Отношение болконского к женитьбе цитаты
Обновлено: 06.11.2024
«Отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись».
Андрей понимает, что отец рассчитывает на то, что за год много чего изменится, и женитьба не состоится, но решает последовать совету отца.
Болконский возвращается в Петербург после трехнедельного отсутствия. Все это время Наташа ждала его приезда и переживала. Она чувствовала себя несчастной в его отсутствии. Болконский, наконец, появляется, объясняет причину своего отсутствия, делает Наташе предложение.
Предложение руки было принято. Графиня узнает о том, что свадьба по желанию отца князя Андрея откладывается на год, зовет дочь и Болконский в ее присутствии объясняется ей в любви. Наташе был
задан вопрос, любит ли она Андрея, на него отвечает утвердительно. Внезапно в душе Андрея происходят перемены:
«Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и. доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее».
Состоявшуюся помолвку договариваются держать в тайне ото всех, за предстоящий год молодым следует узнать друг друга лучше, а уже затем сообщать о свадьбе. Теперь Болконский приезжает к Ростовым как жених.
Следующая цитата
Самые известные короткие фразы Андрея Болконского — главного героя романа «Война и мир».
Том 1 часть 1
Все кажется хорошим, что было прежде.
Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.
Том 1 часть 3
Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!
Том 2 часть 2
Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.
Люди вечно заблуждаются и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
Том 2 часть 3
Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях.
Я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее.
Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота. (Болконский говорит о Наташе Ростовой)
Первый вариант
Андрей Болконский — князь аристократического происхождения. Этот человек находится в поисках своего места в жизни. Его отец очень богат. У молодого князя есть сестра и жена, которая ждет ребенка. Хоть вроде бы у него полно поводов для счастья, Болконский несчастен. Он жаждет славы. Светская жизнь не для него, так как балы и бесконечные разговоры ему не по нраву. Да и смысла в этом Андрей не видит.
Болконский является настоящим патриотом. С наступлением войны он считает, что обязан отдать долг своей Родине. К тому же это отличный шанс прославиться. Ради славы он покидает близких людей, а ведь его жена в положении.
Спустя время князь понимает бессмысленность своей цели. Как оказалось, счастье уже есть, оно рядом.
Главный герой проявил эгоизм по отношению к своей семье. Его в любой момент могли убить, а родные потеряли бы близкого человека.
Серьезное ранение на поле битвы вызвало в нем прозрение, что слава пуста, к тому же требует огромных жертв. Он осознал, что важно беречь то, что уже имеешь.
Жизнь героя наполнена сложностями и проблемами: ранение, смерть жены во время родов. Но вскоре произошли изменения. Его жизнь вновь наполнилась любовью. Наташа Ростова зажгла в нем потухшую искру. Но счастье было недолгим. Предательство возлюбленной разбило все надежды на лучшую жизнь. Он вновь пошел на войну, где, к сожалению, получил смертельное ранение.
Несмотря на разочарования, Болконский познал, что такое безусловная любовь и прощение. Простив всех на свете, приняв и полюбив, он отправился в вечное забытье. В заключении сочинения хотелось бы написать синквейн:
Скучает, воюет, страдает,
От ранения после Бородино умирает
Том 3 часть 1
Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть.
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка.
Внешность князя Андрея
В то время как природа иронично пошутила с внешностью сестры Мари, обделив ее красотой и привлекательностью, внешность князя Андрея была полной противоположностью – он отличался небывалой красотой и привлекал людей своим внешними видом.
Детали его внешности мало известны: «князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». В романе множество эпизодов, когда либо сам автор, либо другие персонажи романа обращают внимание на красоту и грациозность князя Андрея, однако детального описания здесь нет, такое впечатление создается с помощью эпитета «красивый», позволяя читателям самим создать внешний облик этого персонажа.
Характеристика личности
Взирая на условия жизни и характер его отца, стоит предположить, что образ князя Андрея Болконского также не лишен сложных характеристик и качеств характера.
Так как Болконские были значимой дворянской семьей в далеко не первом поколении, то это привнесло значительный отпечаток на жизнь и воспитание Андрея. Он всегда находился в высшем обществе, поэтому все нюансы и правила этикета среди аристократов у него были отточены до автоматизма. Однако нельзя сказать, что Болконский был в восторге от такого времяпровождения – скорее наоборот, традиционность и предсказуемость встреч в аристократических кругах порядком утомила его и действовала раздражающе на Болконского: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».
В целом образ Андрея Болконского наделен положительными качествами – он целеустремленный и благородный человек. Его личность вызывает восхищение даже у тех людей, которые его недолюбливают – он умеет заслужить авторитет в любом обществе: будь то светское общество или армейские товарищи.
Однако многие персонажи отмечают и его отрицательные качества, в основном в таких случаях герои сравнивают его с отцом, признавая явное сходство некоторых качеств старого графа Болконского и его сына.
Так, например, Андрей довольно высокомерный и грубый человек. Время от времени он пренебрегает правилами поведения в светском обществе. Такое отношение может применяться к человеку любого пола и положения. Так, например, на балу князь Андрей самым невоспитанным образом игнорирует некоторых персонажей: «Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся».
Презрительное отношение к окружающим в большинстве случаев выражается с помощью невербальных способов – презрительной улыбки, скучающего взгляда. Хотя, при необходимости, с этой же целью подключается и вербальная коммуникация, как, например, «неприятный, насмешливый тон князя Андрея».
Князя Андрея нельзя назвать веселым человеком. В большинстве случаев он ведет себя сдержанно, лицо его беспристрастно и не выражает никаких эмоций. «Он редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху».
Предлагаем ознакомиться с образом Бориса Друбецкого” в романе Льва Толстого “Война и мир”.
Несмотря на такой набор качеств, явно действующих не в пользу Андрея, он был добрым человеком, который способный на великодушные поступки: «Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная от своих мужиков и до дворян».
Том 3 часть 2
Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много.
Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым.
Том 3 часть 3
Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души.
И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её. (О Наташе Ростовой)
Следующая цитата
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни. Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» – Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.
Толстой говорил: «Люди, как реки. » – подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова – проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.
Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера – не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.
Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом – таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.
Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? – говорит князь Андрей. – Та же любовь к другим. » Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.
На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь, – теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.
Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.
Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» – Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном. ». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.
Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я. стараюсь. жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.
Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея – горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.
Пьер заметил, что князь Андрей сильно изменился с их последней встречи, его взгляд стал «потухшим и мертвым», голос – «резким и неприятным», на лбу появились морщинки, «выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном». Пьер остро чувствовал состояние Андрея и всеми силами старался сдержать свое оживление. Но он чувствовал непреодолимую потребность поделиться своими мыслями, поэтому начал говорить, надеясь раскрыть другу глаза и одарить его тем счастьем, которым он был переполнен сам. Князь Андрей слушал его «не только с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер». Князь Андрей включился в разговор только за обедом, когда Пьер поведал ему о своей неудачной женитьбе и о дуэли с Долоховым. Но, разговаривая с Пьером, Андрей думал о своем, личном, и постепенно перешел в область философских размышлений. Так начался разговор о добре и зле, о счастье и несчастье, о праве человека судить об этом. Князь Андрей изложил свою теорию «отрицательного счастья» и «жизни для себя». Пьер же горячо и сбивчиво пытался доказать другу, что смысл жизни – в счастье «жить для других». Пьер, слушая Андрея, искренне сокрушался, как можно жить с такими мыслями, и не верил в их истинность: «Нет, я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите». Реплики друга не произвели никакого впечатления на князя Андрея, но и Пьера не убедила логика князя Болконского. Пьер ни в чем не убедил своего друга, но все изменилось, и взгляд у Андрея стал «лучистым, детским, нежным». И, по словам автора, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Слова Безухова «Надо жить, надо любить, надо верить» – указали князю Андрею путь к счастью.
Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни – любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.
История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.
Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.
После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» – эти вопросы не переставали тревожить Безухова.
В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («. и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.
Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».
Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент – это нечто совсем особенное, и слова друга – профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.
После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.
Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен – приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» – такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.
В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.
Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие – это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни – в единении с родным народом, в любви к этому народу.
Следующая цитата
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон необычных персонажей. Одни из них вызывают восторг и восхищение, другие наоборот действуют отталкивающе. Образ Андрея Болконского в романе – один из самых привлекательных, но в то же время и трагический. Его жизненный путь не отличается счастливыми моментами, хотя, безусловно, они и присутствовали в жизни Андрея Болконского.
Семья Андрея Болконского
Правильно сказать, что сложности в жизни Андрея Болконского начались с самым его рождением. Они не были связаны с его происхождением и статусом в обществе, напротив, с этой стороны Андрей Болконский имел определенные привилегии. Ему посчастливилось родиться в семье богатого аристократа, принадлежащего к знатному и старинному роду.
Сложности в жизни Андрея Болконского были связаны с характером его отца – упрямым и жестким. Когда Андрей был маленьким, это, судя по всему, мало его тяготило, но с взрослением ситуация начала кардинально меняться. В результате их отношения с отцом стали очень напряженными, а попытки общения заканчивались скандалом.
О матери Болконского Толстой не упоминает. Ее нет в живых, но как долго и какое влияние имела эта женщина на сына Андрея и, в частности, своего мужа, читателю не известно.
Андрей не был единственным ребенком в семье Болконский – у него также была родная сестра Марья. Девушка не отличалась красотой, но зато обладала чистой душой и добрым сердцем. Между братом и сестрой сложились дружеские доверительные отношения и оставались такими до самой смерти князя Андрея.
Школьные сочинения
«Война и мир» — роман, в котором передается сложное военное настроение того времени, описывается жизнь нескольких слоев населения. В этом произведении Толстой изображает портрет своего героя, показывает, кем был молодой князь.
Отношения с Лизой Мейнен
В романе мы знакомимся с уже взрослым Андреем Болконским – на момент начала повествования ему 27 лет. Князь Андрей в это время был женатым человеком и ожидал рождения своего первенца.
Женой князя Андрея стала племянница Кутузова – Лиза Мейнен. Несмотря на то, что такое родство имело все шансы стать удачным катализатором в его карьере военного, отношения супругов были построены не на корысти или расчете, а на романтических отношениях и любви. К сожалению, стать счастливым отцом и мужем у князя Андрея не получилось – во время родов Лиза умирает. Андрей пребывал в смятении – он как раз вернулся домой и застал последние часы жизни его любимой жены: «Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад».
Рекомендуем ознакомиться с описанием 3 части первого тома романа “Война и мир” Льва Толстого по главам.
Ребенку удалось выжить, его назвали Николенькой – в дальнейшем его воспитанием занималась княжна Мари – тетка Николеньки.
Вариант 1: кратко
(429 слов) Герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир», князь Андрей Болконский – лучший пример диалектики души (излюбленного литературного приема автора). Он ошибается, меняет жизненные ориентиры, но в конце находит один ответ на все вопросы. Чтобы лучше понять этот сложный образ, необходимо проследить все душевные «метания» персонажа.
На балу у Анны Шерер герой ведёт себя холодно, скучает. Он заявляет приятелю, что идёт на войну, потому что «так надо», и что светская жизнь ему не подходит. Болконский разочарован в женитьбе, не чувствует любви к беременной жене. После монолога он делает вывод: «Я конченый человек». В этом разговоре с Пьером раскрываются черты характера Андрея: это честолюбивый, решительный, умный, но неудовлетворенный судьбой мужчина, который жаждет обрести призвание. Поэтому князь идет на войну за своим «Тулоном». Но на Аустерлицком сражении он получает ранение. Лежа на земле, смотря на небо, он осознает, как вокруг «тихо, спокойно и торжественно». Все кажется ему обманом, а истина – в бесконечном небе. В этой части романа происходит внутреннее преображение героя: он отказывается строить карьеру на крови сограждан.
После возвращения Андрей признается Пьеру в бессмысленности своего прошлого образа жизни. Теперь же князь существует только семьи, ведь его сын остался без матери. Однако встреча с Безуховым оказала сильное влияние на героя. Пьер «заражает» своей верой в людей, он побуждает Болконского к новой, деятельной жизни. Болконский впервые после Аустерлица увидел то «высокое, вечное небо».
Чувство жизни вновь возрождается в персонаже в Отрадном. Андрей Болконский случайно слышит ночью разговор Наташи Ростовой. Герой не может понять, почему девушка так восхищается луной, звёздами. После этого Болконский по-иному воспринимает своего «старого друга» (дуба): он замечает в дереве весеннее преображение. Князь Андрей понимает, что жизнь не окончена, он влюблен. В нём закипела жизнь, он чувствует себя по-настоящему счастливым. Однако свадьба героев не состоялась. Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, что не смог простить князь Андрей. Это событие вновь опустило героя в бездну разочарования.
Но вот Болконский оказывается вовлеченным в события Отечественной войны. Перед нами персонаж, переживающий за судьбу своей страны, готовый пожертвовать собой. Но теперь для него война — это «самое гадкое дело в жизни». В перевязочном пункте Болконский замечает среди пострадавших Анатоля Курагина, которому оторвало ногу на фронте. Вместо ненависти князь Андрей испытывает к неприятелю чувство сострадания. Ему открылся новый мир, новое чувство – «та любовь, которую проповедовал Бог на земле». Это любовь к врагам, ко всему человечеству. Теперь он по-другому видит окружающий мир.
Смерть для князя Андрея стала пробуждением. Он переступил через всё человеческое, познал тайны неземной любви. Болконский осознал то, что недоступно для всех живых, потому на этапе высшего духовного развития он уходит из человеческого мира.
Андрей Болконский становится бессмертным образом земного идеала — вечной божественной любви, не подчиняющейся законам мироздания.
Из первого тома
«…влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез…»
Слова автора, характеризующие князя Василия Курагина. Чиновник отказывается помочь княгине Друбецкой перевести сына служить к Кутузову. Скоро придется просить в личных интересах власть имущих. Часто ведь не будешь беспокоить царских вельмож, чтобы не раздражать своей назойливостью. Лучше приберечь возможность прошения для себя.
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
Андрей Болконский обсуждает с двадцатилетним Пьером Безуховым, необходимость сражения с Францией. Юноша ищет в причинах межгосударственных конфликтов идейные соображения. Профессиональный офицер Болконский доказывает, что в каждой военной кампании ключевой фактор – экономический, чья то выгода.
«В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали»
Слова автора о диалоге между молодым Безуховым и Болконским накануне ухода второго на фронт. Пьер восхищается другом Андреем, эрудицией князя, способностью постигать новые знания.
«Деньги, сколько от них горя на свете!»
Мать Наталья Ростова просит мужа Илью Николаевича дать большие деньги подруге Друбецкой, чтобы собрать Бориса в полк. Графине больно, что подруге приходится унижаться, ездить по богатым дворам, искать необходимую сумму.
Видение великого полководца Андреем Болконским
Мнение Андрея Болконского о Бонапарте менялось. Сначала он видел его великим полководцем, «великим гением». Князь считал, что такой человек способен только на величественные дела. Многие поступки французского императора Болконский оправдывает, а некоторые не понимает. Что же окончательно развеяло у князя мнение о величии Бонапарта? Аустерлицкое сражение. Князь Болконский смертельно ранен. Он лежал на поле, глядел в голубое небо и размышлял о смысле жизни. В это время к нему подъехал его герой (Наполеон) на коне и произнес слова: «Вот прекрасная смерть». Болконский узнал в нем Бонапарта, но это был самый обыкновенный, маленький и ничтожный человек. Потом, когда осматривали пленных, Андрей понял, насколько ничтожно величие. Он полностью разочаровался в своем бывшем герое.
Герои романа об Андрее Болконском
Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»
Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.
Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.
Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.
Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.
Помолвка с Наташей Ростовой
Спустя некоторое время князь Андрей все еще не стал задумываться о повторной женитьбе. Задуматься о женитьбе его заставил случай. Князь Андрей, несмотря на свой противоречивый темперамент всегда пользовался популярностью у женщин, а состояние его отца делало Болконского желаемым зятем фактически в любой семье. Вскоре нашлась и кандидатура, подходящая на роль жены Андрея Болконского – ней должна была стать Наталья Ростова – младшая дочь графов Ростовых – почитаемого семейства в аристократических кругах. Князь Андрей встретился с Ростовой на балу и влюбился в нее, Болконский также стал причиной романтического волнения со стороны Натальи – девушка была пленена красивым и галантным молодым человеком.
Со сватовством Андрей не стал тянуть – Ростовы были в восторге от этого предложения и дали согласие на брак. Единственным человеком, которого не устроило будущая женитьба князя Андрея был его отец, он уговорил сына повременить со свадьбой и отложить ее на год. Под давлением Андрей соглашается и уезжает на лечение за границу – это событие стало трагическим в их отношениях с Натальей – девушка влюбляется в Анатоля Курагина и планирует с ним побег. Естественно, что такое положение вещей не могло порадовать принципиального Андрея Болконского – он так и не смог простить такую несправедливость по отношению к себе и затем все время искал встречи с Курагиным, чтобы отомстить за такой бесчестный поступок.
Из второго тома
«То, что справедливо и несправедливо — не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым»
Безухов и Болконский обсуждают философский вопрос субъективного восприятия справедливости. То, что один человек считает справедливым, с точки зрения его оппонента выглядит совершенно противоположно, порой, бесчеловечно.
«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол»
Болконский объясняет Безухову свою новую жизненную позицию. Андрей старается смягчить поведение своего жесткого отца, назначенного на должность командующего ополчением, чтобы старику не пришлось мучиться от последствий своих властных решений. Например, казнь вора.
«Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях»
Болконский мудро размышляет о сложной создавшейся ситуации — император Александр осуждает князя за отказ от военной карьеры, поэтому не хочет рассматривать законы, составленные им.
«бесконечное разнообразие умов человеческих,которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям».
Пьер Безухов пытается объяснить членам масонского братства планы развития тайного общества. Начинается дискуссия, граф убеждается, что сложно склонить большое количество оппонентов к единому мнению.
Отношение Болконского к Наполеону – основные аспекты
В ходе произведения Болконский о Наполеоне говорит по-разному. Ключевой момент в смене его взглядов на полководца – сражение, произошедшее под Аустерлицем. Рассмотрим изменение мнения князя поэтапно:
- 1805 год. Бонапарт для Андрея – кумир, герой. Некоторые поступки полководца он не считает достойными. Называет Наполеона частным лицом, совершившим действия, сложные для его понимания;
- Молодой, высокий, сильный представитель светского общества уверен – Бонапарт добился успеха, так как не был женат. Князь взял в жены Лизу, с которой не мог найти взаимопонимания и семейного счастья. Он уверен, что тратит свое время впустую;
- Войска проиграли сражение в 1805 году, предводитель тяжело травмирован, он не в силах покинуть поле. Полководец осматривает пострадавших участников, находит Болконского, направляет на лечение. Персонаж не смог увидеть Наполеона, но услышал его разговор с другими помощниками;
- Сражение стало ключевым аспектом. Андрей кардинально изменил свое мнение о кумире. Он изменил взгляды на жизнь, переоценил приоритеты, осознал поверхностность своего впечатления о завоевателе;
- После разочарования в полководце, князь проводит параллель между поступками, душой, моральными ценностями человека. Для Бонапарта главной была власть. Самовлюбленный кумир заботился исключительно о собственных целях, убивая, презирая других людей.
Ранение сказалось на дальнейшей жизни героя. Его шокировало отношение Бонапарта к людям, пострадавшим воинам, материальным благам.
Читайте также: