Отношение чацкого к просвещению цитаты

Обновлено: 15.05.2024

Главным героем пьесы является Чацкий Александр Андреевич. Именно его образ символизирует единственный положительный характер в комедии.

Молодой человек, оставшийся сиротой ещё в раннем возрасте, получил придворное домашнее фамусовское воспитание. Несмотря на то, что покровитель дал Чацкому сумел дать Чацкому достойное образование, однако привить ему собственное мировоззрение Фамусову не удалось. Будучи уже взрослым, образованным человеком, Чацкий вышел из фамусовского дома и начал жить отдельно. Вследствие чего, он решил бросить военную службу, но и не предпочёл чиновничью службу.

Автором пьесы показана непримиримость столкновения Чацкого с обществом Фамусова. Чацкий, в силу своего высокого развития, не понимает, какие морали, идеалы, принципы преследуют представители фамусовского общества. Герой не кривит душой, а говорит о своих взглядах прямо, за что и окажется осужденным.

Отношение к идеалам:

идеал Чацкого-свободная независемая личность,чуждая рабской приниженности.

Отношение к просвещению:

Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

Следующая цитата

Отношение к народу и крепостному праву
Век нынешний:
Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век минувший:
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к идеалам
Век нынешний:
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

Отношение к просвещению
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

Отношение к службе
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

Отношение к иностранному
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

Отношение к богатству и чинам
Век нынешний:
Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.
Век минувший:
Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

Отношение к любви, браку, счастью.
Век нынешний:
Искренность чувства.
Век минувший:
Любовь – притворство, брак по расчету.

Следующая цитата

Фамусов. Отношение к просвещению: «И в чтеньи прок – да не велик, всю ночь читаешь небылицы» . «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится» . «Ученье – вот чума, ученость – вот причина» . «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь» . «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя» .
Чацкий. Отношение к просвещению: «Как с ранних пор привыкли мы, что нам без немцев нет счастья» . «В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар! » «Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев» . «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бедный наш народ хоть по языку нас не считал за немцев» . «Нам каждого признать велят историком и географом! »

Следующая цитата

Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

«Как с ранних пор привыкли мы, что нам без немцев нет счастья».

«В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар!»

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бедный наш народ хоть по языку нас не считал за немцев».

«Нам каждого признать велят историком и географом!»

Отношение к идеалам:

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

Отношение к иностранному обществу:

«Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».

Читайте также: