Пелевин о коронавирусе цитата

Обновлено: 04.05.2024

В романе «Непобедимое солнце» Виктор Пелевин отказывается от того, что особенно привлекает к нему публику. Он не открывает ни тайн мироздания, ни подводных течений российской и мировой политики. Отказывается и от роли «нового Свифта» (многим — и мне тоже — именно она нравится в Пелевине больше всего).

В этот раз Пелевин сочинил просто толстый приключенческий роман «с разговорами». Причем роман в старинном стиле — в духе Хаггарда или Пьера Лоти, или даже Яна Флеминга. Еще можно вспомнить Индиану Джонса с его «Ковчегом Завета». Героиня путешествует по Востоку (а именно по Турции) и южным морям (Куба и Канары), где ей открываются разного рода тайны и секреты самого «жгучего» сорта. А попутно встречаются десятки людей, для каждого из которых автор находит меткую и часто убийственно-смешную характеристику. Роман густозаселен — к чему в полной мере располагает классический жанр путешествия.

Главная Тайна, собственно, все та же — видимый нами мир есть не более чем проекция, осуществляемая Высшими Силами. На этот раз в дело поиска означенных сил вовлечены гностики и римские императоры. Волшебным артефактом тут является некий треугольный Черный Камень. Что не очень обычно для Пелевина — и уже лет двести является неотъемлемой частью построения приключенческого романа — действие происходит одновременно и в наше время, и в Древнем Риме (сюжетно это обосновано через сны и видения героини; но можно было и не обосновывать, никто бы не удивился). Древний Рим описан вполне в конвенции массового исторического жанра, никаких особых ужасов и извращений или просто непривычных ракурсов (как, например, описывался Древний Восток в «Generation П»).Надо заметить, что Пелевин с конца 90-х работает попеременно в двух «протоколах» — как памфлетист (с добавлением элементов беллетризации) и, наоборот, как беллетрист (с важной памфлетной частью). При этом в каждой книге упомянутый «протокол» хорошо различим, перепутать сложно — достаточно сравнить беллетристику «Т» или «iPhuсk10» с памфлетами «Тайные виды на гору Фудзи» или «Искусство легких касаний». Новый роман — безусловно, беллетристика, причем, повторю, практически беспримесная. Памфлетности здесь мало, и она на периферии сюжета.

Ну конечно, уже разошлись по соцсетям афоризмы из нового романа относительно разных социокультурных феноменов, вроде политкорректности или феминизма (и даже коронавируса). Но в книге все это дано мимоходом и, в отличии от многих предыдущих вещей автора, содержательной основы не составляет. Хотя сказано метко! Например, про буддизм (надо полагать, самого Пелевина отнесение его к правоверным буддистам здорово достало): «Будда подолгу глядел на разлагающиеся трупы в разных стадиях распада, постигая суть физического существования. А западный буддизм как бы постоянно пытается впарить тебе улыбающийся труп, покрытый толстым слоем оптимистичного макияжа — потому что сегодняшний будда должен преуспеть на рынке». В книге саркастически выведены — в качестве второстепенных, проходных героев — несколько таких «сегодняшних будд».

Высказываются герои «Солнца» и по прочей «актуалочке» — например, про Америку. Об американских левых, обозначаемых жаргонным словечком woke, говорится хоть и между прочим, но крайне жестко: «Все-таки в современном прогрессивном американце русофобия — это одна из биологических жидкостей… Потому что всем этим корпоративным анархистам и имперским сварщикам (проходные комические персонажи «борцов с капитализмом» — МГ ) много лет объясняют по Си-эн-эн, что их фашизм — это не их фашизм, а коварно заброшенный к ним русский, а сами они белые и пушистые драг-квинз. И ничего с этим, увы, не поделать».

Или — что не очень удивительно, если вспомнить прежние вещи автора — здесь есть суждения даже по поводу текущего литпроцесса: «раскручивают плач разных зулеек о том, как русские раскулачивали татаро-монголов. Поплачут, поплачут, а потом возьмут и отсудят у нас в Гааге еще пятьдесят миллиардов… И платить будут не зулейки, а опять мы из своих налогов».Как обычно, установить степень солидарности самого автора с подобного рода высказываниями его героев не представляется возможным.

Рассказчиком выступает 30-летняя москвичка Александра Орлова, занимавшаяся в своей жизни всем помаленьку, лишь бы оно было «продвинутым» ­— что-нибудь вокруг арт-сферы, немного феминизма, немного «духовных поисков» (сексуальных тоже). И все — за счет богатого отца, «макаронного графа», который, собственно, и выделил ей 30 тысяч евро на путешествие, составляющее фабульную основу книги. Вряд ли можно считать Орлову протагонистом автора — в ее (само)описании предостаточно иронии. До того уморительно-серьезно она рассуждает о разных вещах, явно превышающих лимит отпущенного ей осознания окружающего мира! (Разумеется, зовут ее именно так не случайно — над пелевинским Востоком витает тень Александра Великого, а орлов в книге вообще видимо-невидимо, в том числе в функции священных птиц).

И уж, конечно, нельзя считать Пелевина «вдруг прозревшим» поклонником феминизма несмотря на множество ужасно радикальных и «интеллектуальных» феминистических пассажей его героини (тем более, крайне непоследовательных). Надо полагать, автор немало забавлялся, вкладывая в уста героини что-нибудь вроде такого суждения: «Мы прихорашиваемся перед зеркалом не потому, что хотим привлечь самца — сказать так может только кретин. Природа женщины — быть прекрасной. Мне хочется нравиться в первую очередь себе. И если мое отражение в зеркале устраивает меня саму, то с самцом проблем не будет точно».

Собственно, и к наиболее пафосному утверждению героини «Непобедимое Солнце нашего мира — вовсе не какой-то черный камень, который то ли был, то ли нет. Это женщина» стоит отнестись с иронией.

Но это — скорее добродушная ирония. «Солнце» вообще очень мягкий и теплый роман. Сарказм, свойственный книгам Пелевина, здесь используется лишь в качестве своеобразной, очень дозированной приправы — и однозначно не по поводу главной героини.

Важным элементом жизни Александры, и едва ли не содержательным ядром книги является постоянное обращение к невербальным и «антиинтеллектуальным» способам коммуникации. Во-первых, эмодзи. Главки романа отбиваются одна от другой виртуозными «словесными эмодзи» (хорошо бы их кто-нибудь и правда воплотил в жизнь, отрисовал!). Эта отбивка часто является ироничным комментарием к главке или выражением ее главной мысли. Например: «Эмодзи красивой блондинки что-то скорбно и безнадежно шепчущей в золотое ухо большого небесного небрата на воображаемом непотолке.jpg», «Эмодзи_привлекательной_блондинки_внезапно_понимающей_что_ее_волшебное_путешествие_только_что_началось.jpg». Ну и где тут, спрашивается, феминизм?

Еще большее значение придается танцу, в том числе танцу божественному, который в прямом смысле может создавать и уничтожать миры. И танцу простому, обыденному, раскрывающему эмоциональную женскую природу героини и ее окружающих.

И — плохая новость для феминисток — полагаю, автор выбрал в героини женщину потому, что ему был нужен кто-то, не отягощенный интеллектуальными химерами (а к ним Пелевин и здесь беспощаден).

Вот оно, самое главное высказывание в романе — и, возможно, самое необычное для «циника и мизантропа» Пелевина: «Нет ни сна, ни мира, ни времени, ничего. Только любовь, только бог и эта песня. Но никто не должен помнить секрета. Если люди будут знать его, они перестанут играть в жизнь, когда им станет по-настоящему больно. И по этой причине утром я забуду все. Но у меня появится — непонятно откуда — сила жить дальше».

Очень оптимистично и чрезвычайно актуально, не правда ли?

Михаил ГУНДАРИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Следующая цитата

Злободневный Пелевин: о распаде СССР, нашем Крыме, Грете Тунберг и коронавирусе

Я дочитал вышедший меньше месяца назад новый роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце». Писатель, как всегда, мистичен, загадочен, метафизичен и одновременно злободневен. Мистику, впрочем, оставлю мистикам, остановившись на вещах приземленных.

На протяжении всей литературной карьеры Пелевин ловко размещает свои запутанные головоломные тексты внутри текущей информационной повестки – в этом один из секретов его популярности. Творчество писателя насквозь прошито злобой дня. Он пишет о том же, о чем пишут газеты и «говорит и показывает» телевизор. Пелевин пересказывает, «перерассказывает», трансформирует, обыгрывает самые популярные, самые скандальные, самые цитируемые медийные сюжеты тех лет, когда выходят его романы. Его книги – «энциклопедия современной российской жизни» с квазибуддистским орнаментом.

Вспоминаю самый крымский роман Пелевина – «Жизнь насекомых», действие которого разворачивается у подножия Карадага. «Я был там летом 1991 года, летом путча, и я написал роман в следующую зиму, — рассказывал сам писатель в одном из редких интервью. — Видите ли, политика влияет на вас, даже если вы не хотите. Вы можете быть полностью исключены из сферы политики и общественной жизни, но каждый раз, когда происходит путч или обстреливают парламент, или избирают Жириновского, что-то изменяется. Вы можете сидеть, запершись в квартире с выключенным телевизором, но каким-то образом вы чувствуете это. Это как если бы химический состав воздуха изменился».

На глазах у Пелевина бывшая всесоюзная здравница превращается в регион независимой постсоветской Украины. Жук-скарабей Сережа много лет копошился в мягком российском суглинке, «который однажды утром неожиданно оказался благодатным черноземом Украины». Точно так же много лет «копошились» на полуострове сотни тысяч крымчан, пока однажды утром им не объявили, что этот полуостров теперь является частью отдельного государства — Украины.

Возвращение Крыма к родным берегам почти четверть века спустя отразилось в вышедшем в 2016 году романе «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами». Главного героя книги зовут Кримпай. Кримпай Сергеевич Можайский. «Мои подружки (их было несколько, пока я не разобрался в себе), а потом и друзья называли меня «Крим». И да, шутка «Крим наш» уже была. Много раз, с кримом и без», — рассказывает он о себе.

Ясно, что, выбирая такое имя, Пелевин изначально планировал обыгрывать в романе тему воссоединения полуострова с Россией.

По ходу действия Кримпай меняет имя на Крым.

– Замечательный выбор, – хвалит его генерал ФСБ Капустин. – В высшей степени патриотичный. Переосмыслил ценности? Поклонился всему, что сжигал?

– Да не то чтобы так уж… Я на «Крим» хотел, меня так с детства все зовут. Но в ЗАГСе предупредили, что понять могут неправильно. Что это «Крым» на украинской мове. Люди, мол, заинтересуются, чего ты такой певучий. Подумают, что против воссоединения протестуешь. Может, ты вообще по ночам опоры ЛЭП валишь, кто тебя знает… Вот я и решил – не давать повод.

В «Непобедимом солнце» о нашем солнечном полуострове ни слова – между прочим, верный признак того, что «крымский вопрос закрыт». В 2020 году мир увлекается другими сюжетами. Один из них — о Грете Тунберг.

«Дело не в том, что где-то в мире есть добрая Грета, настолько отважная и честная девчушка, что про ее подвиги поневоле сообщают корпоративные СМИ, — говорит один из персонажей романа. — Дело в том, что корпоративные СМИ с какого-то момента начинают полоскать тебе мозги ежедневными историями про эту Грету. И послать их куда подальше становится проблематично, потому что тебя могут спросить – ты что же, против доброй Греты, гад? Медийная Грета – это не человек. Это агрессивный педофрастический нарратив, используемый транснациональной олигархией в борьбе за контроль над твоим умом».

По Пелевину, педофрастия – это использование эмоционально заряженных детских образов для продвижения коммерческих и политических повесток.

Ну и, конечно, не мог писатель в 2020 году промолчать о коронавирусе.

– Что это за вирус? – спрашивает главная героиня романа Саша Орлова у практикующего модный ретрит микробиолога Ганса-Фридриха.

И тот объясняет:

– Пока мало информации. Но, похоже, отличается от плохого гриппа в основном хорошим пиаром. Под который всех обдерут как липку и спишут все, что украли. Серьезные люди сжигают бухгалтерию в мировом масштабе.

– Что, они специально этот грипп запустили?

– Нет. Но быстро поняли, как его запрячь.

– И что, от него нет лекарства?

– Есть, – отвечает Ганс-Фридрих. – Называется red pill. Но я не думаю, что Большая Фарма позволит…

Для «отсталых» поясню: red pill – это красная пилюля из культового фильма «Матрица», символическое лекарство от ложного видения реальности. Мне кажется, его действительно многим сейчас здорово не хватает.

Читайте книжки. Не псевдоинтеллектуальную всезнающую ленту фейсбука, не гламурный самовлюбленный порноинстаграм, не посконный суконный кондовый контакт, не плюющийся – «твит-твит» — твиттер, не скрипящую под тяжестью анонимных доносов «телегу». Книжки. В идеале – бумажные. Помогают даже лучше красных таблеток.

О кризисе

Я понял то, что время от времени понимает в нашей стране каждый: девяностые вовсе не кончились. Просто раньше они происходили со всеми сразу, а теперь случаются в индивидуальном порядке»

Я сразу вспоминаю и очереди в детский сад, и обманутых дольщиков, и валютных ипотечников. Людей, которые потеряли деньги, потому что ЦБ отнял лицензию у банков, в которых они хранили свои деньги. И Пелевин как-будто бы прав: 90-е продолжаются.

Все дело в том, что в какая бы эпоха не шла за окном и не значилась в календаре, бремя страстей человеческих - величина постоянная. Зло, алчность, зависть были, есть и будут. И если в вашем кармане убыло, значит, у кого-то - прибыло.

Еврейские старцы говорят: "Спасибо, Господи, что взял деньгами". Вот тут точно поможет конфуцианство: "Хорошо, что хоть жив остался".

Следующая цитата

«. о жизни нельзя размышлять, сидя от неё в стороне. Жизнь - это то, что ты делаешь с миром, а мир делает с тобой. Типа как секс. А если ты отходишь в сторону и начинаешь про это думать, исчезает сам предмет размышлений. На месте жизни остаётся пустота. Вот поэтому все эти созерцатели, которые у стены на жопе сидят, про пустоту и говорят. У них просто жизнь иссякла - а они считают, что все про неё поняли. Про жизнь бесполезно думать. Жизнь можно только жить.»

О просветлении:

«Участники рынка делятся на просветлённых и ищущих просветления. Если вы просветлённый, то «просветление» - это фьючерс, который вы продаёте другим участникам рынка. Одновременно это ваша ролевая игра. Если вы «ищущий просветления», то это тоже ваша ролевая игра, потому что после Года работы с купленными ранее фьючерсами вы можете изображать просветление не хуже любого гуру - но этого не допускает ваша роль. У каждой из этих ролевых позиций свой язык и своя функция. »

«Современная американская культура - это корпоративный хамелеон, для которого не то что нет ничего святого, для него святым на пятнадцать минут может стать что угодно.»

". Фрэнк прочитал мне целую лекцию про политическую подоплеку американского политкорректума – за ним, как он уверял, стояла попытка транснациональной финансово-информационной элиты закрепостить умы так же, как в прошлых культурах закрепощали тела, спрятав хозяев мира за живым щитом из разных несовершеннолетних Грет, хромых лесбиянок, черных активисток, трансгендерных мусульманок и прочего символического персонала, любой неодобрительный взгляд в сторону которого будет люто караться.
– Сегодня ты уже не можешь всерьез бороться с истеблишментом, – сказал он, – потому что менеджеры нарратива облепили его периметр всеми этими милыми котятами с болезнью Альцгеймера, израненными черными подростками и так далее. За живым щитом прячется создающая нарратив бессовестная мафия, но ты не можешь плюнуть в ее сторону, не попав во всех этих Грет…
– При чем тут Грета?
– Совершенно ни при чем. В том и дело, что человеку, который хочет плюнуть в элиту и истеблишмент, поневоле приходится плевать в Грету, потому что истеблишмент оклеил ее портретами все свои стены и двери. .
– Она тебе чем-то не нравится? – спросила я.
– Да какая разница. Дело не в том, что где-то в мире есть добрая Грета, настолько отважная и честная девчушка, что про ее подвиги поневоле сообщают корпоративные СМИ. Дело в том, что корпоративные СМИ с какого-то момента начинают полоскать тебе мозги ежедневными историями про эту Грету. И послать их куда подальше становится проблематично, потому что тебя могут спросить – ты что же, против доброй Греты, гад? Медийная Грета – это не человек. Это агрессивный педофрастический нарратив, используемый транснациональной олигархией в борьбе за контроль над твоим умом. "

"Прежний европейский крепостной не мог покидать свою деревню, но думать мог что хотел. Современный американский крепостной может ездить по всему миру и даже летать в космос, если есть деньги, но его сознание при этом должно бегать на коротком поводке вокруг нескольких колышков, вбитых корпоративными СМИ – «формирователями нарратива». "

"Жизнь – это иллюзия. Смерть тоже иллюзия. Двум иллюзиям не надо соединяться. Они и так одно и то же."

". Мне вспомнился анекдот: менты звонят в дверь и говорят – соседи жалуются, у вас тут смех по ночам и палеными тряпками пахнет. Что происходит? Да так, отвечают жильцы, ничего. Просто вот тряпки жжем и смеемся…"

"Почему русские за границей избегают друг друга и стараются не говорить по-русски. Дело в том, что в историческом аспекте где-то с тринадцатого века, когда начался татарский… геноцид. Вот с того самого времени находиться среди иноплеменников в группе говорящих по-русски людей стало опасно. Это означало чаще всего, что вас скоро убьют. Вместе со всей группой. Появился своего рода шрам на коллективном бессознательном. Поэтому русский за границей при первой возможности стремится примкнуть к безопасной и защищенной общности людей, говорящих по-английски."

". слово «slave», раб, происходит от латинского «славянин». Оно означало славянского пленника – восьмой-десятый век, набеги Священной Римской Империи, огромные массы захваченных в рабство гражданских лиц. Это еще до татар. Мы были неграми до того, как это стало модно – славянские рабы котировались в Западной Европе так же высоко как сегодня русские жены. Но никаких репараций, никакого политкорректного запрета на слово «slave», куда более обидное, чем любой «fag» или «nigger», вы не дождетесь. Зато пятая колонна, всякие гей-славяне, работающие на подхвате у цивилизации, уже понемногу лоббируют политкорректный запрет на слово «негр». Или раскручивают плач разных зулеек о том, как русские раскулачивали татаро-монголов. Поплачут, поплачут, а потом возьмут и отсудят у нас в Гааге еще пятьдесят миллиардов… И платить будут не зулейки, а опять мы из своих налогов."

". Современный американский негр – это высокопривилегированное существо по сравнению с современным белым русским. А мы постоянно слышим в новостях про какую-то белую привилегию…"

"Что вообще такое политкорректность и почему она существует? У вас в Америке кто-то сказал, что это фашизм, выдающий себя за хорошие манеры. Но русскому человеку это проще объяснить иначе. У нас есть банда упырей, которые унаследовали страну от КПСС. Их власть имеет примерно ту же природу, что и власть коммунистов – то есть опирается исключительно на то, что ее захватили. Вместе с правами крупной собственности, кстати. И теперь упыри все это воспроизводят с помощью разных технологий, силовых и информационных…Меня возмущает не то, что они упыри, а то, что они при этом еще и дебилы. Чтобы легитимизировать свой хейст, они как бы говорят – «да, мы украли весь ГУЛАГ, мы офигели на букву «х» – но зато мы вас воспитываем. Защищаем вас от русского языка, а русский язык от вас. Защищаем наркотики от гомосексуализма, а гомосексуализм от наркотиков. Заботимся о вашем здоровье – душевном и телесном. Объясняем, как вам следует жить, и будем пороть, пока не научитесь. Поэтому без нас никак, мы в центре циклона и будем сосать вашу кровь, демпфируя вашими тушками колебания цен на нефть… И вообще, можем повторить. То есть легко закидаем вашими трупами любые свои проблемы…»

Но тот же механизм действует и глобально. Есть примерно настолько же легитимная мировая элита – такие же дебило-упыри, которые неудержимо печатают бабки за кордоном из десяти авианосных групп и сосут кровь у всей Земли, но зато, – «спасем планету от потепления, на картинке Си-эн-эн всегда три шабес-негра, нельзя рисовать блэкфейс, но можно курить траву, менять пол – и какие ваши местоимения?». Разница в том, что по причине общей российской заброшенности наша политкорректность отстает от глобальной на полфазы. Но со временем она наверстает упущенное и возвоняет так же невыносимо, за это я ручаюсь. И если к власти у вас завтра придут какие-нибудь BDSM-масоны и велят вам носить, например, латексные кляпы или субмиссивные намордники, мы будем это делать вместе с вами…"

"На самом деле российская сволочь мечтает только об одном – чтобы ее приняли в ряды мировой сволочи. А мировая сволочь крутит пальчиком и говорит – не-е-ет! Сначала сдайте стволы, покайтесь и ритуально поцелуйте нас в зад!"

"Мировые СМИ нельзя сравнивать с российскими. Это, знаете, как могучий слон, идущий куда-то по своим делам, и суетливая моська, которая бегает у него между ног, визжит, гавкает и иногда останавливается, чтобы пожрать слоновьего дерьма. Это, вообще говоря, ее единственная пища. "

". глобальное уничтожение медийного бизнеса в его современной форме – это необходимый акт гражданской самообороны, если человечество всерьез планирует выжить"

"Человек умеет говорить с другими людьми. Но с богом так разговаривать нельзя. Бог не поймет наших слов. Вернее, он не станет их слушать, потому что они отражают скудное и ошибочное человеческое разумение. Однако движения сердца, возникающие до слов, богам понятны. Бог не слышит тебя, когда ты говоришь слова «гнев», «любовь», «радость». Но он видит тебя, если ты охвачен гневом или радостью. А лучше всего он видит тебя, когда ты чувствуешь любовь…"

"Все московские знакомые кем-то стали: учитель йоги, музыкант, художница, закладчик, содержанка, содержанка, еще одна содержанка…

Почему-то мне вспомнился анекдот про собачью выставку. Собаки ходят перед судьями по кругу и повторяют: «Я эрдель-терьер, я эрдель-терьер», «Я доберман-пинчер, я доберман-пинчер», «Я трансгендерная архатка, я трансгендерная архатка». А дворняжка идет между ними и объясняет: «А я сюда поссать пришла». Вот и я такая дворняжка на собачей выставке вашего мира…"

"Все учителя и гуру талдычат про путь бесконечной радости. Врут, конечно. Любой из них сам умирает в муках, часто обдолбанный наркотиками, да еще и среди проституток. Но чтобы выжить на рынке, приходится обещать людям неограниченное и необусловленное счастье. "

". востребованная красивая девушка ведет себя с осаждающими ее самцами цинично и равнодушно именно потому, что она понимает свою роль в мужском мире. Она нужна только как утолитель похоти. Когда девушка перестает быть сексуально привлекательной, она теряет социальную ценность, и все направленное на нее мужское внимание сразу исчезает… Что же удивительного, если на мужскую объективацию, превращающую ее в орудие наслаждения, она отвечает женской объективацией, превращающей мужчину в источник материальных благ? А если у него даже денег нет, а он все равно объективирует, пусть хотя бы помучается, урод… И мужчины почему-то считают это ненормальным."

"Знаешь, чем современный западный буддизм отличается от изначального? Будда подолгу глядел на разлагающиеся трупы в разных стадиях распада, постигая суть физического существования. А западный буддизм как бы постоянно пытается впарить тебе улыбающийся труп, покрытый толстым слоем оптимистичного макияжа – потому что сегодняшний будда должен преуспеть на рынке."

". твоя настоящая идентичность – не гендер или раса. Это твоя search history[ История поиска в интернете.. Ты можешь сама не понимать до конца, кто ты. Твоя подлинная идентичность известна только ребятам из Гугла. Ну еще из Агентства национальной безопасности…"

"Все духовные учения пытаются приватизировать нечто такое, что совершенно вне их разумения и власти. Мало того, их приверженцы ведут себя так, будто они эту власть имеют. Словно дикари, которые по очереди забираются на огромную гору и вопят: я бог горы! Я! А гора про них даже не знает. "

"Люди – это живые нитки, которыми сшита реальность. Какой у человека может быть путь, кроме того, чтобы просыпаться утром и засыпать вечером? . Вот ты появилась, описала свою траекторию в жизни и исчезла. Тебя больше нет, но ты что-то собою связала, соединила, скрепила. Рассасывающаяся нить, как при хирургической операции. Тобою сшили ткань творения – нечто такое, о чем ты даже не имеешь понятия. В чем смысл нитки? В чем ее назначение? Да просто в том, что это нитка. Но каждая нитка при этом думает, что все дело в ней, потому что у нее самая красивая попка в инстаграме."

"Вот есть ткацкий станок, или прялка – где делают ткань. Если ткань с узорами, то они возникают на вертикальной раме постепенно, нитка за ниткой, при каждом ходе прялки, и смысл красной или синей нити не в ней самой, а в узоре, куда она войдет. Мир наш похож на такую ткань, где мы – нити. В том смысле, что каждый человек, или зверь, или дух живет и сражается так, словно все дело в нем, но сами по себе существа бессмысленны. Есть только ткань, куда они вплетены как части – полотно пестрое, яркое и страшное, не видное и не внятное целиком никому, кроме бога. Если люди отворачиваются от создаваемого из них узора, они видят лишь одно: распад и разрушение своей смертной природы."

"Если сравнить наш мир с шелковой робой, то мы черви, выделяющие из себя шелк – а мним себя вышитыми на робе картинами, которых и нет-то нигде, кроме как в нашей памяти."

"Я давно знал, что риторы, софисты и спорщики прячутся за словом «бог», когда у них иссякают аргументы. "

"Наверно, мы все немного телепаты, но эту способность блокирует постоянная болтовня.."

(про распад СССР):
"Наши люди тоже когда-то думали, что у них самая устойчивая система, И тоже верили, что без нее будет лучше. Всюду так думают… Люди не понимают самого главного - Своей скоротечности. Они считают, что перемены будут происходить с миром, а они будут их наблюдать, попивая мохито. Но под нож пустят именно их, потому что система, которую они так не любят – это и есть они все вместе. Но про это в песне «Wind of Changes» ничего нет. А начинаться она должна так: «Все, кто слышит эти звуки – приготовьтесь к скорой смерти!». "

". корова похожа для нас на вторую маму. В детстве мы пьем ее молоко. А потом чуть подрастаем и начинаем есть ее мясо… Очень по-человечески."

". тишина – это то, с чего начинается любой звук и чем он кончается. Откуда он происходит и куда возвращается. Если бы у звуков был бог, им была бы тишина…"

"Бог как малыш. Он пускает мыльные пузыри с крыши. Ему не надо, чтобы эти пузыри его любили. Ему надо, чтобы они красиво блестели на солнце. Остальное он им простит.
– А Пузыри его простят? – спросила я.
– Скорей всего, они просто лопнут, и их мнение будет уже не особо важно… Правда, у святой Церкви есть еще воскрешение из лопнутых."

"Пойманная в силки материи душа действительно страдает и в начале, и в конце своего пути. Но между этими вратами бывает, что она наслаждается, радуется, надеется – словом, живет… Искупается ли одно другим? Боги не знают. Поэтому решать судьбу мира доверено человеку."

"Все-таки в современном прогрессивном американце русофобия – это одна из биологических жидкостей. . Потому что всем этим корпоративным анархистам и имперским сварщикам много лет объясняют по Си-эн-эн, что их фашизм – это не их фашизм, а коварно заброшенный к ним русский, а сами они белые и пушистые драг-квинз."

". у Путина есть духовник – и черт знает, что попы ему нашептывают. Хочется надеяться, что у них там нормальный бизнес – ну а вдруг они правда в бога верят?"

"Как вообще можно подпускать к ядерной кнопке последователей авраамических религий, которые возлюбили Господа и в рай хотят? Они же туда поедут на наших спинах. "

"Я где-то читала про древнегреческого философа, учившего, что любому человеку, попавшему в наш мир, лучше всего немедленно покончить самоубийством. Многие ему верили. Сам он этого не делал. А когда его спрашивали почему, отвечал так: должен же кто-то здесь задержаться, чтобы указывать заблудшим душам дорогу… Стоять, образно говоря, с лампой на зловещем берегу… Чисто из гуманизма."

"Мир по-прежнему не понят – но сегодня это непонимание выражают настолько сложные теории и гипотезы, что обсуждать их способны лишь лучшие умы человечества"

"Цель человеческого существования не известна никому из людей по той единственной причине, что не может быть ими понята – и осознание этого факта есть высшая доступная человеку мудрость. Объяснение находится на другом уровне реальности, куда человека при всем желании нельзя взять в гости. У него нет органов чувств и механизмов постижения, способных прикоснуться к разгадке. Все теории людей о том, почему они есть и что такое этот мир – просто рисунки головешками на стенах пещеры, из которой человечество так и не вышло, потому что выхода из нее нет…"

"Есть такая народная примета: когда здоровые бородатые мужики начинают быстро повторять «Аллаху акбар», жди неприятностей."

"Ни одной сложной вещи не существует целиком и сразу. Что-то простое уходит из поля нашего внимания, и что-то простое приходит на смену. Взять хоть нашу музыку. В строгом смысле ни одной «песни» не существует. Есть только тот звук, который мы слышим прямо сейчас – и, чтобы прозвучало то, что мы называем песней, все звуки должны умереть нота за нотой. Целиком и сразу песен нет нигде. Строго говоря, их не существует. Но это не мешает нам слушать их с утра до вечера."

"Про коронавирус пока мало информации. Но похоже, отличается от плохого гриппа в основном хорошим пиаром. Под который всех обдерут как липку и спишут все, что украли. Серьезные люди сжигают бухгалтерию в мировом масштабе."

Цитаты были выбраны исключительно по личным ощущениям. Скорее всего после прочтения Вы запомните другие цитаты.

Следующая цитата

Можно погрузиться в теории Конфуция и Далай Ламы и внушить себе, что главное в жизни - спокойствие. Эти мудрецы твердили всю свою жизнь: главное, что ты проснулся, дышишь, видишь и слышишь. Все остальное - такая ерунда.

Сложно с этими словами не согласиться. Но и самовнушения надолго не хватает. Адекватный, взрослый человек постоянно анализирует свою жизнь и понимает, где накосячил, где смалодушничал, где упустил отличные возможности.

И на этом фоне Конфуций звучит как "Не умер и уже хорошо". Но это - не хорошо. Человеку хочется понимать, что он не отброшен на край цивилизации, а что-то из себя представляет.

Ему хочется осмыслить, что происходит вокруг, что мешает ему быть счастливым и взять от жизни все то, что он наметил.

Я собрала несколько жестких и циничных цитат российского писателя Виктора Пелевина, которые наводят порядок в голове:

Читайте также: