Плюмбум или опасная игра цитаты из фильма
Обновлено: 20.11.2024
Плюмбум или Опасная игра
Мосфильм, 1986
Режиссер-постановщик: Вадим Абдрашитов.
Автор сценария: Александр Миндадзе.
Оператор-постановщик: Георгий Рерберг.
Показать полностью.
Художник-постановщик: Александр Толкачев.
Композитор: Владимир Дашкевич.
Звукорежиссер: Ян Потоцкий.
Актёры: Антон Андросов - "Руслан Чутко (Плюмбум)", Елена Дмитриева - "Соня", Елена Яковлева - "Мария", Зоя Лирова - "Мать", Александр Феклистов - "Седой", Владимир Стеклов - "Лопатов", Александр Пашутин - "Отец", Алексей Зайцев - "Коля - Олег", Лариса Шинова - "Ткачиха", Сергей Серов - "Панов", Геннадий Фролов - "Банан", Вячеслав Баранов - "Хулиган", Владимир Стержаков - "Бармен", Алексей Михайлов, Владимир Сизов, Александр Жарков, Лев Бутенин, Марина Карманова, Алексей Гуськов, Никита Прозоровский, Александр Вилков, М.Большаков, Вячеслав Горбунчиков, Андрей Гриневич, Петр Зайченко, Л.Иванова, Л.Ильина, В.Кузнецов, В.Никифоров, Александр Сажин, Г.Соловьева, Ирина Суворова, М.Тимофеева, О.Филиппчик
Награды и номинации:
Премии
1987 — Золотая медаль Венецианского кинофестиваля
Номинации
1988 — Национальная премия «Ника»:
лучший фильм
лучший сценарий (Александр Миндадзе)
В СССР фильм занял 11 место в кинотеатральном прокате 1987 года, его посмотрели 17,6 млн. человек.
Следующая цитата
Весьма специфический проект, который и дарит советскую атмосферу, переносит нас в прошлое, и раскрывает сложный характер главного героя. Плюмбум.
Следующая цитата
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться visitor_fudo 10 September 2018 @ 07:45 am Плюмбум, или опасная игра. Вадим Абдрашитов. 1987
Плюмбум, или опасная игра (Вадим Абдрашитов - Мосфильм, 1987)
Культовый перестроечный советский фильм о новом формате молодежи, идеальной во всем, кроме хотя бы намека на какие-то моральные внутренние структуры. Паренек по имени Руслан Чутко (Антон Андросов), предпочитающий, чтобы его называли Плюмбум, терпеть не может несправедливость, в какой бы то ни было форме. Он круглый отличник, довольно уверенный в себе молодой человек, несмотря на невысокий рост и хлипкое телосложение. И Плюмбум решает посвятить свою жизнь помощи милиции. У него так отлично подвешен язык и развита память, что он без особого труда знакомится, втирается в доверие к местным мелким бандитам, которых потом сдает милиции, которая довольно сомнительно относится к самодеятельности парня, но не может отрицать его полезность. Он настолько беспринципен, что вполне без размышлений арестовывает и собственного отца за довольно маленькое нарушение. И вот однажды, в основном наблюдая за красивой моделью Марией (Елена Яковлева), Руслан попадает в еще одну преступную группировку, где его разоблачают, но он успевает собрать информацию, которая разрушит не только банду, но и жизнь нескольких неплохих людей. Сам же он ищет своего старого обидчика, который однажды украл у него магнитофон. И ради этого Плюмбум способен затеять смертельно опасную игру. Смертельную, увы, для тех, кто стоит близко от него.
Знаменитый фильм великого советского режиссера Вадима Абдрашитова по сценарию верного талантливого сценариста Александра Миндадзе. Будучи всегда на передовой национального кино и точно отслеживая все изменения в обществе, они одни из первых создали образ молодежи, которая заполонит вскоре не только страну, но и кино. Персонаж молодого артиста Андросова чем-то напоминает первых перестроечных героев – Бананана и Ваню-курьера, которые появились в советском кино примерно все в одно время, на заре перестройки. Объединяет их нигилизм и отрицание принципов системы государственности. Впрочем, ни о каком бунте речи нет, все действуют в рамках сложившихся общественных и политических институтов. Однако вопросы к структурам у них уже появляются, и именно главный герой этой картины Абдрашитова задает эти вопросы наиболее требовательно, хотя симпатий он просто не может вызывать. Будучи почти суперагентом, он полностью лишен эмоциональности, что оказывается губительно для тех, кого он, вроде бы, хочет защищать. Но и мир взрослых не способен ему помочь – милиция холодно его использует, а остальные, что встречаются ему на жизненном пути, выбрали пусть преступления. Хотя этот путь выбрал он сам.
Несмотря на определенное бунтарство перестроечного кино, из-за чего его так хочется назвать советской версией «новой волны», революционность тут скорее интеллектуально-интеллигентная, бескровная. Ни о каком отрицании стилистических принципов и приемов мейнстримового кинематографа речи не идет, Абдрашитов, как и многие его соратники по «перестроечному кино», использует тот же киноязык, что установился к тому времени в кино-обществе, а некоторые его аспекты просто усовершенствует. Режиссер всегда был известен своей требовательностью к исполнителям ролей, которые должны были полностью осознавать, что происходит в отдельно взятой сцене и ее значение для всей истории целиком. Видимо, были причины, почему заменили голос прекрасной и молодой Елены Яковлевой, недавней выпускницы театрального института. Но больше всего запомнилась финальная сцена с падением с крыши. Потрясающий слоу-мо был создан при помощи хитрого трюка с размещением подробнейшего макета целого дома в горизонтальном виде и параллельном трекинге камеры на канате. Конечно, технически и с позиции актерской игры, картина создана безупречна, но важна она еще и с исторически-культурной точки зрения.
Следующая цитата
Руслан Чутко (первая роль Антона Андросова, кинокарьера которого в итоге не задалась) — сферический отличник, хороший сын, поклонник, как и родители (Александр Пашутин и Зоя Лирова), бардовской песни, а еще — образцовый гражданин, которого расстраивает существование в родном городе преступников и маргиналов. Под кличкой Плюмбум он начинает помогать полиции, втираясь в доверие к хулиганам, бездомным и прочим серым пятнам на белоснежном лице советского общества. И милиция, и родители, и даже сами преступники относятся к мальчугану с улыбкой — чем бы дитя ни тешилось, но маленький великий инквизитор достаточно скоро заходит слишком далеко.
В работах Вадима Абдрашитова по сценариям Александра Миндадзе вообще и “Плюмбуме” в частности завораживает густая смесь отечественных культурных кодов, которые позволяют смотреть его фильмы с самым разным историческим бэкграундом — от Достоевского до Алексея Иванова, от Германа, Балабанова, Хуциева до Звягинцева, Хлебникова, Попогребского и Мизгирева. Абдрашитов словно выступает одним из мостиков между позднесоветской культурой и современной, тем недостающим звеном, не видя которого многие принимают новое кино за системную ошибку, обвиняя российских режиссеров наших дней в чернухе. Символично, что Абдрашитов прекратил снимать примерно в то же время, когда возникли так называемые “новые тихие” — попытка российской новой волны, которая ему во многом, кажется, и наследовала.
Наибольшее же сходство с Абдрашитовым чувствуется в творчестве Алексея Мизгирева, чей “Кремень”, в общем-то, “Плюмбум” и есть — история про парня, который не чувствует боли и далеко пошел в мире слабых и чувствующих. Руслан Чутко тоже обеспокоен только моральным обликом сограждан, никакие удары и захваты ему не страшны — он в каком-то смысле сверхчеловек, эдакий советский Человек-паук, обитающий в мире-общежитии, какой Россию описывал Алексей Герман. Он расставил мир по местам, по собственным ощущениям прожил сорок лет, хоть и заперт в теле школьника (эта же линия возникнет тридцать лет спустя в “Хорошем мальчике”), а главное — всех раскусил, научился манипулировать слабыми, понял, что люди не верят в правду, зато в ложь — практически в любую. Абдрашитов и Миндадзе размышляли о постправде еще задолго до того, как термин стал словом 2016-го. Так в “Остановился поезд” порядочный следователь (Олег Борисов) сталкивался с тем, что маленьких правд бывает слишком много (и многие из них завязаны на разного рода традициях).
Вдобавок персонажам Абдрашитова-Миндадзе свойственна обаятельная амбивалентность — будь то интеллигентный отец Руслана или возлюбленная мошенника Мария (Елена Яковлева) из “Плюмбума”, важный чиновник (Борисов) и его шофер, ставший успешным дирижером (Юрий Беляев) в “Слуге”, а в “Параде планет” и вовсе собираются шестеро мужчин средних лет, чтобы поговорить про работу, дружбу, женщин, родителей и, конечно, смерть (отправной точкой этой притчи оказывается “смерть” отряда на последних в жизни учениях). Эта ненавязчивая и порой даже будничная притчеватость кажется важным свойством отечественного кино — когда сквозь серую (в смысле не упрощенно черно-белую) обыденность прорывается экзистенциальное — как, например, в “Изображая жертву” Серебренникова. В некоторых случаях, правда, она совсем обращается нравоучением, как зачастую бывает у Звягинцева, чей музыкальный вкус опять-таки перекликается с абдрашитовским (да и мальчик — не последняя фигура в его мифологии современной России).
Впрочем, фильм Абдрашитова и Миндадзе легко обходится и без этого культурного варева — история Руслана не сразу, но складывается в искривленную историю взросления, где триггером для борьбы за чистоту общества оказывается кража (“Он оказался морально сильнее”, — скупо сообщает бармену Плюмбум), а шерлокхолмовские рассудительность и хладнокровие не спасают мальчугана от ловушек старших. Пусть они и не верят, когда слышат правду, но все же способны надуть прямолинейного супергероя, будто бы даже лишенного эмпатии. Трагический финал, впрочем, оставляет свинцового и строгого юношу, воспитанного добродушными шестидесятниками, перед важной проверкой моральных ориентиров. Стоит ли торжество порядка невинных жертв? Наверное, все-таки нет.
отчасти похожее: “Возвращение” Звягинцева, “Коктебель” Хлебникова и Попогребского, “Кремень” Мизгирева, “Хороший мальчик” Карас.
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)
Читайте также: