Песнь о вещем олеге цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Читать отрывок Подробная информация Показать полностью Жанры Правообладатель Public Domain 12 136 книг
Отзывы на книгу «Песнь о вещем Олеге»
Песнь о вещем Олеге- это история попытки побега от судьбы. Встретив старца-волхва, Олег просит его предсказать ему будущее. Старец прорицает, что храбрый и бесстрашный воин, которому всегда благоговела судьба примет смерть от своего коня. В основе сюжета лежит легенда о смерти князя Олега из "Повести временных лет".
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».
Вполне возможно, что кудесник вовсе не добрый предсказатель, а злой колдун, который таким образом проклял Олега. Старец с презрением отвергает снисходительное отношение воина к нему и говорит о том, что стоит выше и не нуждается ни в чьих дарах.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Хоть Олег и пытается убежать от судьбы (коня он отдает другим воинам), но томимый тоскою по нему ( как по старому и верному боевому товарищу) храбрый воин исполнен желания взглянуть на кости коня. Там его и настигает смерть- змея (как символ злого рока), она выползает из черепа мертвого коня и жалит Олега. Так, верный, но преданный друг становится его невольным палачом.
В этом стихотворении Пушкин раскрывает тему предначертанной судьбы, от которой не сбежать и вновь его интересует мотив пророка-предсказателя (старца), который прорицает неведомое другим и обладает сокровенными знаниями о мире живых и мертвых.
Следующая цитата
- Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам - Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною? - Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен. - Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе - Воителю слава — отрада
- И волны и суша покорны тебе
- примешь ты смерть от коня своего
- Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они… - Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Биография Пушкина
- Школьникам
Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. ХРОНИКА
Следующая цитата
Авторская баллада «Песнь о вещем Олеге» была написана Пушкиным под впечатлением, оставленным летописным сказанием о киевском князе.
Великий русский поэт за основу взял только сюжет предания, полностью переосмыслив его и вложив свои собственные воззрения в текст.
Получилось удивительное, органичное и невероятное по силе воздействия на читателя произведение, в котором явно проступает личность автора.
Вещий Олег – главное действующее лицо баллады. Его образ особенно важен для понимания сути произведения.
Это смелый князь, не боящийся столкнуться с врагом, талантливейший полководец, славно побеждавший коварного противника много раз.
Он уверен, расчётлив, отважен, напорист. Образ настоящего русского правителя, за которым народ идет без сомнения, без колебаний.
Даже кудесник не отрицает великих заслуг Олега:
«Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе».
Об особенной мудрости прирожденного полководца, талантливого тактика и стратега, говорит и прозвище, данное Олегу в народе. Он Вещий, а это значит, что может предугадывать действия противника, оказываясь на несколько шагов впереди врагов.
Благодаря особенному дару, настоящему военному чутью, князь прошел такой славный путь воина, победив во множестве непростых сражений, причем без серьезных потерь.
Он мудрый, смелый, умный и хитрый – важнейшие качества для правителя тех стародавних времен.
Однако, несмотря на все эти положительные качества, Олег отнюдь не пророк. Он не владеет даром предвидения собственной судьбы, поэтому и спрашивает о будущем волхва, встретившегося на его славном пути:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
Когда кудесник дает свое предсказание, говорящее, что смерть великий князь примет от верного боевого коня, вещий Олег усмехается. Кажется, он не хочет верить словам волхва, но вынужден, и потому принимает непростое решение.
Киевский правитель отпускает коня на покой, наказывая слугам внимательно ухаживать за животным. Этот поступок, помогает точнее понять образ князя.
Да, Олег – непревзойденный полководец на то время, равных которому не было. Да, он смелый, сильный, умный и отважный. Но даже такой человек не может противиться воле небес.
Он пытается обмануть судьбу, искренне поверив кудеснику. Однако противостоять коварному року не может никто, даже сильные мира сего.
И, несмотря на эту небольшую хитрость, князь все-таки примет смерть от своего коня:
«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Образ Олега яркий, сильный и точный. Пушкин, представляя читателю величайшего киевского князя, сделал его максимально человечным.
Талантливый полководец, мудрый правитель испугался предсказания волхва, иначе он поступил бы по-другому.
Принятое Олегом решение говорит о том, что перед нами, хоть и великий, но все-таки человек со своими слабостями и страхами.
Есть и еще она черта, делающая образ князя душевнее, человечнее. В отличие от летописного, пушкинский Олег с тяжелым сердцем отпускает коня, потом постоянно вспоминая об оставленном боевом друге.
Перед нами предстает образ по-настоящему бесстрашного воина, у которого доброе сердце. Но, несмотря на сильный и смелый характер, князь испытывает некоторые страхи, как и любой человек.
Все это делает Олега более понятным и простым по сравнению с одноименным героем летописи.
Следующая цитата
Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.
Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!
Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.
Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.
Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.
2. Литературное направление
«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.
3. Род
По роду это сюжетная лирика.
4. Жанр
Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».
5. Проблематика
Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:
- рока,
- трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
- а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.
Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.
6. Тематика
По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.
Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.
Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.
7. Идея
Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.
Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.
И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.
8. Пафос
Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.
Мы ощущаем некую тревогу, которая нарастает перед кульминацией, – укусом смертоносной змеи. В то же время читатель невольно сочувствует Олегу, переживает за него.
Описать весь каскад эмоций сложно, потому что «Песнь о вещем Олеге» буквально наполнена ими.
9. Система образов
В произведении очень тонкая система образов.
Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.
Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.
Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.
Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.
Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.
Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.
10. Центральные персонажи
Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:
- проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
- и князь Олег.
Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.
Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.
Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.
11. Лирический герой
Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.
Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.
Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.
12. Сюжет
Сюжет интересен и мистичен.
Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.
Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:
… Но примешь ты смерть от коня своего.
В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.
Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.
Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:
…на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?
Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.
13. Композиция
Композиция линейная.
Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.
Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.
Затем следует развитие действий, в котором волхв говорит, что смерть придет от коня, и Олег, внимая этим словам, отрекается от животного навсегда. Идут года, на одном из пиров полководец вспоминает давние события и желает увидеть верного боевого друга. Однако узнает, что тот давно мертв. Олег идет посмотреть на кости коня.
Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.
Развязка – смерть вещего Олега.
14. Художественное своеобразие произведения
Для придания необходимого исторического колорита автор использует старославянские и древнерусские слова: «дружина», «тризна», «кудесник» и т.д.
Много глагольной лексики, помогающей нарисовать динамичную картину.
15. Размер, рифма, строфика
Произведение написано амфибрахием – размером, нечасто используемым Пушкиным. Однако для баллады, неторопливо и вдумчиво раскрывающей таинственную историю, такое художественное решение вполне подходит.
Каждая строфа состоит из шести строк.
Рифмовка комбинированная: первые четыре строки перекрестная (АБАБ), последние две – смежная (ВВ).
16. Средства художественной выразительности
Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.
Есть олицетворения:
Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».
17. Значение произведения
«Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения.
18. Актуальность
Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше.
Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой.
19. Моё отношение
Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом.
20. Чему учит
Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно.
Читайте также: