Патриарх тихон белавин цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Божией милостью, Мы, смиренный Тихон,
Патриарх Московский и всея России,
всем верным чадам Российской Православной Церкви:
благодать и мир вам да умножится.

Ныне исполняется три года возведения Нашего недостоинства в сан патриарха.

В годину гнева Божия на Русскую землю, в дни многоскорбные и многотрудные вступили Мы на древний престол патриархов Российских. И многие ждали тогда от Нас, что вместе с церковным кораблем и РУССКИЙ НАРОД БУДЕТ УПРАВЛЕН И проведен Нами чрез пучину зол и бедствий, облегающих ны. Но и до днесь испытания изнурительных войн и междоусобной брани, смута и разруха, голод и нестроения терзают Родину нашу.

Но если надежды и чаяния избавления и спасения предъявляют Церкви Христовой и Нам — ее смиренному служителю, то и средства для спасения подобает искать и почерпать лишь в своей области. И Мы считаем, что средства для спасения Родины подобает искать и указывать не в тех или иных формах правления, не в тех или иных общегосударственных начинаниях, быть может важных, нужных и полезных, но находящихся вне Нашей области, которая вся не от мира сего, и, будучи прежде всего служителем Духа, Мы должны указывать иные, не земные, — высшие духовные начала: веру в Промысл Божий, сознание своей греховности, сознание людского бессилия, покаяние, любовь к ближним, прекращение раздоров, искренняя и горячая готовность, и не на словах только, а на деле, жертвовать всем дорогим ради спасения Родины, памятуя непреложность закона, что «праведность возвышает народ, а нечестие умаляет племена» (см.: Притч. 14:34), что «семя свято — стояние

мира» (см.: Ис. 6:13) и что «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены и искоренены из нее» (Притч. 2:21-22). А посему в поучениях, обращениях и посланиях Наших звали Мы верных чад Наших к покаянию, к вере, любви, к прекращению междоусобной вражды, к прощению, а не к мщению.

Звали и зовем к согласию классов, к тому, чтобы попытаться мирно сговориться друг с другом и принять участие в общем деле спасения Родины.

Звали и зовем к насаждению реформ не путем насилия, а путем постепенного широкого нравственного влияния, просветления личности и перевоспитания общества на чисто христианских началах, без чего всякие реформы в конце концов сведутся на нет.

Лишь на этих основаниях возможно спасение государства, ибо само несчастье, обрушившееся на Родину нашу, ниспослано нам за беззаконие наше, и доколе не вразумится русский народ, доколе в основание спасения своего не положит учения евангельского и не будет новую свою жизнь строить со Христом и во Христе, не отвратится от нас карающая десница Божия.

И уже под безграничной милостью Божией все глубже и глубже в сознание народа проникает убеждение в необходимости таких коренных нравственных реформ и такого очищения духа, а наша Святая Церковь становится поистине светильником в тем-

ном месте и пристанью для корабля, плывущего по бурному житейскому морю и для широких народных масс и для интеллигентских кругов, недавно еще чуждавшихся Церкви, а ныне, в лице лучших ее представителей, выступающих на работу церковную и зачастую почитающих великим счастьем принимать священный сан, становясь в ряды смиренных служителей алтаря.

И при виде сего укрепляемся Мы в вере в том, что хотя, быть может, и не так еще близко спасение Руси и Мы не доживем до этих радостных дней, не войдем в покой и в обетованную землю, но все же, подобно Моисею, приложимся к отцам своим, зряще издалече с духовных высот Святую Русь воистину Святою.

Следующая цитата

1. Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатью, она размягчается в обычном своем ожесточении, как воск делается мягким от действия огня.

2. Надобно, говорит святый Григорий Богослов, прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; освятиться, потом освящать.

3. Как тело наше не может жить без воздуха, так и душа наша — без дыхания Вседержителева, — без благодати Божией, а благодать паче всего привлекается к человеку чрез усердную и пламенную молитву его к Богу.

4. Христианство немыслимо без Христа.

5. Слово Божие есть молот, разбивающий и смягчающий наши каменные сердца; есть огонь, пожигающий нечистоту греховную и согревающий наши холодные сердца.

6. Поставь себе за правило читать слово Божие ежедневно, и читай его с благоговейным вниманием, и тогда то, что казалось тебе в нем давно известным, получит для тебя вдруг новый великий смысл и значение.

7. Христос Своим ученикам предсказывал скорби в жизни, не обещал Он Своим последователям и мирской власти, которая так привлекает к себе сердца людские.

8. В речах Христа нет ни «красивых слов», ни благозвучия, ни блеска ораторского, ни громких фраз, ни всей мишуры, которою украшается иногда человеческое слово, чтобы прикрыть свою слабость.

9. Надобно стараться, чтобы те добродетели, которые составляют истинное добро, были приобретаемы постом, а не для поста должны быть совершаемы действия тех добродетелей.

10. Сострадание, конечно, чувство в высшей степени почтенное, но только в таком случае, если оно носит трезвый и здравый характер, а не ложный и сентиментальный.

11. Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви.

12. Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца…

13. Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного.

14. Во Христе не обнаруживается никаких племенных недостатков, а, напротив, ярко выступает равномерное отношение между национальным и общечеловеческим, чего не достает передовым деятелям каждого народа.

15. Умоляем вас не отходить от единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения…

Источник: «Поучение преосвященного Тихона, епископа Алеутского и
Северо-Американского, к новопоставленному иерею», «О лице Господа
Иисуса Христа», «Вегетарианство и его отличие от христианского поста»

Следующая цитата

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Святый патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Следующая цитата

Во времена царя Фёдора Ивановича в Москве был устроен «высочайший престол патриарший». Но при Петре Первом, на рубеже веков, после смерти патриарха Адриана, выборы нового Святейшего не состоялись.

Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский — архиерей, пытавшийся сопротивляться самым радикальным и поспешным реформам первого русского императора. И в 1718 году усилившийся Пётр провёл церковную реформу, по существу, огосударствление Церкви.

Вековые традиции, на которых держалась Русь, выкорчёвывались безжалостно. Митрополит Стефан не принимал участия в разработке церковной реформы — и с грустью принял возложенную на него роль президента Синода. Ведь он был противником самой идеи этого учреждения. Духовный регламент для Синода сочинял, по большей части, Феофан Прокопович — правая рука Петра в делах церковных.

Больше двух веков в православной империи не было патриарха. И — вот она, ирония истории! — патриаршество удалось восстановить через несколько дней после взятия Зимнего, после Октябрьской революции, которая, как это вскоре стало ясно, превратит атеизм в официальную идеологию России. Более того, появление в политической жизни могущественных атеистических сил помогло сторонникам возрождения патриаршества отстоять свои позиции. Ведь на Соборе громко звучали и голоса против этого решения.

Многие (в особенности — профессура духовных академий) опасались, что в Церкви установится единовластие, эдакий абсолютизм. Говорили, что в первые три века существования христианства патриархов не было… Но после 25 октября 1917 все (за редким исключением) осознали, что патриарх Церкви необходим.

Именно тогда прозвучали на Поместном соборе слова епископа Митрофана:

«Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд».

Какой была атмосфера лета и осени 1917 года? Революционный хмель переплетался с ощущением тревоги, депрессии. В Москве власть советов завоевала первенство не бескровно — не то, что в Петрограде. Успенский собор, в котором начинался Собор, был обстрелян. Кремль заняли вооруженные представители новой власти — и Владимирскую икону Божьей Матери пришлось перенести в Храм Христа Спасителя, где продолжались богослужения, где избирали патриарха…

Сначала, по запискам, определили кандидатов. Значительно больше голосов, чем другие, получил архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101. За кандидатуру архиепископа Тамбовского Кирилла высказалось 27 человек, за митрополита Московского Тихона — 23, за митрополита Тифлисского Платона — 22, за архиепископа Новгородского Арсения — 14.

Но соборное избрание мог показать только жребий. Ни один из соискателей не выказывал властолюбия, не добивался своего избрания. Они — единомышленники — благочестиво устранились от «борьбы».

5 ноября три бумажных жребия запечатали в кожчевце и вынесли на амвон. Соискатели на литургии отсутствовали — чтобы избежать даже тени нездоровых страстей. После особого молебна началась церемония вскрытия ковчежца. Крышку поднял митрополит Киевский Владимир. Он же благословил старца Алексия (Соловьёва) вынуть один из жребиев.

Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» Всё было сделано для того, чтобы осуществилась воля Божья — так и восприняли это решение верные чада православной Церкви.

Александр Саплин. Избрание Патриарха Тихона

Делегация во главе с митрополитом Вениамином направилась в Троицкое подворье, чтобы объявить митрополиту Тихону об избрании его патриархом… Ответ владыки известен:

«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: „Плач, и стон, и горе“ и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль».

Так начинался жертвенный подвиг святителя Тихона.

Настолование патриарха состоялось всё-таки в Успенском соборе — в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября. В столицах уже утвердилась власть советов, которая в те дни еще представляла собой блок большевиков и левых эсеров. Но они сами ещё не верили в то, что пришли «всерьёз и надолго».

Патриарх Тихон принял крест «в минуты роковые». Это был крест патриарха Гермогена. Какой будет Россия? Продолжится ли атака богоборчества? От этих вопросов предстоятель Церкви не мог отмахнуться.

Большинство православных не принимало участия в политических баталиях, молясь о победах русского воинства… С лета 1917 в их сердцах царила растерянность. И патриарх попытается пробудить их своими «гермогеновскими» воззваниями. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы… анафемствуем вас, если только вы ещё носите имена христианские, хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

А потом случилась полномасштабная Гражданская война, невиданное ожесточение всевозможных активистов, террор и вспышки бандитизма, голод и погромы храмов. Рискнём высказать предположение: если бы в 1917-м году устояла петровская система государственного и коллегиального управления Церковью — православным труднее было бы отстоять веру в годы богоборчества.

Благодаря решениям Поместного собора 1917-го Церкви удалось установить диалог с государством в 1940-е, 70-е и 80-е, удалось подготовить возрождение последнего двадцатилетия. Всё же есть у сегодняшней юбилейной даты глубокий исторический смысл.

Читайте также: