Порядочный человек это тот кто делает гадости без удовольствия чья цитата

Обновлено: 19.05.2024

Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты даешь.

Поступай так, словно это сон.

Действуй смело и не ищи оправданий.

Не давай возможности никому и ничему
принимать решения за тебя.

Весь фокус в том, на что ориентироваться…

Каждый из нас сам делает себя либо несчастным,
либо сильным. Объём работы, необходимой и
в первом, и во втором случае, – один и тот же.

Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.


Сердиться на людей означает считать их
поступки чем-то важным.

Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения.
Поступки людей не могут быть настолько
важными, чтобы отвести на задний план
единственную жизненно важную альтернативу:
наши неизменные встречи с бесконечностью.


Ты должен научиться отдавать себе отчёт
в каждом действии, сделать каждое действие осознанным.

Ведь мы пришли сюда ненадолго, и времени,
которое нам отпущено, слишком мало,
для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам
этого странного мира.

Обычный человек привык осознавать
только то, что считает важным для себя.
, но необходимо осознавать всё и всегда.

Утрать всё - и ты достигнешь всего.


Чем больше окружающие знают, что из себя вы представляете и что от вас следует ожидать,
тем сильнее это ограничивает вашу свободу.


Не объясняй слишком многого.
В каждом объяснении скрывается извинение.

Так что, когда ты объясняешь, почему ты
не можешь делать то или другое,
на самом деле ты извиняешься
за свои недостатки, надеясь, что
слушающие тебя будут добры и простят их.

Прежде всего ты должен использовать уши,
чтобы снять часть нагрузки со своих глаз.

Смерть неуклонно преследует нас,
и с каждой секундой она все ближе и ближе.
Смерть никогда не останавливается.
Просто иногда она гасит огни.

В мире, где за каждым охотится смерть,
нет времени на сожаления или сомнения.

Время есть лишь на то, чтобы принимать решения.


Каждый раз, когда ты чувствуешь,
что всё складывается из рук вон плохо
и ты на грани полного краха,
повернись налево и спроси у своей смерти,
так ли это.
И она ответит: «Но я же ещё не коснулась тебя!»

Все пути одинаковы: они ведут никуда.
Они ведут через кусты или в кусты.


Бесполезно тратить всю жизнь на
единственный путь, особенно, если этот путь
не приятен тебе.


Ты всегда должен помнить, что путь –
это только путь. Если ты чувствуешь,
что тебе не следовало бы идти по нему,
то не должен оставаться на нем
ни при каких обстоятельствах.


Каждый идет своим путём.
Но все дороги всё равно идут в никуда.

Значит, весь смысл в самой дороге,
как по ней идти…

Если идешь с удовольствием, значит,
это твоя дорога.
Если тебе плохо – в любой момент можешь
сойти с нее, как бы далеко ни зашел.
И это будет правильно.


Расслабиться, отступиться от себя,
ничего не бояться.
Только тогда силы, ведущие нас,
помогут нам.


То, что определяет наш путь,
называется личной силой.

Личность человека - объём его личной силы.

Люди, как правило, не отдают себе отчета
в том, что в любой момент могут выбросить
из своей жизни всё что угодно.
В любое время. Мгновенно.

Нам требуется всё наше время и
энергия, чтобы победить идиотизм в себе.

Чтобы извлечь из жизни максимум,
человек должен уметь ИЗМЕНЯТЬСЯ

К сожалению, человек изменяется
с большим трудом и очень медленно.
Многие тратят на это годы.
Самое трудное – по-настоящему
захотеть измениться.

•••••
О СОВЕТЧИКАХ
Людям нравится, когда им говорят,
что следует делать, но ещё больше
им нравится сопротивляться и не делать
того, о чём им говорили.
Именно поэтому они прежде всего
запутываются в ненависти к тому,
кто им советует что-то делать.

•••••
О приобретении знания

Ничто не дается даром в этом мире,
и приобретение знания - труднейшая
из всех задач.

И всё это лишь для того, чтобы понять,
что в мире нет ничего, что действительно
имело бы значение.

Человек знания живёт действием,
а не мыслью, о действии.

Мир неизмерим. Как и мы, как и каждое
существо, которое есть в этом мире.

Повседневный мир существует только потому,
что мы знаем, как удерживать его образы.

Сначала мы учимся обо всем думать,
а потом приучаемся смотреть на вещи так,
как мы о них думаем.

Люди говорят нам с момента нашего
рождения, что мир такой-то и такой-то
и всё обстоит так-то и так-то.
У нас нет выбора.
Мы вынуждены принять, что мир именно таков,
каким его нам описали.

Когда мы перестаем разговаривать с собой,
мир становится таким, каким он должен быть.

Вместо того чтобы посвятить себя миру,
человек растрачивает себя на дела.

Мы - люди, и наша судьба - это учиться
и быть вовлекаемыми в неощутимые новые миры.

Обычный человек слишком озабочен тем,
чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили.

Человек становится мужественным,
когда ему нечего терять.

Мы малодушны только тогда, когда
есть еще что-то, за что мы можем
цепляться.

Подумай о людях на этой Земле, и поймёшь:
не важно, кто они или что бы они
о себе ни думали, чем бы ни занимались,
результат их действий всегда один и тот же: бессмысленные фигуры перед зеркалом!

Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире - это его персона,
он никогда не сможет по-настоящему ощутить
окружающий мир.
Точно зашоренная лошадь, он не видит
в нем ничего, кроме самого себя.


Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг тебя.
Ты устаешь от глядения на самого себя,
и эта усталость делает тебя глухим и
слепым повсюду ко всему остальному.


Лишившись чувства собственной важности,
мы становимся неуязвимыми.

Непоколебимое стремление рационального
человека твердо придерживаться образа себя
- это способ надежно застраховать свое
дремучее невежество.

Человек не должен беспокоиться о том,
чтобы сделать фотографии или магнитофонные
записи. Всё это излишества спокойной жизни.

Во всём, что мы делаем, по-настоящему
необходимо лишь одно - "дух".

Человек должен беспокоиться лишь о духе,
который убывает.

Что калечит дух, так это постоянное имение кого-нибудь у себя на спине, кто колотит тебя и говорит тебе, что следует делать, а чего не следует делать.

Умение закалять свой дух в то время, когда тебя попирают и топчут, - вот что называется контролем.

О врагах человека

У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение.

Страх — первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.

Ясность мысли, достигнутая с таким трудом, изгоняет страх; и она же ослепляет.

Нашим большим врагом является то, что мы никогда не верим в то, что случается с нами.

Ты прикован к собственному разуму. Все очень просто: один и тот же лист падает снова и снова. Но тебе этого мало, тебе нужно еще понять: как, зачем и почему. А здесь понимать нечего, да и все равно не понять.

Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты - единственный на всей земле, кто живет неправильно.

Наш разум заставляет нас забыть, что описание - это только описание, и, прежде чем осознать это, человеческие существа сами заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни.

Кстати, цитаты про разум

Принять на себя ответственность за свои решения - это значит быть готовым умереть за них.

Поступки обладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это - его последняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие может стать для тебя последней битвой на земле, есть особое всепоглощающее счастье.

_____
Об обучении

Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла.

Присутствие учителя или проводника не лишне, но и не является совершенно необходимым. Что действительно необходимо, так это ежедневные усилия по накоплению безмолвия.

Обучение посредством разговоров не только пустая трата времени, но и редкая глупость.

Чтобы позволить магии овладеть нами, надо
изгнать из ума сомнения.

Как только сомнения изгнаны,
- становится возможным всё что угодно.

Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас,
но оно находится за пределами возможностей нашего нормального осознания.
Для обычного человека неизвестное является
как бы ненужной, лишней частью его осознания.
Таковым оно становится потому, что обычный
человек не обладает количеством свободной энергии, достаточным, чтобы отследить и уловить эту часть самого себя.

_____
Об одиночестве

Единственный способ побороть страх
- это не убегать.

Тот, кто однажды преодолел страх,
свободен от него до конца своей жизни:
ты обретаешь ясность мысли, и страху
не остается места.
С этого времени ты знаешь, чего ты хочешь,
и знаешь, как этого добиться.

_____
О болезни

Болезнь — это индульгирование в своей слабости.

Если тело пукает, значит оно живое

Смыслом существования является рост сознания.

Жаль, что жизнь коротка, жаль, что
всего не достичь. Просто жаль - и всё.

Мы живем в «обанкротившемся» обществе.

Худшее, что с нами может случиться,
это то, что мы должны умереть,
ну а раз уж это неотвратимая судьба,
то мы свободны: тому, кто всё потерял,
нечего бояться.

Если в чем-нибудь можно добиться успеха,
то успех должен приходить легко,
без стресса или навязчивых идей.

Красота - это демон, кот. процветает
при наличии поклонения.

У тебя совсем нет времени, и в то же время
ты окружен вечностью.

Воля - это то, что заставляет тебя побеждать,
когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен.

У человека есть тёмная сторона,
и её называют глупостью.

Развлечения, придуманные людьми,
— всего лишь жалкие потуги забыться,
не выходя за пределы прочного круга —
питаться, чтобы жить, и жить, чтобы питаться.

Сновидение — это процесс в теле,
и осознание, возникающее в уме.

Я никогда ни на кого не сержусь.
Ни один человек не может сделать ничего
такого, что заслуживало бы такой моей реакции.

На людей сердишься, когда чувствуешь,
что их поступки важны. Ничего подобного
я давно не чувствую

Как реагировать на обидные слова и поступки
людей и создать «броню» от их «ножа в спину».

_____
Чтобы не принимать чужие поступки близко к сердцу

«Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой».

Сначала нужно понять, а стоит ли вообще обижаться.

Вы можете воспринимать поступок, как оскорбление,
но он является нормой, принятой в его круге общения.

Нужна гибкость и умение посмотреть на ситуацию беспристрастно, после чего уже и не захочется обижаться.

_____
Чтобы реже сталкиваться с плохими поступками
людей

«Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты даешь».

Когда человек начинает жаловаться,
что все его обижают, не любят и относятся несправедливо, то стоит посмотреть на то,
как он сам относится к окружающим.
Если он использует, обманывает и предает, то
не удивительно, что к нему отношение такое же.

_____
Чтобы не оставаться виноватым,
когда к вам отнеслись плохо

«Не объясняй слишком многого.
В каждом объяснении скрывается извинение.
Так что, когда ты объясняешь, почему ты
не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их».


Бывает, вас обидели, и вас же пытаются сделать виноватым. Лучше вообще не реагировать на чужие негативные поступки, чем вступать в перепалку и в итоге все будут жалеть вторую сторону, которая и «заварила кашу».

_____
Когда подвергся травле

«Умение закалять свой дух в то время, когда тебя попирают и топчут, — вот что называется контролем».

Характер формируется при преодолении трудностей, в умении противостоять чужому давлению.

Когда весь мир настроен против вас, то не стоит отчаиваться: примите это как испытание и призовите всю мудрость и терпение, чтобы не унижаться до ответных выпадов и взаимной подлости.

_____
Чтобы не преувеличивать значимость
поступка и его последствий

«Рассматривать чьи-то действия как низкие,
подлые — значит придавать неоправданное
значение личности их свершившего, т.е.
— потакать его чувству собственной важности».


Многие люди самоутверждаются за счет других:
они специально провоцируют, унижают и говорят гадости. Им нужна ответная реакция, без нее
они не получат удовлетворения и насыщения
своего напыщенного «Я».

_____
Чтобы не искать причину плохого отношения
к вам в себе

«Не обязательно что-нибудь «делать», чтобы понравиться или не понравиться.
Он либо принимает тебя, либо сметает прочь».

Не всегда есть объяснение чужому поведению.
Иногда вы просто оказались не в то время
не в том месте и дело не в вас.

В такой ситуации вообще нет смысла реагировать
на обидчика: он просто подпитывается
вашей энергией, выводит на эмоции.

_____
Чтобы не искать объяснений чужой глупости и грубости:

Люди несовершенны: каждый со своими недостатками
и «тараканами», поэтому нужно относиться
к ним снисходительно и не ожидать многого.

Человек чаще ошибается, чем поступает правильно.

Чужие слова и поступки не должны ухудшать
ваш мир и восприятие реальности.


Только сам человек определяет реальность
и решает, тратить ли время на обиды и негатив,
если можно наслаждаться и ценить короткие
мгновения жизни.

Следующая цитата

По-моему, у любви вообще нет размеров. Есть только да или нет.

Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду.

Порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия.

Бывает, ты разговариваешь с женщиной, приводишь красноречивые доводы и убедительные аргументы. А ей не до аргументов. Ей противен сам звук твоего голоса.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить. читать.

Деньги — это свобода, пространство, капризы… Имея деньги, так легко переносить нищету.

Хамство — это грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность.

Завистники считают, что женщин в богачах привлекают их деньги. Или то, что можно на эти деньги купить. Они ошибаются. Не деньги привлекают женщин. Не автомобили и драгоценности. Не рестораны и дорогая одежда. Не могущество, богатство и элегантность. А то, что сделало человека могущественным, богатым и элегантным. Сила, которой наделены одни и полностью лишены другие.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Нет большей трагедии для мужчины, чем полное отсутствие характера!

Сергей Довлатов, "Ремесло"

Противоположность любви — не отвращение и даже не равнодушие, а ложь.

Наша память избирательна, как урна.

Сергей Довлатов, "Наши"

Когда храбрый молчит, трусливый помалкивает.

— Твои враги — дешевый портвейн и крашеные блондинки.
— Значит, я истинный христианин. Ибо Христос учил нас любить врагов.

Сергей Довлатов, "Наши"

Джаз — это мы сами в лучшие наши часы.

Скудность мысли порождает легионы единомышленников.

Ирония — любимое, а главное, единственное оружие беззащитных.

Талант — это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.

Возраст у меня такой, что каждый раз, приобретая обувь, я задумываюсь:
"Не в этих ли штиблетах меня будут хоронить. "

Сергей Довлатов, "Филиал"

Легко не красть. Тем более — не убивать. Куда труднее — не судить. Подумаешь — не суди! А между тем "не суди" — это целая философия.

Человек привык себя спрашивать: кто я? Там, учёный, американец, шофёр, еврей, иммигрант. А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?

Хорошего человека любить неинтересно.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Бескорыстное вранье — это не ложь, это поэзия.

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?

Сергей Довлатов, "Зона"

Молчание — огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие.

Сергей Довлатов, "Наши"

Пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом!

Ужасней смерти — трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим — рабство.

Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных.

После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов!

Сергей Довлатов, "Филиал"

Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь — есть выявление собственным опытом границ добра и зла. Других путей не существует.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Борька трезвый и Борька пьяный настолько разные люди, что они даже не знакомы между собой.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Кающийся грешник хотя бы на словах разделяет добро и зло.

Юмор — инверсия здравого смысла. Улыбка разума.

У гениев, конечно, есть соседи, как и у всех прочих, но готовы ли вы признать, что ваш сосед — гений?

Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если подлец — ещё и дурак.

Что значит «нажрался»? Да, я выпил! Да, я несколько раскрепощен. Взволнован обществом прекрасной дамы. Но идейно я трезв!

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Алкоголизм — излечим, пьянство — нет.

Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли, чтобы узнать, прижился ли он.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Запомните, это большая честь для мужчины, когда его называют грубым животным.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Хорошо идти, когда зовут. Ужасно — когда не зовут. Однако лучше всего, когда зовут, а ты не идёшь.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Жизнь расстилалась вокруг необозримым минным полем.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растёт.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Тебя угнетают долги? У кого их не было?! Не огорчайся. Ведь это единственное, что по-настоящему связывает тебя с людьми.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Мы жаждем совершенства, а вокруг торжествует пошлость.

Сергей Довлатов, "Зона"

— Где ты бродишь, подлец?! Почему возвращаешься среди ночи?!
— Я бы вернулся утром — просто не хватило денег.

Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам.

— Вы хорошо его знаете?
— Хорошо. С плохой стороны.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Кастрюля, полная взаимного раздражения, тихо булькая, стояла на медленном огне.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то.

Сергей Довлатов, "Чемодан"

Отдаться человеку, который путает Толстого с Достоевским. Я лично этого не понимаю.

Сергей Довлатов, "Иностранка"

Лет двадцать пять назад я колебался между женщинами и алкоголем. С этим покончено. В упорной борьбе победил алкоголь.

Сергей Довлатов, "Иностранка"

На листе картона было выведено зеленым фломастером: «СВЕЖИЙ ЛЕЩЬ».
— А почему у вас «лещ» с мягким знаком?
— Какой завезли, такой и продаём.

Сергей Довлатов, "Иная жизнь"

Всех связывало что-то общее, хотя здесь присутствовали не только евреи.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

В чём разница между трупом и покойником? В одном случае — это мёртвое тело. В другом — мёртвая личность.

Сергей Довлатов, "Ремесло"

Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.

Мещане — это люди, которые уверены, что им должно быть хорошо.

Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.

Желание командовать в посторонней для себя области — есть тирания.

Знаешь, что главное в жизни? Главное то, что жизнь одна. Прошла минута, и конец. Другой не будет.

Сергей Довлатов, "Филиал"

У нас есть свобода и молодость. А свобода плюс молодость вроде бы и называется любовью.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Сергей Довлатов, "Филиал"

В подобной обстановке трудно быть лентяем, но мне это удавалось.

Сергей Довлатов, "Чемодан"

— Что вам угодно?
— Мне угодно, чтобы все были доброжелательны, скромны и любезны.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Утаить любовь ещё труднее, чем симулировать её.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному, гармоническому тождеству усилий и результата.

Сергей Довлатов, "Ремесло"

Нет, как известно, равенства в браке. Преимущество всегда на стороне того, кто меньше любит. Если это можно считать преимуществом.

Сергей Довлатов, "Иностранка"

Снобизм — это единственное растение, которое цветет даже в пустыне.

Ленин был изображен в знакомой позе – туриста, голосующего на шоссе.

Сергей Довлатов, "Чемодан"

— Что с вами? Вы красный!
— Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я — конституционный демократ.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

Портвейн распространялся доброй вестью, окрашивая мир тонами нежности и снисхождения.

Сергей Довлатов, "Заповедник"

В любой ситуации необходима минимальная доля абсурда.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Когда от человека требуют идиотизма, его всегда называют профессионалом.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Когда человека бросают одного и при этом называют самым любимым, делается тошно.

Сергей Довлатов, "Филиал"

Будешь думать — жить не захочется. Все, кто думает — несчастные.

(О сыне)
Круглосуточно работающая маленькая фабрика по производству положительных эмоций.

Достаточно плюнуть на холст, чтобы считаться художником-авангардистом.

Поскребите русского, и вы найдете татарина

В «Дневнике писателя» за январь 1877 года Достоевский с огорчением восклицал: «Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что (…). Мы у них в пословицу вошли».

Эта пословица – «Поскребите русского, и вы найдете татарина» ( франц. «Grattez le Russe et vous trouverez le Tartare»). Она приписывалась самым различным деятелям наполеоновской эпохи – консервативному мыслителю Жозефу де Местру, австрийскому фельдмаршалу герцогу Шарлю де Линю, писательнице Жермене де Сталь и, разумеется, самому Наполеону.

Что же известно о происхождении этой мудрости? 2 января 1823 года ее записал в своем дневнике Джеймс Галлатин, сын и секретарь посланника США во Франции. Почти тогда же сходные изречения стали появляться во французской печати.

В 1827 году французский публицист Жан Ансело писал:

Русские подобны выстроенным их руками кирпичным зданиям, которые первый же несчастный случай лишает покрывающего их ровного слоя белой краски: под блестящей оболочкой цивилизации, так преждевременно их укрывшей, нетрудно обнаружить татар. («Шесть месяцев в России»; перевод Веры Мильчиной)

Согласно опубликованным в 1824 году мемуарам Жанны-Луизы де Кампан, камеристки Марии Антуанетты, «Наполеон говорил, что, если поскрести русского, можно увидеть варвара».

В воспоминаниях генерала Мари Жозефа Лафайета приводилось высказывание об Александре I, приписывавшееся Наполеону: «Его находят добрым и любезным; но, если чуть поскрести, почувствуется казак» («Первая Реставрация и Сто дней» (1817–1818, опубл. в 1838 г.), гл. 2).

Отождествление русских вообще с казаками-варварами, нашествие которых угрожает Европе, было в высшей степени характерно для Наполеона-изгнанника: «Я могу понадобиться против русских, ибо при нынешнем положении дел лет через десять вся Европа, возможно, будет казацкой либо республиканской » (запись Лас Казеса 18 апреля 1816 г.).

Одна из более поздних версий «европейской пословицы» выглядела так: «Поскребите русского, и вы найдете казака; поскребите казака, и вы найдете медведя» (всё это, разумеется, по-французски). И, по всей вероятности, медведь в этой формуле предшествовал «варвару», «казаку» и «татарину».

В знаменитой книге Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году» (1843) читаем:

Нравы русских жестоки, несмотря на все претензии этих полудикарей, и еще долго будут таковыми оставаться. Еще не прошло и столетия с тех пор, как они были настоящими татарами; лишь Петр Великий стал принуждать мужчин брать с собой жен на ассамблеи; и многие из этих выскочек цивилизации сохранили под теперешним своим изяществом медвежью шкуру: они всего лишь вывернули ее наизнанку, но стоит их поскрести, как шерсть появляется снова и встает дыбом. (Перевод Веры Мильчиной)

Кюстин приписал эту мысль итальянскому писателю Джузеппе Капечелатро, архиепископу Тарантскому (1744–1836).

Вероятно, он перепутал Капечелатро с его старшим современником маркизом Караччиоли. Луи Антуан Караччиоли (1719–1803), французский писатель, поэт и историк итальянского происхождения, много путешествовал по Европе. Он имел репутацию одного из главных остроумцев эпохи, чрезвычайно богатой на остроумцев.

Литератор Жан Пьер Лабуисс-Рошфор в своих мемуарах писал:

Он [Караччиоли] говорил о московитах, тогда столь мало известных, а ныне, кажется, желающих захватить столь большое место в истории: «Поскребите руку даже самого образованного русского, и вы обнаружите под его кожей медвежью шкуру (la peau de l’ours)». (J.-P. Labouisse-Rochefort, «Trente ans de ma vie (de 1795–1826)», 1847, т. 8)

Обозреватель парижского еженедельника «Меркурий девятнадцатого столетия» распространил эту формулу на европейскую цивилизацию вообще:

Что бы ни говорила европейская гордыня, наша цивилизация все еще не более чем варварство, покрытое лаком хороших манер, обманчивая видимость. Караччиоли говорил: «Поскребите руку даже самого образованного русского, и вы обнаружите под его кожей медвежью шерсть (le poil de l’ours)». Примените эти слова к самому блестящему обществу – обществу французскому; уберите танцы, музыку, статуи и картины; проникните в суть вещей, и вы найдете волчьи законы, право сильного, нигде нет понятия о законах здравого смысла и правилах справедливости. («Еженедельное обозрение», «Le Mercure du dix-neuvième siècle», 1827, t. 16, p. 93)

Достоевский – и не он один – воспринимал «европейскую пословицу» едва ли не как личную обиду. Куда спокойнее относился к ней князь Петр Вяземский. О графе Федоре Ростопчине (1763–1826), среди предков которого были татары, он отзывался так:

Поскребите русского, и вы найдете парижанина. Поскребите парижанина, и вы найдете русского; поскребите еще, и вы опять найдете татарина. (мемуарная заметка, 1877 г.)

Немало знатнейших русских фамилий числили своими предками выходцев из татар (или тюрок): Апраксины, Аракчеевы, Мещерские, Нарышкины, Урусовы, Ширинские-Шихматовы, Юсуповы и т. д. Из «военных» фамилий – Суворовы и Кутузовы; из «музыкальных» – Алябьевы, Балакиревы, Рахманиновы, Скрябины, Танеевы; из «литературных» – Аксаковы, Булгаковы, Гаршины, Державины, Карамзины, Огаревы, Тургеневы, Чаадаевы, Языковы.

Поэт и партизан Денис Давыдов, потомки которого выехали из Большой Орды в Москву в начале XV века, не без гордости заявлял:

Блаженной памяти мой предок Чингисхан,

Грабитель, озорник с аршинными усами,

На ухарском коне, как вихрь перед громами,

В блестящем панцире влетал во вражий стан

И мощно рассекал татарскою рукою

Все, что противилось могущему герою.

(«Графу П. А. Строганову…», 1810)

Да и наш современник Владимир Путин, в отличие от Достоевского, не только не комплексует из-за французской пословицы, но даже считает ее исконно русской:

– У нас, знаете, говорят: каждого русского, если потереть как следует, там татарин появится, – заметил он 18 мая 2007 года, на пресс-конференции в ходе саммита РФ – ЕС.

Эта пословица породила множество новых изречений. Вот некоторые из них:

Поскребите судью, и вы найдете палача. (Виктор Гюго, «Литературная и философская смесь», 1834.)
Поскреби любовника, и ты найдешь врага. (Дороти Паркер, «Баллада о громадной усталости», 1926.)
Поскребите актера, и вы найдете актрису. (По-видимому, устная фраза Дороти Паркер.)

И наконец, два замечания вождя пролетарской революции:

– Поскрести иного коммуниста – и найдешь великорусского шовиниста. (Ленин на VIII съезде РКП(б) 19 марта 1919 г.)

– К сожалению, еще по адресу многих наших товарищей можно сказать: «Поскребите коммуниста – и вы найдете филистера». Конечно, скрести нужно чувствительное место – его психику в отношении женщины. (Ленин в беседе с Кларой Цеткин.)

Следующая цитата

В повести Валерия Воскобойникова «Повышение» («Нева», 1974, № 9) два питерских интеллигента беседуют в кафе:

– Кто такой порядочный человек, знаешь?– Не знаю.Вероятно, это был анекдот.– Тот, кто делает подлости и не получает от них удовольствия, – он засмеялся, – как, а?

Эта фраза приписывалась Михаилу Светлову, одному из главных остроумцев советской эпохи. Публицист Борис Шрагин, эмигрировавший на Запад, писал: «Поэт Михаил Светлов придумал дефиницию: “Порядочный человек у нас – тот, кто делает гадости без удовольствия”». («Противостояние духа», Лондон, 1977.)

Дважды повторена эта фраза у Сергея Довлатова, в первый раз – как слова Светлова («Соло на ундервуде», 1967–1978; опубл. в 1980 г.).

Фразу: «Порядочный человек – это человек, который делает подлости без удовольствия» – любил повторять физикохимик Николай Маркович Эмануэль (1915–1984), добавляя: «по определению академика Кнунянца». («Академик Николай Маркович Эмануэль: Очерки, воспоминания», 2000.) Имелся в виду Иван Людвигович Кнунянц (1906–1990), специалист в области органической химии.

Кинорежиссер Сергей Юткевич связывал появление этой фразы с кампанией против «безродных космополитов» 1949 года:

«…Именно в этот период родилось замечательное определение: “Кто такой порядочный человек? – Это тот, что делает гадости нехотя!” Но таких оказались считаные единицы. Многие делали гадости с большой охотой – даже когда их и не просили». (Автобиографический очерк «О самом разном», 1988.)

Впрочем, ту же картину рисует академик Владимир Вернадский в письме к сыну от 16 июля 1929 года:

«…По партийным велениям порядочный человек делает непорядочные поступки, оправдываясь дисциплиной…»

В миниатюре «Юбилей» из «райкинского» спектакля «Волшебники живут рядом» (1964, автор пьесы Александр Хазин) номенклатурный начальник Пантюхов говорит:

– В сущности, я человек порядочный и по собственной инициативе подлостей никогда не делал.

Публицист и философ Александр Зиновьев считал это свойством советского человека вообще: «Если нужно, он способен на любую пакость. Если можно, он способен на любую добродетель» («Гомо советикус», 1982).

Отыскать достоверного автора «светловской» фразы едва ли возможно. Но можно указать ее вероятный источник. Я имею в виду высказывание французского поэта Шарля Пеги (1873–1914):

На свете полно порядочных людей. Их можно узнать по тому, как неуклюже они делают подлости (…ils font les mauvais coups avec plus de maladresse).

Так писал Пеги в полемическом эссе «Золото. Продолжение» (1913).

Следующая цитата

Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд.

Когда человека бросают одного и при этом называют самым любимым, делается тошно.

Порядочный человек - это тот, кто делает гадости без удовольствия.

Чего другого, а вот одиночества хватает. Деньги, скажем, у меня быстро кончаются, одиночество - никогда.

Чем безнадежнее цель, тем глубже эмоции.


Целый год между нами происходило что-то вроде интеллектуальной близости. С оттенком вражды и разврата. (:))) Ну вааще, мое. :) )


Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только - да или нет.
С. Довлатов

Каждая цитата С. Довлатова - как по мне - так в десятку. Особенно, последнее. Я это давно сама для себя сформулировала - в любви "есть да и есть нет. А все остальное - лукавство".
На самом деле всё очень, очень просто.

© Copyright: Людмила Юрьевна Иванова, 2018.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2018. Все хорошо
  • 28.09.2018. ***
  • 27.09.2018. ***
  • 26.09.2018. Холодно
  • 22.09.2018. Мои животные
  • 21.09.2018. ***
  • 19.09.2018. Учиться, учиться и ещё раз учиться.
  • 17.09.2018. Не Синди Кроуфорд
  • 15.09.2018. Подосиновики, подопята
  • 14.09.2018. Невезуха
  • 13.09.2018. ***
  • 12.09.2018. ***
  • 10.09.2018. Эта притягательная школьная библиотека
  • 08.09.2018. ***
  • 07.09.2018. ***
  • 06.09.2018. Победное завершение эпопеи с записью к стоматологу
  • 05.09.2018. Вылечить зуб - дело непростое.
  • 04.09.2018. Одно утро из жизни Людмилы Батьковны
  • 01.09.2018. Дэ ж вин, мий винык

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: