По образу и подобию божьему цитата
Обновлено: 21.11.2024
Что значит, что человек создан по образу Божьему (Бытие 1:26-27)?
В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.
Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.
Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.
Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.
Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость. Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.
Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.
Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.
Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Следующая цитата
Философы и богословы столетиями пытались разобраться в чем заключается смысл фразы "по образу и подобию". Я не причисляю себя ни к тем ни к другим, но мои мысли часто возвращались к вопросу в попытках более точно понять значение образа. Говорить о внешнем сходстве мы не можем, в силу разности природы. Бог остается вне пределов нашего понимания, и никакого воображения и знаний не хватит чтобы осмыслить, что Он из себя представляет. В одном месте сказано, "Бог есть дух" и это дает основание думать о невозможности заключить Его в одну из форм.
Человек сотворен из "праха земного". Конечное существо, со всеми присущими ему формами и свойствами, самым лучшим образом подходящие для жизни на планете Земля. Тем не менее, образ и подобие заключены в нашей сути и это отличает нас от всего животного и растительного мира.
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Gen 1:26-27 RSO)
Первое, что приходит на ум при исследовании значения образа - это наделение человека правом владения всем сотворенным миром. Человек - полноправный представитель Бога на земле(я не беру во внимание историю с грехом и потерей этого права). Одной из функций божьего образа является возможность управлять и владеть с особенной заботой животными и всеми остальными существами.
Еще одним интересным моментом является сотворение женщины. Обратите внимание, на фразу "сотворил Бог человека, мужчину и женщину, сотворил их". Полнота человеческой природы отражена в связи мужа и жены. Намек на единство божественной Троицы.
Способность исследовать, мыслить, творить, любить так же намекает на отголоски подобия и несет в себе мощный заряд. Человеку было предназначено постигать тайны необозримой Вселенной. Непосредственное общение с Создателем, давало такую возможность, что нам в теперешнем состоянии даже невозможно представить. Общение с Богом возвышало Адама и Еву и несло им всю полноту счастья.
Единство природы мужчины и женщины, мыслительные способности, управление творением, это пожалуй главные признаки заложенного "образа и подобия". Подобие не обязательно означает полное сходство, но черты присущие оригиналу присутствуют однозначно. Посмотрите на детей и родителей. Ребенок похож в каких то моментах на мать или отца, но все же это уже другая личность, хоть и обладающая образом и подобием родителей.
В сравнении с Богом, мы конечно должны быть крайне осторожны в выборе терминов и сравнений. Подобие на мой взгляд заключается скорее во внутреннем мире, мотивах, способностях, нежели во внешнем сходстве. Нас конечно сильно искушает думать, что образ во внешнем, но это было бы ошибочно.
Следующая цитата
Всемогущий Бог творит человека по Своему образу и подобию. Но перед творением Он, внутри Божественного Своего бытия, создает совет:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26).
- Кто есть Бог?
- Какой Он?
- Какие свойства Он имеет?
- Чем человек похож на Него?
В самых первых стихах Библии, в книге Бытие, мы можем узнать о Боге достаточно много.
В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт. 1, 1).
То есть Безначальный , Вечный Господь дает начало времени и материи. Также мы узнаем, что Бог есть Творец . Творческой силой Бога движет Его Свободная воля . Бог свободен по Своей воле творить или не творить, и Он творит добровольно. Еще творческой силой движет Любовь . Любовь не только к творчеству, но и желание кого-то порадовать и осчастливить.
Следовательно из первого стиха книги Бытие мы узнаем, что Бог — Вечный, Первопричина всего сущего, Творец — обладающий Свободой, имеющий Добрую Волю и Любовь.
и Дух Божий носился над водою. (Быт. 1, 2).
Из второго стиха — мы узнаем, что у Бога есть Дух , который имеет свойство "носиться" — буквальный перевод этого слова с древнееврейского: "согревать Своими крыльями". То есть Дух Божий, который согревает, оплодотворяет, оживляет воду перед рождением в ней душ живых, как птица согревает яйца перед тем, как вылупятся из них птенцы.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1, 3).
Сказать — значит произнести слово. Из третьего стиха книги Бытие мы узнаем, что Бог Словесный . Святой апостол Иоанн Богослов открывает нам о Сыне Божием, что Он и есть то Слово , которое было в начале. Что Оно было у Бога, и, что Слово Было Бог. Что Оно творческая причина всего сотворенного, источник жизни и света (см. Ин. 1, 1 - 5).
Если есть Слово значит существуют ум и мысли, которые выражаются в Слове, т.е. у Бога есть Разум . А Разум Бога предполагает Его Премудрость , ибо все премудро сотворил Господь.
Наконец, мы узнаем из первых трех стихов Библии, что Бог есть Троица единосущная. Бог Отец — первопричина бытия, Бог Сын (Слово) — творческая причина бытия и Святой Дух — оживотворяющая причина бытия.
Троица А. Рублева Троица А. РублеваВ предвечном совете Божием о творении человека — И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему… , — Священное Писание Ветхого Завета приоткрывает нам тайну. С одной стороны, — Божественная Сущность одна , выражающаяся в единой воле и свободе, в одних желаниях и творчестве, в едином разуме и всемогуществе, в одной любви и благости. А с другой стороны, — Бог существует в трех Личностях (сотворим. по образу Нашему) , не сливаясь в одну Божественную Личность и не разделяясь на три разные сущности. В Новом Завете это Откровение дано уже явно.
Итак, разобрав кто есть Бог и какие имеет свойства, можно увидеть образ Божий в человеке:
- во-первых — это свободная воля, даже Сам Всемогущий Бог не может повлиять на выбор человека;
- во-вторых — это вечная душа, а после Страшного Суда, и вечное воскресшее тело;
- далее — это разум;
- словесность;
- творчество;
- также образ Божий в человеке, это его трехсоставность — дух, душа и тело;
- или мысль (внутреннее, невидимое слово), слово произнесенное (рожденное, "видимое", а точнее слышимое) и дух слова (энергия: может быть чистой, святой, деятельной и т.п., а может быть — черной, матерной, разрушающей и т.п.);
- образ троичности Бога можно увидеть и в самом бытии человечества: муж, жена, дети — семья, ячейка общества, по существу люди, а по ипостасям уникальные Личности, соединенные единой любовью. Это заповедь: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1, 28) ;
- повеление, — обладайте и владычествуйте — это образ всемогущества Божия.
А слова Господа: сотворим человека. по подобию Нашему, означают вложенную в людей перспективу, стремление к совершенству, к святости, к богоуподоблению. Но в связи с грехопадением, легче стало уподобиться скотам и демонам.
Поэтому, человек на земле должен сначала стать человеком, а потом уже стремиться к подобию Божьему. Что на практике, как оказалось, сделать чрезвычайно сложно. Но то, что людям кажется невозможным, все возможно Господу. Ведь для этого Бог сделался человеком, чтобы человек стал богом по благодати.
А какой вы знаете образ Божий в человеке? Пишите в комментариях.
Чтобы канал «Духовные посевы» мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте “палец вверх”.
Следующая цитата
С самого начала, мы были сотворены, чтобы стать похожими на Бога. Бог объявил о своём намерении ещё во время сотворения мира.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».
Из всего творения только люди были сотворены «по образу» Бога, всё остальное творение отражает Бога лишь символически. Подобно Богу, мы – духовые существа: наш дух бессмертен, он переживёт наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом – то есть способны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы существа социальные – умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание – мы можем отличить хорошее от плохого, а это значит, что у нас есть своя доля ответственности.
Глядя на детей и подмечая их семейное сходство, люди иногда восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Любому отцу будет приятно, когда кто-то замечает, что его дети похожи на него. Богу тоже хочется, чтобы Его дети носили в себе Его образ и подобие. Видя Своё отражение в нас, Бог становится счастливым. Безусловно, мы никогда не станем самим Богом, в этом и нет никакой необходимости, но Бог хочет, чтобы мы уподобились Ему в своём характере и, особенно, в способности любить.
Каждый раз, когда мы забываем, о том, что мы созданы, для того чтобы духовно расти и преодолевая все обстоятельства учиться любить, жизнь начинает преподносить нам неприятные сюрпризы. «Ну почему всё это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на мои молитвы? Почему мне так тяжело?» Однако если бы у нас было безупречное здоровье, комфортабельные жизненные условия, непрекращающееся материальное счастье, полное осуществление всех наших мечтаний и немедленное избавление от любых проблем, мы были бы настолько привязаны к материальному миру, что просто не захотели бы духовно расти. Бог не джинн из лампы, существующий исключительно для удовлетворения нашего личного стремления к счастью и самореализации.
Всё дело совсем не в нас, всё дело в Боге. Это мы живём, для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Жизнь на земле, в первую очередь это школа, призванная научить нас любви, испытать нас, укрепить наш характер и подготовить к жизни в духовном мире. Ну и конечно, ничто не мешает нам быть счастливыми в процессе своего духовного роста.
Божественный характер обретается нами не посредством подражания, а посредством внутреннего обитания. Мы позволяем Богу жить через нас. Как это происходит в реальной жизни? Посредством решений, которые мы принимаем. Мы принимаем благочестивые решения в самых разных жизненных ситуациях, а затем полагаемся на Бога, что Он, даст нам Свою силу, любовь, веру и мудрость сделать всё как нужно.
Не стоит откладывать своё продвижение вперёд до тех пор, пока вы почувствуете себя сильными и уверенными. Шагайте вперёд, несмотря на свои слабости, страхи и ощущения. Именно тогда Бог начнёт поддерживать вас, а ваш характер станет расти и укрепляться.
У нас есть три обязанности, которые помогут уподобиться Богу. Во-первых, нам нужно избавиться от прежнего образа жизни и поступков. Во-вторых, необходимо изменить своё мышление. В-третьих, мы должны стать новым человеком по образу Бога. Помните три фразы меняющие судьбу:
- Господи прости, мне очень жаль (раскаяние)
- Благодарю Тебя Боже за всё (За всё, значит за всё)
- Люблю Тебя Господи и всех своих ближних, которых Ты доверил мне.
Уподобление Богу, это долгий, медленный процесс возрастания, который займёт у вас всю жизнь. По сути каждый из нас, сотворец по отношению к Богу - мы незаконченный проект и всю жизнь продолжаем творить себя по образу и подобию Божию.
Бог куда больше заинтересован в нашем характере, чем в чём-либо другом. Бог во многом предоставляет нам широкий выбор самой разноплановой работы. Бога больше всего беспокоит не то, чем вы заняты, а то, что вы за человек. Важнее всего не то какую работу вы выполняете, а то выполняете ли вы её в святости. Бога интересует ваша внутренняя сущность, намного больше, чем ваша профессия.
Необходимо принять твёрдое решение всё больше и больше уподобляться Богу, даже наперекор общепринятым мнениям. Иначе другие силы – сверстники, родители, коллеги по работе, общественные веяния – попытаются преобразовать вас по своему образу и подобию. Есть такая пословица «Свято место, пусто не бывает», если место отведённое Богу опустеет, обязательно появятся, что-то что это место заполнит.
«Вам всем нужно научиться жить ради Божьего Царства и праведности. Как бы трудно вам ни было, научитесь бороться и побеждать все трудности, помня о том, что на вас надеется Бог. Лишь тогда вас можно будет назвать Его истинными сыновьями и дочерьми. Какие люди сумеют построить Царство Божье? Это сделают те, которые могут отречься от себя в заботах о Боге».
Преп. Мун Сон Мён
«Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
Читайте также: