Парменид о любви цитаты

Обновлено: 20.11.2024

Пармени́д из Эле́и — древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы. Свои взгляды выразил в метафизической поэме «О природе»название позднейшее, значительная часть отрывков которой дошла до нас; в ней содержатся основные положения элейской философии. Его учеником и последователем был Зенон Элейский.

К нему восходят начала метафизики. Он обратился к вопросам бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии; разделил истину и мнение.

По его выводу, истинно знание вечного, неизменного бытия, а «мыслить и быть — одно и то же». Его основные тезисы таковы:

Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём;

Бытие ни кем и ни чем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет;

Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;

У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара.

Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить .

Бытие одно, и не может быть 2 и более «бытий».

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — Небытием ;

Бытие сплошно , то есть не имеет частей.

Если бытие имеет части, значит части отграничены друг от друга — Небытием ;

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого;

Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

Так при возникновении должно быть Небытие ;

Бытие вечно пребывает на одном и том же месте.

Как пишет в БСЭ А. Ф. Лосев, — считая критерием истины разум, Парменид отвергал ощущения из-за их неточности. Диоген Лаэртский так передаёт его философию: «Критерием истины называл он разум; в чувствах же, — говорил он, — точности нет». По замечанию БСЭ , — отвергая ощущения и опыт как источник знания, Парменид противостоял ионийскому естествознанию, возражал против требования Гераклита «прислушиваться к природе». «Парменид — мыслитель действительно необыкновенной глубины», — говорит Сократ в диалоге Платона «Теэтет». Он был современником Гераклита, с которым спорил. Проф. Дж. Бернет назвал Парменида «отцом материализма».

Парменид происходил из знатной и богатой семьи; был также законодателем Элеи , где его чтили как высоконравственного человека.

Следующая цитата

Беспредельное (айперон) есть всяческая причина всякого рождения и уничтожения.

Части изменяются, целое же неизменно.

Ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь не могут быть первоначалами природы, так как, превращаясь друг в друга, они перестают быть тем, чем были. Но это противоречит определению первоначала (быть неразрушимым и одинаковым для всех вещей).

Число миров бесконечно и каждый из миров (возникает) из этой беспредельной стихии.

Беспредельное есть начало сущего. Ибо из него все рождается и в него все разрешается. Вот почему возникает и разрешается обратно в то, из чего возникает, бесконечное число миров.

Трусливое презренно там молчанье, где осуждения нужны слова

Из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности.

Вода, земля, воздух и огонь – начала природы противоположные друг другу по своим свойствам, находящиеся в вечном конфликте друг с другом.

Каждая вещь – либо первоначало, либо происходит из первоначала.

Бесчисленные небеса (миры) суть боги.

Все есть апейрон» означает, сколько начал (стихий) из апейрона возникает, столько в него и возвращается.

Первые животные родились во влаге и были покрыты колючей чешуей; по достижении известного возраста они стали выходить на сушу и там, когда начала лопаться чешуя, они в скором времени изменили свой образ жизни.

Из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время.

Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он – всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы

Анаксимандр Милетскй (610 - 547 вв. до н. э) - древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Высказал идею происхождения человека от рыб.

Следующая цитата

Парменид Элейский (ок. 540 [или 515] — ок. 470 до н.э.) — Древнегреческий философ, законодатель Элеи, главный представитель Элейской школы; учитель Зенона. Он обратился к вопросам бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии; разделил истину и мнение. Свои взгляды выразил в метафизической поэме «О природе» название позднейшее, значительная часть отрывков которой дошла до нас; в ней содержатся основные положения элейской философии.

Следующая цитата

Зенон Элейский (ок. 490 — 430 до н.э.) — Древнегреческий философ, представитель Элейской школы, ученик Ксенофана и Парменида. Знаменит своими парадоксальными рассуждениями на тему движения и множества, названными «апори́ями Зенона». Работы Зенона не сохранились и известны по изложению Аристотеля и его комментаторов. По сведениям Диогена Лаэртсого, Зенон участвовал в заговоре против элейского тирана того времени, имя которого Диогену точно было неизвестно. Был арестован и , при требовании выдать сообщников, откусил собственный язык и выплюнул его в лицо тирану. Зенон был казнён: его бросили в ступу и истолкли в ней.

Читайте также: