Павел петрович блонский цитаты о воспитании
Обновлено: 21.11.2024
Ставить вопрос о том, что развивалось раньше — речь или мысль, — неправильно: речь, подлинная речь, без мысли не речь, и мысль без слов не существует. Речь и мышление, внешняя и внутренняя речь, развивались одновременно. Как и внешняя речь, внутренняя речь социального происхождения: начало ее надо искать не в чисто физиологических причинах (превращение шепота во внутреннюю речь) и не в эгоцентризме, а в том, в чем надо искать происхождение вообще речи — в общении. Но если так, то тем самым мышление — социальный продукт…
Следующая цитата
Не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! © П.П. Блонский
Одна из ярких страниц первых десятилетий развития советской педагогики связана с деятельностью педагога, психолога и философа Павла Петровича Блонского .
В 1920-е гг. он руководил Московской Академией народного образования, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе, вёл активную общественную работу в качестве депутата Моссовета и члена правления Московского губпроса. В 1930-е гг. и до самой смерти в 1941 г. Блонский занимался преимущественно преподавательской деятельностью и руководил лабораторией мышления в Московском институте психологии.
Сегодня Блонский считается одним из основоположников отечественной педагогической психологии, однако около 20 лет – до начала 1960-х годов – его имя практически не упоминалось в истории советской педагогики и психологии по идеологическим соображениям.
Следующая цитата
"До конца университета я педагогикой совершенно не интересовался, нигде ей не учился и ничего по ней не читал. В мое время в университете существовал только необязательный курс педагогики, но я ушел с первой же лекции. Ни одной педагогической книги я даже в руках не держал. Да и теперь книги по педагогике составляют приблизительно лишь одну двадцать пятую часть всех моих книг, и лежат они (за исключением, быть может, 10—15 книг) на самой нижней полке вместе со старыми журналами. Откровенно сознаться, я и сейчас считаю педагогическую литературу самой скучной в мире. Не люблю я и разговаривать на педагогические темы. И вовсе не случайно я не раз писал: «Учитель, будь человеком!»
Чем же я интересовался в гимназии и университете? Самообразованием, людьми и жизнью. В свое время я очень прилежно работал по тогдашним программам для самообразования, да и сейчас, насколько могу, я стараюсь держать себя в курсе самых различных наук. Конечно, это не удается, как не удавалось и раньше, но к этому я всегда стремился и стремлюсь. Самые любимые мои собеседники — люди не моей специальности".
Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.
Читайте также: