Подобрать цитаты для характеристики казаков в повести гоголя

Обновлено: 06.11.2024

Ответьте пожалуйста в цитатах:
1.Какие качества ценил Тарас Бульба в казаках?
2.Какие черты характера проявлялись Тараса в борьбе за родину?
3.Как он выражает заботу о казаках, являясь их Атаманом?
4.Что говорит Тарас о товариществе? К чему призывает Казаков?
5.Как он относится к своим сыновьям?
6.Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
7.Почему мы называем Тарасу Бульбу героем?

Голосование за лучший ответ

1:"Нет такого товарищества как на Русской земле нет. Так любить как русская душа, не то что бы умом, а всем чем дал Бог. В Польше и в других странах свой продает своего на базаре как бездушную тварь, где так же всем дороже золото чем всякое братство. И пусть они поймут что такое русское братство и товарищество когда увидят нас в бою".
2.«Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия»
3.«Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и
опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам. » Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести». Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».
4. «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей… так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может. »
5.Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!» Вообще к своим сыновьям он относился строго, но всё равно с любовью. Своего старшего сына он уважал, так как он многого достиг в боях против поляков. Младший сын в начале произведения Н. В. Гоголя пришёл из монастыря домой. Вскоре этот "сынок" влюбился в полячку, которая сказала ему, чтобы он пошёл против своих, выяснив при этом: любит он её или нет. Он решился и ответил ей да. когда Тарас Бульба встретился с ним, то он сказал ему: " я тебя родил! я тебя и убью! ", и после этого он застрелил "сыночка".
6.Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.
7.В образе Тараса Бульбы — главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
Погиб Тарас Бульба с верой в торжество свободы, «товарищества» и национальной независимости Украины. Его вера и вся героическая жизнь есть ни что иное, как яркое выражение веры и борьбы всего украинского народа за своё освобождение.

Aлександра ВасильеваПрофи (692) 5 лет назад

третий дополнить надо. своими словами, кроме цитат подумай как бы ты сама сказала, другой текст отталкиваясь от этого перепиши своими словами, и принципи я потратила 20 минут, чтоб все это найти в нете, у меня нет в 18 лет появился, а вас у всех нет есть, а искать вы ничего не хотите.

Отношения между отцом и сыновьями

Тема отцовской любви к своим сыновьям воплощена через образ главного героя – казацкого полковника и впоследствии атамана, Тараса Бульбы. Этот человек поначалу может показаться грубым и неотесанным.

Кадр из фильма. Главный герой Тарас Бульба (Богдан Ступка) Кадр из фильма. Главный герой Тарас Бульба (Богдан Ступка)

Тарас гордится тем, что у него выросли два красавца-сына.

Тарас Бульба любит обоих своих сыновей, но лишь старший, Остап, оправдает его надежды. Не случайно повесть еще долго продолжается после смерти Андрия, и далее сюжет концентрируется исключительно на борьбе казаков против поляков. Тарас отныне называет своим сыном только Остапа и думает только о нем.

Кадр из фильма. Тарас и его сын Остап Кадр из фильма. Тарас и его сын Остап

Жизнь Андрия после его измены казачеству полна роскоши и счастья. Это поцелуи с полячкой, ожидание свадьбы, одежда вся в золоте. Эта жизнь противопоставляется жизни его брата Остапа и всех остальных казаков, оставшихся на своем поле боя. Остапа ждут не только суровые битвы в неравном бою, но и плен, тюрьма, тяжелейшие пытки, казнь.

Гибель каждого из братьев также сильно отличается.

Смерть Андрия позорна, так как его застрелил "как собаку" его собственный отец, ставший к тому моменту атаманом казаков.

Наоборот, героичная смерть Остапа вызывает беспредельное восхищение его отца. Тарас Бульба даже жертвует еврею Янкелю всеми своими деньгами и рискует жизнью, чтобы оказаться рядом с Остапом, на площади, в момент его казни. В своей трагичности гибель Остапа от руки палача - аллюзия на смерть Христа, описанную в Евангелии (мотив "тяжелой чаши", которую ему предстоит испить, пытки, всенародное унижение, призывание своего отца после всех мучений, в самый момент смерти).

Остап просит всех остальных казаков принимать страдания стойко и мужественно, ничем не выдавая тяжести своих мучений:

Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:
– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
– Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Следующая цитата

1. Тарас Бульба — старый и опытный казак, он много раз участвовал в сражениях. У него есть жена и дом, но он бывает дома всего 2-3 дня в году, предпочитая жить в Запорожской Сечи.

2. Это грузный и дородный пожилой мужчина, но несмотря на возраст, в нём ощущается недюжинная сила. Как и все казаки, он носит чуб и усы, тело его покрыто шрамами, которые напоминают о былых сражениях.

3. Тарас ценит такие качества, как смелость, мужество, сила, патриотизм, верность Родине, традициям и товарищам.

4. Сечь привлекала его свободой, возможностью жить вольной жизнью и воевать, а не заниматься сельским хозяйством и домом.

5. Тарас проявляет такие качества, как патриотизм, смелость, мужество, верность.

6. Тарас мудрый и опытный атаман, он беспощаден к врагам.

7. Товарищество для Тараса — это семья, а казаки — его братья. Он призывает быть верным традициям товарищества, выручать друг друга, не бросать в беде, чтить законы братства.

8. Тарас любит сыновей и гордиться ими, но скрывает свою любовь, так как сыновья для него — это в первую очередь воины и защитники Родины. Когда Андрий совершает предательство, Тарас убивает сына.

9. Тарас Бульба дорог Гоголю тем, что это цельная, самодостаточная, героическая личность.

10. Тараса Бульбу можно считать народным героем, потому что он всю жизнь защищал Родину и совершил подвиг: помог товарищам спастись от поляков.

Тема любви к женщине

Эта тема показывается через одного лишь героя – Андрия. Его отец Тарас не был привязан к своей жене, она терпела от него грубое, холодное отношение, и временами «даже побои».

Казаки держались как святыни единой ценности - это верность родной земле, верность своему воинскому товариществу, которое защищало свободу и достоинство этой земли. Они не могли себе позволить быть домашними людьми, так как в силу исторических обстоятельств должны были вести жизнь дикого и свободного вояки, всегда готового к битве, а женщина по своей натуре мешала этому. Итак, казаки не одобряли привязанность к женщине (ни к жене, ни к матери), женщины не допускались даже в предместье Запорожской Сечи.

Однако у Андрия, в отличие от остальных казаков, чувствительная и романтичная душа. Он влюбляется без памяти, и ради возлюбленной полячки оставляет свое служение Отчизне и товариществу. Его чувство возвышенно и благородно, он готов на любые подвиги ради панночки.

Кадр из фильма "Тарас Бульба" Андрий и панночка Кадр из фильма "Тарас Бульба" Андрий и панночка

Портрет польской дворянки, к которой Андрий столь сильно привязывается, написан Гоголем такими же яркими и нежными красками, как и образы степи, неба, земли. Она прекрасна, как сама природа, и автор не может не восхищаться ею вместе с Андрием. Автор описывает и ее взаимные искренние чувства к Андрию. Дочь польского воеводы показана не только красивой, но и обладающей тонкой, чувствительной душой.

Итак, в отличие от своих любимых героев-казаков, Гоголь не высказывает презрения либо осуждения ко всем полякам как к нации. (Так, с большим сочувствием автор показывает картину голодающего Дубна, осажденного казаками…) Его позиция – это особая авторская позиция, она отличается от позиции его любимого героя, Тараса Бульбы.

Однако любовь Андрия и польской дворянки входит в неразрешимое противоречие с понятием долга – сыновнего, воинского, гражданского.

Андрий чувствует в своей душе лишь одно желание – желание служить своей избранной. Все остальные понятия теряют для него смысл. Ради своей страсти, какой бы возвышенной она ни была, он забывает свою честь и свою родину. Так он становится изменником, предателем в глазах своих товарищей, позорным человеком в глазах своего отца.

Сам Андрий чувствует, что он в западне этого конфликта между чувством и долгом. Именно поэтому, заманенный в лес Тарасом, он так покорно слезает с коня, бросает оружие, которым хотел защищать свою панночку от казаков, и безропотно подставляет свою грудь под выстрел отца. Тарас своим смертельным выстрелом словно избавляет своего сына от конфликта страсти и чести, который тому разрешить не под силу.

Какой же урок можно вынести из истории запретной любви Андрия и полячки?

У Гоголя нет однозначного и четкого ответа на этот вопрос, он показывает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Автор способен глубоко понять эмоции каждого героя.

Но в данном произведении Гоголь больше склонен воспевать мужество и героизм казаков, нежели любовь, даже самую прекрасную и возвышенную, к женщине. Не случайно мы так и не узнаем даже имени прекрасной полячки. Этим подчеркивается, что она остается для автора персонажем не близким, второстепенным. И автор не удостаивает смерть Андрия теми похвальными, торжественными словами, которыми он сопровождает эпизод гибели каждого из казаков под Дубно.

Почему же писатель воспевает прежде всего воинствующее, героическое казачество? Почему в речи Тараса под Дубно сказано, что товарищество даже сильнее и важнее любви?

Автор показывает нам, что в товарищеской любви меньше эгоизма. Товарищи думают о благе общем, а не о своем собственном. Понятие чести для них важнее собственного счастья, радости, удовольствия. Поэтому в понятии товарищества больше возвышенности, благородства. Такая любовь совершенно чиста и тверда духом, и в этом смысле она стоит выше любви к женщине, любви к своим родственникам, к своим детям.

В тех исторических обстоятельствах, именно такая верность товариществу, которая даже выше любви, была способна удерживать в среде казаков чувство свободы, достоинства, целости нации.

Поэтому Тарас не принимает возможности любви к полячке и убивает собственного сына, перешедшего во враждебный лагерь.

Именно в этом заключается главный моральный урок повести "Тарас Бульба".

Следующая цитата

В повести можно выделить несколько основных тем, каждая из которых будет способствовать пониманию моральных уроков произведения:

Тема патриотизма, воплощенного в казачестве

Главный герой, Тарас Бульба, живет понятиями дружбы и товарищества, которые для него неизмеримо выше любви. Ведь что в те времена только товарищество спасало родину от опасности и от унижений. В то время большая часть России находилась в крепостном, униженном состоянии, а украинские крестьяне терпели притеснения от польского дворянства.

Поэтому Тарас Бульба живет ненавистью ко всем, кто унижает своих - его народ, приверженцев его веры, православия. К своим он относит как русских, так и украинцев, поскольку казаки и православные включают и тех и других. А также, потому что в те времена Россия воспринималась как возможная защитница или союзница в борьбе против притеснений Польши.

Все, кто так или иначе обидели его страну, его веру, записываются в лагерь не-людей. Отныне все, любые члены (до единого) этой вражеской группы не подлежат никакому сочувствию и состраданию, их следует лишь безжалостно и жестоко уничтожать. Такой же философии со своей стороны придерживался и вражеский лагерь. Религия другого народа не признавалась, не уважалась, и ее приверженцы не могли рассчитывать ни на малейшую терпимость и понимание.

Следующая цитата

Говоря о запорожском казачестве, редко кто не вспомнит героя, созданного гением Николая Васильевича Гоголя.

Рожденный в Малороссии писатель, конечно, был с детства погружен в атмосферу старинных легенд и преданий о героических страницах казачьей истории.

Казачество в повести Гоголя Тарас Бульба показано широкими живописными мазками.

Колоритная речь, обычаи, традиции – все это исподволь рисует нам главного героя повествования. У него есть дом, семья, хозяйство, но для него, как и было принято в казачестве, привычен такой образ жизни: сегодня – в поле или на выпасе, завтра – на коня и в поход. Но это только внешняя канва. Есть и внутренняя – она изображает нам духовные основы казачества.

Тарас Бульба – образ казака, наделенного невиданной духовною силой. Сжав кулаки и сцепив зубы, наблюдает он за казнью Остапа.

Сила Духа его такова, что одним только взглядом он помогает сыну достойно перенести мучения.

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» - говорит нам Гоголь устами своего героя.

Красной нитью проходит через всю повесть тема товарищества.

«Нет уз святее товарищества!» – эта фраза знакома нам с детства.

И, в общем, это характеризует и казачество, и русский народ в целом. «Сам погибай, а товарища выручай» , – говорили в народе. Хотя в более древней традиции звучало не «товарищ», а «соратник».

Развивая тему товарищества, главный герой ставит это понятие выше родительской любви. Но это говорит только о том, что изначальная традиция была во многом утрачена.

Ведь на Руси не было выше долга, чем долг перед Родом.

А это – и дети, и родители, и Предки, и родные Боги – все, из чего для человека складывалось такое священное понятие как Родина.

Другое дело, что жизнь, связанная с постоянным риском для жизни, накладывала свой особый отпечаток.

Презрение к опасности, отсутствия страха смерти – все это вошло в плоть и кровь воинов Сечи. Да иначе и быть не могло. Когда смерть ходит рядом, человек острее чувствует жизнь.

Смерти же не боялись и по другой причине. Знали, что на этом не заканчивается жизнь человека, что он только меняет мерность, уходит, чтобы продолжить свое развитие в других светлых мирах.

В среде, где порою встречались казаки-характерники, и еще чаще – пластуны, такое знание однозначно существовало, ведь и те, и другие владели сверхчувственным восприятием и тем, что сегодня называют работой с тонкими энергиями.

В конце повести презрение к врагу и опасности стоит герою жизни. Возвратившись за люлькой (трубкой), он попадает в руки врага и принимает, как и его сын Остап, мученическую смерть.

У нашего современника это может вызвать недоумение: как так, разве мыслимо рисковать жизнью ради какой-то курительной трубки?

Но это не просто трубка, это своего рода талисман, прошедший через многие сражения.

И курение в том смысле, как мы его понимаем сегодня, в казачьей среде изначально отсутствовало.

Духовные основы казачества не предполагали ни пьянства, ни курения.

Тут в повести Гоголя снова допущена неточность. Образ казака-гуляки, нередко возникающий даже в пословицах и поговорках – это результат искажения изначальной сути казачества, в основе которой лежат духовный рост и самосовершенствование.

На самом деле среди казаков царил строгий «сухой закон». Пьянство возбранялось категорически. Лишь на высших ступенях (пластун, характерник) были допустимы мизерные количества сурицы (изготовленной по древним ведическим рецептам), и то – в строго определенное время.

Ведь известно, что даже самое малое количество алкоголя снижает накопленный энергетический потенциал.

Напомним, что казачество было, по сути, настоящим духовно-воинским орденом, поэтому правила исполнялись всеми. Вспомним также, что и трубка у казаков использовалась по большей части для лечения.

Какие только травы не применялись для этой цели.

Целительными способностями в казачьей среде обладали все, другое дело, были тут и свои уникумы, которые поднимали на ноги даже смертельно раненых. Так что не за безделушкой вернулся старый Тарас.

Казачество в повести Гоголя Тарас Бульба изображается таким, каким оно было во время длительного противостояния Россия – Речь Посполитая.

В философском плане тут показано два разных кода, которые, в конечном счете, определили две версии развития цивилизации.

Первый код: Совесть, честь и долг перед Родом превыше всего, даже собственной жизни. Это Тарас и его первенец Остап. Это русский, славянский код.

Второй – выжить или получить блага от жизни любою ценой, даже ценою предательства. По такому скользкому пути пошел Андрий.

В повести его казнит собственный отец. Но этот момент тоже не характерен для изначальной традиции казачества. Ведь даже за самый тяжелый проступок человека не лишали жизни, его изгоняли, что было высшей карой.

Но и само изгнание было крайней мерой. Ведь если сын совершил тяжкий проступок, виноват, прежде всего, отец, это он не сумел воспитать его.

Поэтому изначально задача была – перевоспитать. Да и не было у отца права лишить провинившегося жизни. Ведь сын принадлежал не только своему отцу, но и матери, и Роду, и Богам.

О чем говорит нам этот пример?

О том, что существуют древние традиции и духовные основы казачества, но уже многие столетия их пытаются вытравить и исказить. Как видим, искаженные факты проникли даже в знаменитое сочинение Гоголя, таким образом, в мощный духовно-нравственный образ Казака вкрапляются чужеродные философские смыслы.

Тарас Бульба – образ воина, для которого Родина – это родная земля, родные традиции (а не там, где больше платят или дарят другие блага).

«Сердце Женщине, Душу – Богу, Долг – Отечеству, а Честь – никому» , – так говорят казаки с давних пор.

Под этими словами есть глубокая духовная основа. Потомки бесстрашных скифов не только унаследовали исконные скифские земли, но и сохранили их обычаи, традиции и даже одежду.

Но, главное, сохранили в своей крови древний воинский дух, который на протяжении тысячелетий так и не смогли победить никакие завоеватели.

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось» и подписывайтесь на наш канал!

Читайте также: