Победа в воздухе куется на земле цитата

Обновлено: 21.11.2024

Победа в воздухе куётся на земле,
как лётчику, о том известно мне.
Лишь знания, навыки, великие умения
в боях её рождают достижения.

Кто этого не понял. не постиг,
того агрессия с войной настигнут вмиг.
Наш враг не дремлет, ждёт ошибок и просчётов,
Не до партнёров тут, хоть так подумал кто-то.

Нам забывать истории уроки минувших лет,
потерь былых упрёки,- нет права.
ошибаться нам нельзя,- полита кровью
Русская земля.

Готовность к бою, дать врагу отпор,-
задачей главной остаётся до сих пор.
Нам суждено, чтоб грозным был наш меч,
надёжным щит,- и жизнь и Русь сберечь.

© Copyright: Николай Витальевич Карасев, 2017
Свидетельство о публикации №117041107703 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

"Победа в воздухе куется на земле!" эта фраза как нельзя точно передает заслуги наземного персонала, который буквально костьми ложится, но подготавливает боевой самолет к вылету. Именно те парни( а бывали и девушки) в "черных ЗШ" были хранителями пилотов. Именно они ждали их с вылетов.

Мне хочется поделится с вами теми крупицами информации, которыми владею. Я неоднократно пытался найти больше сведений, но к сожалению мои старания так и не увенчались должным успехом. Но, что есть - то есть.

И так, всем нам хорошо известен прославленный немецкий ас Эрих Хартман. Информация о нем есть в достатке. В любой момент можно узнать как общие так и более точные моменты его биографии. А вот техник его "мессершмитта" Карл Хайнц Мертенс не так популярен, но от этого не менее интересен. Вот немного информации о нем.

Унтер-офицер Карл-Гайнц Мертенс служил в 52-й истребительной авиационной эскадре (JG- 52). Прозвище "Биммель". Прозвище ему "торжественно присвоил" Хартман. Дело в том, что у Мертенса была привычка вместо матерных слов употре!! слово "gebimmel" - позвонить ( судя по всему, если перевести это на русский, то Эрих дразнил Карла "Позвоночником" или "Звонарем").

Мертенс обслуживал самолет Эриха с 1942 года, и они быстро сдружились(автор книги Карл Вольф описывает это именно так).
Этому есть подтверждение. Однажды Эриху не повезло и ему пришлось побывать в гостях у наших дедов. Будучи человеком воспитанным и галантным, он решил не беспокоить наших солдат и ушел по-английски, не прощаясь. Мертенс же узнав, что "шеф" не прибудет к обеду направился на розыски "блудного сына".
Вот как это описывает Карл Вольф:
"Для лейтенанта Хартмана наступил роковой день - 20 августа. Утром он вылетел во главе двух звеньев прикрыть немецкую пехоту от атак штурмовиков. Ведущим второго звена шел лейтенант Йоханнес Бунзек (75 побед), именно он обнаружил группу из 40 Ил-2 над Кутейниково. Неприятеля сопровождало сильное истребительное прикрытие. Немцы пролетели мимо застигнутых врасплох истребителей и атаковали штурмовиков. Хартман с расстояния 70 метров дал очередь и попал в радиатор одного из Ил-2. Горящий самолет стал падать.
С дистанции 100 метров Хартман атаковал следующий Ил-2 и тоже сбил его - это была 90 победа. В этот момент "Мессершмитт" резко встряхнуло, Хартман инстинктивно развернулся на запад, самолет снова резко затрясло, с мотора сорвались капоты, и кабину заполонил дым. Температура масла достигла предела, и Эрих вынужден был приземлить самолет на "брюхо". Сразу же после посадки Хартман попытался снять сверхдефицитные бортовые часы, когда заметил, что к нему приближаются красноармейцы. Он симулировал потерю сознания, когда его вытаскивали из кабины, разыграл внутренние ранение живота, да так достоверно, что убедил и врача проводившего осмотр. Солдаты обращались с ним заботливо и осторожно. Хартман, однако, пренебрег славянским гостеприимством и после четырех часов плена, во время перевозки на грузовике, убежал и скрылся на подсолнечном поле. Эрих старался пробираться к немецким позициям по ночам, а утром обычно скрывался и старался поспать. В свою часть ему удалось попасть 23 августа, как раз когда она перебазировалась в Макеевку. В документах части указано, что лейтенант Эрих Хартман из
7/JG-52 был сбит 20 августа 1943 года огнем противовоздушной обороны за линией фронта. Его Мессершмитт Bf-109G-6(W.Nr20485) был списан как 100% потеря. После этого приключения он получил трехнедельный отпуск но, насколько известно, в Германию не уезжал.
К слову сказать, его техник Мертенс так переживал за своего "старика", что на собственный страх и риск решил разыскать шефа. Взял винтовку, гражданскую одежду и отправился в путь. Вернулся немного позже Хартмана. После радостной встречи более неразлучных друзей отыскать было трудно."

Вот вам пример того, что Эрих доверял Хайнцу и как видим не зря.
К сожаления дальнейшая судьба Мертенса, как и его полная биография мне не известна.

Следующая цитата

Первые произведения Леонова (стихи, театральные рецензии и очерки) были опубликованы в 1915 году в Архангельской газете "Северное утро". В 1920 году он добровольно вступил в ряды РККА, воевал на Южном фронте. Вернувшись в Москву, профессионально занялся писательской деятельностью. На протяжении жизни он написал несколько романов, наиболее известными из которых стали "Вор" (1927), "Русский лес" (1953) и "Пирамида" (1994). Над последней книгой писатель работал на протяжении 45 лет.

В 1927 году писатель принял участие в коллективном романе "Большие пожары", а с начала 1930-х годов выступал как драматург. Во время Великой Отечественной войны Леонов передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку ярких цитат знаменитого литератора.

- Всё, что даётся легко, без труда представляет собой весьма сомнительные ценности.

- Кто полностью не разделил с народом его горя, непременно будет чувствовать себя отверженным и на празднике его радости.

- Все победы начинаются с побед над самим собой.

- Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению.

- Бессилие логических доводов всегда ищет подкрепления в излишнем темпераменте.

- Талант — это, прежде всего, целеустремленная воля к действию. Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели.

- Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины.

- Как все религиозного типа сообщества, церковь еще на пороге храма требует от верующего полного отказа от самостоятельного мышления.

Следующая цитата

Перед глазами словно калейдоскоп. Такой прием часто используют в кино: время резко убегает назад, делает там немыслимые кульбиты и исполняет номера, от которых захватывает дыхание, чтобы через секунду снова унести героя в сегодняшний день. Флешбэк? Кажется, это называется именно так. Но в реальной жизни все происходит безо всяких монтажей, флешбэков и спецэффектов.

БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ ПО-ДРУГОМУ!

Сергей Богдан часто вспоминает, как его, заместителя командира эскадрильи отдельного морского штурмового авиационного полка, отказались допускать к экзаменам в Центре подготовки летчиков-испытателей. Июнь 1991 года. Зной. Пыль. Мошкара готова загрызть насмерть. На улицах Ахтубинска никого. Сергей прилетел в Астраханскую область в субботу на четыре дня — для консультации. Оказалось, набор идет уже полным ходом.

— В понедельник мне сказали: «Ты опоздал. До свидания!» — рассказывает Богдан, улыбаясь, словно нашаливший ребенок. — А я про себя подумал: «До свидания?» Тогда будем разговаривать по-серьезному!» Сергей продлил отпуск и сдал все вступительные, несмотря на то, что как следует подготовиться к ним не успел. За месяц похудел на десять килограммов. Но разве это имело хоть какое-то значение?!

С МЕШКАМИ НА СПИНЕ

Сейчас у летчика-испытателя Богдана на счету освоение 55 типов и модификаций самолетов, в том числе истребителя пятого поколения Т-50, главного детища Объединенной авиастроительной корпорации и компании «Сухой» в военной авиации. В свободное от рабочих перегрузок время Сергей играет в хоккей и забирается на Эльбрус.

- Сергей, ваше появление в воздухе над Жуковским во время МАКС каждый год вызывает настоящее ликование у зрителей. Внизу творится невообразимое. Что ощущаете в этот момент?

- Оваций я на высоте не слышу. Поддержку чувствую, когда выруливаю перед взлетом, а на полосе видны люди — и все машут. Помню один салон в Ле-Бурже.Только оказываюсь на взлетной, начинает лить дождь. Группа руководства решает, выпускать меня или нет. Смотрю — десятки тысяч зрителей, кто с зонтиками, кто без, ждут. В воздухе напряжение. Пятнадцать минут меня ждут, несмотря на то, что залило все: гроза, сверкают молнии, на бетоне — здоровенные лужи. Когда полет одобрили, я обрадовался: не зря народ остался на поле. Такие мгновения дорогого стоят.

- Большие перегрузки испытываете на авиашоу?

- От семерки (7G). Чем больше перегрузка, тем стремительнее самолет разворачивается, вращается. И тем тяжелее летчику. Возьмем, к примеру, мужчину весом в 100 килограммов. С перегрузкой в 9G он потяжелеет до 900 килограммов! Нагрузка на позвоночник такая, будто на спину положили 12 мешков. Есть риск сломать позвоночник, поэтому важно сидеть ровно и напряженно. А ведь даже голову держать тяжело — на ней двухкилограммовый защитный шлем превращается в ношу под 20 кило! Да и высоты я боюсь.

- Правда?

- Я так часто шучу. Но ощущение высоты — неприятное. Тот, кто стоял на краю крыши, поймет, о чем я. Как-то в детстве я с пацанами ночью забрался на конец стрелы строительного крана. Мы не просто стояли там, а еще прыгали и раскачивали механизм! До сих пор не понимаю, как это случилось. К высоте привыкаешь, но не до конца.

КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ

- Что труднее: быть военным летчиком или летчиком-испытателем?

- Военным испытателем я сажал самолет на авианосец: это одно из сложнейших заданий, которые поручают строевым летчикам. А им приходится участвовать в боевых действиях, дозаправках в воздухе! Среди самых трудных летных испытаний — те, что вблизи земли. Страх действует на тебя постоянно. Малейшая неточность — самолет теряет управление, начинает переворачиваться близко к земле, нет ни высоты, ни скорости. Когда лавируешь на пределе жуткого напряжения в течение часа, когда некогда ни вздохнуть, ни передохнуть, когда как белка в колесе постоянно переключаешь режимы, загоняешь самолет в экстремальные ситуации…

- Сплошные стрессы!

- Любой человек находится в стрессе определенное время. А дальше организм мобилизуется и выходит из этого состояния. Компьютер в голове всегда включен. На родных авиабазах комфортные условия для пилотирования, тут я себя чувствую свободно. А под Парижем пилотируешь над жилым городком с высокими зданиями. Через каждые 200–300 метров пути меняются значения минимальной и максимальной разрешенных высот. Если пересекаешь разрешенный диапазон, на тебя сразу же накладываются определенные санкции — вплоть до отстранения. Бывает, что летчиков заставляют тут же прекратить пилотаж! Все время думаешь об этом. Чем выше скорость пилотирования, тем больше перегрузки, тем зрелищнее номер. Каждая секунда промедления приближает к запретной зоне.

ХВАТИТ ТЕШИТЬ САМОЛЮБИЕ

- Как поддерживаете форму, чтобы выдерживать все это?

- Хожу в фитнес-клуб. Плаваю, посещаю тренажерный зал. Играю в хоккей за два любительских клуба в разных лигах. В составе команды в этом году завоевал золотой кубок на Открытом чемпионате Москвы, вот-вот начнутся новые состязания. Недавно принимал участие в первенстве Воскресенского района по футболу, получил серебро. Спорт отнимает время. После тренировок возвращаюсь домой около двух ночи. В неделю может быть до шести тренировок! Поймите, мне есть чем заняться — работой, например. Но я отношусь к этому как к вынужденной мере. Иначе в воздухе будет физически тяжело. А еще летом с коллегой-штурманом, Героем России Владимиром Шендриком, поднялись на Эльбрус. Перед тем как подняться на 5600 метров над землей, проходили неделю акклиматизации.

- Вы еще и альпинизмом занимаетесь?!

- Нет. До этого в горы ни разу не ходил.

- То есть первая вершина, и сразу Эльбрус?

- Ну да.

- Какой пик следующий?

- Повыше забираться не планирую. Этого вполне достаточно. Хватит тешить самолюбие. А вот над вторым восхождением на Эльбрус стоит подумать. Если еще и товарищей туда призвать — почувствовать этот нереальный эмоциональный заряд, плод тяжелой и опасной работы. На высоте от пяти тысяч делаешь до 15 шагов, а потом секунд 30 восстанавливаешь дыхание с языком на плече. Зато потом, прилетев домой, с сумкой в 47 килограммов без остановок на четвертый этаж заходишь. Даже веса не чувствуешь.

ИДЕМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ

- Давайте поговорим о других вершинах. Помните свой первый полет на Т-50?

- Конечно! Поднимали самолет в Комсомольске-на-Амуре. «Полтинник» стоит в ангаре весь облепленный людьми, как муравьями. Одновременно работают около 50 человек. Существует жесточайший график — кто находится в этой части, кто в той, кто на стремянке, кто в кабине. Напряженность колоссальная. Все должно быть идеально — сомнений быть не может. Самолет выкатили.

Запускаемся, и тут у одной рулевой поверхности начинается тряска — гидропривод работает с такой особенностью. Полет отложили. Самолет — обратно в ангар. Через окна крыши светит солнце, в помещении тепло, а на улице мороз минус 35. Люди ушли на обед. Осталось двое — подали на самолет в гидросистему на давление. Я подошел — у Т-50 никого. Рулевая поверхность трясется, и самолет дрожит. Подошел к нему, погладил и сказал: «Не бойся, все хорошо будет, слетаем с тобой!» Заменили гидропривод, самолет замер. Поднялись в воздух, все прошло на ура.

- Волнение было? Все-таки «Сухой» так долго шел к этому дню.

- Участие в салонах с огромным количеством зрителей учит абстрагироваться от этих вещей. Не будешь отключаться — будешь думать не о том, о чем нужно. К пятому поколению готовились давно. Каждый день в Москву посылают за дополнительными частями. Работает конвейер, чтобы не было сбоев. Когда выкатывают самолет — смотрю, кругом тысячи людей, на ангарах тоже люди. Весь завод хочет увидеть, как это будет. К этому нужно относиться ровно. Задача — сделать то, к чему ты готовился. Ничего не выдумывать. А чтобы не фантазировать — будь добр, подготовься как следует. Победа в воздухе куется на земле. Первый полет закончился, впереди — третий, четвертый и пятый.

- Как относитесь к «полтиннику»?

- Как к доброму животному. Как к лошади, например. Его надо погладить, похлопать — он это любит. Какой бы мороз ни был, стараюсь прикасаться к нему руками без перчаток, чтобы понимал, что я рядом. Стучу по фюзеляжу, стабилизатору, рулевым поверхностям. Все щупаю тихонько, никуда не тороплюсь. Это церемония: обошел, осмотрел, спокойно сел в кабину и полетел.

- А после посадки?

- После «полтинник» нужно отвезти в стойло, укрыть попоной, чтобы отдыхал. А я отправляюсь на разбор полета. Каждый вызывает новые замечания. Недостатки устраняются конструкторами. На сегодняшний момент выпущено несколько десятков систем управления самолетов — все более и более совершенных. Появляется много полезных функций, о которых раньше мы не думали.

Т-50 уже летает по-другому, он помогает летчику. На самолете третьего поколения петлю Нестерова выполняли так, будто пролезали в игольное ушко — это доступно было только натренированным специалистам. На современном истребителе фигуру делаешь при любой скорости. Спокойно ищешь противника — в кабину можешь даже не смотреть. ПАК ФА работает по наземным и воздушным целям. Пока без огня, мы не применяли оружие, но результаты отличные. Идем в правильном направлении.

КОНКУРЕНТОВ ПЕРЕГОНИМ!

- Для летчиков американского F-35 разработали особую концепцию шлема — «глаз божий». Информация от приборов, локаторов и датчиков выводится на стекло шлема. У нас есть такая технология?

- Как правило, мы смотрим на технические решения оппонентов, берем идею за основу и продвигаемся дальше. Обычно результат выходит намного лучше, чем у конкурентов. В сложившейся в связи с санкциями ситуацией, видимо, будет развиваться наша электроника. Мы не говорим по телефону российского производства, то же самое и с вычислительной техникой. Да, есть проблемы.

Но надеюсь, что выполнить скачок все же удастся! Посмотрим, как будут складываться обстоятельства. Но даже в советские времена, когда у нас не было серьезно развитой электроники, наши самолеты все равно были лучшие в мире. До сих пор мы удерживаем эти позиции. На учениях отечественные самолеты одерживают безоговорочную победу.

НИКАКИХ «БЛИНЧИКОВ» НЕ ЗНАЮ

- Какие новые возможности открывает Т-50?

- С появлением новых технологий трансформируются фигуры высшего пилотажа. Возьмем «колокол»: самолет летит, теряет скорость и падает на хвост. На «полтиннике» тяга двигателя больше. Истребитель летит вверх, теряет скорость, потом добавляешь тягу, включаешь полный форсаж, и он остается на месте и никуда не падает. Потом на околонулевой скорости движешься вперед и, стоя на месте, выполняешь вираж. Другой вариант — поднимаешься и делаешь поворот на горке, как на винтомоторном самолете. Выполнил атаку цели, делаешь горку, повторно атакуешь с обратным направлением…

- И делаешь «блинчики»(фигура пилотажа, поразившая зрителей на салоне в ЛеБурже в прошлом году. — «ВМ»)?

- Да ну! Я не знаю, кто придумал эти «блинчики»! Это управляемый штопор или вращения на закритических углах атаки: самолет падает плашмя и, вращаясь, может делать витки в одну и в другую сторону. Обычно название фигуры придумывают разработчики. Впервые о «блинчиках» я услышал в том году в Париже. Откуда «блинчики»? Какие «блинчики»? По нашей классификации никаких «блинчиков» не проходит. И почему «блинчики», а не «пирожки»? Не «оладушки»?

ПОКА НЕ СЕЛИ НА ПАЛУБУ

- Вопрос к французам. Сергей, говоря о пятом поколении, грех не упомянуть о шестом. Каким оно будет?

- Это беспилотные самолеты. Работы по их созданию ведутся в США и в России. Американцы пока впереди, у них беспилотник уже садится на палубу, наносит удар по наземным целям. При этом надо понимать — появление беспилотников не знаменует закат пилотируемой авиации. Просто на определенные задания (разведку и нанесение ударов) будут летать беспилотники, на другие — вместе, пилотируемые и беспилотные.

Беспилотник может управляться с земли, а может — в составе группы, когда от командира группы получает команду, включает локатор, обнаруживает цель, захватывает ее, выполняет пуск, делает разворот и возвращается на базу. Это удобно, ведь пункт управления может оказаться за сотни километров, ему могут создать помехи. Самолетами, идущими в плотном боевом порядке, управлять легче.

- Шестое поколение — в будущем. Как вы считаете, как пятое поколение изменит боеспособность страны?

- Сейчас строевые летчики уже осваивают методические издания по освоению Т-50. Но новый самолет не могут сразу поставить во все части. И паритет не меняется сразу и радикально — скорее постепенно, по количеству летчиков, перешедших на истребитель, и по количеству задач, ими реализуемых. Но улучшение будут. Все-таки самолет пятого поколения есть самолет пятого поколения!

ОБ АВТОРЕ

Надежда Афанасьева - стажер, бывший юнкор газеты, студентка МГУ. Мечтает покорить небеса, но пока решилась лишь на воздухоплавание под парусом.

Читайте также: