. В роли Родиона Раскольникова - Владимир Кошевой

Когда и кто легализовал проституцию в России

Уже из источников XVII века известно о профессиональных путанах на Руси: они трудились при общественных банях, кабаках и прочих заведениях. В XVIII веке существовали нелегальные публичные дома. Пользовались услугами девиц и в армии - не зря при Петре I в воинских артикулах отдельно оговаривалось: «Никакие блудницы при полках терпимы не будут». Уличная проституция, разумеется, тоже существовала.

Долгое время торговля собой находилась под запретом. Падшим женщинам грозили штрафы, побивание кнутом, тюрьма, ссылка в Сибирь. Так, император Павел I в 1800 году велел ссылать проституток на иркутские фабрики. Но все это не помогало - женщины с пониженной социальной ответственностью продолжали работать и разносить болезни.

Ситуацию изменил император Николай I - человек жесткий и любивший во всем порядок. При нем в в 1843 году в Петербурге учредили Врачебно-полицейский комитет, поставивший путан на государственный учет и контролировавший дома терпимости. Главной задачей комитета Стала борьба с венерическими заболеваниями - «недопущение распространения любострастной болезни». Проституция в Российской империи была де-факто легализована.


Император Николай I. Портрет работы Владимира Сверчкова. 1856 год

По новым правилам у девушек из борделей стали изымать паспорта и выдавать вместо них заменительные билеты - за цвет в народе их прозвали «желтыми билетами». Проституток обязали регулярно проходить медицинский осмотр. Путаны, вставшие на официальные учет, освобождались от уголовного наказания.


Отметки о медицинском осмотре в желтом билете

Дома терпимости. Как были устроены бордели в Российской империи

С 1843 года вслед за Петербургом Врачебно-полицейские комитеты стали возникать и в провинции. В некоторых городах проституцию контролировали местные власти или напрямую полиция.

В 1844 году Министерство внутренних дел выпустило «Правила для содержательниц домов терпимости», гласившие: «Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции». «Разрешение открыть бордель может получить только женщина средних лет, от 30 до 60». «Содержательница обязана иметь списки состоящих в ее борделе женщин». (Цитаты приводятся по статье М. Н. Зюбан «Политика российского государства в отношении женской проситуции: середина XIX столетия - 1917 год».)

Бордели запрещалось открывать вблизи церквей, гимназий и школ. Согласно правилам, «воспитанники учебных заведений в тайные притоны допускаемы быть не могли».

По закону, содержательница публичного дома отвечала за здоровье и поведение своих работниц, обязана была обеспечивать регулярный медосмотр. В 1861 году, при императоре Александре II, правила для борделей были ужесточены. Теперь открывать их могли лишь женщины 35-55 лет, подавшие чиновникам специальное прошение. Были введены наказания для бандерш за неявку девушек на медосвидетельствование.


Фото «билетных» российских проституток из полицейских архивов Нижнего Новгорода

Права и обязанности проституток в Российской империи

«Правила для публичных женщин» от того же 1844 года дозволяли «публичным женщинам жить и не в борделях, а на квартирах, но только отнюдь не более как по одной».

Из заработанных денег 25% получала сама «публичная женщина», а три четверти уходили хозяйке борделя - за «помещение, освещение, отопление, сытный и здоровый стол, необходимое белье, платье, башмаки». Чтобы содержательнице не обсчитывали девушек, проституткам заводили специальные расчетные книжки.


Медицинский билет с отметкой об уплате пошлины

Помимо официальных «домов терпимости», в России продолжали существовать и нелегальные заведения. «Тайный разврат, допускаемый ныне в некоторых домах квартирными хозяйками, равно непотребство в банях, трактирах, портерных, кабаках и т. п. заведениях воспрещается», - говорилось в «Правилах для содержательниц тайных притонов для распутства» МВД от 1861 года. Выявленные притоны ставили под контроль государства.

От крестьянок до учительниц. Кем были проститутки в царской России

В бордели зачастую шли бедные горожанки, крестьянки, прибывшие на заработки и не нашедшие места в городе, юные девушки-подмастерья, сбежавшие от жестоких мастеров и мастериц. По статистике, 70% российских проституток были моложе 25 лет, а среди «нелегалок» попадались даже девочки 10-12 лет. Большинство проституток не имели ни отца, ни матери.

Лишившись паспорта и получив взамен желтый билет, проститутки переходили в число «профессионалок». После этого шансов вернуться в обычную жизнь было мало.

Проститутка считалась человеком второго сорта: она должна была получать в полиции разрешение, если собиралась куда-то поехать, сдавать проститутке квартиру тоже можно было лишь с разрешения полиции.

Тем не менее, работа в легальном борделе считалась более престижной, чем незаконный труд на панели.


«Безбилетные» проститутки, пойманные полицией на Нижегородской ярмарке - крестьянки из соседних деревень

Однако был и слой более «высокопоставленных» девушек легкого поведения: содержанок, служанок, хористок - певичек с сомнительной репутацией. «В Петербурге среди таких секретных проституток имеются преподавательницы, продавщицы в магазинах, девушки, живущие в семьях, родные которых занимают видное положение, даже учащиеся, оставляющие свою профессию после окончания учебного заведения», - сообщал дореволюционный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


Ярмарочная шансонетка Масленникова, фотограф Максим Дмитриев, 1900-е годы

Таких «жриц любви» уличить было сложнее, и надзора они избегали. «Везде, можно сказать, попадают под надзор проститутки менее состоятельные, - отмечал в 1897 году представитель МВД доктор Штюрмер. - Агенты недостаточно искусны, а притом не имеют порой возможности уличить проститутку высшего полета. Полиция, не желая задавать себе лишнего труда и наживать неприятности, ограничивается только забором захудалых и бродячих женщин» (цитата по «Большой медицинской энциклопедии» 1933 года).

Когда в России запретили проституцию

После революции 1917 года новые власти объявили ночных бабочек «жертвами капиталистического строя», а проституцию запретили.

В здании Комиссариата московского градоначальства под председательством комиссара Московского градоначальства Никитиан в среду в 7 ½ часов вечера состоялось совещание по вопросу о регламентации проституции.

После обсуждения целого ряда вопросов собрание высказалось за закрытие домов и квартир свиданий, а также отмену регистрации и всякого рода принудительно-административных мер, практиковавшихся ранее в порядке врачебно-полицейского надзора.

Кроме того, предложено: 1) учредить приюты для несчастных детей-сифилитиков; 2) отделения при лечебницах, где каждый больной мог бы бесплатно лечиться от венерических болезней, причем прием должен быть не в общей амбулатории; 3) уничтожить желтые билеты и т.д.

«Ведомости комиссариата московского градоначальства»
(Цитата с сайта «Проект 1917. Свободная история»)

После этого проституция в России, разумеется, не исчезла - но была вытеснена из легально поля. Но это уже совсем другая история.

Следующая цитата

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Следующая цитата

Соня Мармеладова является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова.

О внешности Сони Мармеладовой известно следующее:

Робкая Соня всегда боится новых лиц и знакомств:

У Сони нет матери. Из кровных родных у нее есть только отец. Когда Соне было 14 лет, ее отец женился на молодой женщине, Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину:

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу:

Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Соня не жалеет денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать:

Читайте также: